• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Методическая разработка Формирование исследовательских умений и навыков обучающихся во втором классе в рамках предмета «Окружающий мир»

Методическая разработка Формирование исследовательских умений и навыков обучающихся во втором классе в рамках предмета «Окружающий мир»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методическая разработка

Формирование исследовательских умений и навыков обучающихся во втором классе в рамках предмета «Окружающий мир»




Табаковой Марины Александровны,

МОУ Болтинской СОШ Рыбинского района

учителя начальных классов


Рыбинский МР, 2015

Содержание


Введение 2

Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательских умений и навыков у младших школьников 4

1.1 Исследовательское обучение младших школьников: сущность и формы 4

1.2 Учет психологических особенностей младшего школьного возраста в процессе формирования исследовательских умений и навыков 6

Глава 2. Практический опыт формирование исследовательских умений и навыков учащихся начальных классов в рамках предмета «Окружающий мир» 10

2.1. Исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС начального общего образования 10

2.2 Анализ УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова 12

2.3 Серия упражнений по формированию исследовательских умений и навыков во втором классе в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова 13

Заключение 23

Список литературы 24

Приложение 26

















Введение


Не так давно все российские школы осуществили переход на новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования, в котором одно из центральных мест, несомненно, занимает проблема развития исследовательских навыков у учащихся. В данных условиях возрастает интерес к личности, имеющей основы и навыки исследовательского характера, способной самореализоваться, создать что-то новое или преобразовать. Давно выяснено, что каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности. В данном аспекте, исследовательская деятельность является одним из важнейших способов получения ребенком представления об окружающем мире. Но, к сожалению, не смотря на возрастные особенности количество материала, включающего задания на развитие исследовательских умений и навыков у младших школьников, очень мало. Из сложившихся противоречий исходит проблема нашего исследования: какова серия упражнений по формированию исследовательских умений и навыков на начальном этапе обучения. Объект исследования - процесс формирования исследовательских умений и навыков. Предмет исследования - серия упражнений по формированию исследовательских умений и навыков во втором классе в рамках предмета «Окружающий мир». Следовательно, целью исследования будет являться разработка серии упражнений по формированию исследовательских умений и навыков во втором классе в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова. Для того чтобы реализовать цель, мы рассмотрим некоторые аспекты выбранной нами темы, которые и являются задачами нашего исследования: - проанализировать теоретические основы исследовательских методов; - проанализировать возможности и условия развития исследовательских умений и навыков у младших школьников в условиях ФГОС; - систематизировать серию упражнений по формированию исследовательских умений и навыков во втором классе в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова; - разработать методические рекомендации по использованию выявленной серии упражнений. Методологической базой исследования являются работы А.В. Леонтовича, М.И. Махмутова, Ф.А. Мошера, А.С. Обухова, А.И. Савенкова. При осуществлении исследования использовались следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, синтез, наблюдение, качественный и количественный анализ результатов и систематизация. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Во введении обоснована актуальность исследования, определена проблема, цель, задачи, выявлены методы исследования, описана методологическая база. В первой главе мы даем обзор теоретических основ формирования исследовательских умений и навыков: раскрываются психологические особенности младших школьников и сущность исследовательской деятельности на начальном этапе обучения. Во второй главе прописываются условия формирования исследовательских умений и навыков в рамках ФГОС ННО - 2, дается анализ УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова, проведенный в рамках темы данной работы и на основе всего вышеизложенного прописывается серия упражнений по формированию исследовательских умений и навыков во втором классе в рамках предмета «Окружающий мир» с сопутствующими методическими рекомендациями по её применению. В заключении представлены выводы по исследуемой теме. В работе имеется библиографическое описание в количестве 27 источников и приложения, включающие серию занятий по формированию исследовательских умений и навыков во втором классе в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «»Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.







































Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательских умений и навыков у младших школьников

1.1 Исследовательское обучение младших школьников: сущность и формы

Современный мир постоянно меняется, заставляя динамично совершенствоваться все сферы нашей жизни, в том числе и образование. Доказательством этого явился Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), начавший своё действие первого сентября 2011 года. В соответствии с ним выпускник начальной школы должен обладать такими характеристиками, как:
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение. [5]
И исследовательская деятельность в данном аспекте как нельзя лучше помогает сформировать разносторонне развитую личность, способствуя общему развитию школьников, и непосредственно, таких показателей мыслительной деятельности как умение классифицировать, обобщать, отбирать все возможные варианты решения, переключаться с одного поиска решения на другой, составлять программу действий по своей работе, рассматривать объект с различных точек зрения, сравнивать различные объекты и их совокупности, а так же составлять задания по предложенной теме и проводить самоконтроль. Но что же в себя включают понятия «исследование» и «исследовательская деятельность»? А. И. Савенков в своей книге «Методика исследовательского обучения младших школьников» даёт следующее определение: «Исследование - это творческий процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности». В свою очередь, исследовательскую деятельность можно определить, как условие для развития способности смотреть и видеть, наблюдать, для развития личности в целом.

В основе исследовательской деятельности лежат:

  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;

  • умение ориентироваться в информационном пространстве;

  • умение самостоятельно конструировать свои знания;

  • умение интегрировать знания из различных областей наук;

  • умение критически мыслить.

Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие задачи исследовательской деятельности:
  • Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы.
  • Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования; публично представлять результаты исследования.
  • Воспитательные: создать такой продукт, который будет интересен и востребован другими.
В свою очередь, вся исследовательская деятельность делится на несколько этапов, которые способствую реализации данных задач: 1этап - Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования. 2 этап - Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти. 3 этап - Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования. 4 этап - Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи. 5 этап - Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования. 6 этап - Определение последовательности проведения исследования. 7 этап - Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания. 8 этап - Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы. 9 этап - Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования. 10 этап - Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. 11 этап - Обсуждение итогов завершенной работы. Не менее важным в исследовательской деятельности является создание благоприятных условий формирования исследовательских умений младших школьников среди которых выделяются: мотивированность, помогающая учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, возможность самореализации и самосовершенствования, целенаправленность и систематичность, творческая среда, психологический комфорт, личность педагога и учет возрастных особенностей, т.к. обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным. Таким образом, обобщив все изложенное выше, мы пришли к выводу, что, самостоятельная деятельность учащегося, должна быть, направлена на развитие:
  • мыслительных процессов и исследовательской активности;
  • умения видеть и вычленять проблемы, строить предположения об их разрешении;
  • умения ставить перед собой задачу;
  • умения строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений материального и идеального мира;
  • умения выдвигать гипотезы и обосновывать их;
  • умения удерживать одновременно несколько смыслов сложных явлений, событий, текстов, высказываний.

