Конспект урока Части речи 3 класс ИКТ ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка, 3 класс

по теме «Части речи»

с применением технологии уровневой дифференциации.

Учитель начальных классов Конончук Надежда Михайловна.

Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, создать условия для развития умений определять по изученным признакам слова различных частей речи, классифицировать слова по частям речи, подбирать примеры слов изученных частей речи.

Планируемые результаты

Предметные: владеют первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета, применяют орфографические правила при записи собственных и предложенных текстов, владеют умением проверять написанное.

Личностные: проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, ориентируются в социальных ролях и межличностных отношениях, воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращённую к учащемуся.

Метапредметные (УУД):

- личностные - освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению;- познавательные - понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме, осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, овладевают умением смыслового восприятия учебного текста, осуществляют анализ и сравнение;

- регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; осуществляют рефлексию своей деятельности.

- коммуникативные - используют в общении правила вежливости, правила работы в группах.

Оборудование: учебник «Русский язык» , рабочие тетради, проектор, презентация «Части речи»

ХОД УРОКА

1.Самоопределение к учебной деятельности.

«Где есть желание, найдётся путь!»

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока - Почему сегодня у нас такой девиз? (Открытие новых знаний) - Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности. - Поможет нам веселый человечек - Смайлик. (Слайд 2). - Вы готовы к работе? Тогда в путь! - Пожелайте друг - другу удачи! (Звучит фонограмма песни "Дорога добра" из к/ф "Маленький Мук") - Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага учебной деятельности: (Слайд 3). 1 шаг 2 шаг

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности. - Для начала мы должны повторить то, что уже знаем. - Повторять будем всё подряд? - Нет, только то, что будем делать. Слайд 4

большой - маленький

сухой - ?

глубокий - ?

старый - ?

гладить - ?

твердый - ?

- Внимательно посмотрите на данную запись. Это, ребята, первое препятствие, если мы с ним справимся, то сможем продолжить наш путь. Для этого вам надо правильно сформулировать и выполнить задание к записи и узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

- Правильно ли мы справились с первым заданием? (Слайд 4). (Проверка по щелчку). Минутка чистописания.

- Буква М. Эту букву будем прописывать на минутке чистописания.

-Какой звук слышится ?

-Дайте ему характеристику. ( Согласный, твёрдый, звонкий непарный.) (Слайд 5).

-Что нужно помнить при написании этой буквы? (о наклоне, соединении).

Таблица с буквой. (Слайд 6).

-Запишите М м всю строчку.

- Предлагаю вам написать следующее сочетание букв. (Слайд 7).

- Нам надо определить порядок следования букв в этом ряду: мло омл лом.

- Последняя буква в каждой ячейке становится первой.

-Прочитайте слова. (Слайд 8).

Слова на слайде Мороз, морозец, морозный.

-Назовите орфограммы, которые встретились в этих словах. (Непроверяемая безударная гласная «о», сочетание «оро» и парная согласная «з».)

-Как проверить парную согласную? Докажите.

-Запишите слова.

-Что общего в этих словах? (корень)

-Выделите его.

Какие части слова участвовали в формировании новых слов?

-Образуйте однокоренное слово по схеме: приставка, корень, суффикс, окончание. (Заморозки)

-Как понимаете это слово? (Легкий утренний мороз осенью или весной)

- Путь свободен, снова в путь!

Словарная работа (Слайд 9).

- Ребята, нам снова не пройти. У нас на пути заколдованный лес, чтобы волшебные деревья расступились, мы должны разгадать шифр. Внимательно посмотрите на данный шифр.

1

2

3

4

5

6

7

8

1

А

М

Н

О

Р

К

В

У

2

С

Г

Д

Я

Л

Ч

Ц

Т

и на ключ к нему: 2-1 1-4 2-5 1-4 1-2 1-1

- Разгадав ключ данного шифра, вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.

- Какое слово зашифровано?

- Зашифровано слово солома.

- Что такое солома?

Солома - это стебли пшеницы, ржи и других злаковых растений. (Слайд 10).

- Но если стебли стоят на корню, с колосьями, то это еще не солома. Как же получается солома?

(Солома получается после обмолота зерен.)

-Что же такое солома? Скажите полностью.

- Солома - это стебли злаковых растений, которые остаются после обмолота.

- Найдите слово солома в орфографическом словарике. Напишите его, поставьте ударение. На правописание какой буквы следует обратить внимание?

- Следует обратить внимание на правописание непроверяемой безударной гласной О. Ее надо запомнить. (Дети записывают слово в тетрадь.)

Семеро одну соломину поднимают. (Слайд 11.)

Не подкладывай к огню солому.
Соломиной не подопрешь хоромины.

- Ребята, прочтите написанное. Как можно назвать эти предложения, одним словом?

- Пословицы.

- Какие слова в данных словах вам незнакомы? (учитель объясняет значение новых слов)

Объясните смысл каждой пословицы (осуществляется работа по выявлению смысла пословиц)

- Из пословицы. Семеро одну соломину подымают можно понять, что солома легкая.

- В пословице. Не подкладывай к огню соломы говорится о том, что солома хорошо горит.

- Из пословицы. Соломиной не подопрешь хоромины ясно, что солома ломкая, хрупкая, непрочная.

