Конспект урока по обучению чтению Гласный звук [и], буквы И, и (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по обучению чтению.


Тема: Гласный звук [и], буквы И, и

Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [и], буквами Ии; развития речи.

Тип урока: Решение учебной задачи.

Планируемые результаты (предметные): Знают особенности произнесения звука [и], его характеристику; осуществляют наблюдение над значением слов; умеют включать слова в предложения.

Личностные результаты: Выстраивают добропорядочные отношения в учебном коллективе.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

  • Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.

  • Познавательные: общеучебные - овладевают методом познания - наблюдением; логические - характеризуют изучаемый звук.

  • Коммуникативные: выразительно рассказывают сказку.

Образовательные ресурсы: Счетные палочки.

Материально - техническое обеспечение: компьютер, электронное приложение учебнику, диск, учебник «Азбука».

Ход урока.


I. Организация начала урока.

(Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок)

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- Проверим готовность к уроку.

(Дети приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.)

II. Речевая разминка.

Игра-сказка. Учащиеся внимательно слушают учителя. Выполняют движения по тексту.

- Сейчас мы с вами расскажем сказку о весёлом язычке, да не просто расскажем, но и покажем.

- Жил-был весёлый язычок в своём домике. Домик назывался… (рот). В домике было две двери (губы и зубы), откройте первую дверцу, потом вторую. Надоело Язычку сидеть в тёмном домике, он решил выйти погулять. Высунул он кончик на улицу, посмотрел, какая погода. Солнышко греет, решил Язычок позагорать. Лёг Язычок на крылечке и греется. Вдруг подул ветер, Язычок замёрз и спрятался в домике. Улёгся в мягкой постельке и заснул. Выспался Язычок, решил сделать зарядку: потянулся вверх, опустился вниз. Почистил зубки. Вышел на улицу поискать ребят: посмотрел налево - нет, посмотрел направо - нет, вверх, вниз, побежал кругом и увидел вас. Он так обрадовался, что защёлкал вот так. Теперь вы, друзья.

III. Постановка учебной задачи. - Отгадайте загадку:
В узкий глазок вдета тонкая нитка - И поплыла за корабликом прытко. Шьет, зашивает и колется колко. А называют кораблик… ( Иголка.)
- С какого звука начинается отгадка?

- Как вы думаете, какая задача сегодня стоит перед нами? (Учащиеся совместно с учителем формулируют учебную задачу)

( Познакомиться со звуком [и] и буквой, его обозначающей.)

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

  1. Слого-звуковой анализ слова иголка (учебник, с. 29)

- Рассмотрите схему слова иголка.

- Сколько слогов в слове?

- Какой слог ударный?

- Сколько звуков в первом слоге?

- Что вы можете сказать о втором слоге?

- Что вы можете сказать о третьем слоге?


  1. Знакомство со звуком [и] и буквой И

- Еще раз произнесите первый слог.

- Сколько в нем звуков?

- Какой это звук?

- Почему?

(Учащиеся объясняют.)

-Особенность произнесения гласного звука [и] - рот открыт нешироко, губы растянуты.

Гласный звук [и] можно записать буквой, которая так и называется: гласная буква И.

(Учитель показывает карточку с буквами И, и.)

- Найдите букву И на «ленте букв». На что она похожа?

(Учащиеся находят букву и на «ленте букв». Высказывают свои предположения.)

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

- Сколько здесь дощечек?

- Три!

- А какая буква?

- И! (Е. Тарлапан)

Буква И наискосок

Примеряла поясок.

Сверху вниз его тянула -

К правой ножке пристегнула. (Г. Ванюхина)

- Выложите букву И из счетных палочек

(Учащиеся слушают учителя. Моделируют букву из счетных палочек)

3. Чтение стихотворения Б. Берестова «Ивы». Дифференцированное задание

Учебник стр 29

- Прочитайте стихотворение. Найдите слова с буквой И. В каких словах буква И заглавная, в каких - строчная?

(Учащиеся читают стихотворение, находят букву И в словах, называют)

Физкультминутка

Мы проверили осанку

И свели лопатки,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька-трусишка,

И как серый волк - волчишка.

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.


  1. Работа над схемами слов вишня и ива в электронном приложении к учебнику.

  2. Дидактическая игра «Кто больше?»