1.2 Учет психологических особенностей младшего школьного возраста в процессе формирования исследовательских умений и навыков

В настоящее время обучение вызывает большой интерес в обществе. В основе же успешного усвоения учебного материала лежит познавательный интерес. Он постоянно сопутствует учебной деятельности, если создаются условия для проведения учащимися наблюдений, постановки экспериментов, на основе которых младшие школьники могут сделать собственные выводы и умозаключения. Широкими возможностями для формирования исследовательских умений и навыков у младших школьников обладает учебный процесс. По словам В. С. Мухиной, развитие исследовательских умений и навыков у учащихся предполагает реализацию в учебно-воспитательном процессе следующих педагогических принципов: 1. Принцип ориентации на познавательные интересы учащегося. Исследование - процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности, в данном случае потребности в познании. 2. Принцип свободы выбора и ответственности за собственное обучение. Только при условии его реализации образование способно стать адекватным индивидуальным целям личности. 3. Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения. 4. Принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации. 5. Принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения. 6.Принцип формирования представлений о динамичности знания, т.к. содержание исследовательского обучения должно строится таким образом, чтобы опыт человечества представал перед учащимся не как сумма догм, не как свод незыблемых законов и правил, а как живой, постоянно развивающийся организм [15]. Исходя из вышеизложенного, цель учителя начальных классов в данном направлении - создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников с учетом психологических особенностей, которые мы далее и раскроем. Младший школьный возраст соответствует годам обучения в начальных классах. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа. Ребенок психологически готов к школьному обучению прежде всего объективно, т. е. обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития. У ребёнка в это время отлично развиты такие качества, как любознательность, воображение и память. Это, несомненно, важнейшие качества для каких-то собственных открытий, практических и исследовательских работ, с которыми он встретиться в школе. Внимание его уже относительно длительно и устойчиво, и это отчетливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой, элементарным конструированием и, наконец, в своих исследованиях. Ребенок приобрел некоторый опыт управления своим вниманием, самостоятельной его организации. Память его также достаточно развита - легко и прочно запоминает он то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами. Теперь не только взрослые, но и он сам способен ставить перед собой различные задачи, которые необходимо выполнить. Он уже знает из опыта: для того чтобы хорошо запомнить нечто, надо несколько раз повторить это, т. е. эмпирически овладевает некоторыми приемами рационального запоминания и заучивания. Это же поможет ему и в практических работах, то есть пока ребёнок окончательно не убедится в достижении своей цели, он не отступится. А ведь именно так совершаются открытия. Относительно хорошо развита у ребенка наглядно образная память, но имеются уже все предпосылки для развития и словесно-логической памяти. Повышается эффективность осмысленного запоминания. Речь ребенка ко времени поступления в школу уже довольно развита. Она, в известной степени, грамматически правильна, выразительна. То есть ребёнок уже может обобщать, сравнивать и делать какие-то выводы, доказывать свою точку зрения [12]. Отсюда видно, что возможности детей ко времени поступления в школу достаточно велики, чтобы начинать их систематическое обучение. Формируются и элементарные личностные проявления. Дети ко времени поступления в школу уже обладают известной настойчивостью, могут ставить перед собой более отдаленные цели и достигать их (хотя чаще не доводят дела до конца); делают первые попытки оценивать поступки с позиций их общественной значимости, им свойственны первые проявления чувства долга и ответственности [14]. Все вышеизложенное касалось объективной психологической готовности ребенка к школьному обучению. Но следует выделить и другую сторону - субъективную психологическую готовность. Желание и стремление учиться в школе, своеобразная готовность к новым формам взаимоотношений со взрослыми. Разумеется, и здесь очень велики индивидуальные различия. С поступлением ребенка в школу резко изменяется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Основной его деятельностью отныне становится учение, важнейшей общественной обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. А учение - это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребенка. Особенно трудоёмки практические задания, где ребёнок непосредственно является «подвижником» исследовательского процесса. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть. В этом же коллективе ему придётся работать, то есть в какой-то степени подстраиваться под него, или же наоборот руководить им. С первых дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Это противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, и наличным уровнем психического развития, развития качеств личности. Требования все время нарастают, и наличный уровень психического развития непрерывно подтягивается к их уровню [11].Многолетние исследования психологов показали, что старые программы и учебники явно недооценивали познавательные возможности младших школьников, что нерационально растягивать и без того скудный учебный материал на четыре года. Замедленный темп продвижения, бесконечное, однообразное повторение вели не только к неоправданной потере времени, но весьма отрицательно сказывались на умственном развитии школьников. Новые программы и учебники, гораздо более содержательные и глубокие, предъявляют значительно большие требования к психическому развитию младшего школьника и активно стимулируют это развитие. И соответственно новые программы стали больше внимания уделять развитию исследовательских навыков у младших школьников, так как они готовы к этому психологически [14]. Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничены. Помимо этого, произвольное внимание младшего школьника требует короткой, иначе говоря, близкой, мотивации [12]. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Начало обучения в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий с их стороны. Поэтому важнейшей задачей учителя является сделать исследовательскую деятельность учеников как можно более интересной и привлекательной, так как это принесёт больше пользы. Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость (в основном это характеризует учеников 1 и 2 классов). Неустойчивость внимания младших школьников есть следствие возрастной слабости тормозного процесса. Первоклассники, а иногда и второклассники не умеют длительно сосредоточиваться на работе, их внимание легко отвлекается. Следовательно, на первых ступенях обучения не стоит вовлекать детей в длительные практические работы, их внимание, а, следовательно, и интерес к работе пропадёт и всё будет бессмысленно [11]. Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях - усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным), и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание). Ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что даст возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться понятия, которые мы называем научными (в отличие от житейских понятий, складывающихся у ребенка на основании его опыта вне целенаправленного обучения). Это необходимо использовать при обучении младших школьников [12]. В рамках этих фактов особую важность приобретает вопрос индивидуальных различий в исследовательском поведении и уровнях развития исследовательских способностей. Маленькие дети, как следует из изложенного выше, рождаются исследователями, но стоит им немного подрасти, как по этому параметру их несложно дифференцировать, на тех, кто наиболее склонен и способен к активному исследовательскому поиску, и тех, кого это меньше привлекает и у кого это хуже получается. Поэтому требуется рассмотреть вопрос и о том, в какой степени исследовательские способности детерминированы генотипом, а в какой мере это свойство приобретается со временем под влиянием условий внешней среды. Мы частично уже ответили на этот важный, особенно с педагогической точки зрения, вопрос [14]. Природа экспериментирует постоянно, и каждый живой организм склонен к этому, что совершенно естественно. Именно поэтому исследовательский рефлекс - один из базовых, безусловных рефлексов. Очень важна биологическая роль потребности в исследовательском поведении. Эта потребность является пружиной, движущей силой развития и саморазвития. Благодаря её биологический организм становится активным соучастником прогресса своей популяции и всего живого. Уровень развития потребности в исследовательском поведении, как мы уже отмечали, находится в прямой зависимости от уровня психической организации живого существа. Чем выше уровень развития потребности в исследовательском поведении, тем интенсивнее развивается организм. Получается интересная закономерность: чем совершеннее нервная система, тем интенсивнее она себя совершенствует ( Ротенберг В. С., Бондаренко С. М.). Поисковая, исследовательская активность и является одним из основных механизмов, обеспечивающих это ускорение [14]. Разный уровень склонностей и способностей к исследовательскому поведению у разных индивидов объясняется точно так же, как в общей психологии трактуется дифференциация в развитии любых других способностей. Результат развития исследовательских способностей, достигаемый на каждой его ступени, изначально не содержится в генотипе и фатально им не определяется, при этом он не может быть произвольным, свободным от генотипических влияний. Уровень развития исследовательских способностей естественно детерминирован и генотипом, и средой, но самое важное то, что этот уровень определяют не доминирующие генотипические или доминирующие средовые факторы, а их индивидуальное комбинирование в результате случайных и потому трудно прогнозируемых обстоятельств жизни индивида. Определяющим на каждом этапе является то, что достигнуто на предыдущих уровнях, это - фундамент будущих достижений. Естественно, то, что упущено на одном этапе развития, может быть либо вообще невосполнимо в будущем, либо восполнено, но с существенными потерями [12]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что младший школьный возраст прекрасно походит для развития исследовательских умений и навыков. Учащиеся лучше усваивают новые знания, если они получили их сами, увидев, услышав или потрогав. Но также необходимо учитывать, что в данном возрасте у детей наиболее развито непроизвольное внимание, поэтому предлагаемые им исследования должны быть яркими и запоминающимися. Таким образом, задача учителя, использующего на уроках элементы исследовательской деятельности, направить заложенный природой исследовательский потенциал младшего школьника в правильное русло.

