Урок по окружающему миру на тему Весной

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Уровень образования: Начальное общее образование. Класс: 2 класс. Предмет: Окружающий мир. Тип урока: Систематизация и обобщение знаний. Вид урока: Урок - путешествие. Учитель: Назарова Елена Николаевна Тема урока: Урок окружающего мира «В гости к весне» Цель: Обобщить знания учащихся о характерных признаках весны. Задачи:
  • Обобщить знания о характерных признаках весны в неживой и живой природе, выяснить влияние изменений в неживой природе на изменения в живой природе.
  • Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы, логическое мышление, речь.
  • Воспитывать любовь к природе, основы экологической культуры у учащихся.
Оборудование:
  1. Видеофильм «Наш хуторок весной».
  2. Презентация к уроку «В гости к весне».
  3. Компьютер, медиапроектор, колонки.
  4. Выставка детских рисунков «Первоцветы».
Подготовительная работа: Работа групп фотографов, литераторов, художников. План:
  1. Организационный момент.
  2. Определение темы урока.
  3. Постановка цели и задач урока.
  4. Моделирование проблемной ситуации.
  5. Обобщение и систематизация знаний:
  • в неживой природе,
  • в живой природе.
  1. Выводы.
  2. Закрепление.
  3. Итог урока. Рефлексия.
  4. Домашнее задание.
  5. Посещение литературной гостиной.
Ход урока 1. Организационный момент Долгожданный дан звонок - Начинается урок. За парты тихонечко сели. К уроку готовы мы все ли?
  1. Определение темы урока
Ребята, сейчас вы послушаете загадку и сами попытаетесь определить тему урока: Тает снежок, ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? Правильно. Тема урока «В гости к весне». Мы отправимся в путешествие вместе с Незнайкой, ведь в его Солнечном городе всегда лето, и Незнайка хочет знать: что же такое весна. 3. Постановка цели и задач - Ну что, ребята, поможем Незнайке познакомиться с весной? - А что мы должны будем рассказать ему? (Всё, что мы знаем о весне, о весенних изменениях в живой и неживой природе.) - Мы идем в путешествие. Какими мы должны быть в пути? (внимательными, наблюдательными). - Чему мы будем учиться? (анализировать, делать выводы, развивать свою речь, учиться видеть красоту природы, стремиться её беречь) - Молодцы, ребята, вы правильно определили цель и задачи нашего путешествия. В пути нам встретятся такие знаки. О чём они нам говорят? (Правила поведения в природе) - А теперь смело в путь! 4. Моделирование проблемной ситуации Дети рисуют схему (природа: живая, неживая) и выделяют вопрос: Влияют ли весенние изменения в неживой природе на изменения в живой природе?
  1. Обобщение и систематизация знаний
Весенние изменения в неживой природе Цель: Сейчас мы рассмотрим картинки, понаблюдаем, познакомим Незнайку с весенними изменениями в неживой природе и выясним причины их происхождения. - Какое время года изображено на слайде? (зима) -Докажите, что это зима. - Давайте понаблюдаем, какие изменения происходят в неживой природе с приходом весны. - Как изменяется солнце с приходом весны? (Светит ярче, чем зимой; с каждым днём греет всё сильнее: гораздо выше поднимается над горизонтом, дни становятся длиннее.) - Как изменяется небо с приходом весны? (Небо голубое, высокое. По небу плывут белые лёгкие облака.) - Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, в апреле - снег и дождь, в мае - дождь.) - Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае.) - Что происходит весной с почвой? (Весной появляются первые проталины. В апреле их становится всё больше и больше, в мае весь снег растаивает. Начинает оттаивать почва. В ней накапливается много влаги от таящего снега.) - Что происходит весной с водоёмами? (Лёд на водоёмах темнеет, покрывается трещинами, тает. В конце апреля на реках начинается ледоход: лёд раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постоянно тают. - Какие явления природы происходят весной? (Таяние снега, ледоход, половодье, дождь, гроза.) Вывод: - Незнайка очень удивлён и спрашивает вас, а почему это происходит? (Уровень солнца над горизонтом стал выше.) - Молодцы! Вы были очень наблюдательными, внимательными и сумели познакомить Незнайку со всеми характерными изменениями в неживой природе весной и причиной их происхождения.) Изменения в живой природе - Ребята, сейчас мы рассмотрим природу, понаблюдаем, познакомим Незнайку с весенними изменениями в живой природе и определим причины их происхождения. Весна вносит изменения в жизнь растений - Незнайка нуждается в вашей помощи. Помогите ему найти картинку с изображением весны. - Докажите правильность вашего выбора. - Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки: появляются серёжки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры.) - Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести.) - Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми. - У нас работала группа художников. Сейчас они расскажут о первоцветах нашего хуторка и подарят вам свои работы. (Группа художников демонстрирует свои рисунки с изображением реннецветущих растений.) Выставка рисунков «Первоцветы нашего хуторка» Вывод: - Почему первоцветы зацветают самыми первыми? Что на это влияет? (Они получают питание из своих утолщённых подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. На деревьях листья ещё не распустились, поэтому весь солнечный свет достаётся первоцветам. Тепла им требуется немного. Солнечный свет и влага - вот причина изменений в жизни деревьев и кустарников!) Весна вносит изменения и в жизнь животных - Как изменяется жизнь насекомых с приходом весны? (Они выбираются из своих укрытий.) -Каких насекомых весной мы видим первыми? Вывод: - Почему насекомые оживают? Что на это влияет? (Даже небольшое тепло, подаренное солнцем, способно их оживить.) - Как меняется жизнь птиц с приходом весны? (Возвращаются в родные края перелётные птицы. Они строят или ремонтируют гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов.) - Какие птицы прилетают к нам весной? - Каждая птица возвращается в родные края в определённое время. Отгадайте загадки и скажите, в какой из весенних месяцев возвращается каждая птица на родину. Всех перелётных птиц черней, Чистит он пашню от червей. Взад-вперёд по пашне вскачь, А зовётся птица…(грач) Март - время прилёта грачей.
