• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Мастеркласс по теме «Формирование правильного научного понятия через объединение жизненного опыта ребенка и новых знаний на деятельностной основе»

Мастеркласс по теме «Формирование правильного научного понятия через объединение жизненного опыта ребенка и новых знаний на деятельностной основе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Слайд 1 - тема Я работаю в 1 классе по системе Занкова и сегодня хочу предложить вашему вниманию мастер класс на тему «Формирование правильного научного понятия через объединение жизненного опыта ребенка и новых знаний на деятельностной основе » на базе материала учебника Дмитриевой и Казакова «Окружающий мир». Я покажу вам несколько моментов урока и предлагаю принять участие в мастер-классе. (доска с мозаикой и надписями - части растения) - Все дети любят собирать мозаику, тоже я предлагаю сделать и вам сейчас. Попрошу выйти к доске 1 человека. - Что же у вас получилось? (растение) - Как оно называется? (горох) - Почему остались части мозаики? Почему их не использовали ? (они лишние и относятся к животным) - Как выдумаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о растениях) Да, сегодня мы расширим свои знания о растениях. - Растения вы составили из частей, а показать вы эти части можете? - Соотнесите название частей растения на рисунке (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами) Комментарий: Опыт показывает, что не все дети знают части растения, поэтому здесь я даю научное название частей растения. Слайд 2 (страница учебника) Для первичного закрепления я предлагаю детям выполнить задание в учебнике на с.22 На доске мозаику закрываю - обучающиеся по памяти находят части растений, потом открываю доску - дети выполняют самоконтроль.
- А как вы думаете, зачем растению нужен корень? (чтобы удерживать растение и всасывать питательные вещества) - А в чем находится растение? (земля) - Какие части растения расположены над землей? А под землей? Слад 3 - фото с опытами Далее дети рассматривают живое растение - предыдущим заданием был опыт по выращиванию гороха и фасоли. Ребята принесли свои работы. Здесь можно предложить детям исследовать на наглядном примере какие части растения находятся над землей. - А что же спрятано под землей? (прикрепляю землю)
Для роста и развития растения я предлагаю вам создать комфортные условия, я думаю, что для растения нужна не только земля, но и телевизор, чтобы отдыхать, смотреть его и знать все новости, телефон - чтобы поговорить с друзьями в любое время, солнышко, чтобы согреться, а если уж совсем жарко - можно охладиться льдом из холодильника, дождь, чтобы утолять жажду и умываться. Все это необходимо для растения, а вы как думаете? (ответы детей) Человек очень давно стал наблюдать за жизнью растений. Свои наблюдения он выразил в народных приметах, чтобы ваш выбор был более верным, обратитесь к приметам, в них зашифрован ответ - какие условия необходимы для жизни растений. Слайд 4 с приметами (В зал раздаю 3 народные приметы на листах:
  1. Коли в мае дождь, будет и рожь.
  2. Если бы на горох не мороз, он бы тын перерос.
  3. Март с водой, апрель с травой, май с цветами.
Идет обсуждение. Выслушиваю ответы.)
- Вы правы, для роста и развития растения необходимы природные условия - солнце и вода. Уберите лишнее и объясните свой выбор (убирают лишнее - телевизор, телефон, холодильник, оставляю - солнце, дождь, когда прикрепляю дождь - включают звуковой эффект - капли дождя) Я думаю, что теперь с такими комфортными условиями наш горох вырастет и даст хороший урожай. Вы, наверное обратили внимание, что для формирования научных понятий: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами, я предлагала детям мозаику, отбрасывая лишние части, опираясь на жизненный опыт детей, конечно на этом этапе могут быть ошибки, но ребята помогают друг другу и исправляются. Слайд 5 УУД На этом этапе урока я формирую регулятивные УУД: здесь дети прогнозируют тему на уроке с помощью учителя. Познавательные УУД: Дети учатся ориентироваться в своей системе знаний. Личностные универсальные учебные действия: В предложенных вариантах ответа, опираясь на жизненный опыт, дети учатся объяснять выбор.
Слайд 6 - картинки растений 2. Для того, чтобы научить ребенка классифицировать растение по существенному признаку я использую игру. И сейчас предлагаю ее вашему вниманию. - А все ли растения имеют такое строение, как горох? Давайте рассмотрим другие растения. Я попрошу выйти к доске 6 человек - выберите себе по одному растению, которое вам нравится. (взяли в руки, построились в одну линию). Сейчас проведем игру «Угадай растение». Определите, о каком растении идет речь, если речь идет о вашем растении, вы поднимите свою картинку. - У него зеленые листья. Что это может быть? (подняли все карточки) - Какой из этого можно сделать вывод, раз вы все подняли карточки? Вывод : Значит все растения имеют листья. - У него есть листья и корень. О чем речь? (Все подняли карточки) Вывод: Значит у всех ваших растений есть листья и корень - У него есть листья, корень и большой ствол, покрытый корой. Что же это такое? (подняли 2 карточки) А как называются ваши растения? Как их назвать одним словом? (деревья) (слайд 7 - слово-деревья) - А какой же ваш главный признак? (большой ствол, покрытый деревянистой корой) Этот признак называется существенным (на слайде появился существенный признак деревьев) Продолжаем игру. - У этих растений от корня отходят несколько стволиков, покрытых корой. Что это может быть? (поднимают карточки с кустарниками) (слайд) - Как называются ваши растения? Как вы назовете свои растения одним словом? (кустарники) - А какой существенный признак ваш? (несколько стволиков, покрытых корой) - Посмотрите на картинки своих растений и подумайте - к какой группе относятся ваши растения. (к травам) - А есть ли у ваших растений ствол?(его называют стебель) - Какой же ваш существенный признак? (стебли сочные, зеленые или полые внутри) Итак, мы выделили по существенному признаку 3 группы растений. Произнесите название своей группы и существенный признак, который отличает вас от других групп растений. (деревья, кустарники, травянистые растения) Слайд 8 Для закрепления материала можно предложить ребятам выполнить задание на с.23 учебника и (Слайд 9) в рабочей тетради на с.19 дорисовать недостающие части растений и соединить линией каждое растение со словом-понятием. (Я вас попрошу присесть за столы, потому что дальше мы будем работать по группам) Сейчас я вам показала, как в форме непринужденной игры дети учатся классифицировать растения по существенному признаку. (Слайд 10 ) В ходе такой работы у детей формируются познавательные универсальные учебные действия:
Учащиеся учатся перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы, они добывают новые знания: учатся находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт: делают выводы в результате совместной работы всего класса.
3.Помимо закрепления материала, который предлагает учебник, я учу своих первоклассников применять приобретенные знания в нестандартных ситуациях в рамках урока, которые приближены к окружающему миру ребенка. И хочу сейчас предложить их вам:

