Выступление по теме: «Формирование самооценки и взаимооценки в рамках реализации ФГОС НОО»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5» города Валуйки Белгородской области


Выступление на районной секции учителей начальных классов


Тема:

«Формирование самооценки и взаимооценки в рамках реализации ФГОС НОО»










Подготовила:

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №5» г.Валуйки

Шаварина О.В.

Валуйки 2015 год

Оценка - это правильное
кровообращение,
без нее неизбежны застой и
болезненные явления.
Н. Островский


Любая деятельность, чтобы человек мог в ней совершенствоваться, нуждается в оценке. Именно поэтому оценивание является одним из важнейших компонентов любой модели обучения. Требования к метапредметным результатам начального общего образования в ФГОС предусматривают умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. На уроке дети сами должны вычленить проблему, поставить цель и определиться со способами и методами достижения желаемого результата. При этом ребята учатся анализировать выполняемые действия, то есть обучаются само- и взаимооценке. Одна из многих на сегодняшний день актуальных проблем начального образования заключается в том, что у ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет механизмами этих процессов. Поэтому, если не способствовать уже в начальной школе формированию оценочной деятельности, данная потребность утрачивается, что влечет за собой трудности в обучении. Однако, научить ребят объективно оценивать свои ответы невозможно, не научив их объективно оценивать ответы своих одноклассников. Поэтому, в начальной школе дети с большим желанием оценивают друг друга, нежели дают оценку своим действиям и знаниям. Поэтому формирование оценивания следует выстраивать в определенном порядке:

  1. Внешняя оценка как взаимооценка одноклассниками;
  2. Самооценка обучающегося;
  3. Внешняя оценка как оценка учителя.
При этом любая из оценок должна быть четко обоснована, а оценка учителя подводит итог предыдущим (например, «В этом я с вами соглашусь, а в этом не совсем, т.к…»). Для того чтобы дети научились адекватно оценивать сначала одноклассников, а впоследствии и самого себя, необходимо вместе с детьми вырабатывать четкие критерии, по которым легко вынести суждение об ответе и поставить отметку. При устном самооценивании и взаимооценивании на уроке литературного чтения выбираются совместно с учащимися следующие критерии:
  • для пересказа у доски: громкость, последовательность, выразительность, темп;
  • для чтения наизусть: обязательное называние автора и названия произведения, точность воспроизведения, правильная интонация, громкость, темп.
  • при чтении художественного текста к предыдущим критериям
добавляется умение читать целыми словами, соблюдение знаков препинания, умение читать без ошибок. Ребята с большим вниманием следят за пересказом, чтением своих одноклассников. Большая часть детей оценивает одноклассников и себя адекватно. При взаимооценке работа чаще всего происходит в парах. На этапе проверки домашнего задания я предлагаю детям использовать карточки. Дата__________________ Ф.И._____________________ № п.п Ф.И. проверяющего Отметка Роспись 1


2


3


Общая отметка учителя: _______________ (Шаварина О.В.) ________ В ходе данной работы дети учатся не только оценивать друг друга, но и делать это осмысленно, в корректной форме обосновывать свое решение. Чтобы ребята в течение всего урока, контролировали, оценивали и анализировали свою деятельность, они используют «Лист самооценки». Ф.И._____________________ Вид работы Баллы Словарная работа
Работа в паре
Самостоятельная работа
Работа в тетради/с учебником (упр…)
Баллы /отметка


Для оценивания своих достижений в 1классе я применяла цветные сигналы: зеленый цвет -не допустил ни одной ошибки и доволен своей работой;
желтый цвет - в работе допущены неточности, но работой своей удовлетворен;
синий цвет - допущено много ошибок, работой не доволен.

Эти сигналы можно использовать и для рефлексии учебной деятельности:
зеленый цвет - работа понравилась, хочу выполнить еще;
желтый цвет - работа понравилась;
синий цвет - работа не понравилась.

Для рефлексии используются не только сигналы, но и обязательное устное обоснование желающих высказаться ребят. В конце урока математики проводим общую рефлексию по «Лесенке достижений». Ученики ставят себя на одну из ступенек лесенки (ставят галочки или рисуют человечка - себя) .

1 ступенька (нижняя) - было трудно, не все смог выполнить и понять.

2 ступенька (средняя) - почти со всем справился сам, но есть над чем ещё поработать!

3 ступенька (верхняя) - я молодец! У меня все получилось, я все понял и работал отлично! При подведении итогов урока для само- и взаимооценки я использую оценочную систему «Я-ТЫ-МЫ»

Я - ребенок оценивает свою работу на уроке;

ТЫ - ребенок может оценить и высказаться по работе любого одноклассника (только положительно);

МЫ- ребенок оценивает работу на уроке всего класса. В заключение можно сказать, что оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.



© 2010-2022