Конспект урока Тема: Суффикс как часть слова

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11

Конспект урока

Тема: Суффикс как часть слова Цели урока русского языка Образовательные:

  1. формирование понятия «суффикс» (формирование знаний о существенных признаках как значимой части слова);
  2. формирование умения находить суффикс в слове;
  3. формирование умения образовывать слова с помощью суффикса;
  4. знакомство с новыми словарными словами «сорока», «синица».
Цели развивающие: развитие регулятивных учебных действий (рефлексивного действия осознания границы знания и незнания и целеполагания в процессе анализа учебной проблемы и постановки учебной задачи урока; действия планирования на этапе составления алгоритма выделения суффикса из слова; действия самоконтроля на этапе чистописания, в процессе проверки записанных словарных слов и домашнего задания; при выделении суффикса из слова; действия коррекции в ходе исправления составленного предложения, допущенных учителем ошибок в заданиях - ловушках, при выделении трудностей в обнаружении суффикса и путей их преодоления; рефлексно - оценочных действий на этапе итога урока при осознании результатов учебной деятельности и степени решения учебной проблемы); развитие личностных универсальных учебных действий (действия смыслообразования в процессе выяснения значимости чистописания, словарной работы, умения работать с суффиксом для расширения словарного запаса, для понимания значения слова; действий нравственно - этической ориентации на этапе обсуждения поступков детей за столом); развитие познавательных универсальных учебных действий (информационных действий в процессе работы с определением суффикса в учебнике, при чтении текста о жизни птиц зимой; логико - символических действий в процессе анализа состава слова, в процессе обобщения существенных признаков суффикса, на этапе работы с морфемными схемами слова); развитие коммуникативных универсальных учебных действий (обоснование точки зрения о признаках суффикса, формулировка вопроса о недостающей информации, обсуждение гипотезы, объяснение собственных и чужих ошибок в выделении суффикса, формулировка оценочных суждений о степени успешности деятельности на этапе итога урока); развитие психических процессов (логической памяти, произвольного внимания); развитие связной речи в процессе составления предложений с новым словарным словом. Цели воспитательные: воспитание культуры поведения, аккуратности при работе в тетради, прилежности. Оборудование для учителя: карточки с заданиями. Оборудование для ученика: тетрадь, учебник (Соловейчик М.С., Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»1 класс, 2 ч.)

Ход урока I. Орг. момент Сейчас урок русского языка. Проверьте, все ли готово к уроку. На столах должны лежать тетрадь, учебник, дневник, пенал. Все готовы? Молодцы! Тогда начнем наш урок. II. Чистописание. У: Начнем урок с чистописания. Для чего мы проводим этот этап? Д: Приятно и понятно читать самим и учителю, когда проверяют работу, потому что мы уважаем себя и других. У: Отгадайте, какую букву мы будем тренироваться писать.

Стоит дом,

Кто в него войдет,

Тот ум приобретет. (школа) (Выписываю на доску слово «школа») У: Верно. А писать будем мы заглавную и строчную буквы «Ш,ш» (учитель демонстрирует карточку со строчной и заглавной буквой «ш»). Я проверяла ваши работы и заметила ваши ошибки. Посмотрите на доску (открывает створку доски). Какие ошибки вы видите, в чем их причина?
Д: у первой буквы «ш» не совсем параллельные вертикальные линии. У второй буквы «ш» маленькое расстояние между элементами, потому что стали писать второй и третий элементы очень рано. У: Верно, старайтесь не допускать такие ошибки (учитель стирает их с доски). Посмотрите, как правильно писать буквы «Ш, ш» (пишет букву). Дети прописывают буквы в рабочую тетрадь (написав 4 буквы дети подчёркивают «лучшую» букву, затем прописывают буквы до конца строки, сравнивая их написание с «лучшей» буквой. ΙΙΙ. Словарно-орфографическая работа У: Мы закончили чистописание и переходим к словарно - орфографической работе. Почему нужно запоминать словарные слова? Дети: Это необходимо, чтобы грамотно писать, так как буквы нельзя проверить. У: Словарные слова записаны на доске, только слоги в словах перепутались. Верните их на место. сини ка соро ца Д: сорока, синица

У: Молодцы. (Учитель представляет карточки). Что означает слово сорока? Д: это такая птица с белыми перьями в крыльях. У: Что означает слово синица? Д: это певчая птичка с пестрым оперением. У: найдите ошибкоопасные места в этих словах? Ученики ставят ударение, обнаруживают безударные гласные буквы, которые нельзя проверить. У: Эти буквы нужно запомнить. Для этого запишите слова в тетрадь, подчеркните орфограммы, проверьте себя. У: Составьте предложение со словом синица. (Выслушивают предложения). У: Как можно сделать предложение более красивым? Ученики высказывают точку зрения. У: Если добавить слова, описывающие слово синица, какое предложение получится? Д: Лучше синица в руках, чем журавль в небе У: Запишем предложение под диктовку. У: Прочитайте предложение, проверьте себя. У: Разберите слово синица по составу.
III. Постановка учебной проблемы У: Мы закончили словарно-орфографическую работу и перейдем к изучению нового материала.

