Интегрированный урок на тему Полезные ископаемые и Решение задач (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект интегрированного урока по предметам «Краеведение» и «Математика».

Тема: Полезные ископаемы. Решение задач.

Цели: 1. Дать первоначальное представление о полезных ископаемых.

2. Закреплять умение решать задачи изученных видов. Продолжить работу по развитию мышления, речи, кругозора учащихся.

3. Воспитание коммуникативных качеств у учащихся.

Оборудование: карточки с новыми терминами, иллюстрации разных форм поверхности, карточки с именованными числами, карточки с задачами, карта «Полезные ископаемые РФ», иллюстрации стоянки геологов.

Оформление доски.



геология

Дата.

Классная работа.

Математическое путешествие в геологию.



Ход урока. Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся I. Орг. момент II. Целеполагание.

























III. Работа на уроке

















































IV. Работа над новым материалом.
















































































































































































V. Подведение итогов. Приветствие, посадка. - сегодня мы проведем необычный урок. Нам предстоит математическое путешествие в геологию (на доске). - какое слово не понятно? - подумайте что такое геология? (на доске) - толковый словарь даст нам правильный ответ на этот вопрос. Юра подготовил ответ.
- и так, сделаем вывод, геология - это наука, которая изучает полезные ископаемые и способы их добычи. Подумайте, как называют людей, которые занимаются геологией? - геолог - специалист по геологии. Давайте повторим. Возьмите карточку № 1, прочтите, что такое геология. - возьмите карточку № 2, прочитайте, кто такой геолог. - сегодня на уроке мы узнаем, какие подземные ископаемые ищут геологи, зачем нужны нам полезные ископаемые и продолжим работу над решением задач. 1. Решение задач. - я предлагаю нам отправиться в лагерь геологов. Для этого решим задачу. Задача: Чтобы добраться до места лагеря геологов, нам сначала необходимо проехать на автомобиле 450 км, затем нам предстоит проехать на лошадях 40 км и 10 км пройти пешком. Узнайте какое расстояние мы должны преодолеть. (на доске иллюстрации: равнина 450 км Холмистая равнина 40 км Горы 10 км) - покажите ответ на абаке. - посмотрите, какие большие расстояния необходимо преодолевать геологам в поисках подземных сокровищ. Зная масштаб, начертите это расстояние. (На доске: М: 1 см - 100 км) - отрезок какой длины начертили? - правильно. Посмотрите мы в лагере геологов. (иллюстрации стоянки геологов) - работа геологов очень сложна. Часто они живут в палатках в горах, в лесах, в труднодоступных местах. Работа геологов - открывать новые месторождения полезных ископаемых. Они наносят их на специальные карты и отправляются на поиск других месторождений. Как вы думаете, какими качествами должны обладать люди этой профессии? 2. Проверка домашнего задания. - добираясь до лагеря геологов мы ещё раз убедились, что поверхность Земли может быть различной. Какое домашнее задание выполняли по математике? 1 группа: 12342 - 67х100 2 группа: 23х100+2342 - читайте ответ. - правильно, 5642 м - это высота горы Эльбрус (показ на карте). Это самая высокая точка нашей страны. Какие формы земной поверхности вы знаете? Физминутка. - поверхность земли и ее глубины содержат полезные ископаемые, которые человек использует для своих целей, в хозяйстве. Как вы думаете, что такое ископаемое? - обратимся к словарю: ископаемое - добываемое из недр земли. Как вы думаете, почему их называют полезными? - что такое полезные ископаемые?
Работа над статьей по природоведению. - чтобы ответить точно на вопрос, обратимся к статье в учебнике с. 29. Прочитайте самостоятельно 1 - й абзац. Ответьте, что такое полезные ископаемые. - зачитайте, что такое месторождение. Решение уравнений. - решив это уравнение, вы узнаете, сколько месторождений, содержащих железные руды, открыто на Урале. Х:100=15 - что неизвестно? - как найти? Самостоятельная работа учащихся.


- на Урале открыто 1500 месторождений содержащих руды. Обратимся к карте. Черные треугольники, которые обозначают места добычи железной руды, мы видим не только на Урале, а в разных районов нашей страны. (карточка 2 000 000 000) - прочтите число. - именно столько тонн железной руды ежегодно добывают в нашей стране. Из железной руды выплавляют различные металлы. Скажите, где в быту используют металлы? - в Колпине, на Ижорском заводе, из руд выплавляют чугун, необходимый для производства стали. Каждый завод, выплавляющий металлы, выбрасывает в воздух 43 000 тонн пыли ежегодно. Поэтому в современных городах остро стоит проблема экологии. Встает проблема строительства очистных сооружений. Работа над статьей по природоведению. - обратимся к статье. Прочитайте 3 - й абзац - и узнаете, как человек использует другие полезные ископаемые. Читай, Таня.











