Рабочая программа кружка по ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЁПЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИКОЛАЕВСКИЙ РАЙОН» УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Утверждаю Согласовано Рассмотрено Директор школы; Зам. директора по УВР на заседании МО __________ Н.И.Ермолаева ­­­­­­_____________ В.В.Макарова протокол № 1 от 28.08.2014 г. Приказ № 269 от 29.08.2014 года Руководитель МО _____________Н.А.Репина

Рабочая программа кружка «Учимся любить книгу»

на 2014 / 2015 учебный год.




Класс: 1, 2, 3, 4 Профиль: базовый Учитель: Аделова Нурия Усмановна


Рабочую программу составила: Аделова Нурия Усмановна учитель первой квалификационной категории

с.Тёпловка


29.08.2014 год

Пояснительная записка. Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:

    • изменение характера чтения;
  • преобладание «делового» чтения над «свободным»;
  • возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
  • в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.

Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка. Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться! Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы. Для решения данной проблемы нами создана программа литературного кружка для учащихся 1-4 классов «как хорошо уметь читать…» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.




Программа нацелена на решение следующих задач: • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся; • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух; • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе; • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы; • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности; • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; • обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения; • работать с различными типами текстов; • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений. Цель программы - углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения. Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге. На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства. Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Необходимо организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в школе, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Для формирования интереса к чтению в нашем арсенале есть разнообразные формы организации занятий:

  • занятие-диспут,
  • занятие-спектакль,
  • занятие-праздник,

занятие-интервью,

  • Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста,

  • Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;

  • Придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

  • Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

  • Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

  • Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

  • Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

  • Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

  • Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
К концу обучения в начальной школе, в результате освоения содержания программы литературного кружка «Как хорошо уметь читать…» у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, готовность обучающихся к дальнейшему образованию.
  • интегрированное занятие,
  • конференция,
  • устный журнал,
  • конкурсы,
  • литературные встречи,
  • литературная гостиная,
  • литературный ринг и т. д.
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению. Учитель должен создавать условия для современного ребенка, гарантирующие ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги, развитие мотивов отношения к чтению, чтобы не нарушалась культура понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности. Изучив работы учёных, педагогов-исследователей и новаторов, мы разработали свою систему проведения занятий, основой которого является правило «вдумчивого чтения».
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат: Данная программа реализуется в течение 4 лет во внеурочной деятельности. В конце учебного года проводится диагностирование в виде тестов, анкетирования, бесед.





В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела: 1. Круг чтения. 2. Работа с детской книгой (УУД) Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе - писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи). Занятия кружка нацелены на развитие коммуникативности ребенка,
умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка. Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края. Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.


Ведущие принципы программы литературного кружка

«Как хорошо уметь читать…». Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического; литературоведческого; коммуникативно-речевого. Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства. Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.

Условия реализации программы

Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной и городской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернет, электронных презентаций.

Учет возрастных и психологических особенностей детей. Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения. Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением - это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики - учитель - автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.

Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные компетенции). Ученик должен «уметь»: искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию; думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; оценивать произведения искусства и литературы; сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности; приниматься за дело: включаться в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовать свою работу; адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения. Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.





