  1. Актуализация имеющихся знаний:
У: Что такое окончание? Зачем оно нужно? Д: окончание - это изменяемая часть слова, с помощью которой слова связываются друг с другом. У: Что такое корень? Зачем он нужен? Д: Корень - это общая часть родственных слов. Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение. У: В каком порядке они располагаются в слове? Д: Сначала стоит корень, потом - окончание.
  1. Предъявление проблемной ситуации
У: Как называют ребёнка, который посещает учебные занятия в школе? Д: (школьник) Пишу на доске слова «школа» и «школьник». Дети записывают в тетрадь слова «школа» и «школьник»
  1. Анализ ситуации, выяснение причин трудностей, осознание границы знания и незнания.
У: - Что вы можете сказать об этих словах? Докажите. Д: Они однокоренные, т.к. у слов «школа» и «школьник» есть общая часть, в которой содержится их общее значение. У: -Назовите 2 различия между этими словами Д: Различия в составе и оттенке значения.

а

У: - выделим известные нам части слов в обоих словах? Д: - Выделяем одинаковый корень этих слов (школ-) и окончания (школа - школьник -  (нулевое). У: - какие возникли затруднения? Д: в слове «школьник» есть часть слова (-ник-), которую мы никак не обозначили. У: - Почему вы её никак не обозначили? Д: - Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием.

  1. Формулировка учебной задачи
У: - Что же нам надо узнать на уроке? Д: как называется часть слова, которая изменила и состав слова и оттенок его значения
IV. Решение учебной проблемы. Открытие новых знаний. У: Молодцы, вы определили задачу собственной деятельности на уроке. Тема нашего урока: «Суффикс как часть слова» и сегодня на уроке мы узнаем тайны суффикса. У: Прочитайте группу слов ∙ слон лиса лось сова У: Чем они похожи? Д: Эти слова обозначают животных (могут назвать другие общие признаки: в этих словах 4 буквы; во всех словах есть буква «эс»). У: Найдите в них корень и окончание. Д: с учителем выясняют, что все слова состоят из корня и окончания. У: Образуйте однокоренные слова, называющие детёнышей этих животных. слонёнок лисёнок лосёнок совёнок У: Найдите в этих словах корень и окончание. Д: с учителем выясняют, что все слова имеют корень, окончание и неизвестную часть -ёнок-, которая стоит между корнем и окончанием. У: Давайте сравним слова первой и второй группы по значению. Чем они различаются? Д: Первая группа называет животных, вторая - их детёнышей. У: Можно ли сказать, что образовались слова с новым значением? Д: Да. У: Зачем нужна новая часть в слове? Д: Она нужна для образования новых слов. У: Что это за часть? Как она называется? Дети могут дать правильное название части, если раньше с ней встречались в дополнительной литературе. У: Эта часть слова называется суффикс. Где её нужно поставить? Д: Между корнем и окончанием У: Суффикс в переводе с латинского языка значит «прикрепленный». Почему часть слова, стоящую за корнем, называют суффиксом? Дети объясняют, используя слово «прикрепленный»: Д: эта часть слова прикрепляется после корня, стоит после корня. У: Что такое суффикс? Д: Часть слова У: Зачем он нужен? Д: для образования новых слов У: Где стоит суффикс? Д: стоит за корнем и перед окончанием У: проверим, правильно ли мы сделали вывод. Прочитаем правило в учебнике про себя. - Маша, читай правило вслух. Сравним с правилом в учебнике.
Часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов, - это суффикс. Суффикс обозначается так:

У: Что вы можете сказать о выводе, который вы сделали? Д: он совпадает с правилом в учебнике, значит, мы правильно решили задачу. У: найдите в правиле, где стоит суффикс в слове Д: суффикс стоит за корнем и перед окончанием У: как обозначается суффикс? Д: У: Для чего нужен суффикс? Д: суффикс служит для образования новых слов. У: прочитайте примеры в правиле и объясните выбор суффикса в слове. У: приведите свои примеры с суффиксом У: я считаю, что в слове тетрадка, суффикса нет, так как корен -тетрадк. Права ли я? Д: нет, так как корень -тетрад, а суффикс -к. У: молодцы, вы внимательные ученики.
V. Физкультминутка. Гимнастика для глаз. У: встаньте из-за парт, покажите, как ходит львица, прыгает львёнок.- как жмурится от яркого света котёнок, как перебирает лапками кошка.


