Серия уроков познания мира в малокомплектной школе (1-2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Арзамасская средняя школа»














Познание мира


Тема: Птицы. Группы птиц 1 класс

Группы птиц. Среда обитания. - 2 класс





Учитель начальных классов: Шубенок Ольга Николаевна

село: Ряжское

Сабактын жоспары Поурочный план

Пан: Предмет: познание мира

1 класс 2 класс

Сабактын такырыбы:

Тема урока:Птицы. Группы птиц.

Максаты: Цели:

Бiлiмді: Образовательная:

знакомить учащихся с зимующими и перелётными птицами, их характерными особенностями, действиями птиц осенью, учить классифицировать по группам, повторить домашних птиц

Дамытушылык: Развивающая: развиватьустную речь, навык самостоятельной и исследовательской работы, коммуникативные навыки, расширять кругозор учащихся, словарный запас

Тәрбиелiк: Воспитывающая: бережное отношение к птицам, интерес к познанию мира Корнекiкуралдар: Оборудование : ТСО, презентации, дневники наблюдения, карта, книга «Птицы», фотокарты энциклопедии» В мире диких животных», жетоны - фотокарты птиц, сводная ведомость соревнования

Формы и методы:

1. Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.

2. Применение ИКТ.

3. Групповая, индивидуальная работа

4. Проблемно-поисковые.

5. Проектная деятельность

Тип урока: урок изучения новой темы

Вид урока: урок - соревнование

Сабактын такырыбы:

Тема урока: Группы птиц. Среда обитания птиц.

Максаты: Цели:

Бiлiмді: Образовательная:

знакомить с птицами, их средой обитания, учить работать с картой, энциклопедиями, повторить о зимующих и перелётных птицах Дамытушылык: Развивающая: развивать устную речь, навык самостоятельной и исследовательской работы, коммуникативные навыки, расширять словарный запас школьников, навык работы в группе

Тәрбиелiк: Воспитывающая: бережное отношение к птицам, интерес к познанию мира Корнекiкуралдар: Оборудование : ТСО, презентации, карта , книги «Животный мир Казахстана», «Птицы», энциклопедия «В мире животных»,

Иллюстративный атлас «Наша Родина - Казахстан», фотокарты энциклопедии» В мире диких животных», жетоны - фотокарты птиц, сводная ведомость соревнования

Ход урока

Организационный момент.

Психологический настрой: песенка «Воробей»:

Мне не нужно ни игрушек , ни цветных карандашей,

Потому что у кормушки поселился воробей,

Чтобы слушался исправно этот хитрый озорник,

Я решил на всякий случай птичий выучить язык:

«Чирик - чик - чик (2 р) всем нужны друзья,

Чирик - чик - чик (2 р) даже воробьям!»

Вхождение в тему урока: Угадайте: «Они летать умеют, их пух и перья греют» (Птицы.)

Сообщение темы, целей урока

Сегодня мы поговорим о птицах, узнаем, на какие группы они делятся, как птицы готовятся к зиме, познакомимся со средой обитания птиц

На протяжении трёх уроков мы будем работать по теме «Птицы». На уроках за каждый правильный ответ вы получаете жетон - фотокарту птицы, необходимо запоминать название птиц. Учитывается умение работать в парах , группе, умение рассказывать, проводить исследования. В конце изучения темы подведём итог: у кого больше жетонов, тот получит диплом «Учёный 1 степени»

Работа над повторением: что такое радуга (чтение странички в рабочей тетради)

Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос)

Игровое упражнение «Радужные вопросы»:

  1. На какие группы делятся животные?

  2. В чём отличие рыб от других животных?

  3. Назовите земноводных

  4. Каких знаете пресмыкающихся?

  5. Каких животных больше на Земле?

  6. Назовите условия для жизнедеятельности животных

  7. Среда обитания животных

- Мир птиц удивительно разнообразен. На земле их более 9 тысяч видов. Самая маленькая птица - колибри-пчелка - размером 5,5 см, а самая крупная - страус - достигает 2,5 метров. Птицы очень разнообразны по окраске и образу жизни.
Как устроены птицы? Все ли птицы летают? Каково главное отличие птиц от других животных? На сегодняшнем уроке мы узнаем об этом.

Сейчас мы на время превратимся в ученых, возьмем самый простой микроскоп - лупу и будем исследовать перья.
Рассмотрите перья, сравните их по цвету, форме, размеру. Какие они?