  • Сейчас каждой группе я даю лист бумаги, который разделен на 3 части и конверт, в нем лежат названия групп растений, вы поочередно просмотрите 3 фрагмента из известного всем мультфильма «Маша и медведь», каждая часть листа соответствует 1 фрагменту и зрительно определите какие группы растений вы здесь увидели, с товарищами посоветуйтесь и приклейте к каждому отрывку из мультфильма соответствующую группу растений.

11. Мульт 1 (комментарии) 12. Мульт 2 (комментарии) 13. Мульт 3 (комментарии) 14. Слайд с картинками -загадками
  • Все дети любят отгадывать загадки, и сейчас, опираясь на зрительный образ (перед вами лежат картинки-отгадки), сопоставляя данные, привлекая свой жизненный опыт, угадайте растение и группу, к которой относится отгадка и поднимите картинку.

Есть один такой цветок, Не вплетешь его в венок На него подуй слегка: Был цветок - и нет цветка. (одуванчик) после ответа (Слайд 15.) Слайд 16
Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.) после ответа Слайд 17 Слайд 18
Низок, да колюч, Сладок, да не пахуч. Ягоды сорвешь - Все руки обдерешь. (крыжовник) после ответа Слайд 19
  • А сейчас усложним задание - я предлагаю прослушать внимательно песню (Слайд 20 - дети)и подумать, к какой группе относится растение? (Нажать значек) (Звучит «Во поле березка стояла….»)
Слайд 21 Нарисуйте это растение. Слайд 21 - поющие дети
  • Сейчас приглашаю по 1 человеку из группы к доске. Сейчас вы не будете видеть растение, вы не будете слышать название растения - вы будете его ощущать, поэтому мы вам закрываем глаза - попробуйте руками и определите - к какой группе относится это растение.
Вывод - на ощупь определить растение нельзя - его нужно видеть., нужно видеть существенный признак. - Какое же это растение? К какой группе относится? Слайд 22 - китайская роза В результате выполнения таких заданий у детей формируются УУД. Слайд УУД 23 Регулятивные УУД: Где они учатся высказывать свою версию на основе услышанного, увиденного. Коммуникативные УУД: Дети учатся донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной (на уровне предложения или небольшого текста), также слушать и понимать речь других. Личностные универсальные учебные действия Обучающийся получает возможность для формирования: - интереса к учебному материалу; - мотивации к успешности учебной деятельности; - Формируется положительное отношение к предмету «Окружающий мир» Слайд 24 В конце урока я детям предлагаю выполнить по желанию домашнее задание - проект - объемная модель растения из различных материалов, с соблюдением частей растений и их существенных признаков. Я буду рада, если мое выступление стало интересным и полезным для вас. Спасибо за работу.

© 2010-2022