Календарно - тематическое планирование



Тема внеклассного чтения

Предлагаемая к использованию литература

Основное содержание работы

Индивидуальная работа с детской книгой

Групповая работа с детской книгой

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически 1 Стихи о школе и детях «Здравствуй, осень золотая! Школа, солнцем залитая» С.Я.Маршак «Первый день календаря», «Про одного ученика и шесть единиц» А.Плещеев «Чему в школе учат» Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать друзьям. По желанию выучить одно стихотворение о школе наизусть. Конкурс стихов о школе. Фотовыставка «Мой первый день в школе» с четверостишием о школе собственного сочинения. 01.09.14
2 Сказки о животных «Трудолюбивым да сообразительным никакая беда не страшна» В. Сутеев «Мышонок и карандаш». Р. Киплинг «Слонёнок» Определение особенностей жанра сказок о животных. Пересказ по иллюстрациям. Принести в читательский уголок свою книгу сказок о животных. Разыгрывание сказки по ролям. 08.09.14
3 Загадки о животных Учись отгадывать загадки: сам догадайся и товарищу объясни. Сеф «Ключ от сказки», К.И.Чуковский «Загадки», Русские народные загадки. Учить отгадывать загадки, находить ключевые слова, ориентировать в теме чтения по заглавию. Разучить одну загадку наизусть. Поиск загадок для составления классного сборника загадок. Составление классного сборника загадок 15.09.14
4 Учись дружить Е.Пермяк «Два рассказа», «Самое страшное», В.А.Осеева «Пёрышко»
Выразительное чтение с интонацией сочувствия, обиды, сопереживания. Найти пословицы о дружбе и друзьях Мозговой штурм «Учись дружить». Инсценировать отдельные эпизоды произведения. 22.09.14
5 Здравствуй, осень! М. Пришвин «Листопадничек» Определять жанр произведения и тему, составлять план произведения. Подготовка рисунков «Осень в моём городе» Устный журнал « Осень в моём городе» 29.09.14
6 Худому делу - худой конец. Итальянская сказка «Как осел петь перестал», С.Баруздин «Кляксы», В.Берестов «Змей - хвастунишка» Учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр. Придумать своё оригинальное продолжение сказки. Разыгрывание сказки С.Михалков «Аисты и лягушки» 06.10.14
7 Стихи о Родине Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна учёных!... Могилевская «Сказка о громком барабане», Стихи о Родине.,
Чтение и рассуждение о прочитанном Подготовить выразительное чтение стихотворений о Родине. Подбор книг для тематической выставки книг «О Родине» Составление устных иллюстраций к произведению «Сказка о громком барабане» 13.10.14
8 Весёлые стихи Д.Хармс « Иван Торопышкин» Э.Мошковская «Хитрые старушки» С.Маршак «Пудель», «Багаж» Обзор различных изданий одного произведения. Придумать и нарисовать свою обложку книги к понравившемуся произведении Работа с иллюстрациями к произведениям, художники - иллюстраторы. 20.1014
9 «На ярмарке» Малые фольклорные жанры. Выделение отличительных особенностей русского фольклора. Выучить потешку, считалку,небылицу. Конкурс на лучшего чтеца скороговорок 10.11.14
10 Сказки о животных Хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце В. Сутеев «Палочка - выручалочка», «Мешок яблок», «Яблоко» Определение темы чтения с опорой на иллюстрации, заглавие, фамилию автора. Сочинение сказки о неживом предмете ( портфель, кружка, ботинок, ручка и т.д.) Оформление и выбор сказок для создания классного сборника «Сказки о …» 17.11.14
11 Рассказы о животных. Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни….» М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Гаечки», «Этажи леса» К.Ушинский Рассказы и сказки, «Орел» Отработка связи « писатель - книги - тема» Принести картинки, иллюстрации,фотографии с изображением птиц нашего города. Беседа и рассуждение по прочитанному, составление памятки «Учись наблюдать» 24.11.14
12 Забавные стихи Не любо - не смейся, а другим не мешай. А.Барто « Дом переехал», Хармс «12 поваров», «Иван Иваныч Самовар», « Иван Торопышкин» Э.Мошковская «Хитрые старушки» Выразительное чтение с интонацией юмора, радости. Обратить внимание на связь « тема - автор» Выбор отрывка для заучивания наизусть. Составление выставки книг по теме, обмен книгами, составление памятки «Бережного отношения к книге» 01.12.14
