• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Технологическая карта урока по литературному чтению по теме Необычное в обычном мире (Виктор Хмельницкий «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка»)

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме Необычное в обычном мире (Виктор Хмельницкий «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка»)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 2

Школа: МАОУ СОШ № 36 г.Тамбова

Учитель: Колышкина Ирина Викторовна

УМК: Образовательная система «Школа 2100»


Тема урока Необычное в обычном мире (Виктор Хмельницкий «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка»).

Цель урока

умение увидеть необычное в обычном мире путём осмысленного чтения и анализа сказок В.Хмельницкого.

Планируемый результат обучения В результате изучения темы обучающиеся - познакомятся со сказкой-миниатюрой как одним из видов литературного жанра; - научатся: • принимать и сохранять учебную задачу; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; • оценивать правильность выполнения действий; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. • основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов; • осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков. • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

Основные понятия

Сказка-миниатюра, дождь, соловей, бабочки.

Межпредметные связи

Окружающий мир, музыка.

Ресурсы 1.Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» («Маленькая дверь в большой мир»). 2. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Тетрадь по литературному чтению. 3.Презентация к уроку. 4. Презентация обучающегося «Соловей - голосистый чародей». 5.ЭОР (запись дождя, пение соловья).

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Мотивация к учебной деятельности

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию из текста загадки. - Сегодня у нас необычный урок. Я хочу пригласить вас на прогулку, а куда мы отправимся, вы должны догадаться сами, отгадав загадку:

Ждёт нас в гости друг зеленый,
Ждут березки, липы, клены,
Травы, птицы и цветы
Небывалой красоты.

Сосны, ели до небес,
Друг зеленый, это…(лес)

Самоконтроль готовности.

Настрой на работу.

Отгадывают загадку.

Актуализация знаний, постановка учебной задачи

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме. - Прежде чем отправиться на лесную прогулку, давайте вспомним название раздела: («Самое обыкновенное чудо»).

- С какими чудесами мы уже встречались на страницах учебника? (розовый слон, дружба, щедрость, превращение гусеницы в бабочку) - В конце нашей прогулки мы постараемся ответить на вопрос: «Что необычного мы сумели сегодня увидеть в обычном мире»? - Итак, мы заходим в лес.

Демонстрация знаний, умений.


Принятие учебной задачи.

Открытие новых знаний

1 этап. Работа с текстом до чтения

Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. - Но что это? По-моему собирается дождь. - А вы были в лесу во время дождя? - А с чего начинается дождь? - Но не стоит скорее собираться и бежать домой! Во-первых, вряд ли мы успеем, во-вторых, нам предоставляется уникальный шанс побывать на спектакле, поставленном самой природой. Имя этому спектаклю - дождь в лесу. - Итак, тучи собрались, дождь уже неизбежен, нам надо срочно искать убежище, благо среди растущих вокруг нас деревьев есть где укрыться! - Дождь уже начал накрапывать. А теперь самое главное - нам остаётся только наблюдать, слушать и впитывать это чудесное явление. - Слушайте звон дождевых капелек по деревьям, кустам и травам, слушайте звенящую тишину леса во время дождя

- Какое настроение бывает у вас во время дождя? - Как вы думаете, кто в лесу рад дождю, а кто его не любит? - Сейчас мы и узнаем, прочитав необычную сказку-миниатюру Виктора Хмельницкого. - Ребята, а кто знает, что такое миниатюра? - Аня, возьми, пожалуйста, словарь и найди нам значение этого слова. - В сказках Виктора Хмельницкого как будто бы ничего особенного не происходит. Но хорошо знакомые нам, привычные вещи - листик на дереве, солнечный луч, камешек у моря - в этих сказках озаряются каким-то волшебным светом и становятся близкими и понятными, как будто они живые и родные нам. - Аня, прочитай значение слова «миниатюра». - С такими сказками мы сегодня и познакомимся. Открываем учебники стр. 131. - Прочитайте имя, фамилию автора и заглавие. - Как вы думаете, о чём мы будем читать? Рассматривание иллюстрации. - Назовите героев сказки. - Какое у них настроение? Почему? - Как вы догадались?

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.



Выражение своих чувств, мыслей.

Работа с толковым словарём.

Восприятие информации.


Выделяют героев по названию произведения, имени автора, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь определять главную мысль текста;

- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Чтение текста учителем. - Почему изменилось настроение у всех обитателей леса? Перечитывание текста. 1-2 абзацы: - Рады ли бабочка, кузнечик и волк дождю? Найдите и прочитайте какими словами автор рисует их незавидное положение. - А как же иллюстрация к тексту? Ведь мы предположили совсем другое! (очевидно, что-то изменится. Надо читать дальше!). 3 абзац: - Как вы понимаете выражение «всё было нипочём»? - Почему крота дождь не волновал? Найдите и прочитайте ответ на этот вопрос. - Что значит предусмотрительно выкопал? Чтение предложения «Вдруг в лесу появились лягушки!» - Сравните по интонации это предложение с уже прочитанными (оно восклицательное). - Какое слово в предложении подсказывает читателю, что произойдут изменения? (вдруг) - С кем будут связаны эти изменения? (с лягушками) Чтение до конца. - Как вели себя лягушки? Почему у них другое настроение? - Обратите внимание на предложения, которые описывают настроение лягушек. Что это за предложения? - А почему изменилось настроение у всех обитателей леса? - Что значит лягушачье веселье оказалось заразительно? (быстро передалось другим) - А почему грустил крот? - В каком предложении заключена главная мысль сказки «Дождь в лесу»? Найдите и прочитайте. Выразительное чтение сказки. Работа в парах с заданием: - Прочитайте внимательно задание (прочитать сказку, показать смену настроения героев сказки изменением интонации при чтении). - Оценить чтение своих одноклассников, используя следующие критерии: правильность, выразительность, умение показать настроение героев. (Взаимооценка, лист оценивания). - Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.

Восприятие текста.

Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту.

Выражение своих чувств, мыслей.

Словарная работа.

Словарная работа.

Отвечают на вопросы.

Читают текст.

Анализируют текст.

Работают в парах.

Выразительно читают.

Оценивают своих товарищей.

Физкультминутка

Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья

Музыкальная физкультминутка

для глаз

3 этап. Работа с текстом после чтения. Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме;





Познавательные:

- уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;


- Работая в парах, вы показали смену настроения героев соответствующей интонацией при чтении. А сейчас вам надо будет передать настроение героев при помощи цвета. Творческое задание: рабочая тетрадь с.50 № 1. - Прочитайте задание. Кому нужна помощь? Поднимите руку. - Приступаем к выполнению задания. - Какие цвета использовали? Почему? (Тёмные тона - до появления лягушки, светлые - с момента появления лягушки). Повторное обращение к иллюстрации: - К какой части сказки эта иллюстрация? Докажите. - На чём художник сосредоточил особое внимание? - Мимо чего он прошёл? Чем это можно объяснить? - Найдите и прочитайте тот момент сказки, который изобразил художник. - Какое же чудо помог увидеть нам автор сказки «Дождь в лесу»? (Лягушки, звук дождя.) - Дождь в лесу закончился. Мы выходим из укрытия, нам было прохладно и сейчас мы немножко согреемся.

Принятие учебной задачи.

Выполняют задание.

Отвечают на вопрос, объясняют.

Отвечают на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы.

Формулируют вывод.

Физкультминутка

Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья

Подвижная музыкальная физминутка «Зарядка»


Открытие новых знаний

1 этап. Работа с текстом до чтения

Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме.


- Продолжим нашу прогулку. Какие звуки мы слышим в лесу? (поёт соловей) - Ребята, а кто знает, что это за птица пела? - А что вы знаете про соловья? Из каких источников вы узнали? - Ксюша нам тоже хочет рассказать про соловья. Презентация Ксюши. - Какими источниками ты пользовалась при составлении презентации и сообщения? - Ни одной птице поэты и писатели не посвятили столько строк, как соловью. - И об этой удивительной птице мы сейчас прочитаем в сказке-миниатюре Виктора Хмельницкого «Соловей и бабочка».
Отвечают на вопросы.

Демонстрация знаний.

Восприятие информации.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь определять главную мысль текста.

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Чтение сказки самостоятельно. Чтение сказки вслух. - Для кого же пел соловей? - Прочитайте последнее выражение. Почему ночные бабочки появились с тех пор? (сказочное объяснение) - Найдите и прочитайте самые важные предложения, в которых автор выразил главную мысль?

Чтение по ролям.

- Назовите действующие лица сказки (бабочка, соловей, автор).

Чтение по ролям.

- Молодцы, все хорошо прочитали. - Ребята, а вы что знаете о бабочках? Из каких источников вы узнали эту информацию? - Обратим внимание на выставку познавательной литературы, которую вы подготовили к сегодняшнему уроку. - В каких случаях вы пользуетесь этими энциклопедиями?

Читают сказку самостоятельно и вслух.

Отвечают на вопросы.

Формулируют вывод.

Выделяют действующих лиц.

Читают по ролям.

Демонстрируют свои знания.

Итог урока. Рефлексия

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.



Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

- На этом наша познавательная прогулка по лесу подходит к концу. - Ребята, что же необычного мы сумели увидеть в обычном лесу?

- Почему сказки Виктора Хмельницкого называются миниатюрами?

- Читая произведения в разделе «Самое обыкновенное чудо», так хочется, чтобы вы не проходили мимо прекрасного, чтобы чаще смотрели на звёзды, слушали ночные трели соловья и были бы щедрыми, как солнце. - Ребята, а какими вы были сегодня на уроке читателями? Оцените свою работу (сигнальные карточки). (Критерии самооценки: «Очень хорошо» - розовый, «Хорошо» - зелёный, «Старался, но не всё получилось» -оранжевый).

- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.

Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос.


Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Домашнее задание

(творческое)

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Объяснение сути домашнего задания (на выбор учащихся):

1.Подготовить выразительное чтение сказок.
2. Найти и прочитать другие сказки В.Хмельницкого.
3.Нарисовать иллюстрации к понравившейся сказке.

Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания.

6



© 2010-2022