( Разные)

- Что общего у всех перьев? (Есть стержень, волоски)

- Возьмите самое крупное перо и рассмотрите бородки (волоски). Кто увидел на них маленькие крючки? Этими крючками волоски цепляются друг за друга достаточно крепко, как застежка-молния.
Отрежьте кончик пера, рассмотрите срез. На что он похож?(На пустую трубочку)

Значит, перо легкое, там воздух. Тихо встаньте, положите на ладонь перо и подуйте так, чтобы оно не улетело далеко. Почему перо взлетело?

(Оно легкое)

(Учитель берет лист бумаги, держит его за край.Два ученика снизу дуют)

- Лист держится в воздухе. Вот так и птицы, расправив крылья, скользят по воздушным потокам. Подержите перо около щеки. Что вы ощущаете?

( Стало тепло.) Сделайте вывод.( Перья согревают тело птиц)

Что вы можете сказать о перьях птиц?

-Тело птицы - хитроумно устроенный аппарат, и важную роль в нем играют перья. Большие перья на крыльях помогают птице летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму. Пух, находящийся под пером, согревает тело. Перья хвоста позволяют птице держать равновесие, делать повороты, остановки

Повторение изученного:

  1. Составление кластера «Птицы»:

*дикие, домашние

*зимующие (оседлые), перелётные

*кочующие, нелетающие, водоплавающие

*тело покрыто перьями, пухом

*поедают вредных насекомых, питаются растениями

  1. Назовите части тела птиц по рисунку:

Голова, шея, туловище, крылья, клюв, хвост, две лапки

3 На какие группы делятся птицы ?

- дикие и домашние

- перелётные и зимующие 3. Блиц - опрос по теме: « Птицы»: 1. Птицы - это … а) курица, пингвин, белка б) воробей, голубь, сорока в) лиса, летучая мышь, ласточка 2. Домашние птицы- это… а) курица, стриж, утка б) воробей, курица, ворона в) курица, утка, гусь. 3. Перелётные птицы - это… а) воробей, ворона б) скворец, ласточка в) грач, голубь 4. Какую птицу называют «вестником весны»? а) скворца б) кукушку в) сороку 5. Зимой птенцы появляются у: а) кукушек б) воробьёв в) клестов 6. Птица, чьим именем назван её домик: а) скворец б) иволга в) синица 7.Чем нельзя подкармливать птиц зимой? а) арбузными семечками б) жареными семечками, ржаным хлебом в) семенами сорных растений 8. Какая птица не строит своего гнезда: а) дрозд б) стриж в) кукушка 9. Какую птицу называют лесным доктором? А) дятел Б) воробей В) стриж

Загадки о птицах: презентация - проект учащихся «Солнышкины загадки» (приложение к уроку):

1.Он прилетает каждый год
Туда, где птичий домик ждет.
Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет. (Скворцы)

2.Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? …(Соловей)

3..Гордая, красивая птица перелетная,

По водице плывет, лапами гребет.(Лебедь)

4.Угадайте, что за птичка -
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

5.Весь день на воде,

А водой не насытится. (Утка)

6.По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
6.Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь.)

7..Клином печальным в небесной дали

С криком печальным летят (Журавли)

8..Эта птица никогда
Для птенцов не вьёт гнезда. (Кукушка.)

- Какие это птицы (перелётные)

- Куда они улетают осенью?

- Почему они улетают в тёплые края?

- Как перелетные птицы летят? (по одному, стаей, шеренгой, клином, линией)

- А как вы думаете, почему птицы улетают в теплые края? (перелетные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают, многие из птиц теплолюбивые, а осенью холодно, становится меньше ягод, растений, замерзают водоемы нечем питаться водоплавающим птицам).

- Что происходит с насекомыми? (впадают в спячку, прячутся под землю, зимуют в опавшей листве, в коре деревьев).

- Как называются птицы, которые остаются? (зимующие или оседлыми).

-Эти птицы живут в наших лесах весь год, они не улетают на юг

Птицы, которые к нам прилетают на зиму, называются птицы - кочевники. Они проводят у нас зиму, а весной улетают на свою родину в северные леса тайги.

