Исследовательская деятельность младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская деятельность младших школьников.

Е.А.Сулейманова Изменилось время, изменился заказ государства школе. Обновление социального заказа общества к образовательным учреждениям определено необходимостью опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы. Выпускника современной школы должно отличать следующее: готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу. Поэтому необходим переход к ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ, которая сформировалась в отечественной педагогике. Реализация деятельностной модели школы направлена на введение младших школьников в типы деятельности, отличающиеся от традиционного представления: игровую, исследовательскую, конструкторскую, проектную. Создание условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, - обеспечивает развивающее образование. Учитель, работающий в деятельностном образовании, поставлен перед необходимостью искать новые формы и методы организации коллективно-распределенной деятельности учащихся как на уроке, так и вне урока. Он должен быть способен организовывать, направлять исследовательскую деятельность ученика, владеть техникой педагогического общения, сотрудничества, хорошо знать новое предметное содержание, опираться в своей педагогической деятельности на психологические особенности ребенка младшего школьного возраста. Работая по программе развивающего обучения, не могу не отметить, что методологические основы системы Л.В. Занкова, полностью соответствуют планируемым образовательным результатам, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения и создают условия для реализации системно_деятельностного подхода и индивидуализации обучения. Учебный материал отобран и структурирован на основе дидактического принципа ведущей роли теоретических знаний, тем самым создаются условия для исследования учениками взаимозависимости явлений, их внутренних существенных связей. Ребенок работает не с отдельными фактами и явлениями, а на перекрестках знаний (теоретических и практических, на межпредметном и внутрипредметном уровнях), что, в свою очередь, создает условия для реализации дидактического принципа «обучение на высоком уровне трудности». Возникшую трудность ребенок преодолевает благодаря реализации дидактического принципа осознания процесса учения: «Почему не получилось?», «Каких знаний не хватает?». Так мотивируется учебно-исследовательская самостоятельная деятельность ребенка, в ходе которой активизируются личностные качества, воспитывается характер, формируется рефлексия, включаются общение, обсуждение, рассуждающее мышление, осуществляются дифференциация «знание-незнание», поиск недостающей информации и многое другое, что приводит к решению проблемы. Главным стимулом для формирования мотивов учебной деятельности в системе развивающего обучения является вовлечение обучающегося в учебно-исследовательскую и проектно-исследовательскую деятельность, создание учебных ситуаций, когда перед ребенком возникает познавательная трудность, неожиданное задание или нестандартная учебная ситуация. Этому же служит в целом разнообразие заданий и предлагаемых видов деятельности (исследуй, сравни, составь, сделай вывод, объясни, ответь на один из вопросов (задание на выбор), выполните взаимопроверку, составьте задание и др.) Импульсом к поисковой деятельности могут быть задания, построенные на коллизиях: - обучающийся сталкивается с недостатком (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы; - ученик оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения; - ученик сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний, способов деятельности. Ученики сами выбирают форму выполнения задания: самостоятельно или в паре, в группе, фронтально. Предоставление ученикам возможности принимать решение относительно формы работы является показателем уважения к их мнению, ставит их в позицию активных созидателей учебного процесса, включает и формирует самооценку («Проверь себя», «Учим друг друга»). Формированию учебных и познавательных мотивов способствуют также: сочетание в учебниках базового обязательного содержания и сверхсодержания; оптимальное использование содержательных наглядных образов; преобладающее число проблемных, творческих заданий, в целом разнообразие заданий; подбор текстов, которые охватывают самые разные области интересов младших школьников. В основе системы развивающего обучения Л.В. Занкова заложена такая деятельность, которая обогащает учеников опытом, активизирующим все умения, нужные для реализации этапов любой деятельности: умение пользоваться алфавитом; видеть проблемы, задавать вопросы; находить несколько вариантов решения проблемы, различать существенное и несущественное; формулировать правила, давать определение понятиям; классифицировать, делать выводы и умозаключения; проводить наблюдения наглядных объектов, опыты и эксперименты; определять недостающую информацию, находить ее и работать с ней; пользоваться учебными моделями, знаково-символическими средствами, общими схемами решения; структурировать материал, создавать текст; владеть адекватной самооценкой, определять границы собственного знания и незнания; доказывать и защищать свои идеи, воспринимать идеи других, владеть навыками сотрудничества. Вся эта работа является системной подготовкой к проектно-исследовательской деятельности. Главная цель исследовательской деятельности - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Деятельность исследователя - деятельность творческая, а сам исследователь, безусловно, - творец. И не имеет значения, чем он занимается: изучает законы развития живых организмов, пишет картины или разрабатывает новые игрушки. Учебное исследование младшего школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы: 1) Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования. 2) Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти. 3) Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования. 4) Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи. 5) Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования. 6) Определение последовательности проведения исследования. 7) Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания. 8) Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы. 9) Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования. 10) Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. 11) Обсуждение итогов завершенной работы.
Каковы же навыки и умения, необходимые в решении исследовательских задач. К ним мы относим умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умение делать выводы и умозаключения; умение структурировать материал; умение доказывать и защищать свои идеи. Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся: соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы; добровольность выбора темы учащимся; максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования; компетентно- заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой; уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы, осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя - увлечь и "заразить" детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что дети, в лучшем случае, читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодическую печать. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в "помощники", обращаясь к ним с просьбой о помощи. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе, или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно, темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат. Таким образом, сегодня, на мой взгляд, использование в начальной школе технологии деятельностного метода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.

Литература: 1. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010. 2.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособием для учителя. - Самара: Издательство "Учебная литература". 2009.




© 2010-2022