Глава 2. Практический опыт формирование исследовательских умений и навыков учащихся начальных классов в рамках предмета «Окружающий мир»

2.1. Исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС начального общего образования

Что такое начальная школа? Прежде всего, это фундамент для всего последующего обучения, которому следует уделять особое внимание. В связи с этим был создан и предварен в жизнь Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, который определил качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной школы, призванную обеспечить достижения следующих целей:
  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса
к учению, формирование желания и умения учиться;
  • духовно-нравственное и эстетическое воспитание;
  • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка.
Приоритетным направлением начального общего образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. И в этом еще одна отличительная особенность новых стандартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся.[20, с.85]. Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. К примеру, если на уроке русского языка отрабатывается такая форма устного высказывания, как интервью, то потом эта форма активно используется на уроках окружающего мира. Универсальные учебные действия нового стандарта должны способствовать не накоплению знаний, умений, а развитию личности (ее когнитивной и эмоциональной сферы, нравственности). Это - умение учиться, познавать мир, умение сотрудничать, быть толерантным. Иными словами, универсальные учебные действия, разработанные в рамках новых стандартов, и составляют конкретные обобщенные действия, которые лежат в основе генеральных способностей человека [20, с 25]. Рассмотрим развитие данных характеристик младшего школьника в рамках предмета «Окружающий мир». Стандарт предъявляет к данному учебному курсу следующие требования:
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Согласно новому стандарту дети должны овладеть различными видами исследовательской работы. Ученик при содействии учителя должен самостоятельно научиться результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения. Ещё одной особенностью ФГОС НОО является формирование у детей умения самостоятельного поиска информации. [20] Большое значение исследовательской деятельности для развития творческого потенциала и исследовательских умений стимулирует широкое распространение и внедрение в образовательный процесс различных форм исследовательской деятельности. И здесь очень важно, чтобы ребёнок на самом первом этапе своего обучения в школе мог прикоснуться к многообразию окружающей действительности, удивиться её тайнам и в процессе её познания испытать радость творчества, восторг открытия. В этом аспекте значение предмета «Окружающий мир» трудно переоценить. В то же время сам предмет, какими бы содержательными возможностями он не обладал, не может обеспечить развитие тех или иных познавательных интересов, исследовательского отношения к миру или исследовательских умений учащихся. Большое значение в данном случае принадлежит методу преподавания [18]. Как уже было сказано, важной и очень сложной задачей в исследовательском обучении выступает задача формирования высокой мотивации исследовательской деятельности. В особенности важна работа по активизации мышления учащегося по выявлению проблем. Именно от уровня исследуемой проблемы, от ее масштаба в основном зависит дидактическая ценность детских исследований. В формировании у учащихся устойчивых интересов к сложным, комплексным, многоуровневым проблемам, дающим старт исследовательской практике, активную роль могут играть специальные игровые методики, построенные на самых разных игровых сюжетах. Важно и то, что исследовательская деятельность изначально должна быть свободной и в какой-то мере нерегламентированной какими-либо внешними установками. В идеале её не должны ограничивать даже рамки самых смелых гипотез. Потому она значительно более гибкая, в ней больше места для импровизации [18]. Нужно отметить вариативность форм работы исследовательского обучения. Это может быть как индивидуальная работа, тогда формируются личностные универсальные учебные действия, так и групповая, когда формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Так же можно сочетать обе формы работы. То есть сначала дети работают индивидуально, проводят опыт, наблюдение, на экскурсии собирают каждый свою информацию, а потом уже в группах или всем классом анализируют и делают выводы. Различные формы работы позволяют разнообразить исследовательскую работу и делать её ещё более интересной. К тому же психология ребёнка такова, что ему будет интересно поделиться с другими, что же он узнал, открыл, исследовал [18]. Б.В.Всесвятский писал о том, что исследования влекут ребенка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то и другое при сопоставлении и обобщении дает прочный фундамент фактов (а не слов) для постепенной ориентировки детей в окружающем, для построения прочного здания знаний и созидания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что весь этот процесс - как процесс, отвечающий потребностям активной детской натуры, - окрашен положительными эмоциями [13]. Исследовательский метод - путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие - выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. Центр тяжести в обучении при применении исследовательского метода переносится на факты действительности, их анализ. При этом слово, безраздельно господствующее в традиционном обучении, отодвигается на второй план [18]. Таким образом, мы можем сделать вывод, что «исследовательское обучение» и «исследовательские методы обучения» в наше время понимаются как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Интерес к исследованиям может пропасть из-за постоянных трудностей, которые дети не в состоянии преодолеть самостоятельно. Тут им на помощь должен придти учитель. Задача учителя не рассказать ребёнку, что и как нужно делать, а сделать так, что бы ребёнок почувствовал, что это он сам смог решить проблему. Это не только сохранит его мотивацию, но и более того, повысит её [12]. Не последнюю роль в организации исследовательской деятельности играют и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Их использование на уроках окружающего мира обусловлено не только интересами учителя, но и требованиями современных учебных программ и образовательного стандарта. ИКТ позволяют привлечь широкую базу источников, что необходимо при исследовательской работе и реализации проектных технологий на уроках. Информационные технологии дают дополнительные возможности для исследовательских работ, делая их более полными, всесторонними, наглядными и яркими. Таким образом, можно сделать вывод, что с возрастающей ролью ИКТ в современном образовании данные технологии необходимо использовать на уроках с включениями элементов исследования, как наиболее удобные и мотивационные средства обучения.

