- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения 3 класс Тема: Сказки народов мира: «Иван-царевич и Серый Волк» русская народная сказка
Урок литературного чтения 3 класс Тема: Сказки народов мира: «Иван-царевич и Серый Волк» русская народная сказка
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Полянская О.В. |
Дата | 26.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок литературного чтения 3 класс
Тема: Сказки народов мира: «Иван-царевич и Серый Волк» русская народная сказка Цель: продолжить знакомить учащихся с русскими народными сказками. Задачи: - дать представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста; - развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев; - наполнять речь учащихся новыми словами, фразами; - развивать навыки осмысленного, выразительного чтения; - воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку.
Ход урока
-
Организационный момент.
II. Проверка д/з
Сообщение темы и цели. Самоопределение к деятельности:
- Вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке, если справитесь с загадкой:
Легенда, приданье народное,
Ребята её обожают,
Родители, если свободные,
Её тебе на ночь читают. (Сказка)
- На уроке мы познакомимся и проанализируем замечательную сказку «Иван-царевич и Серый волк».
III. Актуализация знаний
- - Докажите, что литературное произведение - это сказка. Что такое сказка?
Сказка - это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил
- - К какому виду относится эта сказка?
- Почему она волшебная?
1. волшебный помощник (Серый волк, жар-птица)
2.предмет из золота (яблоки, клетка, уздечка)
3.Наличие числа 3 (3 испытания, 3 сына) - Вспомните главных героев нашей сказки. В сказках, и авторских, и народных, очень часто главным героем выступает волк. Попробуем вспомнить эти сказки, их авторов, и дать характеристики герою: 1." Красная Шапочка" -Кто автор сказки? Дать характеристику волку. ( Ш.Перро, волк злой, хитрый). 2."Три поросёнка"... ( Ш.Перро, волк злой, хитрый). 3."Волк и семеро козлят" (Русская народная сказка, волк злой, хитрый) 4."Волк и лиса" (Русская народная сказка, волк добрый, отзывчивый) - Вы обратили внимание, что только в одной сказке волк положительный герой? Как вы думаете, почему? - Можно ли волка заменить другим сказочным животным? - Во многих русских народных сказках главного героя звали Иваном. Вспомним сказки с участием Иванушек: 1. "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" (Русская народная сказка, Иванушка добрый, ласковый, непослушный) 2."Иван Крестьянский сын и чудо-юдо" (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый) 3."Сивка - Бурка" (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый) - Что общего у героев сказок? (они добрые, помогают людям) - Что вы можете сказать о главных героях и их отношениях? (Серый волк помогает Ивану царевичу) - Как вы думаете, почему в других сказках волк злой и жестокий, а в этой он стал верным другом? (Хорошее отношение). - Какие пословицы о хорошем отношении вы знаете? (Ответы детей, пример учителя: Доброе слово и камень точит; Плохо тому, кто добра не делает никому)
Физкультминутка
V. Изучение нового материала.
- Работа над сказкой.
- Дополнительная работа
- Какова Елена Прекрасная?
- Какие чувства испытываете вы, глядя на картину? ( Природа неотделима от судьбы героев. В одной картине призадумался густой лес, притих; а в другой лес дремучий, сказочный.) - А вот как другой художник - И. Билибин - изобразил эти же события. Учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукцию картины И. Билибина «Иван-царевич и Серый Волк». - Чем похожи обе картины?
- Каким настроением они проникнуты?
- Почему мы испытываем тревогу, когда смотрим на картины?
-
Тест к сказке
VI. Итог урока. - Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. - Чему научила вас эта сказка? Рефлексия Домашнее задание: перечитать сказку
Тест по сказке «Иван-царевич и Серый волк».
1. Назовите имя царя _____________________
2. По какой причине старший и средний сыновья не заметили похитников? __________________________________________________________________
3. Что делал младший сын, чтобы не уснуть? ________________________________________________________________
4. Что осталось в руке у Ивана от Жар-птицы в первый раз? ___________________________
5. Что случилось с конём Ивана-Царевича? _________________________________________
6. Кто говорит следующие слова: «Ай, срам, какой! Царский сын да пошёл воровать!»
___________________________________________
7. Каким образом Иван-Царевич оставил себе Елену Прекрасную?
_____________________________________________________________________
8. Как поступили старшие братья с Иваном-царевичем? ______________________________
9. Какая вода помогла Серому волку оживить Иван-царевича?
______________________________________________________
10. Как отблагодарил Иван волка за помощь? ___________________________________________________