Беседа о многообразии слов. (Слайд 12).

- Ребята, давайте вспомним, из чего состоит наша речь?

- Наша речь состоит из слов.

- Знаете ли вы, сколько слов в русском языке?

- А во всех языках вместе взятых?

- Представьте себе огромный мешок, из которого посыпались слова. Что делать? Конечно, наводить порядок! А как? Надо их как-то сгруппировать. Но можно ли на одну «полку» положить слова хлеб и плакать, на другую у и плохо. Будет ли порядок?

- Как же классифицировать слова? Что значит классифицировать? (Разделить по группам, разрядам, классам).

- Значит, нам надо найти условие (что-то общее), по которому можно разбить слова на группы.

/Затруднение!!! Проблема!!!/

3.Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

- Обратите внимание, что вы здесь видите?

- Предложение.

Легкий морозец к вечеру затягивал звездами лужицы. ( Слайд 13).

Мы сможем продолжить дальше свою экскурсию, если вы правильно надпишите над каждым словом, к какой части речи они относятся.

Далее идет работа над выявлением, на какие вопросы отвечают данные слова в предложении.

- А давайте проверим.

- Какое слово в предложении осталось не названым?

- Не названо слово к.

- Что вы о нем можете сказать?

- К - это предлог. Предлоги служат для связи слов в предложении.

- Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги - это части речи. Все слова в русском языке, являются какой-либо частью речи. Как определить, к какой части речи относится то, или иное слово?

- Чтобы определить, к какой части речи относится то или иное слово, надо задать к нему вопрос и узнать, что оно обозначает.

4.Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели.

- Тогда цель нашего сегодняшнего урока? ( Слайд 14).

(Научиться определять части речи)

- Сформулируйте тему урока.

(Части речи в русском языке).

5.Проектирование и фиксация нового знания.

- Давайте составим схему к изученной теме "Части речи" и сделаем вывод:

(Слайд 15).

Вариант схемы.

Конспект урока Части речи 3 класс ИКТ ФГОС

Составление алгоритма. (Слайд 16).

1.Задать вопрос к слову.

(появляется табличка)

2.Определить, что обозначает это слово.

(табличка)

3.Название части речи.

Работа в группах. Дети в группах составляют правила об этих частях речи:

1 группа- имя существительное.

2 группа- имя прилагательное.

3 группа- глагол.

4 группа- предлог.

Дети крепят свои правила к доске.

Проверим наши правила.

Самопроверка.

-Прочитай правило в учебнике и сравни со своим. (Учебник с.5, правило).

- Мы много трудились, пора и отдохнуть.

6.Физкультминутка. ( Физкультминутка для глаз «Лови Снежинку»). (Слайд 17).

7.Первичное закрепление с проговариванием. (Слайд 18).

-Записать предложения и определить части речи.

Рассвет наступает медленно. Листья на деревьях не шелестят. Птицы еще не поют. Прозрачные капли росы сверкают на траве. Алое солнце покажется скоро из-за леса. (Озаглавить)

- Проверяем.

Предлагаю продолжить экскурсию.

8.Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Самостоятельная работа.

Упражнение в определении частей речи. (Слайд 19).

- Положите перед собой индивидуальные листочки с заданием. Разбейте множество слов на группы. Подчеркни цветным карандашом:

  • красным - слова, обозначающие предмет;

  • зеленым - слова, обозначающие действия;

  • синим - слова, обозначающие признак;

  • желтым - слова, к которым нельзя поставить вопрос.

Свет

у

лисица

бежать

за

учить

рыжий

На

медведь

жарит

вкусные

синее

пишет

От

нежный

красивый

до

домик

огород

смотрит

- Проверьте свою работу. (Проверка по эталону.)

9.Включение в систему знаний и повторения.

Мини-сочинение, устное рисование картин. (Слайд 20).

С помощью одних существительных можно написать текст.

-Составьте мини-сочинение на тему «Зима», используя только существительные.

На слайде иллюстрация на тему «Зима» (Ответы детей) Снег. Луна. Тишина. Месяц. Звёзды и мороз. Скрип колёс.

- Удивительное Имя существительное, не используя другие части речи мы смогли «нарисовать» картины природы.

10.Рефлексия учебной деятельности. (Слайд 21).

- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.

- Вспомните, с каких слов мы начали урок?

- Чему научились?

- Довольны ли вы своей работой?

- Вспоминаем тему урока: «Части речи»

Формирование выводов по изученному материалу. Используем ключевые слова: самостоятельные, служебные, части речи, вопросы, обозначает, группы, закон.

Опираясь на таблицу, закончи предложения.

Сегодня я убедился в том, что… все слова русского языка делятся на большие группы - части речи. Это закон языка.

Теперь я умею определять…части речи, задавать к ним вопросы, определять их значение.

Я знаю, что в русском языке…есть самостоятельные и служебные части речи.

- Если вам все удалось на уроке, выбирайте - весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы - задумчивый, если вам ещё понадобится помощь - грустный.

( Слайд 22).

11. Домашнее задание. (Слайд 23).

Списать четверостишие из стихотворения С.Есенина «Черёмуха», определить части речи.

- Молодцы! Спасибо за хорошую работу! (Слайд 24).


© 2010-2022