- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление по теме: «Формирование самооценки и взаимооценки в рамках реализации ФГОС НОО»
Выступление по теме: «Формирование самооценки и взаимооценки в рамках реализации ФГОС НОО»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шаварина О.В. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5» города Валуйки Белгородской области
Выступление на районной секции учителей начальных классов
Тема:
«Формирование самооценки и взаимооценки в рамках реализации ФГОС НОО»
Подготовила:
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №5» г.Валуйки
Шаварина О.В.
Валуйки 2015 год
Оценка - это правильное
кровообращение,
без нее неизбежны застой и
болезненные явления.
Н. Островский
Любая деятельность, чтобы человек мог в ней совершенствоваться, нуждается в оценке. Именно поэтому оценивание является одним из важнейших компонентов любой модели обучения. Требования к метапредметным результатам начального общего образования в ФГОС предусматривают умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. На уроке дети сами должны вычленить проблему, поставить цель и определиться со способами и методами достижения желаемого результата. При этом ребята учатся анализировать выполняемые действия, то есть обучаются само- и взаимооценке. Одна из многих на сегодняшний день актуальных проблем начального образования заключается в том, что у ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет механизмами этих процессов. Поэтому, если не способствовать уже в начальной школе формированию оценочной деятельности, данная потребность утрачивается, что влечет за собой трудности в обучении. Однако, научить ребят объективно оценивать свои ответы невозможно, не научив их объективно оценивать ответы своих одноклассников. Поэтому, в начальной школе дети с большим желанием оценивают друг друга, нежели дают оценку своим действиям и знаниям. Поэтому формирование оценивания следует выстраивать в определенном порядке:
- Внешняя оценка как взаимооценка одноклассниками;
- Самооценка обучающегося;
- Внешняя оценка как оценка учителя.
- для пересказа у доски: громкость, последовательность, выразительность, темп;
- для чтения наизусть: обязательное называние автора и названия произведения, точность воспроизведения, правильная интонация, громкость, темп.
- при чтении художественного текста к предыдущим критериям
2
3
Общая отметка учителя: _______________ (Шаварина О.В.) ________ В ходе данной работы дети учатся не только оценивать друг друга, но и делать это осмысленно, в корректной форме обосновывать свое решение. Чтобы ребята в течение всего урока, контролировали, оценивали и анализировали свою деятельность, они используют «Лист самооценки». Ф.И._____________________ Вид работы Баллы Словарная работа
Работа в паре
Самостоятельная работа
Работа в тетради/с учебником (упр…)
Баллы /отметка
Для оценивания своих достижений в 1классе я применяла цветные сигналы: зеленый цвет -не допустил ни одной ошибки и доволен своей работой;
желтый цвет - в работе допущены неточности, но работой своей удовлетворен;
синий цвет - допущено много ошибок, работой не доволен.
Эти сигналы можно использовать и для рефлексии учебной деятельности:
зеленый цвет - работа понравилась, хочу выполнить еще;
желтый цвет - работа понравилась;
синий цвет - работа не понравилась.
Для рефлексии используются не только сигналы, но и обязательное устное обоснование желающих высказаться ребят. В конце урока математики проводим общую рефлексию по «Лесенке достижений». Ученики ставят себя на одну из ступенек лесенки (ставят галочки или рисуют человечка - себя) .
1 ступенька (нижняя) - было трудно, не все смог выполнить и понять.
2 ступенька (средняя) - почти со всем справился сам, но есть над чем ещё поработать!
3 ступенька (верхняя) - я молодец! У меня все получилось, я все понял и работал отлично! При подведении итогов урока для само- и взаимооценки я использую оценочную систему «Я-ТЫ-МЫ»
Я - ребенок оценивает свою работу на уроке;
ТЫ - ребенок может оценить и высказаться по работе любого одноклассника (только положительно);
МЫ- ребенок оценивает работу на уроке всего класса. В заключение можно сказать, что оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.