2.2 Анализ УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить. Поэтому актуально требование личностно-ориентированного обучения. Педагогическая система Л.В. Занкова отвечает этим задачам, т.к. на первый план выдвигается развитие школьников. Интегрированный курс «Мы и окружающий мир» представляет ученикам широкую целостную картину мира с её внутренними взаимосвязями между различными областями знания - о природе, человеке, обществе в их историческом развитии. Более того, данный УМК системно учитывает современные особенности учебно - воспитательного процесса в общеобразовательной начальной школе, а инструментальность, лежащая в основе учебника «Мы и окружающий мир», помогает организовать специальную работу обучающихся по поиску информации в учебнике и за его пределами. Также она предусматривает перенос формируемых у обучающихся УУД непосредственно в жизненную ситуацию.

Таким образом, данный учебный курс призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и изменчивости окружающего мира, его противоречивости;

- развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность;

-формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и во времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь, делать обобщения и выводы, самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;

-воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности, на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как история, география, астрономия, биология, литературное чтение и построено в соответствии с требованиями ФГОС НОО - 2. В целом курс рассчитан на 68 часов и при изучении курса используется авторская программа Н.Я.Дмитриевой, А.Н. Казакова. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, состоящий из учебника, рабочей тетради и книги для учителя.

Мы проанализировали данный УМК с учетом возрастных особенностей учащихся данного возраста(2-й класс-8-9 лет) и в рамках темы нашей работы. Для более полного и точного анализа УМК нужно сделать акцент на том, что начальный этап обучения характеризуется такими качествами, как любознательность, воображение и памяти, которые непосредственно ведут к собственным открытиям, практическим и исследовательским работам, с которыми он встретиться в школе. Таким образом, опираясь на вышеупомянутые особенности учащихся младшего школьного возраста, мы проанализировали УМК «Мы и окружающий мир» для второго класса. Обращая внимание на тему данной работы, основной акцент ставится на формирование исследовательских умений и навыков через материал и сопутствующие упражнения данного учебника. В курсе раскрываются объективно существующие связи между природой и общественно-культурной жизнью человечества в их историческом развитии. Особенностью курса является его подчинение логике развития жизни на Земле. Первоначальные сведения о неживой природе служат базой для понимания процессов, происходящих на Земле, в результате которых возникла жизнь и живая природа. В свою очередь, знания о неживой и живой природе, то есть о природных особенностях окружающей человека среды, позволяют осознать закономерности развития истории человечества. Учебник состоит из 4 основных разделов («Общий взгляд на Землю», «Как изучают окружающий мир», «Космос и Земля», «Взаимодействие сил природы»). Каждая тема содержит разное количество уроков и соответствуют четырем учебным четвертям. Формулировка тем соответствует задачам данного УМК. В рамках данного учебника у учащихся формируются умения и навыки устного и письменного общения; поиска информации внутри одного источника знаний; поиска информации в разных источниках; практическое применение знаний и умений в жизненных ситуациях. Для создания условий выживания в мире информации в УМК продумана система работы, побуждающая школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею. В связи с тематикой нашей работы основной акцент мы делаем на заданиях, способствующих формированию исследовательских умений и навыков. В данном учебнике предлагается два вида упражнений данного типа: наблюдение и опытная работа. Они встречаются в каждом разделе, но их количество не достаточно для успешного формирования исследовательских умений и навыков и, более того, реализует только два этапа данного вида деятельности. Также, многие задания в данном учебники содержат элементы исследовательской деятельности (Посмотри вокруг себя и на рисунки. Какими сегодня стали предметы, пришедшие к нам из древности? Рассмотри рисунок. Используя свои знания, расскажите об устройстве термометра. Какими термометрами пользуются в быту? и т.д.). Если же говорить о темах данного УМК, то ведётся учет индивидуальных особенностей младшего школьного возраста и на первый план выдвигается проблема соотношения обучения и развития. Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что формы обучения предложенные в данном УМК позволяют школьникам самостоятельно делать выбор, принимать решения, объяснять и доказывать собственное мнение, излагать свои мысли. Созданные ситуации успеха и подобранные интересные творческие задания помогают учителю заинтересовывать детей и мотивировать их к дальнейшему изучению предмета. Таким образом, созданная нами серия упражнений по формированию исследовательских умений и навыков во втором классе будет дополнять данный УМК и способствовать развитию исследовательских умений и навыков.

2.3 Серия упражнений по формированию исследовательских умений и навыков во втором классе в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова


Учитывая особенности УМК «Мы и окружающий мир» , мы подобрали серию упражнений, которые можно использовать на уроках окружающий мир во 2 классе. В календарно-тематическое планирование мы внесли коррективы, с учетом использования данной серии упражнений по формированию исследовательских умений и навыков. Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир» (УМК «Мы и окружающий мир (2 класс)» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова) Общее количество: 68 часов.

№ урока

Тема урока

Содержание урока

Практические работы

Учебник (стр) Рабочая тетрадь

(№ задания)

Применение ИКТ

Примечание


ТЕМА 1: «Общий взгляд на Землю» (5 часов)


1.

Что вы уже знаете

об окружающем мире и нашей планете?

Связь прошлого с настоящим

Работа с физической картой полушарий и глобусом.

С. 3-7

№ 1,2

Презентация

Упражнение «Кто я? Что я?»

2.

Россия - Родина

космонавтики

Выделение главного

знания в тексте (проводится в течение года)

Работа с научно-познавательным текстом.

С.8-10

№ 6

Презентация

Упражнение «Что скрывает черный ящик»

3.

Материки и части света


Взгляд на Землю из космоса.

Работа с контурной картой Работа с физической картой полушарий и глобусом

С. 10-14

№7,9

Презентация

Упражнение «Что тут не так»

4.

Мировой океан Океаны Земли.


Исследование Северного Ледовитого океана.

Работа с контурной картой Работа с физической картой полушарий и глобусом

С. 14-20

№ 8,9

Презентация

Упражнение «Кто о чем»

5.

Проверочная работа.

Обобщающие задания



Работа с контурной картой

С. 20,вопросы 1-4

№ 9


Упражнение «Кто я? Что я?»



ТЕМА 2: «Как изучают окружающий мир» (9 часов)


6.

Экскурсия в природу


Какую информацию об окружающем мире помогают получить органы чувств, книги.

Работа с вопросами и рисунками в учебнике


С. 21-23


Упражнение «Зачем нам нужен…»

7.

Органы чувств. Зрение, слух, обоняние, вкус.

