- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Моя родословная
Рабочая программа по внеурочной деятельности Моя родословная
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Казакова Н.Н. |
Дата | 27.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Мельница»
Рассмотрено на
методическом совете
Протокол от 04.05.2015 г. № 1
Согласовано»
заместитель директора по УВР
___________
(Скуматова М.Л.)
Дата: 14.09.2015 г.
«Утверждена»
приказом директора
МКОУ СОШ с. Мельница
от 15.09.2015 г. № 158
Рабочая программа
«Моя родословная»
внеурочная деятельность
общекультурное
направление
1 класс
класс
второй
уровень
Срок реализации: 1 год
Составитель программы
Казакова Н. Н.
ФИО учителя
учитель начальных классов
должность
первая квалификационная категория
квалификационная категория
2015 год
Пояснительная записка Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Моя родословная» составлена в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Л.Д. Смирнов и др.- М.: Просвещение, 2011 Цель: расширить знания ребёнка о самом себе, пробуждение интереса к истории своей семьи; способствовать более близкому общению членов семьи. подготовка учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах; обучить младших школьников ориентироваться в исторической информации; пробуждение интереса к истории своей семьи, Отечества; способствовать более близкому общению членов семьи. Задачи: - ввести ребёнка в мир истории через вещно-материальную среду; - научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живём; - помочь понять, что история - это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций.
Общая характеристика учебного предмета
Данная программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего района и посёлка, исследовании местной флоры и фауны. В ходе реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. Кроме того, в процессе углубленного изучения своей родины, дети знакомятся с жизнью замечательных людей своего посёлка, занимаются изучением материальной и традиционной культуры народов, живущих рядом. Таким образом, у учащихся совершенствуются навыки и умения научно-исследовательской работы.
Учащиеся познакомятся: с понятиями «генеология», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок»; Узнают: - о профессиях предков; - родословное древо;
Место учебного предмета в учебном плане
Курс «Моя родословная» рассчитан для 1 класса на 1 год обучения, 33 часа (1 час в неделю) Продолжительность занятий 35 мин.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса.
- Работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии;
- формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах её изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов;
- развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня;
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные УУД
Будут сформированы:
следующие понятия: «поколение», «потомки», «предки», «семья»;
уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
умение оценивать жизненные ситуации;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД
Ученик научится
организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
в сотрудничестве с учителем;
вносить коррективы в роботу после учёта характера сделанных ошибок.
принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные УУД
Ученик научится определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию;
устанавливать несложные причинно-следственные связи;
произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД
Ученик научится
допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
задавать вопросы;
использовать речь для решения различных коммуникативных задач.
Предметные УУД
Познакомятся с понятием «генеалогия», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предки»;
узнают:
историю возникновения имён и фамилий;
степени родства в семье;
о профессиях предков;
о семейных увлечениях и традициях;
составят:
«ленту времени» своей жизни; Проект «Родословное древо» Проект «Что означают наши имена» Вместе с родителями разработают свой фамильный герб; Подберут семейный девиз;
Тематическое планирование содержание курса
№
Названия модулей
Общее количество часов 1м Моя родословная 6 2 м Я и моё имя 10 3 м История моей семьи 6 4 м Семейные обязанности и традиции 11
Всего 33
Календарно - тематическое планирование
№
п/п
Дата
Тема учебного занятия
Всего часов
Содержание деятельности
Воспитательная работа
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности
Практическая часть занятия /форма организации деятельности
Моя родословная
1
Вводное занятие. Понятие о родословной.
1
У каждого человека и у меня есть своя история. Понятие родословной.
Беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу,
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности
2
Моя семья.
1
Что такое семья. Члены моей семьи.
Поручения детям подготовить сообщения
3
Поколение, потомки, предки.
1
Знакомство с понятиями «поколение», «потомки», «предки».
4
Генеалогическое древо.
1
Как составить генеалогическое древо, свою родословную.
В процессе занятий.
Составление плана. Составление генеалогического дерева
5
Практическое значение родословных в прошлом.
1
Нужно ли знать свою родословную? Родословные знаменитых людей.
В процессе занятий.
