Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе.



«Успех зависит на 15% от знаний

и на 85% - от умения общаться с людьми, "подать себя".

Д.Карнеги



Прав был Дейл Карнеги, который утверждал, что успех зависит на 15% от знаний и на 85% - от умения общаться с людьми, "подать себя". Не для кого не секрет, что в жизни бывает такое: знающий и компетентный человек в своей области, но не умеющий общаться с людьми остаётся в тени и наоборот не настолько знающий, но умеющий общаться с людьми, умеющий «себя подать» пробьётся и устроиться в жизни превосходно. Я хочу поделиться опытом работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий. На мой взгляд, коммуникативные УУД - это важная сторона учебного процесса. На протяжении младшего школьного возраста происходит активное формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Что же такое коммуникативность? Коммуникативность - это способность быстро и легко находить общий язык, приходить к общему мнению, устанавливать сходство суждений. Что может человек, живущий в социуме, если он не умеет общаться? Человек, лишенный общения, не может нормально развиваться. Поэтому очень важно учителям развивать в детях коммуникативные качества личности. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации. Коммуникативные УУД включают в себя: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; - формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю); - формирование невербальных способов коммуникации - посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.; - формирование умения работать в парах и малых группах; - формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).


Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы: - коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);
- коммуникация как кооперация (содержательное ядро - согласование усилий по достижению общей цели); - коммуникация как интериоризация (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии).
Существует великое многообразие различных форм и видов работы по формированию коммуникативных УУД. Вот только некоторые из них:

  • игры
  • пересказ, чтение наизусть, чтение с «копилкой» вопросов,
  • словесное иллюстрирование,
  • устный рассказ о героях, о личных впечатлениях по прочитанному тексту,
  • задания - интервью,
  • чтение по ролям,
  • мини - инсценировки , театрализация,
  • работа в парах и в группах,
  • проекты и мини - проекты, творческие работы ,
  • викторины, интеллектуальные командные игры, конкурсы.