Практическая работа


Органы чувств и информация, которую они сообщают.. ОБЖ

Исследование. Работа группами

С. 24-26

№10-11

Применение электронной энциклопедии «Моё тело»

Упражнение «А может быть…»

8.

Осязание. Как сохранить

здоровыми органы чувств?


ОБЖ

Опыт с определением свойств объектов с помощью осязания.


С. 26-28

№12,13

Применение электронной энциклопедии «Моё тело»

Упражнение «Продолжай - ка»

9.

Книги. Наблюдения, рассуждения, выводы. Их роль в познании окружающего мира

Самостоятельная работа (задание № 14 в рабочей тетради). ОБЖ

Учимся наблюдать, рассуждать, делать предположения, пользоваться языком науки

С. 28-34

№ 14,15,16

Презентация

Упражнение «Кто о чем»

10.

Приборы помогают изучать

Окружающий мир.

Практическая работа.


Определение температуры воды с помощью

осязания. Изобретение приборов.

Термометр

Определение расстояния с помощью зрения.

С. 34-37

№ 17,18



11.

Средства информации.

Мы - исследователи

Книги, фильмы, интернет, картины.

Эксперимент

С. 38-41


Упражнения «По следам идем и ответ найдем»

12.

Тела и вещества


Ознакомление с твердым, жидким и газообразным состояниями тел и веществ,

с молекулами и атомами.



Составление схемы состава веществ

С. 41-43

№19,20


Упражнение «Представь себе!»


13.


Свойства веществ.

Демонстрация опытов.



Как вещества отзываются на увеличение или уменьшение тепла.


Демонстрация опытов Практическое применение полученных знаний.


С. 43-45

№ 21,22



14.

Экология.

Ознакомление с наукой экологией. Роль экологии в защите окружающей природы.


С. 46-47

№ 23


Упражнение «Полезный - бесполезный»

ТЕМА 3: Космос и Земля (14 часов)


15.

Космос. Солнце - звезда.


Что вы знаете о космосе?

Солнце - звезда. Наблюдения за Солнцем. Ориентирование по Солнцу в пространстве и времени (солнечные часы)

Практическое применение человеком полученных знаний о Солнце.

С.48-53

№ 3,4

Презентация

Упражнение «Кто лишний?»

16.

Строение Солнечной

системы.

Планеты, их расположение

Работа с атласом

С. 53-55

№ 24

Презентация

Упражнение «Я начну, я ты продолжи»

17.

Звезды и созвездия.

Практическая работа «Как

найти Полярную звезду»

Значение для человека изучения звезд и созвездий.

Работа с картой звездного неба Умение ориентироваться

по Полярной звезде

С. 55-58

№ 26,27

Презентация

Упражнение «Почемучка»

18.

Луна - спутник Земли.

Затмение Луны и Солнца.


Месяц, неделя

Наблюдение за Луной в течение месяца. Зарисовывание фаз Луны.

С. 58-59

№ 5,25


Упражнение «Кто я? Что я?»

19.

Время. Календарь


Самостоятельная работа.

.Год, месяц, неделя, сутки

п/р Умение ориентироваться во времени

С.60-64

№ 28,29



20.

Горизонт.

Знакомство с понятием «горизонт»


С. 65-69

№31


Упражнение «Словесная картина»



21.



Форма Земли. Горизонт




Доказательство шарообразности Земли. Вернуться к тексту «Россия - родина космонавтики»



Работа с глобусом



С. 69-71

№33


Упражнение «Я вижу…»

22.

Планета Земля.

Ее строение


Ознакомление с внутренним строением Земли, с понятиями литосфера, гидросфера, атмосфера, географическая оболочка


С. 71-74


№ 30


Упражнение «Кто лишний?»

23.

Ориентирование. Стороны

горизонта. Практическая

работа «Ориентирование»

Умение определять свое положение на местности. Умение ориентироваться на карте. Промежуточные географические направления

Практическая работа «Ориентирование»

С.75-79

№34


Упражнение «Докажи мне»

24.

Народные приметы ориентирования.

Компас. Практическая

работа

Ознакомление с народными приметами

ориентирования. Устройство компаса.

Учимся ориентироваться по компасу

Практическая работа «Ориентирование по компасу»

С. 79-82

№32


Упражнение «Кто я? Что я?»

25.

Глобус и географическая карта.


Работа с понятиями: глобус, географическая карта, экватор, полюса, полушария, ось, полярные круги, тропики, материки, океаны.

Ориентирование на глобусе и карте

Работа с физической картой полушарий и глобусом

С. 82-85

№ 36-38


Упражнение «Продолжай - ка»

26.

Рельеф и ландшафт


Азбука географии. Формы рельефа: горы, равнины, овраги, холмы

Моделирование ландшафта и рельефа Земли

С.85-88

№ 42


Упражнение «А может быть…»

27.

Рельеф и ландшафт родного края. Экскурсия в природу

Ознакомление с формами рельефа и ландшафтом

родного края


С. 88-89

№ 43,44


Упражнение «Кто лишний?»

28.

Обобщающие задания

Самостоятельная работа


С.89

№ 39-41


Упражнение «Ошибочка вышла»


ТЕМА 4: «Взаимодействие сил природы» (22 часа)


29.

Тепловые пояса Земли


Путешествие с Северного полюса на Южный полюс. Творческая работа

Работа с контурной и физической картами полушарий.

С. 90-92

№ 45


Упражнение «Кто я? Что я?»

30.

Времена года

Смена времен года в Северном и Южном полушариях. Наклон земной оси и особенности сезонов в жарком, умеренном и холодном поясах

Работа с теллурием или глобусом и источником света.

С. 93-97

№ 46,47


Упражнения «По следам идем и ответ найдем»

31.

Суша под Солнцем


Изменение поверхности Земли (рельефа) под воздействием Солнца.

Опыт с нагреванием воды и металлического ковшика, камня. Практическое применение полученных знаний

С. 97-100

№ 48


Упражнение «А может быть…»

32.

Внутренние силы Земли.

Стихийные бедствия.


Ознакомление с землетрясениями и вулканами, с изменением рельефа Земли под их воздействием. Тихий океан и его вулканы. ОБЖ.

Работа с физической и контурной картами

С. 101-103

№ 49


Упражнение «Почемучка»

33.

Контрольная работа за I полугодие






34.

Свойства жидкой воды.

Практическая работа

Определение свойств жидкой воды


Практическая работа

Определение свойств жидкой воды

С.104-105

№ 50, 51



35.

Тепло и вода.

Экология океанов.


Определение и сравнение времени, в течение которого нагревается и остывает вода

и металлическая пластина (камень). Знакомство с течением Гольфстрим, с Атлантическим океаном и их влиянием на климат Земли.

Работа с физической и контурной картами

С. 105-106


Упражнение «Я начну, я ты продолжи»

36.

Три состояния воды.

Водяной пар.


Изучение свойств газообразной воды

Демонстрация опыта.