13 Сказки и стихи о приключениях и волшебстве Я ещё не волшебник, я только учусь. Е.Благинина «Чудесные часы», « Стихи о ёлке» Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей» Детальный анализ произведения. Отработка связи «жанр - книги», уметь читать надписи на обложке при усложненном оформлении книг. Сочинить стихи о своих друзьях Читательская конференция «Приключения Незнайки и его друзей» 08.12.14
14 Рассказы и стихи о подвигах М.Зощенко «Самое главное» Емельянов «Храбрая девочка» Упражнять в умении предугадывать примерное содержание по названию, началу, иллюстрациям ,используя внешние приметы или прежний опыт. Характеристика поступка, героев. Беседа-диспут. 15.1214
15 Тебе смешно, а мне до сердца дошло Е.Чарушин «Кошка Маруська», В.Осеева « Кто всех глупее». Умение найти название книги на корешке. Тема и жанр произведения. Выразительное чтение с интонацией сочувствия, грусти, радости. Написать рассказ о случае с вашей кошкой. Фото- выставка «Мои четвероногие друзья» с комментариями 22.12.14
16 Сказки о настоящей дружбе. Афганская сказка « Волк - ябедник» Африканская сказка «Вот так дружба!» Разграничивать книгу - произведение и книгу - сборник
Выделение основных характеристик «настоящего друга» по прочитанным сказкам. Составить рассказ о своём лучшем друге. Оформление плаката «Настоящий друг» на основе «мозгового штурма» 29.12.14
17 О героизме и трусости Слава греет - позор жжет С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар» Артюхова « Трусиха», С.Михалков «Прививка», К.Ушинский «Трусливый Ваня» Выборочное чтение характеристики главных героев. Озаглавливание тематической выставки. Отбирать, рассматривать и приносить в класс книги о храбрости. Составление советов для тех, кто хочет быть храбрым. 12.01.15
18 Жизнь дана на добрые дела. Б.Житков « Помощь идет» Е.Пермяк « Пичугин мост» Выделение ключевых эпизодов по вопросам учителя. Закрепление всех приобретенных знаний. Составление рассказа о своём добром поступке. Разгадывание кроссворда « О героях храбрецах» 19.01.15
19 Произведения о ребятах - сверстниках. Киселев « Мальчик Огонек», С.Михалков « Про мимозу» Н. Г. Гарин- Михайловский «Тёма и Жучка» Установка на знакомство с книгой, начиная с фамилии автора (знаком - незнаком). Интонированное чтение произведений. Составление характеристики положительного и отрицательного героев. Пересказ от лица главного героя. Оформление выставки книг «Товарищам детям» 26.01.15
20 Родину - мать учись защищать. А.Гайдар « Поход», «Сказка о военной тайне» С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике» Детальный анализ произведений, характеристика черт характера. Учить озаглавливать тематическую выставку. Подобрать пословицы и поговорки о Родине. Выделение для себя нравственных качеств. Беседа-дискуссия с элементами инсценирования. 02.02.15
21 Нет лучше дружка, чем родимая матушка Е.Благинина « Вот какая мама», «Бабушка - забота», Емельянов « Рассказы о маме» Панькин « Легенда о матерях» Трутнева « Проталинки» Знакомство с понятием «легенда». Выразительное чтение стихотворений, анализ содержания. Сочинение стихов о маме и для мамы (буриме) Сборник стихов нашего класса «Самая, самая, самая…» 09.02.15
22 Книги о ребятах и их делах А.Барто « Было у бабушки 40 внучат» С.Маршак «Чижи»
Выделение поведенческих характеристик героев для дальнейшего инсценирования. Выбор для себя роли в инсценировке Собрать книги в уголке чтения, которые нуждаются в ремонте, и поработать «доктором» в «книжкиной больнице» 16.02.15
23 Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум Китайская народная сказка « Ребёнок и мудрец», « Отчего у белого медведя нос черный» Юсупов « Почему у лягушки нет хвоста» Умение находить в книгах общие признаки Подумать, на какой вопрос вам хотелось бы получить ответ Литературная игра «Почемучка» 23.02.15
24 Басни дедушки Крылова Басни И. А. Крылова «Квартет», «Волк и журавль» и т. д. Понятие «авторская выставка», выразительное чтение басен, умение выделять мораль басни. Выучить какой- нибудь отрывок из басни И. А. Крылова. Моя иллюстрация к любимой басни. Игра - «Угадай» (узнать, какая басня И. А. Крылова проиллюстрировано) 02.03.15
25 Весна, весна на улице, весенние деньки! Б. Заходер «Товарищам детям», Э Шим « Чем встречают весну?» Э. Шим «Чем пахнет весна». Обратить внимание на связь « тема - автор». Передача весеннего настроения при выразительном чтении. Придумать своё название стихотворениям. Словесное изображение весенних картин. Составление устного журнала «Весна, весна на улице…» 09.03.15
26 Знай и люби родную природу!

