Рабочая программа по литературному чтению. УМК Школа России 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25»

Сергиево-Посадский муниципальный район

Утверждаю:

Директор школы _______

В.В. Кукушкина « _____» _____________ 2013г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

(базовый уровень)

3 «А» класс




Составитель: Абрамова Галина Васильевна

учитель начальных классов высшей категории

2013 г.

Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования в соответствии с материалом учебника «Литературное чтение» автора Л.Ф. Климановой. Согласно базисного плана программа разработана с учетом сокращения количества часов с 4 до 3 в неделю (102 часа в год). Литературное чтение - один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы. Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей: - овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; - обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран. Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире. В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить. Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства. Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе. Общая характеристика курса «Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте. Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения. Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность. Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений. Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения. Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей. Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения. Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения. Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста. Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи). При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства. Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему. Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей). На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения. Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане Курс «Литературное чтение» по БУП рассчитан в 3 классе на 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели), следовательно, содержание курса уплотнено по следующим разделам: - устное народное творчество с 14часов до 10 часов; - поэтическая тетрадь 1 - с 11 часов до 8 часов; - великие русские писатели - с 24 часов до 18 часов; - поэтическая тетрадь 2 - с 6 часов до 4 часов; - литературные сказки - с 8 часов до 5 часов; - были-небылицы - с 10 часов до 6 часов; - поэтическая тетрадь 1 (2 часть) - с 5 часов до 4 часов; - люблю живое - с 16 часов до 9 часов; - поэтическая тетрадь 2 (2 часть) с 8 часов до 6 часов; - собирай по ягодке- наберешь кузовок - с 12 часов до 11 часов; Содержание раздела зарубежная литература увеличилось с 7 часов до 8 часов.

№ п\п

Название раздела

По программе

(4 часа в неделю)

3 класс

(3 часа в неделю)

1 ВВОДНЫЙ УРОК ПО КУРСУ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

1

1

2 САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ

4

4

3 УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

14

10

4 ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1

11

8

5 ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ

24

18

6. ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2

6

4

7. ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ

8

5

8. БЫЛИ-НЕБЫЛИЦЫ

10

6

9. ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1 (2 часть)

5

4

10. ЛЮБЛЮ ЖИВОЕ

16

9

11. ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2 (2 часть)

8

6

12.

СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ - НАБЕРЕШЬ КУЗОВОК

12

11

13.

ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ

7

8

15. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

8

8


ИТОГО:

136 часов

102 часа

Результаты изучения курса Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: 1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; 2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; 6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах; 6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; 3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; 6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; 7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; 8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников. Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества. Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня - общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами. Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

К концу 3 класса учащиеся должны

  • Владеть навыком сознательного, правильного, выразительного чтения целыми словами.

  • Понимать содержание прочитанного произведения, определять тему.

Учащиеся должны уметь:

  • Составлять план (полный, краткий, картинный).

  • Составлять пересказ (краткий, полный, выборочный, творческий).

  • Выделять в тексте слова автора, действующих лиц.

  • С помощью учителя давать характеристику действующим лицам.

Учащиеся должны знать:

  • Наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы.

  • Названия и авторов литературных произведений.

  • 6 - 7 сказок, 10 - 15 пословиц, поговорок на разные темы.

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению.

Номер урока

Наименования разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий по теме)

Плановые сроки прохождения

Скорректи-рованные сроки прохождения

ВВОДНЫЙ УРОК ПО КУРСУ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (1 ЧАС)

1

















1

Знакомство с учебником по литературному чтению.

Личностные УУД

Формирование познавательного мотива.

Познавательные УУД

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные УУД

Понимание относительности оценок или подходов к выбору

Регулятивные УУД

Постановка учебной задачи (целеполагание) на основе соотнесения того. Что уже известно и того, что ещё неизвестно.

04.09.13


Итого:

1 час

САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ (4 Ч )

2



1

Рукописные книги Древней Руси. ИКТ. ИД

Личностные УУД

Формирование ценности «чтение»

Познавательные УУД

Знать систему условных обозначений.

Коммуникативные УУД

Умение договариваться, находить общее решение.

Регулятивные УУД

Составление плана и последовательности действий

Личностные УУД

Формирование познавательного мотива.

Познавательные УУД

Ориентироваться в прочитанных произведениях.

Коммуникативные УУД

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на один и тот же предмет или вопрос.

Регулятивные УУД

Оценка, прогнозирование результатов.

Личностные УУД

Формирование готовности к равноправному сотрудничеству.

