- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеклассное занятиеПриключения барона Мюнхгаузена
Внеклассное занятиеПриключения барона Мюнхгаузена
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сухарева Т.Е. |
Дата | 12.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Выполнила Сухарева Т.Е. учитель начальных классов МКОУ СОШ с. Андреевка
Внеклассное занятие
«Приключения барона Мюнхгаузена»
( литературно - спортивная викторина)
Цели: * в игровой форме повторить знания учащимся о книге
Р.Э.Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена;
-
привить любовь к книге, воспитывать интерес к чтению;
-
учить детей активному отдыху;
-
развивать быстроту и правильность мышления, память, внимание;
-
формировать у детей потребность в здоровом образе жизни;
Оборудование: выставка «Книга - юбиляр» (различные издания), иллюстрации Рюстова Доре, выставка рисунков «Великий хвастун»; спортивные снаряды: мячи, скакалки, спортивные палки, кегли, платки, обручи, барьеры.
Библиотекарь:
- В 2011 году в нашей стране будет отмечаться 220 летний юбилей со дня выхода в свет книги «Приключения барона Мюнхгаузена». Книга о баснословных приключениях безудержного хвастуна и враля барона Мюнхгаузена - одна из популярнейших в детском чтении, но написана была не для детей.
Рассказы о хвастливом бароне впервые появились в 1781 году в немецком юмористическом альманахе «Спутник весёлых людей». Предполагают, что сочинителем рассказов был сам же герой похождений Карл Фридрих Мюнхгаузен (1720 - 1797), известный в своё время остроумец и краснобай. Некоторое время он находился на службе в России, участвовал в русско- турецкой войне 1735 - 1739 гг. невероятные подвиги хвастуна и определяют содержание рассказов. - 1-
Рождение барона Мюнхгаузена как литературного персонажа произошло в
1786 году, когда немецкий литератор и ученый Рудольф Эрих Распэ (1737 - 1794), бежавший от судебного преследования в Англию, выпустил анонимно на английском языке небольшую книжку «Повествование барона Мюнхгаузена о его чудесных путешествиях и походах в Россию». Не ограничившись переложением первоначального текста, Распэ добавил кое - что от себя и ещё больше оттенил небывальщину. Изданная в Лондоне книжка немедленно привлекла внимание.
Первое русское издание книги Распэ появилось в 1791 году в переводе Н.П. Осипова под названием «Не любо - не слушай, а лгать не мешай». С тех пор «Приключения барона Мюнхгаузена» выходили по-русски не менее
семидесяти раз. Особую ценность книги придают иллюстрации Рюстова Доре, которые выполнены в 1853 году и как бы срослись с текстом. Гравюры Доре украшают и пересказ «Приключения барона Мюнхгаузена», сделанный классиком советской детской литературы К.И.Чуковским в 1923 году. В пересказе Чуковского книга Э.Распэ выдержала много изданий.
Учитель физкультуры:
- Я знаю, что многие из вас уже знакомы с этой книгой и хорошо знаете главного героя. Сегодня мы решили проверить насколько внимательные читатели. А может быть и среди вас тоже есть ловкие и сообразительные, как барон Мюнхгаузен. Для этого мы предлагаем провести литературно-спортивную викторину. Сейчас мы разделимся на две команды. Каждый, кто сможет продолжить название приключения становится членом одной из команд.
-2-
Библиотекарь:
* Слепая …(свинья) * Бешеная ….(шуба)
* Сырный … (остров) * Меткий … (выстрел)
* Необыкновенный … (олень) * Чудесная … (куртка)
* Оттаявшие … (звуки) * Восьминогий … (заяц)
*За … (волосы) * Искры из … (глаз)
* Лисица на … (иголке) * Волк … (наизнанку)
Учитель физкультуры:
- Каждая команда выбирает командира и придумывает название. Оценивать буду по двум критериям. Знание содержание книги. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Вопросы будут задаваться по очереди. Команда обсуждает, командир отвечает. За победу в спортивном конкурсе команда получает 2 балла. За нарушение правил игры три штрафных балла.
Библиотекарь:
- Итак, первый конкурс.
Полконя.
-
В сражался храбрый барон Мюнхгаузен в данной главе? (с турками)
-
Почему конь долго не мог напиться? (была отрезана задняя часть)
-
Где барон обнаружил заднюю половину коня?
-
Чем военный врач сшил половинки коня? (лавровыми прутьями)
-
Через какой срок над седлом образовалась беседка? (через месяц)
-3-
Учитель физкультуры:
- Члены команды по очереди преодолевают дистанцию «верхом» на спортивной палке между стойками. Каждая сбитая стойка одно штрафное очко.
Библиотекарь:
Удивительная охота.
