- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа курса внеурочной деятельности Умелые руки ( 1-4 классы)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Умелые руки ( 1-4 классы)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ильмакачева И.Г. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться , рациональное мышление, практичности характера .Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только практическим, но и духовным. Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся. Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью - это самые распространенные виды декоративно - прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно - прикладным творчеством учащимся начальной школы. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая часть состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены. Курс "Умелые руки" носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные - развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего края ,трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
- ценностного отношения к природе, окружающей среде;
- ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Задачи: развитие: творчества; сенсорики, мелкой моторики рук; пространственного воображения; технического и логического мышления, глазомера; способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.
овладение: начальными технологическими знаниями, умениями и навыками; опытом практической деятельности по созданию поделок; способами планирования и организации досуговой деятельности; навыками творческого сотрудничества.
воспитание: уважительного отношения к результатам труда; интереса к творческой и досуговой деятельности; практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения: рассказ, беседа, иллюстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа, коллективная и групповая, индивидуальный подход к каждому ребёнку, презентации.
Ожидаемые результаты: Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий. Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала. Активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества, как на школьном, так и на более высоком уровне. Использование поделок-сувениров в качестве подарков, оформление класса, зала для проведения праздничных утренников и др. практическое применение своих умений и навыков.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Общее количество часов: 134 Из расчёта 1 час в неделю, 1 класс - 33 часа, 2 класс - 34 часа, 3 класс - 34 часа, 4 класс - 34 часа. Планируемые результаты освоения учащимися программы курса « Умелые руки»
1 класс Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности и не успешности творческой деятельности.
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать навыки работы с информацией
Тематическое планирование 1 класс, 33 часа
дата Количест во часов № п/п Тема Материалы
I. Аппликация и моделирование (16часов)
4 1-4 Аппликация из природных материалов на картоне. Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка
4 5-8 Аппликация из геометрических фигур. Цветная бумага, картон
2 9-10 Аппликация из пуговиц. Пуговицы, картон
2 11-12 Аппликация из салфеток. Салфетки, картон
4 13-16 Объёмная аппликация. Гофрированная бумага, цветная бумага, картон
II. Работа с пластическими материалами (10 часов)
4 1-4 Рисование пластилином. Пластилин, картон
4 5-8 Обратная мозаика на прозрачной основе. Пластилин, прозрачные крышки
2 9-10 Лепка из солёного теста. Солёное тесто
III. Аппликация из деталей оригами (7 часов)
3 1-3 Аппликация из одинаковых деталей оригами. Цветная бумага, картон
3 4-7 Коллективные композиции в технике оригами. Цветная бумага, картон
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса « Умелые руки»
2 класс Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: ● оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; ● называть и объяснять свои чувства и ощущения от произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; ● самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); ● в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: ● проговаривать последовательность действий ● учиться высказывать своё предположение с помощью учителя - объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; ● учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; ● выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона; ● учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии. ● Познавательные УУД: ● ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Коммуникативные УУД: ● донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; ● слушать и понимать речь других.
знать ● виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клей,), их свойства и названия; ● названия инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими; ● технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка ; ● способы разметки: сгибанием, по шаблону; ● способы соединения с помощью клея ПВА; ● виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;
уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
Уметь реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.
2 класс, 34 часа
дата Коли
№п\п Тема Материалы
I. Аппликация и моделирование (12 часов)
4 1-4 Аппликация из листьев и цветов. Засушенные цветы, листья 4 5-8 Аппликация из птичьих перьев. Птичьи перья, картон
4 9-12 Аппликация из соломы. Солома, картон
II. Работа с пластическими материалами (8 часов)
2 1-2 Разрезание смешанного пластилина. Пластилин, тонкая проволока, картон
2 3-4 Обратная мозаика на прозрачной основе. Пластилин, прозрачные крышки
2 5-6 Торцевание на пластилине. Пластилин, гофрированная бумага
2 7-8 Лепка из солёного теста. Солёное тесто
III. Поделки из гофрированной бумаги (4 часа)
4 1-4 Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. Гофрированная бумага, картон
IV. Работа с бросовым материалом (10 часов)
2 1-2 Конструирование дома для сказочных героев. Цветная бумага
2 3-4 Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. Цветная бумага, спичечные коробки, большие коробки из-под обуви
5-10 Игрушки из пластмассовых бутылок, банок,
Цветная бумага, Пластмассовые бутылки, банки
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса « Умелые руки» 3 класс
Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности и не успешности творческой деятельности.
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
3 класс, 34 часа
дата Количество часов №п\п Тема Материалы
I. Работа с природными материалами (4 часа)
4 1-4 Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д.
II. Объёмные и плоскостные аппликации (18 часов)
6 1-6 Торцевание гофрированной бумагой на картоне. Гофрированная бумага, картон
4 7-10 Мозаика из ватных комочков. Вата, картон
4 11-14 Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Картон, цветная бумага
4 15-18 Многослойная аппликация. Открытки, картинки, картон
III. Работа с пластическими материалами (6 часов)
4 1-4 Мозаичная аппликация на стекле. Пластилин, стекло
2 5-6 Лепка из солёного теста. Солёное тесто
IV. Работа с бросовым материалом. (6 часов)
6 1-6 Изготовление карандашницы (с использованием пластмассовой бутылки).
Цветная бумага, пластмассовые бутылки
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса « Умелые руки» 4 класс
Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности и не успешности творческой деятельности.
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать навыки работы с информацией.
4 класс, 34 часа
дата Количество часов №п\п Тема Материалы
I. Работа с природными материалами (4 часа)
4 1-4 Коллективные композиции, индивидуальные панно. Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов, камешки, ракушки
II. Объёмные и плоскостные аппликации (24 часа)
2 1-2 Многослойные аппликации. Открытки, картинки, картон
4 3-6 Мозаика из квадратных модулей. Картон, цветная бумага
2 7-8 Элементы квислинга. Картон, цветная бумага
6 9-14 Аппликации в технике квислинг. Картон, цветная бумага
4 15-18 Техника изо нить. Заполнение круга, угла. Картон, цветные нитки
6 19-24 Аппликации в технике изо нить. Картон, цветные нитки
III.Поделки на основе нитяного кокона (6 часов)
6 1-6 Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок. Нитки, напальчник, цветная бумага
Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие: 1.Сайт Страна Мастеров stranamasterov.ru 2. Сайт Всё для детей allforchildren.ru