Рабочая программа по литературному чтению в 3 классе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов

Руководитель __________ /З.З. Ярушева/

Протокол от «____» ________ 2013 г. № ___

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР: ________

/Л.А. Мартьянова/

«____» ___________ 2013 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «Старосаврушская ООШ»:

___________ /И.А. Герасимова/

Приказ от «___» _________ 2013 г. № ____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета литературное чтение

в 3 «б» классе МБОУ «Старосаврушская ООШ»

Васильевой Розы Николаевны,

учителя первой квалификационной категории



Рассмотрено на заседании педагогического совета,

протокол от «____» ____________ 2013 года № ___



2013 - 2014 учебный год

Пояснительная записка

  • Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МО и Н РФ от 6 октября 2009 г. № 373 с учетом изменений (приказ МО и Н РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241);


  1. Основной образовательной программы начального общего образования и учебного плана для 1-3 классов МБОУ «Старосаврушская ООШ» Аксубаевского муниципального района РТ с родным (чувашским) языком обучения на 2013-2014 учебный год, приказ от 23 августа 2013 года № 42;



  1. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) для использования в образовательном процессе в 2013-2014 учебном году, утвержденного приказом МО и Н РТ от 19 декабря 2012 года №1067;


  • Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в 3 классе 102 часа для обязательного изучения литературного чтения на базовом уровне ступени начального общего образования

Согласно базисному учебному плану РТ и учебному плану МБОУ «Старосаврушская ООШ» на изучение данного предмета отводится в 3 классе 68 часов из расчёта 2 часа в неделю. Соответственно, программа Федерального базисного учебного плана в 3 классе уплотняется на 36 часов. Примерная программа по литературному чтению авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой откорректирована в соответствии школьного учебного плана по количеству часов.

  • Цели и задачи курса:

Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать

Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности

Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю

Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты

Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.


  • Используемый учебно - методический комплект

УМК «Школа России»

Учебник

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений. Часть 1. М.: Просвещение, 2013

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений. Часть 2. М.: Просвещение, 2013

Методическая литература

Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. М.: ВАКО, 2013, 288 с. (В помощь школьному учителю)

Материалы для проведения проверочных работ

Кутявина С. В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 3 класс. М.: ВАКО, 2013


  • Количество часов

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2часа в неделю
  • Формы контроля

Проверка знаний учащихся по курсу «Литературного чтения» проводится в форме беседы, фронтального и индивидуального опроса, работы по карточкам, подготовки творческих работ, тестирования, систематической проверки навыка чтения, индивидуальных бесед по вопросам самостоятельного чтения учащихся.

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы в виде тестовых заданий.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными.

  • Формы и методы преподавания
Эффективные методы обучения По источнику полученных знаний: 1. Наглядные (иллюстрация, демонстрация). 2. Словесные (рассказ, беседа, объяснение). 3. Практические (упражнения). По виду деятельности учащихся:
  1. Репродуктивные (ответы на вопросы учителя).
  2. Объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, экскурсии).
  3. Частично-поисковые (самостоятельное выполнение заданий с частичной помощью учителя).
  4. Проблемные (постановка проблемы и поиск решений).

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать:

  • наизусть не менее 10 стихотворений;

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).

  • уметь:

  • повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;

  • соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;

  • подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;

  • отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;

  • раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;

  • делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;

  • сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;

  • ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;

  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).

  • овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 - 75 слов в минуту.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

  • работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Учебно - тематический план

Плановых контрольных работ - 1, тестов - 12 Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа для обязательного изучения литературного чтения на базовом уровне ступени начального общего образования в 3 классе. Согласно базисному учебному плану РТ и учебному плану школы на изучение данного предмета отводится в 3 классе 68 часов из расчёта 2 часа в неделю. Соответственно, программа Федерального базисного учебного плана в 3 классе уплотняется на 36 часов.

Примерная программа по литературному чтению авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой откорректирована

в соответствии школьного учебного плана по количеству часов.


Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Самое великое чудо на свете Устное народное творчество Тест 1

1+7

2

Поэтическая тетрадь 1 Тест 2

4

3

Великие русские писатели Тест 3 Тест 4

14

4

Поэтическая тетрадь 2 Тест 5

5

5

Литературные сказки Викторина

8

6

Были-небылицы Тест 6

4

7

Поэтическая тетрадь 3 КВН

4

8

Люби живое Тест 7

7

9

Поэтическая тетрадь 4 Тест 8

4

10

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок Тест 9

6

11

По страницам детских журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки» Тест 10

2

12

Зарубежная литература Тест 11 Тест12

2

Итого:

68часов

Содержание учебного курса

Самое великое чудо на свете (1 ч)

Рукописные книги древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

знать:

- структуру учебника;

- приёмы ориентирования в учебнике;

-историю создания книг;

-отличия рукописной и печатной книги.

уметь:

- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, аннотации, иллюстрация);

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст


  • Устное народное творчество (7ч)

Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Тест 1

знать:

  • виды сказок и их структуру;

  • различные произведения устного народного творчества;

уметь:

  • приводить примеры произведений фольклора

  • (пословицы, загадки, сказки);

  • читать осознанно текст;

  • определять тему, главную мысль произведения;

  • пересказывать текст

  • Поэтическая тетрадь №1 (4 ч)

Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно …», «Встреча зимы»; И. З. Суриков. «Детство», «Зима» Тест 2

знать:

- названия, основное содержание изученных литературных произведений;

- имена, фамилии их авторов;

- основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;

- изобразительные художественные средства: сравнения, эпитеты.

уметь:

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

- находить в тексте слова и выражения для изображения

действующих лиц, природы и описания событий;

- понимать образные выражения, используемые в произведениях


  • Великие русские писатели (14 ч)

А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане» Тест 3 И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря» Тест 4

знать:

- названия, основное содержание изученных литературных произведений;

- имена, фамилии их авторов;

уметь:

- заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов;

- выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с

предварительной самостоятельной подготовкой);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения;

-пересказывать текст;

- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

-аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения

  • Поэтическая тетрадь №2 (5 ч)

Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...» Тест 5

знать:

- названия, основное содержание изученных литературных произведений;

- имена, фамилии их авторов;

- основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;

- изобразительные художественные средства.

уметь:

-отвечать на вопросы по содержанию произведения;

-характеризовать выразительные средства;

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

- заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов;

- выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой)


  • Литературные сказки (8ч)

Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Алёнушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В. М. Гаршин. «Лягушка- путешественница» Викторина

знать:

-названия, основное содержание изученных литературных произведений;

- отличие литературной сказки от фольклорной;

- имена, фамилии их авторов;

уметь:

-составлять не большое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- оценивать события, героев произведения;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему;

- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня),

сказки народные и литературные;

- восстанавливать авторский текст по опорным словам;

- соотносить пословицы с характеристикой героя произведения


  • Были и небылицы (4ч)

М. Горький. «Случай с Евсейкой»; К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; А. И. Куприн. «Слон» Тест 6

знать:

-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

- отличие литературной сказки от фольклорной;

уметь:

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой

на авторский текст;

- оценивать события, героев произведения

-воспринимать на слух и понимать художественные произведения

разных жанров;

-передавать их содержание по вопросам;

- уметь различать жанры художественных произведений.

  • Поэтическая тетрадь №1 Вторая часть (4 ч)

С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; С. А. Есенин. «Черемуха» КВН

знать:

- названия, основное содержание изученных литературных произведений;

- имена, фамилии их авторов;

- основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;

- изобразительные художественные средства.

уметь:

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

-читать стихотворные произведения наизусть

  • Люби живое (7 ч)

М. М. Пришвин. «Моя Родина»; И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; Б. С. Житков. «Про обезьянку»; В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; В. П. Астафьев. «Капалуха»; В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится» Тест 7

знать:

-основное содержание текста, их авторов;

- стили текстов, их различия.