Познавательные УУД

Представлять что такое библиотека.

Коммуникативные УУД

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на один и тот же предмет или вопрос.

Регулятивные УУД

Оценка, прогнозирование результатов.

Личностные УУД

Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости.

Познавательные УУД

Иметь представление о старинных и современных книгах.

Коммуникативные УУД

Умение договариваться, формирование социальной компетенции.

Регулятивные УУД

Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхождения с эталоном. Коррекция деятельности.

05.09.13

3





2

Первопечатник Иван Фёдоров. ИКТ. ИД

09.09.13

4



3

Путешествие в прошлое. ИКТ. ИД

11.09.13

5









4

Обобщение по разделу "Самое великое чудо на свете". Проверь себя. Стр12.Тест. ИКТ. ИД

12.09.13


Итого: 4ч.

4 ч.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (10 Ч)

6





1

Русские народные песни. ИКТ. ИД

Личностные

- находить произведения УНТ , произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.,

Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать вопросы и задания для одноклассников, предлагать варианты литературно - творческих работ, находить необычные повороты речи, эпитеты, сравнения, испытывать при этом чувство радости, что увидел, заметил, осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения.

Познавательные

- Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте,

Регулятивные:

- Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, Коммуникативные:

Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы

16.09.13

7



2

Докучные сказки. ИКТ. ИД

18.09.13

8





3

Народные промыслы. ИКТ. ИД

19.09.13

9











4

Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". ИКТ. ИД

23.09.13

10







5

Русская народная сказка " Иван царевич и серый волк". ИКТ. ИД

25.09.13

11





6




Русская народная сказка "Иван царевич и серый волк". ИКТ. ИД

26.09.13

12





7

Русская народная сказка."Сивка - Бурка". Тест. ИКТ. ИД

30.09.13

13





8

Русская народная сказка."Сивка - Бурка". Тест. ИКТ. ИД

02.10.13

14

9

Обобщение по теме: Устное народное творчество. Проверь себя. Стр. 51 - 55. ИКТ. ИД

03.10.13

15

10

Проверочная работа по теме: "Устное народное творчество". КИМы. Проект: "Сочиняем волшебную сказку". ИКТ. ИД

07.10.13

Итого:

10 часов

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1 (8 ЧАСОВ)

1

1

Как научиться читать стихи. Я Смоленский. ИКТ. ИД

09.10.13

17











2

Ф.И. Тютчев: "Весенняя гроза" "Листья" ИКТ. ИД

Личностные УУД

Формирование потребности в чтении литературы. Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

Познавательные УУД

Умение делать выводы с помощью учителя.

Коммуникативные УУД

Умение выразительно и осознанно читать Регулятивные УУД

текст.

Умение работать по предложенному учителем плану.

10.10.13

18















3

А.А. Фет "Глянь - ка, мама, из окошка", "Зреет рожь над жаркой нивой". ИКТ. ИД

Личностные УУД

Формирование мотивов достижения и социального признания.

Познавательные УУД

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД

Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД

Проговаривание последовательности действий на уроке.

14.10.13

19

4

И С. Никитин "Встреча зимы", «Полно, степь моя» ИКТ. ИД

Личностные УУД

Формирование моральной самооценки.

Познавательные УУД

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД

Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной

Регулятивные УУД

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта).

16.10.13

20



5

И.З. Суриков "Детство", «Зима».

ИКТ. ИД

Личностные УУД

Формирование познавательного мотива.

Познавательные УУД

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД

Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет, отличный от собственной.

Познавательные УУД

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно.

17.10.13

21

6

Обобщение по разделу: Поэтическая тетрадь 1. ИКТ. ИД

Личностные УУД

Выделение нравственного содержания поступков, формирование системы морально-нравственных ценностей.

Познавательные УУД

Поиск необходимой информации из прослушанных и прочитанных самостоятельно произведений.

Коммуникативные УУД

Умение аргументировать своё предложение, умение убеждать, уступать.

Регулятивные УУД

Прогнозирование результата.

21.10.13

22



7

Обобщение по разделу: Поэтическая тетрадь 1. Проверь себя. ИКТ. ИД

Личностные УУД

Умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Познавательные УУД

Умение ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

Умение слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД

Проговаривание последовательности действий на уроке.

23.10.13

23

8

Проверка техники чтения. Проект:""Как научиться читать стихи на основе научно - популярной статьи В. Смоленского. ИКТ. ИД

Личностные УУД

Умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Познавательные УУД

Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной

Коммуникативные УУД

Умение аргументировать своё предложение, умение убеждать, уступать.