Игра «Доскажи словечко» (дети называют зимующих птиц)

1.Озорной мальчишка
В сером армячишке
По дереву шныряет
Крошки собирает (Воробей)

2. У неё глаза большие,
Хищный клюв - всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём. (Сова)

3. В лесу, под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись ... (Дятел)

4. Окраска - сероватая,
Повадка вороватая.
Крикунья хрипловатая-
Известная персона. Это... (Ворона)

5. Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Чёрненькая шапочка
И полоска галстучка. (Синица)

6. Непоседа пёстрая,

птица длиннохвостая,
Птица говорливая,

самая болтливая. (Сорока)

7. Подбирает он проворно

Кинутые ему зерна

И гнездится на карнизе

Наш любимый (Голубь)

8.Синих крылышков красу

Разглядеть нельзя в лесу

По сучкам порхает бойко

С резким хриплым криком (Сойка)

-Почему зимующие птицы не улетают? (У них с осени образуется толстый слой подкожного жира, который помогает им переносить голод и холод, так как могут себе найти корм)

Игровое упражнение «Рассели птиц»

На одной половинке леса жили зимующие птицы, на другой - перелётные, подул ветер, всех птиц перепутал. Давайте расселим птиц правильно, под знаком «солнышко» поместим картинки с перелётными птицами, а под знаком «снежинка» с зимующими.

Физминутка: (Музыкальная пауза «Расскажите птицы»)

Объяснение нового материала

Презентации

1.«Подготовка птиц к зиме» (приложение к уроку)

2 Домашние птицы (приложение)

Итог: что узнали?

Работа в тетрадях «Я исследую мир» (приложение к уроку)

Чтение о птицах, запись вопросов к прочитанному

Итог: прочитайте вопросы, которые вы записали. Эти вопросы войдут в наш проект «Почемучкина тетрадь»

Работа в дневниках наблюдения (самостоятельно)

Стр. 37 - 39

Задания:

  1. Напиши названия птиц, выбери тех, кто не умеет летать

  2. Выбери тех птиц, которых можно встретить в городе, запиши их названия

  3. Запиши птиц (кроссворд - стр.40 - дневник наблюдения)

Проверка выполненных работ

Объяснение нового материала

1.Презентация «Птицы - наши друзья» (приложение к уроку)

2. Работа в группах: игровое упражнение «Экологи». Задание: распределить птиц по среде обитания, заполните таблицу, используя фотокарты:

Назва

ние птицы

степь

лесо

степь

водо

ёмы

пусты

ни

горы

3. Исследовательская работа: какие птицы обитают на севере Казахстана, в нашей Костанайской области, и какие птицы обитают в Южно - Казахстанской области? («Иллюстративный атлас «Наша Родина - Казахстан»)

Проверка выполненных работ

Чтение сказки «Воробушка «Чик Чирик»

Ответы на вопросы:

- В какие страны улетают птицы? (Африка, Индия, Англия , Франция, Голландия) - показ на карте

- Какие расстояния пролетают птицы? (сотни километров)

- Каких птиц называют «чемпионами по перелёту»? (полярные крачки)

- Куда отправляются полярные крачки? (Антарктика) - показ на карте

- Ребята, как вы считаете, какую пользу приносят птицы? (уничтожают вредных насекомых, помогают деревьям, чтоб насекомые их не поедали, птицы удобряют почву леса).

- Чем полезны птицы растениям и человеку?

(Уничтожают вредных насекомых, лечат деревья; поют красиво; помет - отличное удобрение; распространяют семена растений и ягод; предсказывают погоду; голуби переносят почту; уничтожают грызунов)

- Как надо относиться к пернатым друзьям? (показ видов кормушек)

Вывод:

Мир птиц разнообразен. На земле их более 9 тысяч видов. Существуют птицы, разные по окраске, размерам и образу жизни. Самая маленькая - величиной с пчелу. Самая большая достигает 2,5 метров. Птицы - великие труженики. Уничтожая насекомых, они сохраняют нам сады и леса. Птицы не только полезны - они очень красивы, интересны. Их надо беречь.

Итог урока:

Игровое упражнение «Как шаг - так птица»

- На какие группы делятся птицы?

- Как надо относиться к птицам?

Назовите среду обитания птицы (показ фото птиц)

Почему о птицах говорят «наши пернатые друзья»?

Комментирование оценок

Домашнее задание: 1 кл - найти загадки о птицах, выполнить рисунок птицы

2 кл. - подготовить рассказ о птицах (используются фото - карты энциклопедии «В мире животных»)



КГУ «Арзамасская средняя школа»














Познание мира


Тема: Прилёт птиц - 1 класс

Размножение и питание птиц - 2 класс





Учитель начальных классов: Шубенок Ольга Николаевна

село: Ряжское

Сабактын жоспары Поурочный план

Пан: Предмет: познание мира

1 класс 2 класс

Сабактын такырыбы:

Тема урока: Прилёт птиц.