уметь:

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

- уметь пересказывать текст;

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

-создавать небольшой устный и письменный текст на заданную тему


  • Поэтическая тетрадь №2 Вторая часть (4 ч)

С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; С. В. Михалков. «Если...»; Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок» Тест 8

знать:

-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

- имена, фамилии их авторов;

- основные литературоведческие понятия: ритм, рифма;

- изобразительные художественные средства.

уметь:

- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

- выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предвари тельной самостоятельной подготовкой)

  • Собирай по ягодке - наберешь кузовок (6 ч)

Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»; А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; В. Ю. Драгунский. «Друг детства» Тест 9

Знать:

-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

- понимать эмоционально-нравственных переживания героев произведений;

уметь:

-участвовать в диалоге при обсуждении произведения;

-строить небольшие монологические высказывания: рассказ о своих впечатлениях по прочитанному произведению (о героях, событиях)

- участвовать в литературных играх (инсценирование);

-оценивать события, героев произведения;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии)


  • По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» (2 ч)

Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р. Сеф. «Веселые стихи» Тест 10

знать:

-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

- названия нескольких детских периодических изданий;

- отличие журналов от книги.

уметь:

- читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

-читать осознанно текст художественного про изведения «про себя»;

-создавать не большие письменные ответы на поставленный вопрос по прочитанному произведению;

- ориентироваться в журналах.


  • Зарубежная литература (2ч)

«Храбрый Персей». Тест 11
Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок». Тест 12

знать:

-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

уметь:

-самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение);

- инсценировать и пересказывать полюбившиеся эпизоды;

-проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении и инсценировании зарубежной литературы;

- создавать письменные ответы на поставленные вопросы

Календарно - тематический план

урока

Тема урока

Количество

часов

Тип

урока

Характеристика

деятельности

учащихся

Виды

контроля,

КИМ

Планируемые результаты

освоения материала

Задание

на дом

Дата проведения

план

факт

  1. 11

2

3

4

5

6

7

8

9

10

    Раздел «Самое великое чудо на свете» 1ч

    11

    1

    Рукописные книги Древней Руси

    Первопечатник Иван Фёдоров

    1

    Изучение нового материала

    Ознакомить учащихся с новой книгой. Дать знания о рукописных книгах Древней Руси. Ознакомить с деятельностью

    И. Фёдорова.

    Выборочный пересказ

    составление кроссворда

    Л. Познавательная мотивация учения;

    Р. Ориентироваться в учебнике

    П. Стремиться к приобретению эстетических потребностей

    К. Задавать вопросы и отвечать на них

    Стр. 10-11 читать, ответить на вопросы

    3.09

    Раздел « Устное народное творчество» 7ч

    2

    Русские народные песни

    Докучные сказки

    1

    Комбинированный

    Углубить знания детей о русском фольклоре, познакомить с русскими народными песнями, докучными сказками.

    Чтение наизусть, сочинение закличек

    сочинение докучных сказок

    Л. Формирование ценностно-

    смысловой ориентации

    Р. Умение контролировать свои действия по результату.

    П. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

    К. Планирование учебного сотрудничества.

    Стр.14-17 выразительно читать, рассказать

    5.09


    3

    РНС «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

    1

    Изучение нового материала

    Ознакомить со сказкой, учить работе с иллюстрациями к сказке.

    составление вопросов к тексту

    Л Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

    Р. Умение контролировать свои действия по результату.

    П. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

    К. Планирование учебного сотрудничества.

    Стр.22-27 пересказать

    10.09

    4

    5

    РНС «Иван-Царевич и Серый волк»

    1

    1

    Комбинированный

    Ознакомить с русской народной сказкой, развивать образное мышление, наблюдение и словарный запас.

    составление вопросов к тексту, чтение по ролям

    Л. Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

    Р. Формирование действий контроля и самоконтроля.

    П. Поиск и выделение необходимой информации в словарях.

    К. Планирование учебного сотрудничества.

    Стр. 28-32 читать до конца

    Стр.33-38 переска

    зать

    12.09

    17.09

    6

    7

    РНС «Сивка-бурка»

    «Сивка-бурка»

    1

    1

    Комбинированный

    Закрепление

    Организация диалога при обсуждении прочитанного; обучение выражению личного отношения к прочитанному, умению доказывать свою точку зрения

    нахождение сказочных примет

    Л. Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

    Р. Умение контролировать свои действия по результату.