Своё гнездо он в поле вьёт, Где тянутся растения. Его и песня, и полёт Вошли в стихотворение. (Жаворонок) Время прилёта жаворонков - начало апреля.
Он прилетает каждый год Туда, где домик его ждёт. Чужие песни петь умеет, А всё же голос свой имеет. (Скворец) Время прилёта скворцов - конец марта.
Прилетел к нам, наконец, Лучший наш певец. Дни и ночи напролёт Он поёт. (Соловей) Соловьи прилетают в середине мая.
Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный, Лепит домик под окном Из травы и глины. (Ласточка) Время прилёта ласточки - май.
- Давайте послушаем, как поёт жаворонок.
Вывод: - Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц? Что на это влияет? (Солнечное тепло. Стало больше корма. Многие птицы питаются насекомыми, а с приходом весны многие насекомые выбираются из своих укрытий.) - Как встречают весну звери? (Звери просыпаются от зимнего сна, линяют, у многих из них рождаются детёныши.) - Каких вы знаете зверей, просыпающихся от долгого зимнего сна? (Медведи, барсуки, ежи, суслики.) Вывод: - Почему происходят такие изменения в жизни животных? Что на это влияет? (Солнце стало выше над горизонтом.)
  1. Выводы
Незнайка хочет поиграть с вами в игру «Я знаю…»: - Я знаю пять явлений весны… - Я знаю пять первоцветов… - Я знаю пять насекомых… - Я знаю пять перелётных птиц… - Я знаю пять проснувшихся зверей…
- Незнайка очень рад, что вы познакомили его с весенними изменениями в неживой и живой природе. Он хочет услышать ответ на главный вопрос, который не даёт ему покоя: Влияют ли изменения в неживой природе на изменения в живой природе? Как? (Солнце стало выше нал горизонтом - это первопричина всех весенних изменений в природе.)
  1. Закрепление
- Проверим, всегда ли изменения в неживой природе вызывают изменения в живой природе. - А проверить это можно лишь временем. Сейчас мы вспомним, как долго длится весна, название весенних месяцев, увидим, как народ наблюдал за весенними изменениями в природе и выясним, всегда ли изменения в неживой природе вызывают изменения в живой природе? -Недолговечна красота весны! Весна - это утро года. Весна - новая жизнь, это светлый праздник рождения природы. Весной просыпается всё живое. Звуки, окружающие нас весной, необычны. - А как долго длится весеннее время? Как называются весенние месяцы? - Издавна народ наблюдал за изменениями в природе, подмечал малейшие перемены в ней, изучал, как изменения в неживой природе влияют на изменения в живой природе. В чём это выражалось? (Народные приметы, пословицы, поговорки.) - Как вы думаете, зачем это людям нужно? (Правильно, для успешного земледелия. От этого зависела жизнь народа, его благополучие.) - Давайте присядем на полянке, чтобы услышать народную мудрость. (Месяцы и народные приметы.) Давайте вместе с Незнайкой полюбуемся этой красотой. У нас работала группа фотографов. Экскурсию в фотоателье проведут ребята - фотографы: - Наша группа приготовила фотовыставку «Весна в нашем хуторке». Мы искали весенние признаки, фотографировали. А потом, сделали фотовыставку.
Как хороши у нас весной Цветы, деревья и поля! Смотрю вокруг перед собой - Ведь это Родина моя?! 8. Подведение итогов -Ребята, как вы считаете, Незнайке понравилось наше путешествие «В гости к весне»? Почему? Как вы думаете, смогли ли мы ответить на главный вопрос Незнайки: влияют ли весенние изменения в неживой природе на изменения в живой природе? Почему? Незнайка благодарит вас за то, что вы смогли рассказать ему об этом необычном времени года, о весенних изменениях в природе. Ведь у Незнайки в Солнечном городе всегда лето! И без вас он никогда бы не узнал, что такое весна. 9. Домашнее задание - Ребята, а как вы думаете, из какой страны к нам приехал Незнайка? Есть ли такие страны, где всегда лето и никогда не бывает весны? (Да.) - Почему? (Солнце всегда находится в наивысшем положении к горизонту.) - Постарайтесь узнать из энциклопедий, ресурсов Интернет солнечные страны. Выясните, а есть ли там изменения в природе, чтобы рассказать об этом своим товарищам и учителю.
  1. Посещение литературной гостиной
- Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Какое у вас настроение? Вот с этим настроением Незнайка просит вас посетить литературную гостиную, где под прекрасную музыку Вивальди «Весна» мы сможем полюбоваться весенней красотой и насладиться чтением любимых произведений о весне.

© 2010-2022