- какие полезные ископаемые необходимы в строительстве? - какие полезные ископаемые используют как топливо? - как человек использует руды? - какое полезное ископаемое человек использует в пищу? - может ли человек обойтись без полезных ископаемых? - почему?
Решение примеров. - я загадала полезное ископаемое. Угадать это слово вам поможет следующее задание. Используя шифр, узнайте, какое слово я загадала. 900+60= 25000:5= 360:6= 3000х3= 120х4= 420:10= Т Р А Г Н И 42 60 480 960 5000 9000 - какое слово получилось? - где человек использует это полезное ископаемое? - в Ленинградской области ежегодно добывают 5 млн тонн гранита. Какие ещё полезные ископаемые используют в строительстве, прочтите. (На доске: гранит, песок, глина, известняк, каменный уголь). - прочтите. Назовите, что лишнее? - почему? - Ира расскажет о каменном угле.










Решение задачи. - решим задачу № 419. Читайте.


- о чем говорится в задаче? - что такое производительность труда? - кто знает, как решить задачу, приступайте к решению. Какая была у шахтеров производительность труда? - что это значит?
- сколько тонн угля добывала бригада за 5 дней? - зная эти 2 числа, что можно узнать? - как? - зная, сколько тонн угля добывают шахтеры за один день, можем узнать сколько тонн угля добывают за 3 дня? - каким действием? - решите задачу. К доске идет…


Горючие ПИ. - слушаем рассказ Вити, попробуйте догадаться о каком ПИ идет речь.










Решение задачи. - прочитав задачу № 256, мы узнаем глубину самой глубокой скважины. Читайте.
- самостоятельно выполните задание. Охрана. - что людям необходимо помнить при добыче ПИ? - прочитайте статью в учебнике «О подземных богатствах». Какой вывод можно сделать? - какие новые слова узнали сегодня? - а также повторили решение задач и примеров. Оценивание. Домашнее задание: по краеведению с. 29, математика с.51 №301. Приветствие, посадка. Проверка рабочих мест.


- геология. - где изучают то, что внутри Земли.
- геология - это слово имеет 2 значения. Одно из них: Комплекс наук о методах изыскания полезных ископаемых. - геологи.




- геология - это наука, которая изучает полезные ископаемые и способы их добычи.
- геолог - специалист по геологии.




















500 км


5 см ________________

5 см










- умные, смелые, отважные, закаленные, мужественные.
- решали пример.



5642


- равнины, горы, овраги, холмы.






- то, что копают, достают из - под земли.

- они приносят пользу людям.
- это то, что достают из земли, и приносит пользу человеку.


- все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности, - это полезные ископаемые. - скопление ПИ называют месторождением.





- делимое. - частное умножить на делитель. Х:100=15 Х=15х100 Х=1500 1500:100=15 15=15







2 миллиарда



- посуда, бытовая техника, машины, проволока.















- полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Одни необходимы в строительстве, как например, песок, глина, гранит, известняк. Другие служат топливом: торф, каменный уголь, нефть, природный газ. Из глубин земли добывают руды и соль, из руд выплавляют различные металлы, из некоторых солей изготавливают удобрения. А каменную соль люди используют в пищу. - песок, глина, гранит, известняк.
- торф, каменный уголь, нефть, природный газ. - из руд выплавляют металлы. - каменную соль.
- нет.
- тогда люди не смогут сделать для себя разные полезные вещи.





960 5000 60 9000 480 42

- гранит. - в строительстве.


- песок, глина, известняк используют в строительстве.


- каменный уголь. - используют как топливо. - каменный уголь добывают во многих местах нашей страны. Для добычи угля из глубины земли делают шахты. Каменный уголь - ценное ископаемое топливо. Им отапливают помещения, его используют как топливо на фабриках и заводах, сжигают в топках электростанций. Из каменноугольной смолы получают краски, лекарства, духи, и другие ценные продукты.
- бригада шахтеров за 5 дней добыла 15000 т угля, работая с одинаковой производительностью труда. Сколько тонн угля добыла эта бригада за 3 дня? - о шахтерах. - сколько вырабатывают чего - либо за единицу времени.


- одинаковая. - каждый день шахтеры добывали одинаковое количество угля. - 15000т.
- сколько тонн угля добывали за 1 день. - 15000:5.


- да. - умножением. 1) 15000:5=30000 (т) - за 1 день. 2) 3000х3=9000 (т) - за 3 дня. Ответ: 9000 тонн.

- это ПИ начинает свой путь с глубокой скважины. Там, в недрах земли, таятся запасы этого полезного ископаемого, из которого на перегонном заводе получают много самых разных продуктов, в том числе и бензин. Иногда это ПИ выкачивают не только из - под земли, но даже с морского дна. Днем и ночью, зимой и летом, на суше и на море трудятся рабочие, добывая для страны это ценное ПИ. Это нефть.
- самую глубокую скважину пробурили буровики в 1985 г на Кольском полуострове - 12066 м. Вырази глубину скважины в км и м. 12 км 66 м.

- чтобы добывали аккуратно.
- при добыче ПИ необходимо помнить о том, что они могут закончиться. - геология, геолог, ПИ, месторождение.

© 2010-2022