    П. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

    К. Планирование учебного

    сотрудничества

    Стр.40-44 читать

    Стр.45-49 пересказ, стр.50, ответь на вопросы

    19.09

    24.09

    8

    Обобщение по разделу

    Тест 1

    1

    Обобщение

    Обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество». Воспитывать любовь к книге.

    подбор пословиц к сказкам, сочинение сказки

    Стр.51 кроссворд.

    Проект, стр.58.

    26.09

    Раздел « Поэтическая тетрадь. Осень» 4ч

    9

    Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»,

    «Листья»

    1

    Комбинированный

    Ввести детей в мир поэзии стихотворением

    Ф. Тютчева

    выучить наизусть

    Л. Признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем выполняются те или иные учебные действия;

    Р. Формирование действий контроля и самоконтроля.

    П. Поиск и выделение необходимой информации в словарях.

    К. Планирование учебного сотрудничества.

    Стр.62-63 выразительно

    читать, стр.62

    выучить наизусть

    1.10

    10

    10

    А. Фет «Зреет рожь ...»

    Экскурсия в лес. Золотая осень.

    1

    Комбинированный

    Учить выразительно читать стих-я, видеть и понимать настроение лирического героя.

    выразительное чтение

    Л. Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

    Р. Умение контролировать свои действия по результату.

    П. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

    К. Планирование учебного

    сотрудничества

    Л. Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

    Р. Умение контролировать свои действия по результату.

    П. Чтение стихотворений с разными заданиями.

    К. Договариваться и приходить к общему решению

    Стр.64-65 выразительно читать

    Мини-сочинение

    3.10

    11

    И.С. Никитин «Полно, степь моя», «Встреча зимы».

    1

    Комбинированный

    Прививать любовь к природе, к слову, учить понимать настроение и мысли поэта.

    выразительное чтение

    Стр.70 - 71 Выучить наизусть

    8.10

    12

    И.З. Суриков «Детство», «Зима»

    Тест 2

    1

    Комбинированный

    Ознакомить с творчеством И.З. Сурикова, обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову.

    нахождение эпитетов, выразительное чтение тест

    Стр.72-77 выразительно читать или стр.76

    выучить наизусть

    10.10

    Раздел « Великие русские писатели» 14ч

    13

    Великие русские писатели. А.С. Пушкин.

    1

    Изучение нового материала

    Ознакомить с творчеством А.С. Пушкина, прививать любовь к природе.

    выразительное чтение

    Л. Признавать важность учебы
    и познания нового,
    понимать, зачем выполняются те
    или иные учебные действия;

    Р. Формирование действий контроля и самоконтроля.

    П. Поиск и выделение необходимой информации в словарях.

    К. Планирование учебного сотрудничества.

    Р. Умение контролировать свои действия по результату.

    П. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

    К. Планирование учебного

    сотрудничества

    Р. Умение контролировать свои действия по результату.

    П. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

    К. Планирование учебного

    сотрудничества

    Стр. 84-87 Выразительно читать

    17.10

    14

    А. Пушкин «Зимнее утро»

    «Зимний вечер»

    1

    Комбинированный

    Учить выразительно читать стихи, понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя.

    чтение наизусть

    инсценирование

    Стр.88- 91 Выучить наизусть

    22.10

    15

    А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

    1

    Комбинированный

    Развивать умение интонацией передавать настроение.

    чтение наизусть зачина

    Стр.92-100 читать выразительно

    24.10

    16

    А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

    1

    Совершенствование ЗУН

    Обучать делению текста на части, развивать навыки выразительного чтения.

    деление на части, составление цитатного плана

    Стр.100-115 читать бегло

    29.10

    17

    А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

    Тест3

    1

    Повторение

    Учить анализировать поступки героев, учить давать характеристику героям по плану, учить составлять картинный план.