С первых дней пребывания детей в школе, я начинаю активную работу по формированию коммуникативных УУД. Потому что, когда набираешь 1 класс то, как правило сталкиваешься с проблемой, когда дети 6-7 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является главным препятствием для установления полноценного контакта детей со взрослыми и сверстниками. Ребятам трудно договариваться между собой, подчиняться определённым правилам, даже слушать учителя на уроке. К моменту поступления в школу ребёнок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Но как правило словарный запас детей очень беден, поэтому возникает противоречие между имеющимся недостаточным уровнем развития речи и желанием успешного обучения. В то же время, именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Уже на первых уроках обучения грамоте я перед детьми ставлю учебные задачи, и сначала вместе со мной, а затем самостоятельно ребята объясняют последовательность учебных операций (действий), которые осуществляют для их решения. Так, например, проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи: определить количество звуков в слове, установить их последовательность, проанализировать «качество» каждого звука (гласный, согласный, мягкий, твердый согласный), обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью. В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но проходит немного времени, и дети начинают использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что, научившись строить план выполнения учебной задачи, дети уже не смогут работать по-другому. В результате дети учатся думать, правильно строить свою речь. Уже в 1 классе я поощряю детей, чьи ответы грамотные, полные, развёрнутые. В конце дня выявляются короли и королевы красивой речи. На своих уроках литературного чтения я предусматриваю такие задания, которые ставят ребенка в ситуацию, где необходимо высказать своё мнение.
  • Дети готовят небольшие выступления, например на тему «Если бы я был писателем или писательницей, я бы закончил(или закончила) рассказ так…»
  • Интервью с героями прочитанных произведений, причём: один ученик герой прочитанного произведения, другой журналист.
  • Составление характеристики героев, театрализация. Так, например, при изучении стихотворения Ю,Тувима «Овощи», дети приготовили рекламу овощей.
Дети используют невербальные средства коммуникации мимику, жесты, позы, интонацию и т.п. при выразительном чтении стихов. В классе очень хорошо читают стихи Герасимова Дарина и Нитчук Егор. Они являются победителями городского конкурса «Художественное слово». Дети по-настоящему вживаются в образ при чтении стихов, используя при этом различные невербальные средства коммуникации. Не только на уроках литературного чтения, но и на уроках окружающего мира, математики, технологии, использую работу в парах. Я начинаю вводить эту работу с первого класса. Пары определяю по принципу «сильный - слабый», «средний - сильный», «средний - слабый». Организую такие виды работы в парах: «разговор по телефону» (проверка правила по русскому языку, по математике таблицы умножения), математический диктант с взаимопроверкой тетрадей, оценивание соседа по парте по шкале успешности, проверка решения по эталону. Целью проведения работы в парах я считаю выработку у детей умения договориться, умения общаться. Учащиеся привыкают работать в парах по правилам: обращаются друг к другу по имени, разговаривают тихо, учатся, как помочь, как просить о помощи, внимательно слушать ответ товарища, исправлять тактично ошибки, оценивать справедливо. Сверяют ответы с ключом (образцом). Ставят отметку товарищу по парте. В парах дети осуществляют взаимоконтроль, а также учатся планировать совместную деятельность. Совместную деятельность помогает организовать и групповая работа. Но этому нужно детей научить. Эта работа учит ребят брать на себя инициативу в организации совместной деятельности в группе: 1) Дети распределяют роли. 2) Определяют функции каждого члена группы. 3) Планируют деятельность. На самых первых этапах групповой работы мы с детьми разрабатываем правила работы в группе.
  1. Работать должен каждый на общий результат.
  2. В группе должен быть ответственный.
  3. Своё несогласие высказывай вежливо.
  4. Любое мнение обсуждается, но не осуждается.
  5. Один говорит, другие слушают.
  6. Если не понял, переспроси.
При такой работе «абсолютной» тишины достичь трудно, но я ввожу условные знаки: «Прошу тишины». Эта работа очень нравится детям, так как каждый учащийся, выполняя свою роль, выполняет общую работу. Даже дети с низким уровнем работоспособности пытаются включиться в работу группы. Во время выполнения практической работы дети часто сталкиваются с проблемой, конфликтом, ищут способы разрешения и делают свои первые открытия. Так, например, при изучении темы по математике «Новая единица длины: метр». При измерении длины и ширины класса с помощью обычной школьной линейки, дети столкнулись с проблемой, что это долго и неудобно и практически самостоятельно подошли к новой единице измерения - метр. На вопрос: «Как будет удобнее выполнить эту работу?» Дети сразу ответили, что большой линейкой, в которой содержится 100см это сделать удобнее (и обязательно находится тот, кто добавит, что линейка эта метровая и в ней содержится 100см или 1 метр). Измерив метровой линейкой длину класса, дети убеждаются, что это гораздо быстрее и удобнее. Считаю эффективными «Уроки-путешествия».На одном из уроков окружающего мира по теме «Достопримечательности Москвы», было организовано заочное путешествие. Дети, побывавшие в Москве, организовали заочную экскурсию по столице. Катя Пыркина рассказала, как побывала с родителями на Красной площади. Никита Сувалов приготовил сообщение с презентацией о Третьяковской галерее. Наташа Щанкина рассказала о цирке на Цветном бульваре. В результате урока у ребят расширились представления о столице. Дети учились работать в малых группах, объединившись в микрогруппу, ребята приготовили театрализованное сообщение о башнях Красной площади. В работу на уроках ввожу проектную деятельность. Так при изучении темы «Размножение и развитие растений», Чернышёва Лиза представила ребятам свой проект «Как я выращивала астры». Уроки-экскурсии сближают детей, дают возможность общению вне класса. В рамках урока окружающий мир, по теме «Мой город» мы выезжали в краеведческий музей и совершили прогулку по набережной Волги. Такие выздные уроки, не только сплачивают детей, но и способствуют развитию коммуникативных УУД. Коммуникативные действия формируются и во внеклассной работе. Дети моего класса активные участники конкурсов различного уровня. В этом году мы с Титовой Ксенией принимаем участие в конкурсе «Аленький цветочек». Для нас проект на тему « Маленькая история моей семьи в большой истории Родины» своеобразное исследование. Сборная команда 3 А и 3 Б классов в этом году участвовала в городском краеведческом конкурсе «Симбик». Дети грамотно и полно формулировали ответы на вопросы, приводили аргументы, доказательства. Наша команда заняла 3 место. Коллективно-творческие дела, совместная подготовка к праздникам даёт широкие возможности детям работать в парах, в группах, индивидуально. Дети любят проявлять свою самостоятельность. Так у нас в классе появился свой хореограф Рашитова Софья, которая подбирает музыку, расписывает порядок и последовательность движений, подбирает танцоров. Проводит отбор. В результате мы увидели танцы «Вальс цветов» и «Осенний блюз». Дети очень любят поездки в кукольный театр, ТЮЗ и драматический театр. А на праздниках в классе ребята сами выступают в роли актёров. Театрализация вне урока помогает раскрепоститься и показать своё не только актёрское мастерство, но и мастерство речи. В рамках праздников дети любят проводить конкурс «Реклама». На празднике, посвящённом 8 марта, «будущий модельер» Нитчук Егор прорекламировал журналы мод, а Айзатуллова Аделина не только продемонстрировала модель сезона, но и описала свой наряд, рассказала о цветовой гамме и удобстве модели. Богданова Снежана хочет связать свою жизнь с наукой и потому не случайно к 23 февраля она подготовила для мальчишек загадку-опыт, связанную с темой урока окружающего мира «Свойства воздуха». Мальчишкам нужно было дать научное объяснение этому опыту. При использовании различных вышеперечисленных форм и методов работы по формированию коммуникативных УУД на уроках и во внеурочной деятельности обогащается опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми; приобретается опыт учебного сотрудничества, осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе, осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами. Внеклассная, внеурочная деятельность и, безусловно, уроки способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий. Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя: - желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»); - знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»); - умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе, вступать в диалог, выражать и аргументировать свою точку зрения. Во время уроков, праздников, экскурсий, различных видов групповой и парной работы, я стараюсь помогать детям, высказывать своё собственное мнение, создавать ситуацию, чтобы дети помогали друг другу, старались не смеяться над другими, а приходили на помощь товарищу. Конечно, не всегда всё получается. Некоторые дети испытывают трудности в общении с одноклассниками. Я стараюсь, чтобы каждый ребёнок, даже пусть даже «слабый» почувствовал успехи и увидел положительный результат своих действий.















































