Программа внеурочной деятельности Ролевая игра (пояснительная записка)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рассмотрено»

Руководитель МО

МБОУ «СОШ №14»

___________

Е.В.Иванова

Протокол №1 от________

«Согласовано»

Заместитель директора

по НМР

_____________

Т.А. Морозова

___________2012 г._

«Утверждено»

Директор

МБОУ «СОШ №14»

___________

С.А. Пеленкина_______2012 г.



Рабочая программа

По внеаурочной деятельности курса «Ролевая игра»

для 1-4 классов

(уровень: базовый, профильный, общеобразовательный)

Учитель Зяблицева Вера Александровна

высшая квалификационная категория

педагогический стаж 33 года





Авторская рабочая программа составлена с помощью методического конструктора

ФГОС - Примерные программы внеурочной деятельности, М., Просвещение, 2011

2012/2013 учебный год



1. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочному занятию «Ролевая игра» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
  2. Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
  3. Учебного плана МБОУ « СОШ № 14» на 2012-2013 учебный год.
  4. ФГОС-Внеурочная деятельность школьников (Методический конструктор), М., «»Просвещение» 2011г
2. Общая характеристика внеурочной деятельности к курсу «Ролевая игра» Предлагаемый курс внеурочного занятия «Ролевая игра» связан с социализацией младшего школьника. Цель этого курса не только в получении знаний в области устройства классных и школьных сообществ, ролей всех субъектов, но и приобретении социальных знаний и понимания социальной реальности в повседневной жизни, обеспечивающей формой социальной пробы. Ввести ребенка в окружающий мир, в котором существуют нормы, правила. Дать первоначаль­ные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих норм и правил. А также предложить ребенку соответствующие способы позна­ния окружающей действительности. Рабочая программа реализует следующие задачи:
  • овладение знаниями устройства классного и школьного сообществ, ролей всех субъектов:
  • создание благоприятный условий для социализации каждого ребёнка, соответствующих его возрастным особенностям и возможностям;
  • формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных отношений, творческой деятельности;
  • воспитание интереса к смене ролей в повседневной жизни и для решения новых конкретных учебных задач;
3.Место учебного предмета в учебном плане. Согласно региональному учебному плану для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на 2012 - 2013 учебные годы, на изучение курса «Ролевая игра » в 1-4 классах отведено по 34 часа в год (по 1 часу в неделю) 34 рабочих недели.
  1. Описание ценностных ориентиров:
ЗАДАЧА-ДОМИНАНТА: формирование устойчиво-положительного отношения к ценностям: Человек-Познание. ПРИОРИТЕТНАЯ ЦЕННОСТЬ: Человек - Познание. Формирование социальных знаний и понимания социальной реальности в повседневной жизни, через участие ребёнка в социально значимых делах, организованных взрослыми.
5.Содержание внеурочной деятельности курса «Ролевая игра» 1) Основные приёмы знакомства (7ч) «Здравствуйте», «Калейдоскоп улыбок», «Роль- игра» «Игра- свод правил» 2) Социальные ситуации в классном и школьном сообществе (9ч) первый тип игры - игра с ролевым акцентом; второй тип игры - игра с деловым акцентом; третий тип игры - социально моделирующая игра. 3) Роли, нормы и правила ребёнка в школе (8ч) Примерный алгоритм создания типичной ролевой игры состоит из трех пунктов: подготовка игры, её проведение и обсуждение. 4) Ролевая игра - эффективная форма социальной пробы ребёнком(8ч)

Реклама.

Сделайте рекламу своему классу, школе, группе играющих, своей личности. Возможны коллективные и индивидуальные варианты.

Озвучивание.

Одна команда придумывает ситуацию и разыгрывает сюжет, но без слов. Другая команда придумывает текст к данной ситуации и озвучивает персонажи, при этом повторяя жесты, позы. Затем обе команды сопоставляют тексты обеих команд.

Вариант: озвучивание репродукций картин известных художников и т.д.

«Если бы я был…»

Игра-перевоплощение. Каждый участник должен выбрать себе какую-нибудь вещь (абажур, заноза, мороженое и т.п.) и погрузиться в её мир, вообразить себя этой вещью, ощутить её «характер». От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что её окружает, как она живет, что чувствует, о её заботах, пристрастиях, о её прошлом, её будущем. Эта игра должна проходить в несколько затемненном помещении, с элементами театрализации. Рассказывая о постороннем, случайном предмете, участники невольно говорят себе, это ведет к самораскрытию, при этом важно и то,
что они учатся изменять себя, управлять своим настроением.

Превращения.

Все и всё превращается в нечто другое, но не с помощью слов, а с помощью определения целесообразности действий. Аудитория превращается в лес. Тогда участники - в деревья, зверей, птиц, лесорубов и т.д. А если в вокзал - значит в чемоданы, поезд, пассажиров. А если в телевидение - в дикторов, телеоператоров, «звезд эстрады» и т.д.

Варианты: коллективная работа в микрогруппах, индивидуальное исполнение. При этом кто-то может делать шумовое оформление, изображать реквизит и т.д. В это игре можно инсценировать ситуации взаимопомощи персонажей, конфликтности, нейтральности и т.д.

Ролевое обсуждение.

Руководитель раздает членам группы листочки с обозначением той роли, с которой должен выступать данный человек в обсуждении. Роли могут быть: эрудит, ученик, критик, оратор, зануда, клоун и т.д. нас интересует внутренняя позиция, внутреннее отношение к явлению, которое им следует продемонстрировать во время дискуссии. Каждый знает о своей роли и ничего не знает о других. Предметом обсуждения может быть любое художественное произведение, событие реальной жизни.

Оживающие картины.

Каждая из групп ( 3-5 чел.) является персонажами известные в классе и в школе. Картины «оживают», персонажи действуют, участвуют в диалогах, а затем застывают.

Конкурс жанров.

Играющие берут известное произведение - это может быть сказка, пословица, стихотворение и разыгрывают сюжет в том или ином жанре: комедия, мюзикл, трагедия, мелодрама.

Сколько ты весишь.

В зависимости от настроения, физического самочувствия человек по-разному ощущает свой вес:

Неудача, плохое самочувствие, испорченное настроение наполняют человека тяжестью - он с трудом передвигает ноги, руки не поднимаются, голова не держится, всё тело налито свинцом; радость, влюбленность, счастье - дают ощущение легкости полета, невесомости.

Создаются несколько групп:

- веселые и радостные;

- солидные, но довольные;

- недовольные, усталые, обиженные;

- опустошенные, бессильные;

- огорченные, задавленные неприятностями.

Пройдитесь по аудитории, сядьте, встаньте, ощутите в себе изменение веса.

Варианты: группы создаются по желанию; на 1,2,3,4,5 рассчитайтесь; все участники счастливые, или всем не повезло.

Коллективный проект: «Моделирование и конструирование ролевой игры» 5) Коллективный проект по теме: «Какой я разный» 6.Результаты изучения: внеурочной деятельности курса «Ролевая игра» В результате изучения курса «ролевая игра» будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения выполнять социальные нормы и правила: В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформирована внутренняя позиция обучающегося и ориентация на моральные нормы и их выполнение. В сфере регулятивных универсальных учебных действий получат знание алгоритмов эффективного решения проблем. В сфере познавательных универсальных учебных действий научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра).






© 2010-2022