    составление диафильма

    Стр.115 -128 пересказ по частям

    31.10

    18

    И. Крылов «Мартышка и очки»

    И. Крылов «Зеркало и обезьяна»

    1

    Изучение нового материала

    Ознакомить с творчеством И.А. Крылова формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в басне.

    выразительное чтение

    конкурс инсценировок

    Р. Умение контролировать свои действия по результату.

    П. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

    Л. Представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

    Р. Принимать и сохранять учебную задачу

    П. Выделять существенную информацию из текстов разных видов; К. Планирование учебного

    сотрудничества

    Стр.134-136 чтение по ролям

    12.11

    19

    И. Крылов

    «Ворона и лисица»

    1

    Закрепление

    Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении

    чтение наизусть, инсценирование

    Стр.137-138 Выучить наизусть

    14.11

    20

    М. Лермонтов

    «Горные вершины», «Утёс», «Осень», «На севере диком...»

    1

    Изучение нового материала

    Ознакомить с творчеством М.Ю. Лермонтова, учить видеть скрытый смысл стих-й.

    нахождение олицетворений, выразительное чтение

    Стр.144-146 читать, стр.147 Выучить наизусть

    19.11

    21

    Л. Толстой

    «Детство»

    1

    Комбинированный

    Ознакомить с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого.

    составление вопросов к тексту

    К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    Р. Умение контролировать свои действия по результату.

    П. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

    К. Находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения

    Стр.150-151 бегло читать и пересказать

    21.11

    22

    Л. Толстой

    «Акула»

    1

    Повторение

    Обучение выразит чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении.

    пересказ

    Стр.152-155 пересказ

    26.11

    23

    Л. Толстой «Прыжок»

    1

    Комбинированный

    Учить анализировать поступки героев.

    творческий пересказ от 1-го лица

    Стр.156-159 пересказ

    28.11

    24

    Л. Толстой

    «Лев и собачка»

    1

    Комбинированный

    Раскрытие трагедийного смысла рассказа, пробуждение чувств любви и доброты к братьям нашим меньшим.

    выборочное чтение, пересказ

    Стр.160-161 пересказ

    3.12

    25

    Л. Толстой «Какая бывает роса...», «Куда девается вода..»

    1

    Комбинированный

    Учить детей видеть красоту природы.

    сочинение - подражание

    Р. Формирование действий контроля и самоконтроля.

    П. Чтение текста с разными заданиями.

    К. Планирование учебного

    сотрудничества. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

    Стр.162-163 читать бегло

    5.12

    26

    Обобщение по разделу

    Тест 4

    1

    Обобщение

    Учить выразительно читать стихи, понимать смысл стихотворений, прививать любовь к поэзии

    редактирование сочинений

    тест

    Стр.164-165 ответить на вопросы

    10.12

    Раздел «Поэтическая тетрадь. Зима» 5ч

    27

    Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором...»

    1

    Изучение нового материала

    Ознакомить с жизнью и творчеством Н.А. Некрасовым, развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

    чтение наизусть

    Л. Познавательная мотивация учения

    Р. Выделять существенную информацию.

    Выделять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

    П. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста

    К. Устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений

    Стр. 168-170 Выучить наизусть

    12.12

    28

    Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

    1

    Комбинированный

    Учить делить текс на части, анализировать содержание прочитанного.

    выборочное чтение, иллюстрирование

    Стр.170-172 пересказ, рисунок

    17.12

    29

    К.Д. Бальмонт «Золотое слово»

    1

    Комбинированный

    Ознакомить с жизнью и творчеством К.В. Бальмонта, учить пониманию смысла, настроения и образного языка стих.

    выразительное чтение

    Стр.173 читать и ответить на вопросы

    19.12

    30

    И. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги »

    1

    Повторение

    Ознакомить с жизнью и творчеством И. Бунина, прививать любовь к поэзии.

    чтение наизусть

    Стр.174-177 выучить наизусть по выбору.

    24.12

    31

    Обобщение по разделу

    Тест 5

    1

    Обобщение

    Обобщить знания по пройденной теме, развивать познавательные способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор.

