Рабочая программа по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебно-тематическое планирование


по окружающему миру


Класс: 2


Учитель: Мухаметова Л.М.


Количество часов


Всего: 70 час.; в неделю 2 часа


Плановых контрольных уроков


Административных контрольных уроков -


Планирование составлено на основе

Федерального Государственного стандарта начального общего образования;

Примерной Программы начального общего образования. М. «Просвещение»,2009г.


Программы курса «Окружающий мир» под редакцией А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой. М. «Просвещение», 2011год;


Учебного плана образовательного учреждения на 2015-2016 учебный год.


Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2014 - 2015 учебный год составлена на основе: Федерального Государственного стандарта начального общего образования; Примерной Программы начального общего образования. М. «Просвещение»,2009г. Программы курса «Окружающий мир» под редакцией А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой. М. «Просвещение», 2011год; Учебного плана образовательного учреждения на 2014-2015 учебный год. Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек - как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ. Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края. Основные содержательные линии Программа включает разделы «Время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем - жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно. В арсенале методов учителя должна быть также работа с учебной и научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий, диафильмов, диапозитивов, аудиовизуального комплекта М. Ю. Новицкой «Народный календарь». Время и календарь (13ч + 1ч экскурсия в музей + 1ч практическая работа с термометром) Наша планета во Вселенной. Солнце - источник тепла и света на Земле. Луна - спутник Земли. Смена дня и ночи. Смена времен года. Наблюдение за небесными телами - основа измерения времени и создания календаря. Способы измерения времени; старинные и современные часы. Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный календарь. Наши праздники. Экологический календарь. Осень (16 ч +2 ч экскурсии-прогулки + 1 ч подвижные старинные осенние игры) Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год - проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета. Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе. Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре. 26 сентября - «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения - корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях. Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья. Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра. «Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах. Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением пауков в осенних народных прогнозах погоды. Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью - сигнал к началу перелета. 1 октября - день-погодоуказатель: «Арина - журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами - одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю. Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях. Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц. Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов. Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры. Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени. Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края. Зима (13 ч +2ч экскурсии-прогулки) Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья. Зимние дни-погод указатели. «Анна Зимняя» - самый короткий день в году. Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима - время сказок. Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде. Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными. Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни. Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных). Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.). Подкормка птиц зимой. Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу. Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных. Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса). Культура поведения в природе зимой. Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры. Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы. Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края. Весна и лето (15ч +2 ч экскурсии + 2ч подвижные игры) Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны. Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодоуказатели. 1 (14) марта-«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие. Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода. Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе. Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях. Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним. Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц. Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей. Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве. Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей. Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.). Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры. Народные весенние праздники. Проводы весны. Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни-погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России. Труд людей летом. Народные летние праздники. Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека». Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних праздников по традициям народов своего края. Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края. Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально-поэтического творчества. Цели курса Изучение окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей: развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье. Задачи курса: Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине. Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде. Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира. Место предмета в базисном учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена по государственной программе авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая из расчета 2 часа в неделю, 70 часов в год. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности I.Организация учебного труда Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе. Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем. II.Работа с книгой и другими источниками информации Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках. Внимательно слушать чтение учителем или товарищами научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей. IV.Мыслительные умения Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой. Выделять основное в несложном практическом задании. Сопоставлять на однотипном материале два предмета. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой. На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, подводить их под общее родовое понятие. Сравнение заканчивать элементарным индуктивным выводом. Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх. Уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 - 3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок. Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности. Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся Учащиеся должны знать: - характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей; - названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных; - некоторые экологические связи в природе; - особенности сезонного труда людей и его зависимость от сезонных изменений в природе; - изученные правила поведения в природе; - особенности охраны здоровья в разное время года; - народные названия месяцев; - народные приметы и присловья о временах года; - дни-погодоуказатели, характерные для климата своего края; - главные календарные праздники народов своего края. Учащиеся должны уметь: - проводить наблюдения в природе по заданиям учебника; - различать изученные растения, грибы, насекомых, птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии); - объяснять на примерах некоторые экологические связи; - выполнять изученные правила поведения в природе; - выполнять правила охраны здоровья в разное время года; - разыгрывать народные игры, характерные для разных времен года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края; - загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы; - рассказывать 2-3 сказки о животных из устного творчества народов своего края.

. Планируемые результаты изучения курса «окружающий мир» во 2 классе:

Ученик научится:

Ученик получит возможность:

УУД:

-знать характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;

- названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных;

- некоторые экологические связи в природе;

- особенности сезонного труда людей и его зависимость

от сезонных изменений в природе;

- изученные правила поведения в природе;

- особенности охраны здоровья в разное время года;

- народные названия месяцев;

- народные приметы и присловья о временах года;

- дни-погодоуказатели, характерные для климата своего края;

- главные календарные праздники народов своего края.

