- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира в 1-а классе Тема: «Жизнь лесных зверей зимой»
Урок окружающего мира в 1-а классе Тема: «Жизнь лесных зверей зимой»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Степанова В.В. |
Дата | 17.10.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Урок окружающего мира в 1-а классе
Учитель: Степанова В.В. Тема: «Жизнь лесных зверей зимой». Цель: расширить и углубить знания учащихся о зимовке животных. Задачи урока:
- Познакомить ребят с животными, которые запасают на зиму корм и с теми, которые не запасают корм.
- Помочь учащимся выделить некоторые особенности жизни животных в связи с подготовкой к зимнему периоду.
- Формировать у учащихся умение сравнивать, сопоставлять животных и классифицировать их на разные группы.
- Воспитывать бережное отношение к животным и умение проявлять к ним заботу.
- раздаточный материал карточки с изображением животных;
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- экран.
Ход урока
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Наглядность
-
Организационный этап
« Я желаю всем добра,
Ты желаешь всем добра,
Мы желаем всем добра»
Повернулись друг к другу и улыбнулись
2. Актуализация знаний
- Сегодня я приглашаю Вас в гости к прекрасному времени года
(звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года», «Декабрь»)
Учитель на фоне музыки читает стихи:
«Всё кругом бело-синее,
Всё в тонком кружеве теней,
А лес укрыт пушистым инеем,
Уснул до первых вешних дней».
- Вы догадались к какому времени года я приглашаю Вас в гости? (к зиме)
- Назовите приметы зимы (дети называют приметы зимы)
- Какие зимние месяцы вам известны Вам?
- А кто-нибудь знает пословицы, поговорки о зимних месяцах?
Взялась за свою волшебную кисть Зима.
Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших валенках, ступает тихо, неслышно. Белым, ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь - как гладкие чистые страницы какой - то гигантской книги. И кто ни пройдет по ним, всяк распишется. «Здесь был такой - то»…
Днем идет снег. Кончится - страницы чистые. Утром придешь - белые страницы покрыты множеством таинственных значков, черточек, точек, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали, что - то делали. Кто был? Что делал? ( В.Бианки)
-
Солнце зимой занимает низкое положение на небосводе.
-
Устанавливаются короткие дни, длинные ночи.
-
Земля покрывается снегом.
-
В это время года мы наблюдаем снегопад, гололёд, изморозь, вьюгу, метель.
Декабрь, январь, февраль
Декабрь - «ветрозим», месяц долгих ночей, морозных узоров
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Январь - «студень», самый холодный месяц.
Январь - году начало, зиме - середина.
Февраль - «лютый», «снежень».
Говорят: Вьюги да метели под февраль прилетели.
слайд №1
слайд №2
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Зима - красивое время года, но очень суровое.
- А кому труднее всего зимой?
- Сегодня на уроке мы узнаем о жизни лесных зверей зимой.
- Отправляемся в зимний лес.
- Почему трудно животным зимой?
Труднее всего животным, птицам…
Голодно, холодно, трудно найти корм
слайд №3
-
Первичное усвоение новых знаний
-
Физминутка
-
Первичная проверка понимания
-
Первичное закрепление
-
Рефлексия
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
1. «Хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой».
(медведь)
-
«Серенький недотрога,
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной».
(ёжик)
3. «Спит в норе, а не в берлоге
У норы большущий сук,
А в норе лежит…
(барсук)
-Заранее готовятся эти животные к зиме.
Летом и осенью усиленно питаются, жиреют. Они расходуют жир зимой, как естественный запас питания. Барсук к зиме жиреет, натаскивает в норку массу листьев и делает большой запас пищи. Ежи делают в ямке на земле небольшое гнездо из сухой листвы, травы, мха. В нем он и залегает в спячку.
-Почему они залегают в спячку?
4. «Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам,
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом»
(белка)
Запасают корм на зиму белки, мыши и бобры.
Бобры заготавливают много веток, уносят их под воду и складывают в кучу около своего жилья.
5. «Не любит семечек и шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она - краса!
Плутовка рыжая …(лиса)
6. «Кто зимой холодной
Бродит в лесу
Злой, голодный…(волк)
7. «Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета» (заяц)
-А вот этот красавец лесной носит на голове красивое украшение.
8. «Травы копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко» (лось)
-Белая и холодная зима пришла на землю. Утонул в снегу лес. Трудно прокормиться животным во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду они часто погибают от голода.
- Как могут люди помочь животным и птицам?
- Как вы думаете, по какому признаку можно разделить этих животных?
Мы пришли в зимний лес - ходьба на месте.
Снежинки в небе кружатся - руки фонариком, кружатся вокруг себя.
На землю красиво ложатся - движение рук (фонарики)
Вот и зайка проскакал, от лисы он убежал - прыжки на двух ногах.
Это серый волк рыщет, он себе добычу ищет - руки на поясе, наклоны.
Вот мы спрячемся сейчас, не найдёт тогда он нас - приседаем.
В лесу тишина и покой, а мы пришли домой - садимся на свои места.
Дидактическая игра «Рассели животных».
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились на уроке?
Учитель подводит итог урока: «Животным и птицам очень трудно зимой. Вот почему все, кому дорога природа, все, кто любит наших пернатых друзей, должны делать все, чтобы помогать им.
Останется ли наша Земля зеленой и цветущей, будут ли на ней петь птицы и резвиться звери - вот такой вопрос должен задать для себя каждый. И непросто задать вопрос, а сделать так, чтобы Земля всегда оставалась красивой сегодня и на будущие поколения. Все в наших руках».
Ребята, давайте же возьмёмся за руки и скажем друг другу:
- Все мы, и люди, и звери - дети одного большого царства - Природа. Она наш дом, а дом надо беречь и защищать.
Нарисовать по выбору учащегося одного животного из любой группы (впадающие в спячку; ищущие корм в природе зимой; использующие запасы, накопленные летом и осенью).
Прочитать белорусскую сказку «Зимовье зверей»
Дети заранее готовили загадки дома
Для них в природе нет корма зимой.
На своем пришкольном участке мы можем высаживать деревья, которые не только будут радовать глаз, но и принесут практическую пользу: свежий воздух, тень в жаркие дни. А плоды, которые вырастут на наших деревьях, зимой будут хорошим сюрпризом для птиц. Кормушки, которые мы изготавливаем своими руками, тоже размещаем на пришкольных деревьях. Это реальные пути решения проблемы помощи птицам и сохранения нашей природы. А еще мы являемся участниками зимней акции: «Просто насыпь просо». А еще кормушки изготавливают для лосей, в них кладут хлеб и насыпают поваренную соль. Все это говорит о том, что зверей нужно подкармливать в этот трудный период их жизни.
Животные зимой:
-
ищут корм в природе;
-
впадают в спячку;
-
используют накопленные летом и осенью запасы.
Дети делятся на 3 группы для работы с заранее заготовленными карточками с изображениями животных. Каждая группа должна разделить животных по выше названным признакам. Далее идет проверка с использованием интерактивной доски.
- Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям.
Давайте, будем беречь планету,
Во всей Вселенной похожей нет.
Во всей Вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она.
слайд №4
слайд № 5, 6
о барсуке, который готовится к спячке
(фото из архива семьи Лебедевых, снято в Ильменском заповеднике)
слайд №7
слайд № 8, 9
о бобре летом, зимняя хатка бобра, (фото из Ильменского заповедника)
слайд №10
слайд №11
слайд №12
слайд №13
слайд №14,15 кормушки для зверей, фото из Ильменского заповедника
слайд №16
МБОУ «Гимназия №26» Степанова В.В. Страница 7