Максаты: Цели:

Бiлiмді: Образовательная: знакомить с действиями перелётных птиц весной, правилами поведения в природе,

Дамытушылык: Развивающая: развивать устную речь, навык самостоятельной работы, умение работать в группе, исследовательской работы, расширять кругозор учащихся, словарный запас

Тәрбиелiк: Воспитательная: воспитывать бережное отношение к птицам, интерес к познанию мира

Корнекiкуралдар: Оборудование : ТСО, аудиозапись «Голоса птиц», презентация, дневники наблюдения, книга «Птицы», фотокарты энциклопедии «В мире диких животных», рабочая тетрадь, жетоны - фотокарты птиц, сводная ведомость соревнования

Формы и методы:

1. Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.

2. Применение ИКТ.

3. Работа в парах, групповая, индивидуальная работа

4. Проблемно-поисковые.

5. Проектная деятельность

Тип урока: урок изучения новой темы

Вид урока: урок - соревнование

Сабактын такырыбы:

Тема урока: Размножение и питание птиц.

Максаты: Цели:

Бiлiмді: Образовательная:

знакомить учащихся с размножением и развитием птиц, с видами птиц по характеру питания, учить сравнивать, обобщать, систематизировать знания в таблицах, повторить названия перелётных птиц,

Дамытушылык: Развивающая: развивать у школьников самостоятельность мышления, познавательный интерес, развивать устную речь, навык работы в группе, исследовательские навыки, расширять словарный запас школьников

Тәрбиелiк: Воспитательная: воспитывать бережное отношение к птицам, интерес к познанию мира

Корнекiкуралдар: Оборудование : ТСО, аудиозапись «Голоса птиц», презентация, карта , книги «Животный мир Казахстана», «Птицы», фотокарты энциклопедии «В мире животных», рабочая тетрадь, жетоны - фотокарты птиц, сводная ведомость соревнования

Ход урока

Организационный момент.

Психологический настрой: песня «Всем нужны друзья»:

Мне не нужно ни игрушек , ни цветных карандашей,

Потому что у кормушки поселился воробей,

Чтобы слушался исправно этот хитрый озорник,

Я решил на всякий случай птичий выучить язык:

«Чирик - чик - чик (2 р) всем нужны друзья,

Чирик - чик - чик (2 р) даже воробьям!»

Вхождение в тему урока:

Кто нас радует ранней весной своим пением? (птицы)

Сообщение темы, целей урока

Проверка домашнего задания:

1 кл. - загадки о птицах, выполнить рисунок птицы

2 кл. - подготовить рассказ о птицах, используя фото - карты энциклопедии «В мире животных»

Подведение итогов

Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос)

Игровое упражнение «Радужные вопросы):

  1. Назовите перелётных птиц (скворец, грач,….)

  2. Какие птицы улетают осенью первыми, какие последними? (первыми улетают те, кто питается насекомыми, последними водоплавающие птицы)

  3. Почему у цапли длинные ноги и клюв (живёт в болоте)

  4. Какая птица не вьёт гнезда, не высиживает своих птенцов? (кукушка)

  5. Какую птицу называют «лесным доктором»? (дятел)

  6. Почему зимой погибает много птиц? (мало корма) Что надо делать, чтобы помочь птицам? (кормушки)

  7. Чем питаются птицы?

Игровое упражнение «Докажи»:

Птицы - это песни и полёт! (Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь)

Птицы - дети воздуха. ( Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море)

Птицы-дети радуги. (Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами)

Птицы - верные наши помощники (Защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных насекомых)

Птицы - это тайна и красота. Птицы - наши друзья. (Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!Без птиц погибли бы многие деревья)

- Вспомните отличительный признак птицы. (Тело покрыто перьями)

- По оперенью мы обычно и узнаём птиц.

- А чем они ещё отличаются? (Формой тела, клюва, цветом оперенья, голосом и т.д.)

Аудиоминутка. С утра до вечера разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. (Звучит аудиозапись птичьих голосов - приложение )

Почему осенью многие птицы улетают от нас в тёплые края? (Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться)

- Что позволяет птицам вернуться? (Появилась пища: растения, насекомые, рыбы).

- Да, действительно, теперь для них снова достаточно корма: появились насекомые, а там, где растаял снег, можно найти прошлогодние плоды и семена.

- А как называют птиц, которые на зиму улетают в тёплые края, а по весне возвращаются? ( Перелётные).

- А как называют птиц, которые зимой никуда не улетают? (Зимующие)

Задание: - Распределить фотокарты с изображением птиц на две группы перелетных и зимующих. (Работа в совместных группах 1 - 2 класс)

- Птиц в природе очень много. Только в Казахстане их насчитывается более 500 видов.