    Тест

    Стр.178 отв. на вопросы

    14.01

    Раздел « Литературные сказки» 8ч

    32

    Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»

    1

    Изучение нового материала

    Ознакомить с твор-м Д.Н.Мамина-Сибиряка, прививать любовь к чтению.

    Л. Познавательная мотивация учения;

    Р. Принимать и сохранять учебную задачу

    П. Выделять существенную информацию из текстов разных видов;

    К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    Инсценировать прочитанное.

    Стр.182 пересказ

    16.01

    33

    34

    Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»

    1

    1

    Комбинированный

    Развивать умение анализировать текст

    Прививать любовь к природе, животным.

    составление плана, пересказ

    Стр.183-184 читать стр.185-187, стр.187 отв. на вопросы

    21.01

    23.01

    35

    36

    В. Гаршин «Лягушка-путешественница»

    1

    1

    Комбинированный

    Ознакомить с жизнью и творчеством В.М. Гаршина.

    Учить давать характеристику героям произведения

    составление плана сжатый пересказ по рисуночному плану

    Р. Умение контролировать свои действия по результату.

    П. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

    К. Планирование учебного

    сотрудничества. Инсценировать прочитанное.

    Стр.188-191

    28.01

    30.01

    читать, краткий пересказ Стр.192-195 читать, сост. план

    37

    В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

    1

    Комбинированный

    Учить анализировать , сравнивать, читать выразительно.

    Л. Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

    Р. Принимать и сохранять учебную задачу;

    П. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

    осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

    К. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

    Стр.196-202 пересказ

    4.02

    38

    В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

    1

    Обобщение

    Учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывания.

    Урок-конкурс внимательных читателей

    Стр.203-207 пересказ, сост. план

    6.02

    39

    Литературная викторина

    1

    Контроль умений и навыков

    Учить анализировать, сравнивать, строить высказывания, мыслить

    Урок викторины

    Стр.213 кроссворд

    11.02

    Раздел « Были-небылицы» 4ч

    40


    М. Горький

    «Случай с Евсейкой»

    1

    Изучение нового материала

    Ознакомить с творчеством М. Горького, проанализировать рассказ, расширить словарный запас уч-ся.

    чтение в лицах

    пересказ, сочинение продолжения-подражания

    Л. Познавательная мотивация учения;

    Р. Определять эмоциональных характер текста.

    П. Выделять существенную информацию из текстов разных видов;

    К. Высказывать суждения о тех или иных нравственных качеств. Инсценировать прочитанное. Устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений

    Стр.4-11 пересказ

    13.02

    41

    42

    К. Паустовский «Растрёпанный воробей»

    1

    1

    Комбинированный

    Ознакомить с рассказом, расширить знания о жизни и творчестве писателя.

    Учить понимать поступки и состояние героев

    выразительное чтение, составление плана

    Стр.12-17 читать

    Стр.18-24 сост. план

    18.02

    20.02

    43

    А. Куприн

    «Слон»

    Тест 6

    1

    Обобщение

    Обучать детей делению текста на части, составлению плана, учить читать по ролям.

    составление цитатного плана

    тест

    Р. Умение контролировать свои действия по результату.

    П. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

    К. Планирование учебного

    сотрудничества

    Л. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

    Стр.25-40 пересказ

    25.02

    Раздел « Поэтическая тетрадь» 4ч

    44

    С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей», «Слон»

    1

    Комбинированный

    Учить понимать стихии правильно, выразительно их читать.

    выразительное чтение

    Л. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

    Р. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

    П. Проводить сравнение, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

    К. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

    Л. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

    Р. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

    Стр.46-49 выразительно читать

    27.02

    45

    А. Блок «Ветхая избушка»,

    « Сны», « Ворона»

    1

    Повторение

    Ознакомить с жизнью и творчеством А. Блока, учить детей понимать и читать стихи поэта.

    выразительное чтение

    Стр.50-54 читать, стр.50 наизусть

    4.03

    46

    С. Есенин

    «Черёмуха»

    1

    Закрепление

    Ознакомить уч-ся с биографией С. Есенина, учить понимать и чувствовать окружающую среду.