Наблюдение за переходом

воды из одного состояния в другое.

С. 106-108

№ 51- 53

Упражнение «Что тут не так»

37.

Вода в твердом состоянии.

Практическая работа


Изучение свойств льда. Что такое снег? Значение льда и снега

в природе

Практическая работа «Свойства льда и снега»

С. 108-111

№ 51, 54



38.

Вода - растворитель.

Практическая работа


Исследование свойства воды растворять жидкие и твердые вещества

Практическая работа «Вода - растворитель»

С. 112

№ 58


Упражнение «Докажи мне»

39.

Фильтрование.

Практическая работа

Очистка воды от примесей

Практическая работа «Фильтрование»

С. 113-114

№ 59,60



40.

Подземные воды


Грунтовые воды, родники.

Минеральные источники. Гейзеры. ОБЖ


С. 114-116


Упражнения «По следам идем и ответ найдем»

41.

Обобщающий урок


Вода - уникальное вещество в природе


№ 55-57,

№ 61-62


Упражнение «Зачем нам нужен…»

42.

Атмосфера

Состав воздуха и его значение


С. 116-118

№ 63


Упражнение «Почемучка»

43.

Свойства воздуха


Упругость, сжимаемость.

Применение полученных знаний

Практическая работа «Свойства воздуха»

С. 118-121

№ 64


Упражнение «Угадай - ка»

44.

Ветры

Образование ветра. Грозные ветры


С. 122-128

№ 65,66


Упражнение «Словесная картина»

45.

Круговорот воды в природе


Взаимодействие компонентов неживой природы, осуществляющих круговорот (Солнце, вода, воздух). Участие живых организмов в круговороте воды


С.128-132

№ 69


Упражнения «По следам идем и ответ найдем»

46.

Работа воды и ветра.

Экскурсия в природу


Солнце и его роль в изменении рельефа. Изменение рельефа Земли под влиянием воды и ветра


С.132


Упражнение «Зачем нам нужен…»

47.

Охрана воды и воздуха.

Проблемы экологии

Экологические проблемы родного края


С.133-134

№ 70


Упражнение «Полезный - бесполезный»

48.

Природные явления и стихийные бедствия в вашей местности

Правила поведения в чрезвычайных ситуациях


С.

№ 67


Упражнение «Я начну, я ты продолжи»

49.

Проверочная работа



№ 71-72


50.

Обобщающий урок


Что важнее? Что главнее?


С. 134


Упражнение «Докажи мне»

ТЕМА 4: «Живая природа» (18 часов)


51.

Жизнь - особенность нашей планеты

Условия жизни на Земле


С. 135-137

№ 73


Упражнение «Многознайка»

52.

Растения

Освоение царством растений суши Земли. Водоросли, мхи, лишайники, папоротники

п/р с таблицами и гербарием

С. 138 -143

№ 74


Упражнение « Кто куда»

53.

Хвойные и цветковые растения. Практическая работа

Различия между хвойными и цветковыми растениями. Многообразие растений

п/р с таблицами и гербарием

С. 143 - 147

№ 75


Упражнение « Все по группам»

54.

Дикорастущие и культурные растения.

Практическая работа


Сравнение культурных растений с дикорастущими представителями.

Разнообразие культурных растений

п/р с таблицами и гербарием

С. 148 -150

№ 80


Упражнение «Ошибочка вышла»

55.

Условия, необходимые растениям для роста и развития.

Исследовательская работа

Длительные наблюдения.

Умение оформлять наблюдения, делать выводы

Исследовательская работа

С. 150-151

№ 76-78


Упражнения «По следам идем и ответ найдем»

56.

Растения, которые мы едим.

Фрукты и овощи. Определение корня (корнеплода) и плода. Части растений, которые едят

п/р с таблицами и индивидуальными карточками

С. 151-156

№ 79


Упражнение «Полезный - бесполезный»

57.

Растения-путешественники или Экскурсия в ботанический сад

Сообщения учеников.

Обсуждение результатов задания № 76


С. 156-158

№ 81



58.

Грибы

Ознакомление с царством грибов.

Грибы съедобные и ядовитые

п/р с таблицами

С. 158-159

№ 82


Упражнение «Кто я? Что я?»

59.

Грибы

Правила сбора грибов


С. 160-161

№ 83,84


Упражнение «Кто лишний?»

60.

Животные. Группы животных.


Связь неживой и живой природы, растений

и животных


С. 162-164

№ 85


Упражнение « Все по группам»

61.

Группы животных

Ознакомление с группами животных

п/р с таблицами и индивидуальными карточками

С. 164-166

№ 86-88


Упражнение « Кто куда»

62.

Группы животных


Сравнение, анализ.

Выделение существенных признаков каждой группы

п/р с таблицами и индивидуальными карточками

С. 167-169

№ 89


Упражнение «Угадай - ка»

63.

Размножение животных


Ознакомление с особенностями размножения разных групп животных: количество отложенных яиц, охрана гнезда, забота о детенышах


С. 170-171


Упражнения «По следам идем и ответ найдем»

64.

Среда обитания.

Питание животных


Приспособленность животных к среде обитания. Внешнее строение: форма тела, ноги, клюв, хвост, глаза, уши. Хищники, травоядные, зерноядные,

насекомоядные, всеядные животные.

Составление цепей питания

С. 172-175

№ 90-92


Упражнения «По следам идем и ответ найдем»

65.

Дикие и домашние животные


Выведение разных пород. Значение селекционной работы. Сообщения детей о породах собак, кошек и других животных


С. 176

№ 93-94


Упражнение « Кто куда»

66.

Бактерии. Гигиена


Ознакомление с царством бактерий, микроорганизмов


С. 179-182


Упражнение «Зачем нам нужен…»

67.

Годовая контрольная работа



С. 164-166



68.

Обобщающий урок



С. 167-169

№ 95-98


Упражнение «Докажи мне»






К данному календарно-тематическому планированию мы составили следующие методические рекомендации:

  • важно самого ученика сделать активным участником образовательного процесса;
  • учитель работает рядом и вместе с детьми, осуществляя поддержку, консультирует по возникающим вопросам;
  • в процессе исследования ключевую роль играет вопрос, т.к. он направляет мышление ребёнка на поиск решения проблемы;
  • содержание исследования должно соответствовать возрасту и возможностям, а также реальному уровню знаний учащихся;
  • тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка и с её выбором не стоит затягивать;

  • исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе;

  • на всех этапах работы основной ожидаемый результат - это развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков;
  • защита исследования - один из главных этапов обучения начинающего исследователя;
  • целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с привлечением родителей и педагогов).