Просмотр презентации «Прилёт птиц» (1 - 2 класс)

Подкормка птиц

Зима - трудное время года для пернатых. Холод заставил спрятаться всех насекомых, лишь некоторые деревья сохранили плоды, да на крупных сорняках торчащих из-под снега, можно найти семена.
Многие люди стремятся помочь пернатым соседям пережить этот трудный период, устраивая подкормочные площадки и кормушки. Но ко всему надо подходить со знанием дела, ведь, неправильно подкармливая птиц, легко навредить.
В первую очередь нужно понимать, что птиц нельзя кормить, можно лишь подкармливать. При кормлении птицы весь дневной рацион получают только из кормушки, а при подкормке - лишь его часть и вынуждены остальное находить в природе. В природе рацион птиц очень разнообразен. Перемещаясь по лесу, стайки птиц проверяют трещины коры в поисках зимующих насекомых, их личинок и куколок, подбирают семена различных растений, а на кормушке поедают исключительно семечки и сало. И при постоянно полной кормушке птицы попросту перестают искать другую пищу. Однообразный рацион, да ещё богатый жирами, приводит к заболеванию печени. Вместо пользы мы наносим вред. Лучше приучить себя и птиц к определённому режиму, наполняя кормушки один-два раза в сутки в одно и то же время. Некоторые продукты для птиц вредны, а зачастую и смертельно опасны. В первую очередь это всё жареное и солёное. При поедании солёной пищи соль быстро накапливается в переизбытке в организме птиц и происходит отравление организма. При жарке жиры меняют свою структуру и наносят сильный вред печени. Также нельзя использовать испорченную пищу, прогорклое зерно, заплесневелые, затхлые продукты. Они содержат сильные токсины. Даже если отравление и не приведёт к быстрой смерти птицы, оно ослабит организм, птица погибнет.
Нельзя давать птицам и пшено. В отличие от проса пшено лишено оболочки, что приводит к окислению жиров на его поверхности, появлению токсических веществ, болезнетворных организмов. Опасен для птиц и чёрный хлеб. Крахмал ржи плохо усваивается организмом птицы.

Чего нельзя давать птицам ни в коем случае? Жареные и солёные семечки, солёное сало, пшено, чёрный хлеб и испорченные продукты с неприятным запахом или наличием плесени. Птиц нельзя кормить солеными орешками, чипсами, кокосовой стружкой, и лучше не кормить салом или кусочками жира. В природе такой пищи нет, для птиц она вредна!

Чем же тогда их можно подкармливать? Подкармливать можно практически любых птиц. Подготовку к этому необходимо начинать еще с лета, заготавливая корм. Иногда просто достаточно не выбрасывать то, что нам не надо. Когда кушаете арбузы и дыни, соберите и высушите семена. Зимой ими будут с удовольствием лакомиться синицы. Их подкармливают также семенами подсолнуха и тыквы (не жареными), конопли, кусочками несоленого сала и мяса, различными жирами - маргарином, маслом и т. п. Охотно кушают синицы и крошки хлеба (черного ржаного давать нельзя). Лучше использовать измельченный черствый хлеб. Свежий на холоде замерзает и птицы не смогут с ним ничего сделать. Рады полакомиться хлебом также воробьи и голуби.

Работа по теме урока:

-Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время.
Первыми прилетают те птицы, которые осенью улетели позднее.
Журавли летят - клином, утки - вереницей, мелкие птицы, такие как скворцы, жаворонки, ласточки, летят- беспорядочной стаей. ,
-Грачи прилетают одними из первых . Они не боятся холодов. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. На одном дереве можно насчитать 15-20 гнезд.
-Вслед за грачами прилетают скворцы-папы, а через несколько дней за ними прилетают скворцы-мамы. К их прилету скворцы-папы подыскивают скворечник для семьи.
-Прилетают ласточки в середине мая. Её легко узнать по черному оперенью и белой грудке. И пьют, и едят ласточки на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мухи и комары.
-В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом, на крыше которого поселился. Недавно ученые сделали удивительное открытие: оказывается, аисты могут спать на лету.
- На первый взгляд-жизнь птиц беззаботна. Но это не так.
- Все перелетные птицы, когда возвращаются домой, в первую очередь делают гнёзда.



Работа по карточкам

(рабочая тетрадь для 1 класса - приложение)

1.индивидуальная работа:
Необходимо в ряду слов вычеркнуть лишнее слово:


Ворона, комар, утка, соловей.
Муха, филин, павлин, кукушка.
Аист, иволга, снегирь, моль.
Грач, шмель, лебедь, удод.
Галка, зяблик, дятел, оса.
Петух, муха, воробей, синица.
Стрекоза, орел, гусь, ласточка

2 работа в парах

Каждой паре раздаются карточки с заданием:



Подчеркните те предложения, где говорится о весенних заботах птиц. 1. Птицы весной высиживают птенцов. 2. Строят хатки. 3. Строят гнезда. 4. Уничтожают вредных насекомых. 5. Запасают еду. 6. Откладывают яйца. 7. Готовятся к отлету. 8. Учат птенцов. 9. Ложатся в спячку.