    Иллюстрирование 1 из стих-й раздела

    Стр.55 Выучить наизусть

    6.03

    47

    Проверь себя

    КВН

    1

    Контроль умений и навыков

    Обобщить знания детей по пройденной теме, прививать любовь к природе, к поэзии.

    Урок - КВН

    Стр.56 ответить на вопросы

    11.03

    Раздел « Люби живое» 7ч

    48

    М. Пришвин «Моя родина»

    1

    Изучение нового материала

    Ознакомить детей с творчеством М.М. Пришвина, прививать любовь к природе, к животным.

    Сочинение « Моя родина»

    Л. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

    Р. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

    П. Проводить сравнение, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

    К. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Инсценировать прочитанное.

    Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с точкой зрения ученика, и ориентироваться на позицию партнёра в общении

    Стр.58-59 читать

    13.03

    49

    И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

    1

    Комбинированный

    Ознакомить с твор-м писателя, учить видеть и понимать природу.

    сжатый пересказ

    Стр.60-66 читать, пересказ

    18.03

    50

    В. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»

    1

    Повторение

    Ознакомить с жизнью и творчеством В.И. Белова.

    выразительное чтение

    Стр.68-72 пересказ, сост. план

    20.03

    51

    В. Бианки «Мышонок Пик»

    1

    Комбинированный

    Ознакомить с творчеством писателя

    пересказ

    Стр.73-81 пересказ

    1.04

    52

    Б. Житков «Про обезьянку»

    1

    Закрепление

    Обучать составлению сжатого пересказа.

    составление картинного плана

    Стр.92-96 читать

    3.04

    53

    В. Дуров

    «Наша Жучка»

    1

    Комбинированный

    Учить делить текст на части, составлять план рассказа, прививать любовь и бережное отношение к природе.

    творческий пересказ от 3-го лица

    Стр.101-103 сост. план В. Астафьев

    «Капалуха»

    8.04

    выразительное чтение

    54

    В. Драгунский «Он живой и светится»

    Тест 7

    1

    Обобщение

    Обучать понимать чувства и поступки героев.

    составление списка писателей-анималистов

    Стр.105-108 сост. план

    10.04

    Раздел « Поэтическая тетрадь» 4ч

    55

    С. Маршак

    «Гроза днём», «В лесу»

    1

    Изучение нового материала

    Ознакомить с произведения ми

    С. Маршака.

    выразительное чтение

    Л. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

    Адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности

    Р. Умение контролировать свои действия по результату.

    П. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

    К. Планирование учебного

    сотрудничества

    Р. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

    П. Проводить сравнение, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

    Стр.112-113 наизусть по выбору

    15.04

    56

    А. Барто « Разлука», « В театре»

    1

    Повторение

    Вспомнить о жизни и творчестве поэтессы.

    выразительное чтение

    Стр.114-117 выразительно читать

    17.04

    57

    С. В. Михалков «Если»

    1

    Закрепление

    Учить анализировать текст.

    выразительно читать

    Стр.118-119 мини-сочинение

    22.04

    58

    Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок»

    Тест8

    1

    Комбинированный

    Обучать понимать смысл прочитанного.

    чтение наизусть 1 стихотвор.

    Тест

    Стр.120-121 читать, стр.122 отв. на вопросы

    24.04

    Раздел « Собирай по ягодке - наберёшь кузовок» 6ч

    59

    60

    Б. Шергин « Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»

    1

    1

    Комбинированный

    Закрепление

    Учить понимать смысл пословиц.

    нахождение в тексте пословиц, подбор аналогичных

    Л. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

    Адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности

    Р. Учиться основам смыслового чтения художественных текстов,

    П. выделять существенную информацию из текстов разных видов.

    К. Сотрудничать с одноклассниками

    Стр.124-128 Выразительное чтение пересказ

    29.04

    уплотнение

    А. Платонов «Цветок на земле»

    « Ещё мама»

    1

    Повторение

    Ознакомить с жизнью и творчеством А.П. Платонова, обучать сравнивать тексты.