- уметь проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;

- различать изученные растения, грибы, насекомых,

птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);

- объяснять на примерах некоторые экологические связи;

- выполнять изученные правила поведения в природе;

- выполнять правила охраны здоровья в разное время года;

- разыгрывать народные игры, характерные для разных времен года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;

- загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;

- рассказывать 2-3 сказки о животных из устного творчества народов своего края.

Познавательные Общеучебные

Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

Выделение познавательной цели;

Выбор наиболее эффективного способа решения;

Смысловое чтение;

логические

Анализ объектов

Синтез как составление частей целого;

Доказательство;

Установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

Постановка вопросов;

Умение выражать свои мысли полно и точно;

Разрешение конфликтов.

Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

Целеполагание;

Волевая саморегуляция

Прогнозирование уровня усвоения

Оценка; Коррекция

Личностные УУД

Смыслополагание.



Система оценивания по окружающему миру. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ. При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа: - поиск ошибки; - выбор ответа; - продолжение или исправление высказывания. Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся. Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы, письменная работа выполнена аккуратно. Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем. Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя. Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценка тестов. Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности. Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания: "ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно; "СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями; "НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания. Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися. Базовый уровень 0 - 60% 60 - 77% 77 - 90% 90 - 100%
"2" менее 17 баллов "3"18 - 22 балла "4"23 -26 баллов "5"27-30 баллов

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 2 класс

(авт. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая)

Тема

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты

Виды контроля, измерители

дата

Примечание

метапредметные

предметные

личностные

план

факт


Вселенная, время, календарь (14ч.)


1

Мы - союз народов России

1

Знакомятся с официальным названием страны, в которой живут, делают вывод о многообразии культур народов Российской Федерации. Рассказывают о своей республике, в которой живут.

Регулятивные:

1. определять цель учебной деятельности при: работе с компасом; термометром

2. Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с компасом; термометром

3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при работе с компасом; термометром

4. Сравнивать свои ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника ( с образцом)

Познавательные:

-умение ориентироваться в учебнике, поиск и выделение необходимой информации;

сравнивать, как менялись предметы домашнего обихода, как развивалось производство;

- установить связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»;

- сравнить фотографии двух пейзажей с Луной в разных фазах, называют эти фазы, определив, «стареет» или «растет» Луна.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

- искать правильный ответ на вопрос о причинах смены дня и ночи, и обсуждают ее;

- оформлять свои мысли в устной речи (составлять рассказ по картинкам).

Называть субъект Российской Федерации, в котором находится город и школа, где учатся дети; научиться находить и показывать его на политической карте России, называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, Татарстана осознание своей национальной принадлежности;

Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.

текущий

2

Мы - жители Вселенной

1

Работа в паре: выполняют задания. Самостоятельная работа

Усвоить названия планет и порядок их расположения в Солнечной системе.

Устный опрос

3

Наш «космический корабль» - Земля. Практическая работа с компасом.(стороы горизонта, компас, глобус - модель Земли.

1

Решение проблемного вопроса: «Почему Землю иногда называют нашим «космическим кораблем»?» Знакомство с изображениями Земли в древности.

Усвоить понятия о горизонте и сторонах света; научить обращаться с компасом, определять стороны горизонта.

текущий

4

Время (настоящее, прошлое, будущее)

1

Практическая работа под руководством учителя.

Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя»

Усвоить: минута - единица измерения времени.

текущий

5

Сутки и неделя

1

Рассматривают схему в учебнике, которая подсказывает правильный ответ на вопрос о причинах смены дня и ночи, и обсуждают ее.

Практическая работа под руководством учителя.

Усвоить: сутки и неделя - единицы измерения времени.

текущий

6

Месяц и год

1

Узнают, что для разной

видимой формы Луны на небе люди издавна используют

два разных слова. пробуют разобраться, почему же Луна на небе выглядит по-разному и почему у слова «месяц» есть второе значение - единица времени, которая состоит из четырех недель. Учатся определять, убывает месяц или растёт.

Уметь по схеме в учебнике дать научное объяснение смены дня и ночи

текущий

7

Времена года

1

Определяют, какие цвета характерны для каждого времени года. Сравнивают свои ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника

Уметь с помощью схемы дать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца; уметь представить единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев;

текущий

8

Погода

(практическая работа с термометром)

11

Рассматривают термометры, их устройство. Выполняют практическую работу: определяют температуру воздуха в классе и на улице, а также температуру в сосудах с нагретой водой и водой комнатной температуры. Результаты записывают в таблицу

Уметь объяснять причину смены времен года; знать: важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года.