3. групповая работа: Отметьте предложения, где говорится о правильном поведении школьников: 1. Вывешивать скворечники весной. 2. Стрелять из рогатки по птицам. 3. Помогать больной или раненой птице. 4. Разорять птичьи гнезда. 5. Подкармливать птиц ранней весной. 6. Уносить домой здоровых птенцов. 7. Изучать птиц.

Работа в книжке - раскраске «Каждой птице по странице» (раскрашивание птиц )





Самостоятельное чтение:

Памятка

«Как подкармливать птиц». 1. Кормушки лучше делать самые простые - из пакетов из-под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. 2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах. 3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно. 4. Кормушки нужно держать в чистоте. 5. Следите, чтобы в кормушке не было снега. 6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

























Решение кроссворда (рабочая тетрадь - приложение)

Домашнее задание:

подготовить рассказ о птице (м/л фотокарт энциклопедии «В мире дикой природы»)



Комментирование оценок

Работа в парах:

Заполнение таблицы, используя фотокарты энциклопедии «В мире дикой природы»:

название птицы

пища

иволга

насекомые, личинки, гусеницы, фрукты, ягоды

серый гусь

трава, ростки зерновых

фламинго

дрофа

степной орёл

серый журавль

иволга

дрозд

змееяд

лебедь - кликун

соловей

беркут

овсянка

синица

глухарь

кедровка

снегирь

клёст

- Назовите, чем питаются разнообразные птицы?

По характеру питания птиц можно разделить на четыре группы:

  1. насекомоядные: питаются только насекомыми

  2. растительноядные: питаются семенами, ягодами

  3. хищные: питаются грызунами

  4. всеядные: питаются всем

Проверка выполненной работы

Назовите группы птиц по характеру питания

Работа по теме урока

Сегодня поговорим об одном очень важном свойстве: размножении и развитии птиц. Что мы знаем о размножении - это будет записано в 1 колонке таблицы, а то, что не знаете во 2 колонке, 3 колонку заполним в конце урока.

Что знаю?

Хочу

узнать

Узнал

Размножение - воспроизведение себе подобных

Как размножаются птицы?

Рассказ учителя:

Почти все птицы весной строят гнёзда. В гнёзда откладывают яйца и насиживают их - согревают своим телом. У птиц очень развита забота о потомстве, которая проявляется, кроме строительства гнезда и насиживании кладки, в выкармливании птенцов, в согревании и защите их от погодных условий, в очистке гнезда от экскрементов и более-менее активной защите от врага. Яйца чаще всего насиживаются самками, реже - обоими птицами из пары, совсем редко - только самцами. Насиживание начинается обычно после откладывания последнего яйца в кладке, но иногда ранее, в середине периода откладывания или уже после откладывания первого яйца (чайковые, пастушки и др.). Голенастые, хищные и совы, попугаи, и ряд других птиц начинают насиживание уже сразу после откладки первого яйца. У мелких птиц период насиживания значительно короче, чем в крупных; среди последних некоторые насиживают дольше месяца. При насиживании у птиц на части живота и груди выпадает пух и образуется наседное пятно, которое обеспечивает более интенсивный нагрев яиц теплом тела. Количество яиц в кладке у разных птиц колеблется от 1 до 26. Так, буревестники, крупные хищники и пингвины, веслоногие и некоторые другие несут по одному яйцу, стрижи, козодои, голуби - по два, рябки и почти все чайки - по три. Кулики, кроме отдельных видов, откладывают по четыре яйца; воробьиные откладывают чаще всего по пять-шесть яиц, но синицы - по восемь и более (до 16). У уток чаще - 6-10 яиц. Наибольшее количество яиц наблюдается в кладках перепелов и серых куропаток - до 22-26 яиц]. Самки многих видов птиц (утки, большинство воробьинообразных) откладывают яйца с интервалом в одни сутки. У многих курообразных, голенастых, чаек и гусей, интервалы данный интервал составляют 24-48 ч., у журавлей, козодоев, кукушек - обычно 48 ч.; у сов и хищных птиц - до 2-4 суток. Большинство птиц при гибели кладки откладывает повторную, часто - полную. У некоторых воробьиных и голубей в год бывает нормально две, а иногда - три и более кладок. Интересно, что у некоторых птиц, таких как гуси, лебеди, домашних птиц птенцы выводятся одетые пухом и через несколько часов уже бегают за матерью. У хищных птиц, таких как ворон, орел, сова птенцы вылупляются беспомощными, голыми, и родители их выкармливают продолжительное время.Им нужно много пищи. Скворцы, например, приносят птенцам корм 300 раз в день! Синицы - 400 раз! Родители защищают птенцов от врагов.