Практическое значение родословных в прошлом. Собирать информацию.
6
Составление генеалогического древа семьи.
1
Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. Ветви генеалогического древа.
В процессе занятий.
Составление генеалогического дерева
Я и моё имя
7
«Кто я?» «Где живу?»
1
Наш поселок, район, республика. Что мы знаем о нашей малой Родине
В процессе занятий.
Собирать информацию о поселке, в котором живем
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации
- постановка вопросов (инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации
8
Что означают наши имена.
1
Знакомство с историей возникновения имён.
Поручения детям подготовить сообщения
9
Как родители выбирают имя ребёнку.
1
Происхождение современных имён, популярные имена в разное историческое время.
10
Имена и прозвища.
1
Имя и прозвище в древние времена и в наше время.
11
Откуда к нам пришли наши имена.
1
Какие религиозные убеждения в твоей семье. Влияние различных культур на проникновение имён.
Поручения детям подготовить сообщения
12
Тайна имени.
1
Откуда к нам пришли наши имена. Значения имён.
В процессе занятий.
Собирать информацию о своем имени
13
Имя и ангел - хранитель.
1
Православные и мусульманские имена. Ритуалы имя наречения и праздники имени в различных религиях.
14
Моя фамилия. Моё отчество.
1
История возникновения фамилий. Как появились отчества.
Поручения детям подготовить сообщения
15
Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом.
1
Историческое прошлое семьи.
16
«Говорящие» фамилии.
1
Что могут рассказать фамилии о прошлом.
В процессе занятий.
Собирать информацию об истории своей фамилии
История моей семьи
17
Профессии моих родителей.
1
Профессии, их классификация.
В процессе занятий.
Рассказать о профессиях своих родителей
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности
18
Мои братья и сёстры.
1
Степени родства в семье.
19
Мои бабушки и дедушки. Мои родственники.
1
Степени родства в семье.
Поручения детям подготовить сообщения
20
Кто, кому и кем доводится.
1
Степени родства в семье.
21
Мои прабабушка и прадедушка.
1
Связь поколений.
22
Профессии моих предков.
1
Профессии в настоящем и прошлом. Семейные династии.
В процессе занятий.
Собрать информацию и рассказать о семейных традициях
Семейные обязанности и традиции
23
Что мы знаем о традициях.
1
Знакомство с понятием «традиции».
- Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
- нравственно-этического оценивания
(оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор)
24
Мир семейных увлечений.
1
Мир увлечений, хобби.
25
Семейные обязанности.
1
Обязанности членов семьи.
Поручения детям подготовить сообщения
26
Семейные традиции.
1
Какие традиции есть в моей семье.
В процессе занятий.
Собрать информацию и рассказать о семейных традициях
27
Фамильный герб и фамильный девиз.
1
Знакомство с государственной символикой. Знакомство с символами семьи: гербом и девизом. Правила составления гербов. Знакомство семейной символикой знаменитых людей.
28
Итоговое занятие «Мы не Иваны, родства не помнящие»
1
Своей жизнью мы обязаны многим поколениям своей семьи.
29-33
Составление родословных, их графическое представление.
Работа над презентацией своей семьи, семейных традиций.
Публичные выступления.
5
Обобщение накопленного материала.
Работа с различными источниками информации.
Составление родословных, их графическое представление.
Работа над презентацией своей семьи, семейных традиций.
Публичные выступления.
Учебно- методическое обеспечение
Библиотечный фонд:
- Господинова, М.К., Полянина, Н.Б. Проектная деятельность в начальной школе: Пособие для учителя начальных классов. - Волгоград: Учитель, 2009.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М. :Просвещение, 2010.
- Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. Москва, Академкнига /учебник, 2011
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - 2-е изд., исправленное и дополненное. - Самара: Издательство. Учебная литература, 2006.
- Савенкова, А. И.Одаренный ребенок в школе. - Екатеринбург: У - Фактория, 2004.
- Тимарцева, А.В. Тематическое планирование классных часов по программе «Моя родословная» (Текст) //Завуч. Начальная школа 2007г. -№3.
- Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. М : Владос , 2000.
- аудиовизуальные;
-
технические (проектор, компьютер);
- учебное оборудование;
- наглядные пособия.