VI. Формирование способа действия У: Теперь мы будем учиться искать суффикс. Определим план наших действий и сформулируем определение суффикса. Вспомните, где стоит суффикс в слове Д: суффикс стоит за корнем и перед окончанием У: Для чего нужен суффикс? Д: суффикс служит для образования новых слов. У: как обозначается суффикс? Д: У: значит суффикс - это… Д: Часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов, - это суффикс и обозначается У: молодцы. Потренируемся выделять суффикс в слове Самостоятельная работа на карточке по образованию слов с помощью суффиксов: У: Какое значение имеет суффикс - ёнок - ? Д: Обозначает детёнышей животных. У: Давайте посмотрим, как этот и другие суффиксы образуют новые слова. Выполним упражнение на карточке самостоятельно. Допиши ряды слов. Обозначь суффиксы. медведь - медведица - медвежонок волк - … - волчонок тигр - … - … орёл - орлица - … … - зайчиха - … … - лосиха - …
Дети выполняют работу самостоятельно, учитель помогает индивидуально. У: Проверим выполненную работу (открывается запись за доской)
- валчица -

- тегрица - а тигрёнок заец -
- зайчёнок лос -
- лосёнак
У: Исправьте ошибки в I и II столбиках. Назовите орфограммы. Д: исправляют ошибки, называют орфограммы - словарь и обозначение мягкости буквой ь; во втором столбике орфограмма безударного гласного в корне. У: В какой части слова допущены ошибки в III столбике? Д: В суффиксе. У: Значит, правописание суффиксов - это орфограмма. Как правильно написать суффикс? Д: - ёнак - неправильно - ёнак - мы писали, пока не узнали, как пишется суффикс. Нужно писать - ёнок - У: В каком слове нельзя с уверенностью сказать, что пишется - ёнок -? Д: Зайчонок. У: Нам пока не хватает знаний, чтобы узнать, что пишется: -о или -ё. Поэтому после шипящего мы пока оставляем выбор букв.. У: Как вы думаете, что нужно делать, чтобы не ошибиться в написании суффикса? Д: Запомнить написание. У: Начнём составлять таблицу ошибкоопасных суффиксов.
Животные и их детёныши - иц - - онок - - их - - ёнок -

Работа в парах. У: Вы уже поняли, что суффиксы могут многое рассказать о слове. Они «говорящие». По суффиксам -иц-, -их- можно узнать животных; -онок-, -ёнок- - их детёнышей. Суффиксы -ист-, -арь-, -чик-, -щик, -ник указывают на профессию (радист, пекарь, вратарь, летчик; печник). Суффикс -ищ- называет место: пожарище, убежище. Но суффиксы могут быть ещё и «весёлыми». Давайте образуем при помощи суффиксов слова, называющие людей по месту жительства. Москва - москвич - москвичка Подумайте, с каким суффиксом лучше назвать жителя и жительницу города Калуги. Д: предлагают свои варианты. Калуга- калужанин - калужанка У: А мы - калужане. А сейчас в парах выполните упр.3 на с. 101. Работайте внимательно, чтобы суффиксы не стали «весёлыми». Упр. 3. Образуйте слова с помощью суффиксов -ан-, -ян-, -анин-, -янин-. Подумайте какое значение имеют эти суффиксы. Если ты живешь в России, то ты россиянин, а мы россияне. А если в Париже, то ты …, а мы …, на Волге, то ты …, а мы …, в селе, то ты …, а мы …, на земле, то ты …, а мы …, на Марсе, то ты …, а мы … . Где живут южане, северяне, горожане?
Д: выполняют задание в парах, обсуждают, выбирают правильный вариант. Упр. 3. Образуйте слова с помощью суффиксов -ан-, -ян-, -анин-, -янин-. Подумайте какое значение имеют эти суффиксы. Если ты живешь в России, то ты россиянин, а мы россияне. А если в Париже, то ты парижанин, а мы парижане, на Волге, то ты волжанин, а мы волжане, в селе, то ты селянин, а мы селяне, на земле, то ты землянин, а мы земляне, на Марсе, то ты марсианин, а мы марсиане. Где живут южане, северяне, горожане?
У: Мы живём на прекрасной планете Земля. Мы должны любить и уважать друг друга. У: Какие суффиксы мы добавляем в нашу таблицу? Д: Суффиксы, называющие людей по месту жительства: -ан-, -ян-, -анин-, -янин-.
Люди - анин - - ан - - янин - - ян -

VIII. Итог урока. У: На какой вопрос вы ответили сегодня на уроке? - Решили ли мы учебную задачу полностью? - Какую тайну мы открыли на уроке? Д: Тайну суффикса. Тайны суффикса:
  1. суффикс - это часть слова, которая стоит за корнем
  2. служит для образования новых слов
  3. обозначается
  4. имеет значение
  5. на письме обозначается одинаково
У: - Чему вы научились на уроке? - Что вам понравилось делать на уроке? - Какие трудности у вас возникли? Почему? - По - моему мнению, вы сегодня хорошо работали. Аня хорошо диктовала предложения, Паша старался решить проблему самостоятельно, Денис активно отвечал на вопросы. Но Леше, Маше и Вале нужно работать активнее, стараться внимательно слушать учителя. - Дома вам нужно выучить правило на стр.___ и выполнить упражнение ___, которое поможет вам проверить себя, насколько хорошо вы усвоили правило. - Урок окончен.
© 2010-2022