Регулятивные УУД

Проговаривание последовательности действий на уроке.

24.10.13

Итого: 8 час.

8 часов

ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ (18 ЧАСОВ)

24

1

Детские годы А.С. Пушкина. ИКТ. ИД

Личностные

Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил.

Познавательные Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Регулятивные Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.),

Коммуникативные

Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

28.10.13

25

2

А.С. Пушкин. Отрывки из романов. ИКТ. ИД

30.10.13

26

3

А. С. Пушкин. "Зимний вечер", «Зимнее утро» ИКТ. ИД

Личностные УУД

Формирование чувства прекрасного. Познавательные УУД

Формирование ценности «любовь» к природе.

Ориентация в учебнике, оглавлении, иллюстрации.

Коммуникативные УУД

Учёт разных мнений и умение обосновывать своё собственное.

Регулятивные УУД

Внесение необходимых изменений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном; прогнозирование результата.

31.10.13

27

4

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане,

о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди». ИКТ. ИД

11.11.13

28

5

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане,

о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди». ИКТ. ИД

13.11.13

29







6

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане,

о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди». ИКТ. ИД

.Личностные УУД

Формирование мотивов достижения и социального признания.

Познавательные УУД

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД

Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД

Проговаривание последовательности действий на уроке.

14.11.13

30





7

И. А. Крылов. «Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки». ИКТ. ИД

18.11.13

31





8

И.А. Крылов. «Ворона и лисица». ИКТ. ИД

Личностные УУД

Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости.

Познавательные УУД

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД

Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД

Проговаривание последовательности действий на уроке.

Личностные УУД

Формирование моральной самооценки.

Познавательные УУД

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД

Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной

Регулятивные УУД

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта).

Личностные УУД

Эмоциональное «проживание» текста, умение выражать свои эмоции.

Познавательные УУД

Умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации.

Коммуникативные УУД

Умение слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД

Умение работать по предложенному учителем плану.

20.11.13

32





9

Обобщение творчества И.А. Крылова. ИКТ. ИД

21.11.13

33





10

Воскобойников. М.Ю. Лермонтов. Детство. Юность. ИКТ. ИД

25.11.13

34







11





М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…»,

«На севере диком стоит одиноко…». ИКТ. ИД

27.11.13

35







12

М. Ю. Лермонтов. «Утёс». М. Ю. Лермонтов. «Осень». ИКТ. ИД

28.11.13

36





13

Детство Л. Н. Толстого.

(из воспоминаний писателя). ИКТ. ИД

02.12.13

37







14

Л. Н. Толстой. «Акула». ИКТ. ИД

Личностные УУД

Формирование моральной самооценки.

Познавательные УУД

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД

Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной

Регулятивные УУД

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта).

04.12.13

38





15

Л. Н. Толстой. «Прыжок». ИКТ. ИД

Личностные УУД

Формирование моральной самооценки.

Познавательные УУД

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД

Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной

Регулятивные УУД

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта).

05.12.13

39



16


Л. Н. Толстой. «Лев и собачка». ИКТ. ИД

Личностные

Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил.

Познавательные Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Регулятивные Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.),

Коммуникативные

Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

09.12.13

40





17

Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве»,

«Куда девается вода из моря?». ИКТ. ИД

11.12.13

41







18

Литературный праздник (обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»). ИКТ. ИД

12.12.13


ИТОГО: 18 Ч.

18 ч.

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2 (4 ЧАСА )

42







1

Н. А. Некрасов. «Славная осень!..»,

«Не ветер бушует над бором…». ИКТ. ИД

Личностные Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

Познавательные Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

Коммуникативные Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы. Регулятивные Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.). Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре)

16.12.13

43







2

Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы». ИКТ. ИД

18.12.13

44











3

К. Д. Бальмонт. «Золотое слово». И. А. Бунин. «Детство». «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…». ИКТ. ИД

19.12.13

45











4

Развивающий час (урок-обобщение по теме «Поэт-ическая тет-радь 2»).

Проверь себя. Стр. 178. ИКТ. ИД

23.12.13


ИТОГО: 4 ЧАСА


ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ (5 ЧАСОВ)

46











1

Д. Мамин-Сибиряк. «Присказка к «Алёнушкиным сказкам». «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост». ИКТ. ИД

Личностные Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения. Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).

Познавательные Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения, Коммуникативные Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия Регулятивные Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.). Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»).