каждый урок, как и внеклассная и внеурочная деятельность способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий.
Результатами своей деятельности по формированию коммуникативных учебных действий на данном этапе я считаю:
1.Умение детей учитывать позиции других людей.
2.Умение учащимися слушать, вступать в диалог, спрашивать.
3.Умение детей участвовать в коллективном обсуждении.
Во время уроков, праздников, экскурсий, различных видов групповой и парной работы, я стараюсь помогать детям, высказывать своё собственное мнение, создавать ситуацию, чтобы дети помогали друг другу, старались не смеяться над другими, а приходили на помощь товарищу. Конечно, не всегда всё получается. Некоторые дети испытывают трудности в общении с одноклассниками. Я всё же стараюсь, чтобы каждый ребёнок, даже «слабый» почувствовал свои успехи и увидел положительный результат своих действий.

При их использовании обогащается опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми; приобретается опыт учебного сотрудничества, осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе, осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами. Можно использовать на уроках следующие виды и формы работы:

Заданий, способствующих формированию коммуникативных УУД на уроках в начальной школе довольно много. Можно использовать на уроках следующие виды и формы работы: -работа в группах; - устный рассказ о героях, о личных впечатлениях по прочитанному тексту; - пересказ, чтение наизусть, словесное иллюстрирование; - проекты и мини - проекты, творческие работы; - викторины, интеллектуальные командные игры, конкурсы; - чтение по ролям; -мини - инсценировки; - работа в парах; - игры; - ситуативные тренинги; - «задания - интервью»; - «игротека».



На уроках окружающего мира проводим опыты. При изучении темы «Состав и свойства воздуха» в классе был проделан опыт, с помощью которого дети убедились, что при нагревании воздух расширяется. А на следующий урок Богданова Снежана облачившись в костюм фокусника приготовила к уроку окружающего мира свой опыт-загадку. Посередине блюдца горела свеча и в блюдце была налита вода, Поллитровой банкой накрыли свечу, через некоторое время свеча потухла и вода , находящаяся в блюдце вошла в банку. Нужно было объяснить, почему вода вошла в банку

12

© 2010-2022