Презентация «Викторина о птицах»

(приложение)

Домашнее задание:

Подготовить м/л к проекту

«Визитная карточка птицы» (заполнить таблицу):

Название

птицы

Количество

яиц за одну

кладку,

сколько всего кладок

Сколько птенцов

всего появится

у птицы

Комментирование оценок











КГУ «Арзамасская средняя школа»














Познание мира


Тема: Охрана птиц

Красная книга Казахстана 1 - 2 класс







Учитель начальных классов: Шубенок Ольга Николаевна

село: Ряжское

Сабактын жоспары Поурочный план

Пан: Предмет: познание мира

1 класс 2 класс

Сабактын такырыбы:

Тема урока:Охрана птиц

Красная книга Казахстана Максаты: Цели:

Бiлiмді: Образовательная: знакомить с Красной книгой, птицами, взятыми под охрану, Дамытушылык: Развивающая: развиватьустную речь, навык работы в группе, исследовательской работы, расширять кругозор учащихся, словарный запас

Тәрбиелiк: Воспитывающая: бережное отношение к птицам, интерес к познанию мира

Корнекiкуралдар: Оборудование : ТСО, презентация, дневники наблюдения, книга «Птицы», фотокарты энциклопедии «В мире животных, жетоны - фотокарты птиц, сводная ведомость соревнования

Формы и методы:

1. Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.

2. Применение ИКТ.

3. Групповая, индивидуальная работа

4. Проектная деятельность

Тип урока: урок изучения новой темы

Вид урока: урок - соревнование

Сабактын такырыбы:

Тема урока: Охрана птиц

Красная книга Казахстана Максаты: Цели:

Бiлiмді: Образовательная: знакомить с птицами, обитающими в Казахстане, взятыми под охрану, повторить о Красной книге, Дамытушылык: Развивающая: развивать устную речь, навык работы в группе, исследовательские навыки, расширять словарный запас школьников, навык работы в группе Тәрбиелiк:Воспитывающая: бережное отношение к птицам, интерес к познанию мира

Корнекiкуралдар: Оборудование : ТСО, презентация, карта , книги «Животный мир Казахстана», «Птицы», фотокарты энциклопедии «В мире животных», жетоны - фотокарты птиц, сводная ведомость соревнования

Ход урока

Организационный момент.

Психологический настрой: Игровое упражнение «Я - птичка» (учащиеся выбирают понравившуюся птицу, рассказывают об ощущениях в роли птицы)

Вхождение в тему урока: стихотворение «Покормите птиц зимой»

Сообщение темы, целей урока:

Сегодня мы поговорим об охране птиц, Красной книге, вспомним всё, что изучали на предыдущих уроках

Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос)

  1. Как одним словом назвать эти слова? (рисунки: животные)

  2. Какие животные живут в воде и на земле? (земноводные)

  3. В каких сказках встречаются животные? («Лиса и журавль»…)

  4. Назовите обитателей водного мира (медуза, кит, морской конёк, дельфин)

  5. Чем покрыто тело птиц? (пухом)

  6. В воде боится, а воды боится (стрекоза)

  7. Почему млекопитающие имеют такое название ? (вскармливают своих детёнышей молоком )

Проверка домашнего задания:рассказ о птице (1 класс)

выполнение исследовательской работы «Визитная карточка птицы) (2 класс)

Подведение итогов

Работа над новым материалом 1 кл Повторение изученного - 2 кл

Многие птицы и животные стали редкими. Они занесены в КРАСНУЮ КНИГУ. Красной она называется потому, что красный цвет - сигнал опасности.

Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.

Показ презентации «Красная книга Казахстана» (приложение к уроку)

Работа с фотокартами птиц: нахождение птиц, взятых под охрану, чтение сведений о них

- К сожалению, птицам грозит беда - они могут быть уничтожены полностью. За последние 400 лет на земном шаре вымерло более 200 видов птиц, а в настоящее время каждый второй вид птиц находится под угрозой исчезновения.Причины следующие:

1. Изменение места жительства, вырубка лесов распашка степей, осушение болот (беркут, дрофа). Дрофа в 50-е годы прошлого века в большом количестве обитала в степях вокруг шахтерского поселка - Губкина, в дальнейшем при строительстве города, использовании земель эти птицы перестали гнездиться и тем самым сократили резко свою численность. В настоящее время на нашей территории дрофы сохранились в количестве несколько пар в заповедном участке «Ямская степь».

