- Преподавателю
- Начальные классы
- Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Болонина А.А. |
Дата | 16.07.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе.
«Успех зависит на 15% от знаний
и на 85% - от умения общаться с людьми, "подать себя".
Д.Карнеги
Прав был Дейл Карнеги, который утверждал, что успех зависит на 15% от знаний и на 85% - от умения общаться с людьми, "подать себя". Не для кого не секрет, что в жизни бывает такое: знающий и компетентный человек в своей области, но не умеющий общаться с людьми остаётся в тени и наоборот не настолько знающий, но умеющий общаться с людьми, умеющий «себя подать» пробьётся и устроиться в жизни превосходно. Я хочу поделиться опытом работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий. На мой взгляд, коммуникативные УУД - это важная сторона учебного процесса. На протяжении младшего школьного возраста происходит активное формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Что же такое коммуникативность? Коммуникативность - это способность быстро и легко находить общий язык, приходить к общему мнению, устанавливать сходство суждений. Что может человек, живущий в социуме, если он не умеет общаться? Человек, лишенный общения, не может нормально развиваться. Поэтому очень важно учителям развивать в детях коммуникативные качества личности. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации. Коммуникативные УУД включают в себя: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; - формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю); - формирование невербальных способов коммуникации - посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.; - формирование умения работать в парах и малых группах; - формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).
Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы: - коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);
- коммуникация как кооперация (содержательное ядро - согласование усилий по достижению общей цели); - коммуникация как интериоризация (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии).
Существует великое многообразие различных форм и видов работы по формированию коммуникативных УУД. Вот только некоторые из них:
- игры
- пересказ, чтение наизусть, чтение с «копилкой» вопросов,
- словесное иллюстрирование,
- устный рассказ о героях, о личных впечатлениях по прочитанному тексту,
- задания - интервью,
- чтение по ролям,
- мини - инсценировки , театрализация,
- работа в парах и в группах,
- проекты и мини - проекты, творческие работы ,
- викторины, интеллектуальные командные игры, конкурсы.
С первых дней пребывания детей в школе, я начинаю активную работу по формированию коммуникативных УУД. Потому что, когда набираешь 1 класс то, как правило сталкиваешься с проблемой, когда дети 6-7 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является главным препятствием для установления полноценного контакта детей со взрослыми и сверстниками. Ребятам трудно договариваться между собой, подчиняться определённым правилам, даже слушать учителя на уроке. К моменту поступления в школу ребёнок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Но как правило словарный запас детей очень беден, поэтому возникает противоречие между имеющимся недостаточным уровнем развития речи и желанием успешного обучения. В то же время, именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Уже на первых уроках обучения грамоте я перед детьми ставлю учебные задачи, и сначала вместе со мной, а затем самостоятельно ребята объясняют последовательность учебных операций (действий), которые осуществляют для их решения. Так, например, проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи: определить количество звуков в слове, установить их последовательность, проанализировать «качество» каждого звука (гласный, согласный, мягкий, твердый согласный), обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью. В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но проходит немного времени, и дети начинают использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что, научившись строить план выполнения учебной задачи, дети уже не смогут работать по-другому. В результате дети учатся думать, правильно строить свою речь. Уже в 1 классе я поощряю детей, чьи ответы грамотные, полные, развёрнутые. В конце дня выявляются короли и королевы красивой речи. На своих уроках литературного чтения я предусматриваю такие задания, которые ставят ребенка в ситуацию, где необходимо высказать своё мнение.
- Дети готовят небольшие выступления, например на тему «Если бы я был писателем или писательницей, я бы закончил(или закончила) рассказ так…»
- Интервью с героями прочитанных произведений, причём: один ученик герой прочитанного произведения, другой журналист.
- Составление характеристики героев, театрализация. Так, например, при изучении стихотворения Ю,Тувима «Овощи», дети приготовили рекламу овощей.
- Работать должен каждый на общий результат.
- В группе должен быть ответственный.
- Своё несогласие высказывай вежливо.
- Любое мнение обсуждается, но не осуждается.
- Один говорит, другие слушают.
- Если не понял, переспроси.
каждый урок, как и внеклассная и внеурочная деятельность способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий.
Результатами своей деятельности по формированию коммуникативных учебных действий на данном этапе я считаю:
1.Умение детей учитывать позиции других людей.
2.Умение учащимися слушать, вступать в диалог, спрашивать.
3.Умение детей участвовать в коллективном обсуждении.
Во время уроков, праздников, экскурсий, различных видов групповой и парной работы, я стараюсь помогать детям, высказывать своё собственное мнение, создавать ситуацию, чтобы дети помогали друг другу, старались не смеяться над другими, а приходили на помощь товарищу. Конечно, не всегда всё получается. Некоторые дети испытывают трудности в общении с одноклассниками. Я всё же стараюсь, чтобы каждый ребёнок, даже «слабый» почувствовал свои успехи и увидел положительный результат своих действий.
При их использовании обогащается опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми; приобретается опыт учебного сотрудничества, осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе, осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами. Можно использовать на уроках следующие виды и формы работы:
Заданий, способствующих формированию коммуникативных УУД на уроках в начальной школе довольно много. Можно использовать на уроках следующие виды и формы работы: -работа в группах; - устный рассказ о героях, о личных впечатлениях по прочитанному тексту; - пересказ, чтение наизусть, словесное иллюстрирование; - проекты и мини - проекты, творческие работы; - викторины, интеллектуальные командные игры, конкурсы; - чтение по ролям; -мини - инсценировки; - работа в парах; - игры; - ситуативные тренинги; - «задания - интервью»; - «игротека».
На уроках окружающего мира проводим опыты. При изучении темы «Состав и свойства воздуха» в классе был проделан опыт, с помощью которого дети убедились, что при нагревании воздух расширяется. А на следующий урок Богданова Снежана облачившись в костюм фокусника приготовила к уроку окружающего мира свой опыт-загадку. Посередине блюдца горела свеча и в блюдце была налита вода, Поллитровой банкой накрыли свечу, через некоторое время свеча потухла и вода , находящаяся в блюдце вошла в банку. Нужно было объяснить, почему вода вошла в банку
12