Е.Чарушин «Большие и маленькие», «Про Томку»

Снегирев « Про пингвинов»

Г.Скребицкий «Колючая семейка» Обобщить прочитанное, нахождение логических связей в произведении. Пересказ по плану. Работа с толковыми словарями Ожигова, Даля 16.03.15
27 Произведения о растениях Думаешь - чудеса далеко, а они тут, рядом. Э.Шим «Неслышные голоса» Н.Павлова « Живая бусина» Устанавливать связь « автор - книга - тема». Выделение ключевых эпизодов произведений. Создание диафильма «Живая бусина» 30.03.15
28 Сказки народов моего села Русские, татарские, чувашские, мордовские, армянские народные сказки Знакомство с особенностями сказок разных народов, их оформление. Пересказ сказки от имени героя. Составление «сказочного словаря». 06.04.15
29 Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех Н.Носов «Огурцы», А. Гайдар «Чук и Гек» Формирование нравственной позиции младшего школьника. Повторение правил гигиены чтения. Составление вопросов по произведению. Дискуссия «Моё отношение к тому, что «плохо лежит» 13.04.15
30 Твоя книжная полка Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Толи Клюквина», «Дневник Коли Синицына» Детальный анализ произведения. Подготовка к КВН КВН « С героями Н.Носова» 20.04.15
31 «С моей книжной полки» В.Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук» Х.К.Андерсен «Русалочка»
Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Оформление читательского дневника. Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т. д.) Литературная игра «Ты мне, я тебе» по прочитанным произведениям. 27.04.15
32 «О чём можно, о чём нужно, о чём хочется читать» Контрольно-установочное занятие. Проверка уровня усвоения учащимися специальных знаний, умений и навыков, полученных в системе внеклассного чтения за 4 года. Установка на самостоятельное чтение в 5 классе. Составление читательских планов на будущее. Составление выставки книг «В помощь юному читателю» и «путешествие» по выставке с экскурсоводом-старшеклассником. 04.05.15
33 Обобщающее занятия

- просмотр детского фильма;

- просмотр театрализованного представления;

- посещение городской библиотеки; Подготовка к КВН КВН « В стране Читалии» 11.05.15
34 Обобщающее занятие с родителями
Проведение утренника с обобщением полученных знаний Подготовить вопросы командам Мероприятие «Папа, мама, я - читающая семья» 18.05.15
35 Итоговое диагностирование. Тестирование по выявлению читательского кругозора.
Составление списка для летнего чтения с учётом степени усвоения прочитанных произведений. Оформление уголка летнего чтения. 25.05.15

В результате реализации программы учащиеся должны:

знать/понимать

• названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь

• читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения;

• пересказывать текст;

• делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

• составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

• читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

• создавать небольшой устный текст на заданную тему;

• приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

• различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

• самостоятельного чтения книг;

• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

• самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).


  • Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста,

  • Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;

  • Придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

  • Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

  • Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

  • Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

  • Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

  • Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

  • Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
К концу обучения в начальной школе, в результате освоения содержания программы литературного кружка «Как хорошо уметь читать…» у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, готовность обучающихся к дальнейшему образованию.



Используемая литература: 1. Газета «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6 2. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2010. 3. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995. 4. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3 5. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001. 6. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001. 7. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1995. 8. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в 1- 3 классах. М. Просвещение, 1995. 9. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 2001. 10. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1989. 11. Журналы «Начальная школа», 2009-2013 гг.

12. Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru›Все работы›Презентации и видеоролики, viki.rdf.ru›item/373, lit-studia.ru›method/46.html



© 2010-2022