Эссе Моя педагогическая философия

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Моя педагогическая философия

Что значит для меня, быть учителем? Возможность чему-то учить детей, каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, растут, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится смотреть на мир глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них ответственность. Любить. Для меня "учитель" - не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа. Для меня быть учителем - это и значит жить.

За годы работы в школе у меня сложилась своя педагогическая философия, выработанная мною в профессиональном становлении. Только гармония всех аспектов моей деятельности, всех моментов сложного и многообразного по форме педагогического труда способна сделать счастливыми моих учеников, а значит, и меня. Я нахожу подтверждение своим мыслям в словах святоотеческой педагогики. Василий Великий, один из основоположников учения христианской церкви, писал: "Насильное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающим".

С детства я мечтала о профессии учителя, а в юности, учась в Ялтинском Педагогическом Колледже, я уже твердо знала, что любовь к детям, - смысл моей жизни.

И вот я стала учителем.

Здравствуй, утро, начинающее новый день, знакомая дорога мимо школьного сада, ведущая меня к моим детям. Неторопливо я пройду каждый метр, дыша полной грудью, думая о том, что этот день принесет сегодня.

Я подхожу к интернату по любимой аллее и чувствую, как меняюсь внутренне. Отодвигаю от себя все свои личные проблемы и заботы, мысленно настраиваюсь на хорошее расположение к каждому ребёнку, которого сейчас встречу. Мне приятно увидеть моих коллег по школе, которых, как и меня, объединяет любовь к детям и истине.

Конечно, школе сегодня живётся трудно. Она отражает и несёт в себе все проблемы современного мира, нашего общества, которому нужны образованные, нравственные, творческие люди, обладающие нестандартным взглядом на проблемы, владеющие навыками исследовательской работы, самостоятельно принимающие решения. Другими словами, от школы сегодня ждут не "нашпигованных" знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть профессионально и социально мобильными.

Учитель - это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. В моем представлении, 21 век отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому педагог нового столетия должен быть готов к любому общению. Современный урок невозможно было бы представить и без новых ТСО. И ведущим среди них уже стал компьютер. На своих уроках использую компьютерные технологии, потому что современные ИКТ позволяют наиболее эффективно использовать разнообразную наглядность на уроках, зрительное восприятие легче, кроме этого формируются навыки и умения информационно-поисковой деятельности.

Я работаю над темой "Личностно-ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников» . Работа в школе-интернате для детей, страдающих лёгочными заболеваниями ,имеет свою специфику: каждый год поступают новые ребята, страдающие астмой или рецидивирующим бронхитом, которым из-за слабого здоровья учиться намного труднее, чем обычным школьникам. А значит мотивировать их, заинтересовать, чтобы облегчить запоминание просто необходимо.

В стенах нашей школы возможно совмещать и лечение и обучение и развитие своих талантов. То есть развиваться всесторонне и в ногу со временем. Так как используемые в работе школы инновационные методы и приёмы воспитания, обучения и оздоровления направлены на успешное становление всесторонне развитой личности.

Древняя мудрость гласит:

Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.

"Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву - одна из труднейших и важнейших задач дидактики", - писал К.Д.Ушинский. Как мотивировать познавательную деятельность ученика?

«Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё» Л.С.Выготский

«Деятельности без мотива не бывает» А.Н.Леонтьев. «Когда информация подаётся вне интереса, в коре головного мозга формируется центр её активного отторжения» И.Павлов

Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. Для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие их общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.

Применяя в своей практике нестандартные уроки: уроки-путешествия, уроки - деловые игры, уроки - ролевые игры, уроки с дидактической игрой, я сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения. Это одна из форм активного обучения.

Десять лет назад я переступила порог школы и с тех пор так и не смогла оставить эти стены, которые стали для меня вторым домом. Сама себе задаю вопрос: "А что меня здесь держит? Что является стимулом в работе? Любовь к детям? Любовь детей ко мне?" Да, безусловно! Но в первую очередь - ощущение того, что я нужна этим детям, что я интересна им как личность. Совершенно уверена, что любовь и уважение учеников нельзя заслужить, вооружившись современными методиками, новыми технологиями, концепциями. Нужен ещё и нелёгкий труд души. Главное - научиться видеть и ценить в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребёнок - человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства.

Доброта, милосердие, честность, порядочность, любовь к Родине - вот те качества, которые я стараюсь воспитать в своих детях.

Что бы я хотела видеть в своих учениках? Любовь к Родине. Осознание себя гражданином своей страны, свободное мышление, умение конструктивно решать проблемы, способность к самовыражению и еще много других очень важных качеств. Главное - чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью.

Моя цель - увидеть, разглядеть, не пропустить в ребёнке всё лучшее, что в нём есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества, идущего из самой глубины души его.

Моя цель, как учителя - выявить одаренность каждого ученика. Моя задача - помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие - открыть свои способности, а может быть, и талант. Я понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым главным на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в свое большое предназначение. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться воспринимать свои ошибки как опыт.

Найти рецепт учительского успеха - мечта любого педагога. Но такого рецепта не существует.

Выбрать профессию учителя - это поступок.

Я ни о чём не жалею!

Благодаря моей работе, вокруг меня всегда много людей, которым нужна я и которые нужны мне. Рядом коллеги-единомышленники, для которых каждый ученик это личность, а не объект учения, каждый урок - это творчество, а не работа и каждая двойка не итог, а причина для серьёзного размышления.

В процессе моего становления в роли учителя я определила для себя следующие педагогические задачи, которые и стараюсь решать каждый день:

научить школьников быть независимыми. Чем больше мы для них делаем, тем меньше они учатся делать для себя сами;

необходимо воодушевлять учеников максимально быть самими собой, ободрять каждого, чтобы он гордился своими достижениями;

создать условия для выбора каждым учеником своего собственного образовательного маршрута, развития школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями;

убедить ученика в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда;

моя практическая задача - подготовить выпускников начальной школы, обладающих твердыми знаниями, широким кругозором и умением сориентироваться в современном обществе.

Мне хочется верить и надеяться, что каждый мой урок не прошел бесследно и оставил добрый след в каждом детском сердце.

© 2010-2022