текущий

9

Календарь - хранитель времени, страж памяти

1

Самостоятельно делают выводы урока, а затем зачитывают выводы в учебнике

Усвоить теоретические понятия о погоде

текущий

10

Праздники для всех

1

Придумывают и рисуют символы праздников, отвечают на вопросы рубрик «Подумаем!» и «Проверим себя»

Понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями их культуры; уметь ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря, находить в календаре дату своего рождения и дни.

текущий

11

Народный календарь

1

Знакомятся с православным календарём. Рассматривают рисунки и рассказывают, о каких днях народного календаря хотел рассказать нам художник

Уметь кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря.

текущий

12

Экологический календарь

1

Делают обобщение, что и человек всему живому на Земле - сосед. Наша планета Земля - большой гостеприимный дом, в котором человек - только

один из жильцов наряду с другими многочисленными и равноправными жителями.

Знать некоторые народные приметы на погоду своего края, уметь предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду.

текущий

Осень (19ч.)


13

Осенние месяцы

1

Работа в парах. Наблюдают за погодой, за изменениями в окружающем мире. Слушают запись музыкального фрагмента, относящегося к осени, из цикла «Времена года» П. И. Чай-

ковского. Под звучание музыки рассматривают репродукции картин И. И. Левитана «Золотая осень»

Регулятивные:

1. определять цель учебной деятельности при: работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей в осеннем лесу

2. Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей в осеннем лесу

3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачипо ранее составленному плану при работе с атласом-определителем

4. Сравнивать свои ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника ( с образцом)

Познавательные: наблюдение за погодой, за изменениями в окружающем мире;

- понимание зависимости осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности;

-сравнение, чем отличаются осенние дожди от летних;

-сравнение обрядов и обычаев характерных для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов;

-сравнение, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые;

- извлечение необходимой информации из текстов;

- установление причинно-следственных связей;

-сравнение фазы развития насекомых, отличие паукообразных от насекомых;

- подведение под понятие;

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- аргументация своего мнения и позиции;

- распределение операции между собой в группе;

- умение отвечать «компетентно» на поставленные вопросы.

Уметь находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев;

Формирование чувства гордости за свою Родину;

формирование ответственности за происходящее, потребности в добром поступке.

текущий

14

Осень в неживой природе

1

Фронтальная работа: ответы на вопросы рубрик. Рассуждают, чем отличаются осенние дожди от летних.

усвоить названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др.); Изучить осенние явления в неживой природе: увеличение туманов, заморозки, образование инея и начало ледостава

текущий

15

Народные праздники в пору осеннего

равноденствия

1

Работа в группе. Вспоминают, что такое равноденствие, когда бывает осеннее равноденствие, что происходит в природе после этого дня. Сравнивают свои ответы с текстом учебника.

Знать народные праздники в пору осеннего

равноденствия

Фронтальная беседа по вопросам

16

Звездное небо осенью

1

Знакомятся со сказаниями греческого народа в древности - мифами. Узнают, что для древних людей наблюдение за звездами имело огромное значение, так как до изобретения компаса они могли ориентироваться по положению звезд.

Понимать, что звезды, как и Солнце, - сгустки раскаленных газов. Познакомить с созвездиями Большая Медведица, Лебедь и древнегреческими мифами о них.

текущий

17

Экскурсия в лес

1

Беседа, обмен впечатлениями. Определяют названия травянистых растений, называют причины пожелтения травы.

Знать ( 4-5) названий травянистых растений нашего края

текущий

18

Трава у нашего дома

1

Беседа, обмен впечатлениями. Фронтальная работа :ответы детей на вопросы рубрики

«Проверим себя»

Понимать причины пожелтения травы осенью; Уметь распознавать травы с помощью атласа-определителя.

текущий

19

Старинная женская работа

1

Отвечают на вопросы рубрик «Обсудим» и «Проверим себя» Стараются

определить, при выполнении каких работ женщины могли петь песни, рассказывать сказки, беседовать друг с другом. Изучают лоскуты ткани на ощупь, а также называют известные

ткани

Уметь назвать последовательность трудовых операций в работе со льном;

текущий

20

Деревья и кустарники осенью.

1

Выполняют задания и отвечают на вопрос рубрики «Подумаем!»

Работа в парах.

Знать причины листопада;

познакомить с вечнозелеными хвойными растениями

нашего края;

текущий

21

Чудесные цветники осенью

1

Формулируют тему урока. Рассказывают, какие цветы были у них в букетах на 1 сентября, находят называемые цветы в букетах, на фотографиях

понять, что выращивание цветов - большой труд на радость людям.

текущий

22

Осенняя экскурсия в парк

1

Любуются осенними красками расписного лесного шатра. Обращают внимание, что листья разных деревьев отличаются по

цвету.