-
На кого охотился Мюнхгаузен в этом приключении? (на уток)
-
На что барон поймал всех уток? (на сало на верёвке)
-
Как Мюнхгаузен донёс уток домой? (утки подняли его в воздух)
-
Как ему удалось опустится вниз? (свернул нескольким уткам голову)
-
Куда Мюнхгаузен попал, когда опустился вниз? ( в трубу кухни)
Учитель физкультуры:
-
Капитан первый преодолевает дистанция, держа в руках скакалку, постепенно увеличивая число «уток» пойманных на скакалку. Если кто-то из членов команды выпустил скакалку, команда теряет одно очко. Библиотекарь:
Восьминогий заяц.
-
Произошла эта историй? (в России)
-
Сколько времени продолжалась охота на зайца? ( три дня)
-
Почему заяц так долго мог бежать без отдыха? (У него было по четыре ноги на спине и животе)
-
Как звали собаку барона Мюнхгаузена? (Дианка)
-
Что с ней случилось после этой охоты? (через час она умерла)
-4-
Учитель физкультуры:
Вся команда делится на пары. Захватив руки товарища за своей спиной. Участники преодолевают дистанцию бегом, по переменно выступая в роли ведущего.
Библиотекарь:
Верхом на ядре.
-
Против кого воевал Мюнхгаузен? (турок)
-
Что надо было узнать командиру Мюнхгаузена? (много ли пушек у противника)
-
На чем барон попал в неприятельский лагерь? (верхом на ядре)
-
Какой пытки испугался Мюнхгаузен? (повесят на ближайшей виселице)
-
Как барону удалось вернутся назад? ( на встречном ядре, пущенного турками)
Учитель физкультуры:
- Участники команды, зажав мяч между лодыжками ног, бегут до финиша. Обратно бегут взяв мяч в руки. Потеряв мяч, игрок должен продолжить бег с места падения.
Библиотекарь:
- Подведём предварительные итоги. Слово жюри. Следующие главы потребуют от участников большего внимания и сноровки.
Слепая свинья.
-
Где произошла описанная история? (в чаще дремучего леса)
-
Кого повстречал барон Мюнхгаузен в лесу? ( дикого поросёнка и свинью)
-5-
-
Почему свинья не убежала после выстрела? (она была слепа)
-
Как же свинья могла гулять по лесу? (держась за хвост поросёнка)
-
Как Мюнхгаузен доставил свою добычу на кухню? (за хвостик поросёнка)
Учитель физкультуры:
- Капитан команды проводит своего игрока с завязанными глазами при помощи звуковых команд (направо, налево, вперёд, пять шагов вправо и т.д.)
Библиотекарь: Меткий выстрел.
-
Какую крепость осаждали испанцы? (Гибралтар)
-
На стороне каких войск воевал барон Мюнхгаузен? (англичан)
-
Куда угодило ядро испанцев? (обратно к испанцам, оторвав голову испанскому пушкарю и шестнадцати солдатам и сбила мачты у трёх испанских судов)
-
Что произошла в крестьянской лачуги за 214 миль от крепости? (оно угадило в рот спящей старухи)
-
Где оказалось ядро англичан? (на военном корабле испанцев и пустило его на дно)
Учитель физкультуры:
- Участники команды по очереди выбивают мячом кегли из круга. Подсчитываются все выбитые кегли.
Библиотекарь: - Итак, мы подошли к финальному конкурсу. Что бы ответить на вопросу участники должны будут показать не только хорошее знание глав книги Р.Э.Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» , но и свою эрудицию.
-6-
Между крокодилом и львом.
-
На каком острове разворачивается описанное приключение? (о. Цейлон)
-
В каком океане находится этот остров? (в Индийском океане)
-
Кто пригласил барона Мюнхгаузена на охоту? (старший сын цейлонского губернатора)
-
Почему Мюнхгаузен потерялся во время охоты? (жаркое солнце и горячий песок мешал быстро идти)
-
Кого встретил Мюнхгаузен оставшись один? ( сзади - лев, впереди крокодил, слева - озеро, справа - болото , кишащее ядовитыми змеями)
Учитель физкультуры:
- Заключительная эстафета. Первый этап - пробежать по извилистой дорожке, второй этап - перепрыгнуть через болото, третий этап - попасть мячом в цель, четвёртый этап - проползти под барьером для бега с препятствием.
Библиотекарь:
- Вот и подошёл к концу наш праздник книги и спорта. Думаю, многие из вас поняли, как важно внимательно читать книгу, обращать внимание на различные детали.
Учитель физкультуры:
- Но не менее важно быть ловкими, быстрыми и дружными. Только все вместе вы смогли одержать победу в каждом из конкурсов. А значит надо постоянно тренировать не только свои руки и ноги, но и умственные способности: внимание, память, сообразительность, воображение и ассоциацию. А сейчас предлагаю послушать итоги. Слово жюри.
Литература:
Распэ Р.Э. Приключения барона Мюнхгаузена / В пересказе для детей К.Чуковского/ Предисловие В.Муравьева; Комментарий Е,Брадиса. - М.: ТЕРРА, 1996. - 688 с.: ил. - (Зарубежная классика - детям).
-7-
- 6 -