2. Безмерный промысел.

- Полярная утка-гага, имеющая самый теплый пух, весной устилает им гнездо и накрывает яйца. Люди собирают этот пух для своих целей, убивают взрослых птиц. Сейчас гаги занесены в Красную Книгу, находятся под охраной государства в Кандалакшском заповеднике.
История исчезновения некоторых птиц: - Моа - острова Новой Зеландии. Вес птицы достигал 300 кг. Переселенцы выжигали заросли тростника по берегам водоемов, в котором обитали птицы; в огне погибали кладки яиц, птенцы, взрослые птицы. Постепенно эти птицы исчезли совсем.
- На острове Маврикий обитала слабо летающая птица дронт. Её размеры с гуся (до 20 кг). Вкусное мясо дронта явилось причиной его гибели. Последняя птица погибла в 1688 году. - В США обитал каролинский попугай, люди уничтожили его. Последняя птица погибла в 20- е годы в штате Флорида. - Особенно страшна история исчезновения странствующего голубя, тоже обитавшего в США. В начале XIX века насчитывалось от 3 до 5 млрд. особей. Были зарегистрированы стаи, включающие в себя до нескольких тысяч птиц - они пролетали над населёнными пунктами в течение нескольких часов. Правительство разрешило массовый отстрел этих птиц. Люди убивали голубей из ружей, пушек, добивали камнями и палками, травили собаками. Через 2 - 3 года количество странствующих голубей резко уменьшилось, но мер по охране принято не было. В 1899 году был застрелен последний странствующий голубь.

Учащиеся читают стихотворение И. Гришашвили «Охраняйте птиц»

Милый, птиц ловить не надо!

Будут птицы на свободе -

Вредных гусениц не станет

Ни в саду, ни в огороде.

Сделай гнездышки-домишки

На ветвях для птичек малых

Да следи, чтоб коршун хищный

Не ломал, не разорял их.

Нет вредителям пощады!

Пусть не губят урожаи!

Мы друзей встречаем дружбой,

А врагов уничтожаем.

Обижать птенцов не надо!

Будут птицы на свободе -

Вредных гусениц не станет

Ни в саду, ни в огороде.

«Правила друзей природы»

1Не бегайте, не шумите в лесу, не беспокойте птиц и зверей.

2. Не подходите близко к гнездам птиц.

По вашим следам хищники могут отыскать и разорить гнезда.

3. Не прикасайтесь к гнезду, иначе птицы-родители могут его покинуть.

4 .Весной и в начале лета не берите в лес собаку. Она может поймать

плохо летающих птенцов.

5. Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов.

6. Регулярно подкармливайте птиц зимой.

7. В начале весны стройте домики для птиц и развешивайте их в садах

и парках.

Из истории: один из первых законов об охране птиц

относится к 1328 г. Указ Людвига Баварского:

Тяжкий штраф ждет того, кто поймает синицу,усердного ловца насекомых .

Нарушивший закон должен уплатить королевскуюподать 60 шиллингов , а также отдать красивуюрыжую курицу и 12 цыплят как возмещение.

Интеллектуальный марафон:

Электронные измерители уровня обученности по теме «Птицы» (приложение)

За правильный ответ - жетон. Подводится итог: ученик, давший большее количество правильных ответов награждается дипломом «Лучший знаток птиц»

Подведение итогов 3 уроков

(объявляются победители соревнования - учащиеся, набравшиеся наибольшее количество жетонов)

Комментирование оценок

Подведение итогов 3 уроков

(объявляются победители соревнования - учащиеся, набравшиеся наибольшее количество жетонов)

Комментирование оценок

Домашнее задание:

подготовить проект «Наши пернатые друзья»

Домашнее задание:

подготовить проект «Наши пернатые друзья»

Литература

1. А. Ф. Ковшарь, В.А. Ковшарь Птицы: Алматы, 2006.

2. А. Ф. Ковшарь, В.А. Ковшарь Животный мир Казахстана: Алматыкітап, 2004

3.А. Ф. Ковшарь По страницам Красной книги: Алматы, ОАО Алматыкітап, 2004

4. В. М. Храбрый Атлас - определитель птиц /Москва Просвещение, 1988

5.Е. П. Фефилова, Я. Ш. Гараева Поурочные разработки по математике /Москва, 2010

6. Интернет ресурсы



© 2010-2022