    выборочное чтение, цитатный план

    Стр.137-143 пересказ

    6.05

    чтение в лицах

    61

    М. Зощенко « Золотые слова»

    « Великие путешественники»

    1

    Комбинированный

    Ознакомить с творчеством М. М. Зощенко, учить выражать своё отношение прочитанному.

    чтение по ролям

    Стр.154-163 сост. план

    8.05

    составление плана, сжатый пересказ

    62

    Н. Носов « Федина задача»

    1

    Изучение нового материала

    Расширить знания о жизни и творчестве Н. Носова.

    чтение в лицах

    Стр.164-169 пересказ.

    63

    Н. Носов «Телефон»

    1

    Комбинированный

    Повторить правила пользования телефона, обучать сравнивать тексты

    чтение в лицах

    Стр.169-172 пересказ.

    13.05

    уплотнение

    64

    В. Драгунский «Друг детства»

    Тест9

    1

    Закрепление

    Ознакомить уч-ся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского.

    сочинение о любимой игрушке Тест

    Стр.173-175 сост. план, сделать рисунок

    15.05

    Раздел « По страницам детских журналов» 2ч

    65

    Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»

    Г. Остер

    « Вредные советы», « Как получаются легенды»

    1

    Изучение нового материала

    Ознакомить с детскими журналами.

    чтение в лицах,

    Л. ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

    Р. Умение контролировать свои действия по результату.

    П. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

    К. Планирование учебного

    сотрудничества

    Стр. 181-186, выразительно читать в лицах.

    20.05

    сочинение-подражание

    66

    Р. Сеф Весёлые стихи

    Тест10

    1

    Повторен

    Ознакомить с жизнью и творчеством Р. Сефа.

    Иллюстрирование

    Тест

    Стр.186-188 читать, отв. на вопросы

    22.05

    Раздел « Зарубежная литература» 2ч

    67

    « Храбрый Персей»

    Тест11

    1

    Изучение нового материала

    Ознакомить с мифами Древней Греции, с мифологическими образами и сюжетами.

    иллюстрирование, выборочное чтение Тест

    Л. ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

    Р. Умение контролировать свои действия по результату.

    П. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

    К. Планирование учебного

    сотрудничества

    Стр.190-199 пересказ

    27.05

    68

    Г. Андерсен «Гадкий утёнок»

    Обобщение по

    разделу Тест12

    1

    Контроль умений и навыков

    Учить ставить вопросы по содержанию сказки Обобщить знания детей по разделу «Зарубежная литература».

    выразительное чтение, составление плана Тест

    Стр.200-214 пересказ

    29.05

    Примечание: В связи с тем, что уроки литературного чтения совпали с праздничными днями (15 октября, 1 мая - 2 часа) - программа выполнена за счет уплотнения часов.

    Контрольно-измерительные материалы

    Контрольно - измерительные материалы. Литературное чтение: 3 класс/ Сост. С. В. Кутявина. М.: ВАКО, 2013

    Перечень учебно - методического обеспечения

    Учебник: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова «Родная речь» в двух частях. 3 класс, 1 - 4, Просвещение, 2013

    Дополнительная литература

    • Программа и методические рекомендации «Уроки литературного чтения». 3 класс. - М.: Просвещение, 2013. - Серия «Успешный старт»

    • Чтение Работа с текстом:3 класс/ О. Н. Крылова М.: Издательство «Экзамен», 2012 ФГОС

    • Литературное чтение . 1 -4 классы. Справочник для учителя/ Т. В. Игнатьева, Л. Е, Тарасова - М.: Издательство «Экзамен»

    • Лагутина Е.В. Чтение (сборник текстов для проверки техники чтения). 2000.

    Интернет ресурсы:

    lit-studia.ru/method/46.html персональный сайт Е. Посашковой

    prezentacii.com/matematike/2570-slozhenie-i-vychitanie-v-predelah-100.html портал готовых презентаций

    biblio17.blogspot.com/2012/04/1-5.html Чудо, имя которому - книга





    © 2010-2022