Заключение


Современный процесс обучения проходит в условиях повышенной конкуренции. При этом в качестве наиболее значимых факторов конкурентно способности берутся: наличие квалифицированных, творчески мыслящих кадров; умение организовать их творческую деятельность; готовность воспринять новаторскую мысль и создать условия для её воплощения. И исследовательская деятельность как нельзя лучше подходит для того, что обучающийся был всесторонне развитой и хорошо социализированной личностью, которая может составить конкуренцию и мыслить неординарно, творчески подходя к решению поставленных задач. Изучение же предмета «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье. Таким образом, данный предмет тесно связан с реализацией принципов исследовательской деятельности и может выступать в качестве базы по формирования исследовательских умений и навыков на начальном этапе обучения. Однако, для эффективной работы в этом направлении необходимо создать определенные условия:

  • во-первых, учитель сам должен владеть исследовательскими умениями и навыками и быть способен сформировать их у школьников;
  • во-вторых, нужна программа обучения, в которую заложены такое содержание, формы и методы, которые позволяли бы эффективно формировать у будущих учителей технологии способность анализировать, сравнивать, оценивать, исследовать явление, процесс или ситуацию с различных точек зрения, учить их прогнозировать свою работу, видеть больше очевидного и т.д.
Исходя из вышесказанного, мы рассмотрели в данной работе формирование исследовательских умений и навыков обучающихся во втором классе в рамках предмета «Окружающий мир» и подробно описали теоретические аспекты, а также психологические особенности этого процесса. Кроме того, нами был проанализирован УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова и на основе данных исследований была составлена серия упражнений по формированию исследовательских умений и навыков во втором классе в рамках предмета «Окружающий мир». А выработанные, в связи с этим, методические рекомендации по использованию разработанной серии упражнений, направлены на её успешную реализацию в ходе образовательного процесса . Таким образом, можно сделать вывод, что реализуясь в учебном процессе, данные упражнения позволяют решить задачи развития исследовательских умений и навыков младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний. В приобщении детей к исследовательской деятельности мы, прежде всего, нацеливались не на результат, а на процесс. Приоритетной задачей было заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу исследовательской деятельности, что и должно повлечь за собой закономерный результат.

Список литературы

  1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - №1. - С 24 - 33.
  2. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2001. - С. 64-68.
  3. Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. статей - М., 2006. - С. 40 - 50.
  4. Ванциян А.Г., Нечаева Н.В. реализация нового образовательного стандарта потенциал системы Л.В.Занкова. - Самара: «Федоров», 2010. - 224с.
  5. Вестник образования Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, № 3,2009 издательство «Просвещение»
  6. Виноградова Л.П. Приобщение младших школьников к учебно-исследовательской деятельности в процессе развивающего обучения: Автореф. дис. канд.пед.наук.- Комсомольск-на -Амуре, 2004. -21 с.
  7. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка.-М.: МГУ, 1985.- 82с.

  8. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: «Пеленг», 1992.-114с.
  9. Зимняя И.А. Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика, организация, проведение/ Серия «Экспериментальные образовательные программы/ -М.:ИЦПКПС, 2000. 28 с.
  10. Ивашова О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект / О.А. Ивашова. - СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2008. - 385с.
  11. Леонтович А.В. Организационно-содержательные проблемы развития исследовательской деятельности учащихся / А.В. Леонтович // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под общей редакцией А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - С. 112-116.
  12. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество / А.М. Матюшкин. - М.: Изд-во МПСИ, 2003. - 174с.
  13. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории / М.И. Махмутов. - М.: Просвещение, 1998. - 291с.
  14. Мошер. Ф.А. Исследование развития познавательной деятельности / Ф.А. Мошер, Д.Р. Хорнсби. - М.: Педагогика, 1971. - 193 с.
  15. Мухина, В. С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. С. Мухина // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / под редакцией А. С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  16. Обухов А.С. Исследовательская позиция по отношению к миру, другим, себе / А.С. Обухов // Исследовательская деятельность в современном образовательном пространстве: сб. статей - М., 2006. - С. 66 - 77.
  17. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения / А.С. Обухов // Народное образование. - №10. - С. 158 - 161.
  18. Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы / Н.Н. Плавильщиков . - М.: Детская литература, 1975. - 303 с.
  19. Поддьяков А.Н. Дети как исследователи / А.Н. Поддьяков // Магистр. - 1999. - №1. - С. 85 - 95.
  20. Примерные программы начального общего образования: в 2 ч. Ч. 1. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 317 с. - (Стандарты второго поколения).
  21. Развитие исследовательских умений младших школьников / под ред. Н.Б. Шумаковой. - М.: Просвещение, 2011. - 157 с.
  22. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В.Занкова. - Самара: «Федоров», 2005. - 272 с.
  23. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. - Самара; Издательский дом «Фёдоров», 2010. - 192 с.
  24. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. - М.: «Ось-89», 2006. - 164 с.
  25. Тихомиров А.В. Исследовательское обучение в начальной школе: современные методики / А.В. Тихомиров. - Красноярск: Изд-во Красноярского педагогического университета, 2008. - 213с.
  26. Файн Т.Д. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников / Т.Д. Файнт // Практика административной работы в школе. - № 7. - С. 35-40.
  27. Шумакова Н.Б. Развитие творческой активности школьников / Н.Б. Шумакова. - М.: Педагогика, 1991. - 271 с.
  28. festival.1september.ru/articles/565054/

  29. nsportal.ru/proektnaya-i-issledovatelskaya-deyatelnost-v-nachalnoi-shkole

  30. ecosystema.ru/

































Приложение

Приложение 1


Серия упражнений по формированию исследовательских умений и навыков во втором классе в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова


1.Упражнение «Многознайка» Цель: определение учащимися тем, которые, на их взгляд, ближе и интереснее Учитель начинает предложение с таких слов « А я могу рассказать вам много интересного о…», каждый ученик должен продолжить предложение и затем выбирается тот ответ, который более всего подходит к теме урока. Ученик, который дал его, рассказывает всё, что он знает по данной теме. Другие учащиеся дополняют его ответ (при необходимости). 2.Упражнение «Угадай - ка» Цель: развитие догадки и логического мышления Учитель предлагает одному из учащихся посмотреть на картинку (слово) и изобразить то, что там нарисовано (написано), другие учащиеся должны догадаться, о чём идёт речь. 3.Упражнение «Где я? Кто я?» Цель: развитие догадки и логического мышления Учитель предлагает прослушать небольшой музыкальный отрывок и нарисовать или написать то, что представили себе учащиеся. Затем результаты демонстрируются всему классу и обсуждаются. Выделятся главная тема. 4.Упражнение «Представь себе!» Цель: развитие воображения и дивергентного мышления, умения видеть проблемы Учитель называет слово с общим названием или предложение. Учащиеся должны нарисовать то, что они представили. Все рисунки поясняются учащимися после завершения упражнения. 5.Упражнение «Словесная картина» Цель: развитие воображения и дивергентного мышления, умения видеть проблемы Учитель рассказывает историю, связанную с темой урока. Учащиеся должны нарисовать то. Что они себе представляют. После обсуждения получившихся «картин», выделятся главная идея рассказа и тема урока. 6. Упражнение «Продолжай - ка» Цель: развитие умения наблюдать и анализировать 1)Учитель начинает предложение, учащиеся продолжают, поясняя свой вариант; 2) Учитель рассказывает историю, но оставляет её незаконченной. Учащиеся должны написать продолжение, закончив определенными словами, которые учитель предварительно озвучил. 7. Упражнения «По следам идем и ответ найдем» Цель: развитие логического и аналитического мышления Учитель организует работу в парах (в малых группах). На карточках написаны этапы, которые необходимо разложить в правильной последовательности. Результаты проверяются, обсуждаются и корректируются. 8. Упражнения «Я не я» Цель: развитие умение видеть проблемы Учащиеся читают рассказ по определенной теме. После прочтения им предлагается рассказать историю от имени одного из героев и какой бы она была, если бы он её рассказывал. 9. Упражнение «Кто я? Что я?» Цель: развитие умение видеть проблемы На доске предлагается спайдограмма, которую необходимо заполнить. (Можно заполнить середину, написав тему, а также можно сделать подписи под стрелками, дав возможность учащимся определить тему по ассоциации.) Методическая разработка Формирование исследовательских умений и навыков обучающихся во втором классе в рамках предмета «Окружающий мир»Методическая разработка Формирование исследовательских умений и навыков обучающихся во втором классе в рамках предмета «Окружающий мир»Методическая разработка Формирование исследовательских умений и навыков обучающихся во втором классе в рамках предмета «Окружающий мир»

Методическая разработка Формирование исследовательских умений и навыков обучающихся во втором классе в рамках предмета «Окружающий мир»


Методическая разработка Формирование исследовательских умений и навыков обучающихся во втором классе в рамках предмета «Окружающий мир»Методическая разработка Формирование исследовательских умений и навыков обучающихся во втором классе в рамках предмета «Окружающий мир»

Методическая разработка Формирование исследовательских умений и навыков обучающихся во втором классе в рамках предмета «Окружающий мир»Методическая разработка Формирование исследовательских умений и навыков обучающихся во втором классе в рамках предмета «Окружающий мир»Методическая разработка Формирование исследовательских умений и навыков обучающихся во втором классе в рамках предмета «Окружающий мир»




10. Упражнение «Я такой!»

Цель: развитие умения наблюдать и анализировать На­зывается предмет. Например: стол. Задача учащихся - называть как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др. Выиграет тот, кто выделит и напишет как можно больше признаков этого предме­та. Учитель может организовать работу над данным упражнением как индивидуально, так и в группах. 11. Упражнение «Зачем нам нужен…» Цель: развитие умение видеть проблемы Учащимся предлагается какой-нибудь хорошо знакомый предмет, с хорошо известными свойствами. Это может быть, например, карандаш. Задание - найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета. 12. Упражнение «Я вижу…» Цель: развитие умения выявлять проблему Учащимся предлагается рассмо­треть какой-нибудь хорошо знакомый им объект и сказать, что видят их глаза в данную минуту. 13. Упражнение «А может быть…» Цель: развитие умений выдвигать гипотезы Учитель задает наводящий вопрос по теме урок (Например: Почему бывают день и ночь?), учащиеся должны сделать предположение, начав свой ответ со слов: «А может быть…». 14. Упражнение «Полезный - бесполезный» Цель: развитие умений анализировать и выдвигать гипотезы Учитель сначала предлагает ряд слов (предметы мебели, растения, животные и т.д.) и предлагает определенную ситуацию. Учащиеся должны выделить полезные и бесполезные предметы. К тем предметам, которые оказались бесполезными учащиеся должны придумать условия, пи которых и они бы стали полезными. Возможно и действие от обратного если учитель задает вопрос: «При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно беспо­лезны и даже вредны?» 15. Упражнение «Почемучка» Цель: развитие умений анализировать и выдвигать гипотезы Учитель предлагает дать объяснения определенным событиям: сначала - самые правдоподобные, затем - самые неправдоподобные (Например: листья на дереве пожелтели). 16. Упражнение «Что скрывает черный ящик» Цель: развитие умения задавать вопросы Учитель прячет в коробку предмет. Непосредственно связанный с темой урока. Учащиеся должны задавать вопросы, которые помогут догадаться, что лежит в ящике. Но вопросы должны быть такими, чтобы ответ на них был «Да» или «Нет». 17. Упражнение «Кто о чем» Цель: развитие умения задавать вопросы Ученику, вышедшему к доске, учитель да­ет несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите фрукты?» Учащийся от­вечает «Я люблю яблоки». Всем остальным надо угадать, ка­кой вопрос был задан. 18. Упражнение «Кто лишний?» Цель: развитие умений классифицировать Учителем предлагается логический ряд, где необходимо выбрать лишнее слово или картинку. Возможен вариант, когда лишние слова можно объединить по какому- либо принципу. 19. Упражнение «Я начну, я ты продолжи» Цель: развитие умений классифицировать Учитель предлагает логический ряд. Объединенный по какому-либо принципу, учащимся предлагается его продолжить. 20. Упражнение «Ошибочка вышла» Цель: развитие способности к наблюдению и умению анализировать Учитель предлагает картинку или рассказ, включающие в себя ошибки. Учащиеся должны найти их и объяснить своё решение. 21. Упражнение «Что тут не так» Цель: развитие способности к наблюдению и умению анализировать Учитель предлагает учащимся посмотреть на картинку в течении минуты и постараться все запомнить. Затем предлагает, измененный вариант и просит сказать, что изменилось.

22. Упражнение «Докажи мне»

Цель: развитие умения обосновать

Учитель предлагается ряд предметов (слов). Учащиеся называют существенные признаки и свойства предметов и доказывают, почему они нам необходимы в жизни.

23. Упражнение « Кто куда»

Цель: развитие умений классифицировать

Распредели растения на три группы, подпиши названия этих группы

РастенияМетодическая разработка Формирование исследовательских умений и навыков обучающихся во втором классе в рамках предмета «Окружающий мир»




Методическая разработка Формирование исследовательских умений и навыков обучающихся во втором классе в рамках предмета «Окружающий мир»Методическая разработка Формирование исследовательских умений и навыков обучающихся во втором классе в рамках предмета «Окружающий мир»Методическая разработка Формирование исследовательских умений и навыков обучающихся во втором классе в рамках предмета «Окружающий мир»




































24. Упражнение « Все по группам» Цель: развитие умений классифицировать Прочитайте предложенные ниже названия растений и их групп.

  • корова

  • бабочка

  • насекомые

  • комар

  • животные

  • собака

  • млекопитающие
Заполните схему, так чтобы она отражала классификацию животных:


Методическая разработка Формирование исследовательских умений и навыков обучающихся во втором классе в рамках предмета «Окружающий мир»



© 2010-2022