- Кто назовет больше всех слов со звуком [и]?

(Учащиеся называют слова со звуком [и] в начале, середине, конце слова.)

- Определите место звука [и] в слове.

(Учащиеся слышат звук [и] в произносимых словах, определяют место нового звука в слове. Наблюдают за особенностями произнесения звука [и])

- Как звучат согласные звуки, если после них стоит гласный звук [и]?


  1. Введение понятия о многозначности слова иголка

Учебник, с. 30

- Соотнесите рисунки со схемой. Что вы заметили?

(Учащиеся называют предметы, изображённые на картинках, и делают вывод: одно слово (иголки) может называть разные предметы)


  1. Составление предложения со словом ёжик

- Работа в паре. Придумайте предложение про ёжика.

(Учащиеся предлагают свои варианты предложений о ёжике)


  1. Развитие связной речи. Составление предложений по рисункам

Работа в паре.

Рассмотрите рисунки стр 30. Мы будем читать предложения. При «чтении» надо называть слова по рисунку.

(Учащиеся отвечают по очереди в паре, произносят слова отчетливо, внимательно слушают ответы друг друга, контролируют и оценивают правильность ответов. Распознают звук [и])

Физкультминутка

(Учащиеся ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке)

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежали,

До лужайки добежали.

На лужайке, на лужайке,

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немного отдохнём.

Дальше мы пешком пойдём.


V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Работа с пословицами (учебник, с. 28)

- Какой смысл заложен в пословице «Нет друга - ищи, а нашел - береги»?

- Расскажите о своем лучшем друге.

- Как вы понимаете значение слов «взаимопомощь», «дружба»?

(Учащиеся слушают пословицу и раскрывают смысл пословицы. Составляют рассказ о своём самом лучшем друге. В рассказе выражают своё отношении к другу. Используют в высказывании слово «взаимопомощь». Объясняют значение слова «дружба»)

- Почему так говорят: «Дело учит, дело мучит, дело кормит?»

- Сколько букв И в пословице?

(Учащиеся отвечают на вопрос учителя. Объясняют смысл пословицы, высказывают свое мнение, приводят подтверждение из жизненного опыта. Распознают и находят в пословице буквы И, считают их)

  1. Роль ударения в слове

- Вспомните, какую роль в слове играет ударение?

- Может ли измениться смысл слова, если изменится ударение?

3. Работа с рисунком (учебник с. 30)

- Назовите предметы, изображенные в нижней части страницы.

- Как назвать эти предметы, одним словом?

- Какой предмет можно назвать лишним? Докажите

(Учащиеся обобщают рисунки, классифицируют изображенные орудия труда.)

4 . Составление рассказа по иллюстрации к сказке (учебник, с. 28)

- Кого вы видите на рисунке?

- Опишите, как он одет.

- С кем беседует Иван-царевич?

- Кто обычно в сказках живет
в избушке на курьих ножках?

- Кого ищет Иван-царевич?

- Придумайте предложение к схеме.

( Учащиеся составляют рассказ по картинке и предложение по схеме. Контролируют и оценивают правильность ответов друг друга)

5. Дидактическая игра «Восстанови последовательность событий» по сказке «Журавль и лисица»

- Рассмотрите рисунки.

- Кто на них изображен?

- Вспомните сказку. Восстановите последовательность событий.

- Озаглавьте каждую часть.

- Придумайте с другом конец сказки.

(Учащиеся рассматривают рисунки. Обнаруживают нарушение последовательности картинок к сказке. Восстанавливают порядок картинок в соответствии с последовательностью событий в сказке. Рассказывают сказку.)

6. Работа с «лентой букв»

- На «ленте букв» найдите буквы А, О, И. Объясните такое расположение.

(Учащиеся объясняют, что гласные буквы располагаются на красном фоне. А, О обозначают твердость предшествующих согласных звуков. И обозначает мягкость предшествующих согласных звуков.)

V I. Рефлексивно-оценочный. - Какому звуку, какой букве был посвящен урок?

- Чему учились на уроке?

- Что особенно понравилось? Почему?

- Что вызвало затруднение? Почему?

- Какие знания, умения, навыки помогли на уроке?

- Спасибо за урок.

(Учащиеся отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке)


© 2010-2022