25.12.13

47



2

В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». ИКТ. ИД

26.12.13

48









3

В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Контрольная работа за первое полугодие. ИКТ. ИД

13.01.14

49







4

В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». ИКТ. ИД

15.01.14

50











5

Урок-КВН. (обобщающий урок по первой части учебника). Проверь себя. Стр. 209 - 212. ИКТ. ИД

16.01.14


ИТОГО: 5 ЧАСОВ

5ч.

БЫЛИ-НЕБЫЛИЦЫ (6 ЧАСОВ)

51





1

М. Горький «Случай с Евсейкой»

Личностные УУД

Формирование моральной самооценки.

Познавательные УУД

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД

Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной

Регулятивные УУД

Умение работать по предложенному учителем плану.

Личностные УУД

Формирование чувства прекрасного. Познавательные УУД

Формирование ценности «любовь» к природе.

Ориентация в учебнике, оглавлении, иллюстрации.

Коммуникативные УУД

Учёт разных мнений и умение обосновывать своё собственное.

Регулятивные УУД

Внесение необходимых изменений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном; прогнозирование результата.

Личностные УУД

Формирование мотивов достижения и социального признания.

Познавательные УУД

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД

Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД

Проговаривание последовательности действий на уроке.

20.01.14

52



2

М. Горький «Случай с Евсейкой»

22.01.14

53



3

К. Г Паустовский «Растрепанный воробей»

23.01.14

54



4

К. Г Паустовский «Растрепанный воробей»

27..01.14

55

5

А. Куприн «Слон»

29.01.14

56







6

Обобщающий урок-путешествие по «Былям-небылицам». Проверь себя. Стр. 42 - 44. ИКТ. ИД

30.01.14




ИТОГО: 6 ЧАСОВ

6ч.

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1 (2 ЧАСТЬ)- 4 ЧАСА

57





1

С. Черный «Что ты тискаешь утёнка?..», «Воробей».

(ИКТ, ИД)

Личностные Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается., понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов. Регулятивные Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи. Коммуникативные

Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.

03.02.14

58







2

А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона», «Слон»

(ИКТ, ИД)

05.02.14

59



3

С. Есенин «Черемуха» (ИКТ, ИД)


06.02.14

60



4

Урок-викторина по теме

«Поэтическая тетрадь 1».

Проверь себя. Стр.56.

ИКТ. ИД

10.02.14



ИТОГО : 4 ЧАСА

4ч.

ЛЮБЛЮ ЖИВОЕ (9 ЧАСОВ)

61



1

М. Пришвин «Моя Родина»

(ИКТ, ИД) Личностные Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности. Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения. Познавательные Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.. Регулятивные Составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре Коммуникативные

Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения

12.02.14

62





2

И. Соколов - Микитов «Листопадничек»

(ИКТ, ИД)

13.02.14

6









3

В. И. Белов «Малька провинилась», «Еще раз по Мальку»

(ИКТ, ИД)

17.02.14

64





4

В. Бианки «Мышонок Пик»

(ИКТ, ИД)

19.02.14

65





5

Б. С. Житков «Про обезьянку»

(ИКТ, ИД)

20.02.14

66



6

В. Л. Дуров «Наша Жучка»

(ИКТ, ИД)


24.02.14

67



7

В. П. Астафьев «Капалуха»

(ИКТ, ИД) Личностные Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности. Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения. Познавательные Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.. Регулятивные Составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре Коммуникативные

Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения

26.02.14

68





8

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»

(ИКТ, ИД)


27.02.14

69







9

Урок - конференция «Земля - наш дом родной» (обобщающий урок по теме «Люби живое»)

(ИКТ, ИД)

03.03.14






ИТОГО: 9 ЧАСОВ

9ч.

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2 (ЧАСТЬ 2)- 6 ЧАСОВ

70







1

С. Я. Маршак. «Гроза днём»,

«В лесу над росистой поляной». ИКТ. ИД


Личностные

Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил,

Познавательные

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

Регулятивные

Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

Коммуникативные

Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы,

05.03.14

71



2

А. Барто. «Разлука», «В театре». ИКТ. ИД

06.03.14

72





3

С. В. Михалков. «Если». ИКТ. ИД


10.03.14

73



4


Е. Благинина. «Кукушка», «Котёнок». ИКТ. ИД

12.03.14

74







5

Урок «Крестики-нолики».

(обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2») ИКТ. ИД

13.03.14

75











6

Обобщение по разделу. Проект: "Праздник поэзии".Проверь себя. Стр.122

ИКТ. ИД




17.03.14




ИТОГО: 6 ЧАСОВ

6 ч.

СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ - НАБЕРЕШЬ КУЗОВОК

(11 ЧАСОВ)

76









1

Б. Шергин. «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок».

ИКТ. ИД Находить примеры в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, Познавательные Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. Коммуникативные Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы, Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Регулятивные Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр

19.03.14

77







2

А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Ещё мама». ИКТ. ИД

20.03.14

78











3

А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Ещё мама». ИКТ. ИД

02.04.14

79





4

М. Зощенко «Золотые слова». ИКТ. ИД

03.04.14

80



5

М. Зощенко «Золотые слова». ИКТ. ИД Личностные Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности. Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.

Познавательные Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.. Регулятивные Составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре Коммуникативные Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения

07.04.14

81



6


М. Зощенко «Великие путешественники». ИКТ. ИД

09.04.14

82

7

М. Зощенко «Великие путешественники». ИКТ. ИД

10.04.14

83







8

Н. Носов. «Федина задача». ИКТ. ИД

14.04.14

84

9


Н. Носов. «Телефон». ИКТ. ИД

16.04.14

85





10

В. Ю. Драгунский. «Друг детства». ИКТ. ИД Личностные Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности. Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.

Познавательные Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.. Регулятивные Составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре Коммуникативные Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения

17.04.14

86













11

Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». Проверь себя. Стр 176.

Проверочная работа №9 по разделу. ИКТ. ИД

21.04.14


23.04.14


ИТОГО: 11 ЧАСОВ

11ч.

ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ (8 ЧАСОВ)

87



1

Ю. Ермолаев. «Проговорился».

ИКТ. ИД

Личностные Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников. Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения.. Познавательные Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Регулятивные Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).

Коммуникативные Строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.

Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы,

24.04.14

88

2

Ю Ермолаев "Воспитатели". ИКТ. ИД

28.04.14

89









3

Г. Остер. «Вредные советы»,

«Как получаются легенды». ИКТ. ИД

30.04.14

90







4

Г. Остер. «Вредные советы»,

«Как получаются легенды». ИКТ. ИД

05.05.14

91



5

Р. Сеф. «Весёлые стихи». ИКТ. ИД







Личностные Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности. Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения. Познавательные Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.. Регулятивные Составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре Коммуникативные

Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения

07.05.14

92





6

Читательская конференция «По страницам детских журналов». ИКТ. ИД

08.05.14


93







7

Обобщающий урок по теме: «По страницам детских журналов». ИКТ. ИД

12.05.14

94







8

Проверочная работа по теме: По страницам детских журналов. КИМы. ИКТ. ИД

14.05.14


ИТОГО: 8 ЧАСОВ

15.05.14


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (8 ЧАСОВ)


95































3

Мифы Древней Греции.

ИКТ. ИД

Личностные

Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников,

Коммуникативные Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ., Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения. Познавательные Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. Регулятивные Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока,

19.05.14

96



2

Мифы Древней Греции.

ИКТ. ИД

21.05.14

97



















3

Мифы Древней Греции.

ИКТ. ИД

Личностные

Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников,

Коммуникативные Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ., Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения. Познавательные Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. Регулятивные Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока,

22.05.14

98

4

Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». ИКТ. ИД

26.05.14

99







5

Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». ИКТ. ИД

Личностные

Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников,

Коммуникативные Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ., Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения. Познавательные Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. Регулятивные Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока,

28.05.14

100







6

Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». ИКТ. ИД

29.05.14

101





7

Развивающий час по теме «Зарубежная литература».

ИКТ. ИД


102





8

Контрольная работа за II полугодие. КИМы

ИКТ. ИД



ИТОГО: 8 ЧАСОВ

8ч.

ИТОГО ЗА ГОД: 102 ЧАСА

Информационный материал для учителя:


1. Учебник с приложением на электронном носителе по литературному чтению (автор Л.Ф. Климанова). 2. Поурочное планирование по литературному чтению (автор С.В. Кутявина 2013г.) 3. Рабочая тетрадь (автор М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская. изд. "Просвещение" 2013г.)

Информационный материал для ученика:


1. Учебник с приложением на электронном носителе по литературному чтении (автор Л.Ф. Климанова). 2. Рабочая тетрадь (автор М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская. изд. "Просвещение" 2013г.













Согласовано.

Протокол заседания ШМО

учителей_________________ цикла

«_____» _______2013 №____

Согласовано

Заместитель директора по УВР ___________

Н.Э. Хромова

«______» __________ 2013

30


© 2010-2022