Знать сезонные изменения в живой природе

Фронтальная беседа по вопросам

23

Грибы

1

Отвечают на вопросы рубрики «Проверим себя». Рассказывают, какие грибы знают, узнают, что, оказывается, грибы, как и растения, имеют надземную и подземную части.

Понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы; познакомить со строением грибов; научить отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.

текущий

24

Шестиногие и восьминогие

1

Повторяют материал о животных, Изуча-ют фазы развития насекомых по рисункам Изучают отличие паукообразных от насекомых.

Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных; познакомиться с этапами развития бабочки и стрекозы.

текущий

25

Птичьи секреты

1

Работают с загадками и вопросом рубрики «Подумаем!», вместе

с учителем делают вывод урока.

Понять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края; научить различать перелетных и зимующих птиц.

текущий

26

Как разные животные готовятся к зиме

1

Работа по вопросам рубрики «Проверим себя»

Понять, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет.

Фронтальная беседа по вопросам

27

Невидимые нити в осеннем лесу

1

Вспоминают, что изучает наука экология. Обсуждают на конкретных примерах, какие связи существуют в природе.

Дать понятие о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу;

Фронтальная беседа по вопросам

28

Осенний труд

1

Обсуждают, почему осенью много работы. Называют самую привлекательную для каждого работу.

Знать виды работ, выполняемых осенью с культурными растениями и домашними животными; уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме.

Фронтальная беседа по вопросам

29

Будь здоров!

1

Слушают сообщение о пользе сезонных народных игр для

здоровья, обсуждают, в какие игры они любят играть летом и осенью.

знать и уметь объяснить товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени; уметь соблюдать правила, предусмотренные игрой.

текущий

30

Будь здоров!

(Правила здорового образа жизни в осенний период)

1

Делятся на команды, играют в старинные подвижные игры. Называют вместе с учителем те качества характера, которые необходимы для их успешного проведения.

Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период.

Фронтальная беседа по вопросам

31

Охрана природы осенью

1

Отправляются в воображаемое путешествие по осеннему лесу. Отвечают на вопросы. Работают в группах.

Знать правила сбора грибов, ягод, орехов;

текущий

Зима (16ч.)


32

Зимние месяцы

1

Творческая работа. Высказывают свои мнения о том, как писатели и художники передают красоту окружающего мира.

Регулятивные:

- контроль, коррекция, оценка;

- умение соотнести выполненное задание с образцом

Познавательные: обобщение и систематизация наблюдений над зимними природными явлениями; наблюдение за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды);

- моделирование и преобразование моделей;

- умение находить необходимую информацию на вопросы рубрики «Подумаем!»;

- умение подводить итоги урока по вопросам рубрики «Проверим себя»;

- подведение под понятие

Коммуникативные:

- умение высказывать свои мнения о том, как писатели и художники передают красоту окружающего мира. Называть самое главное, что понравилось на уроке;

-умение объяснить, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость;

- формирование и аргументация своего мнения при наблюдении за строением снежного пласта, за жизнью деревьев, а также растений под снегом, за зимующими птицами;

- умение договариваться об условиях игры.

Уметь находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев.

Формирование чувства гордости за свою Родину;

- осознание ответственности за общее дело;

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

текущий

33

Зима - время науки и сказок

1

Пробуют применить народную примету к картине и определить температуру воздуха на улице.

В форме беседы с учителем отвечают на вопросы рубрики «Обсудим»

Знать несколько зимних народных примет на погоду.

текущий

34

Зима в неживой природе

1

Наблюдают за температурой воздуха. Работают с пословицами.

Знать дату зимнего солнцестояния (22 декабря). Дать понятие о дне

зимнего солнцеворота

(25 декабря).

Фронтальная беседа по вопросам

35

Звездное небо зимой

1

Повторяют материал урока «Звездное небо осенью»

по вопросам рубрики «Вспомним». Под руководством учителя проводится сопоставление расположения звезд Большой Медведицы осенью и зимой.

Дать понятие о местоположении на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и

Полярной звезды; учить ориентироваться по Полярной звезде.

текущий

36

Зимняя прогулка

(экскурсия)

1

Отгадывают лесные загадки Зимушки - зимы. Рассматривают снежинки. Рассуждают, почему скрипит снег под ногами. Раскапывают большой сугроб, чтобы получился отвесный срез, и узнают по чередованию плотных

и рыхлых слоев, как часто зимой были снегопады и оттепели. Рассматривают отпечаток лапы сороки, серой вороны.

Ознакомить с сезонными изменениями в живой природе.

текущий

37

Зима в мире растений

1

Работа в паре: какие какие травы и кустарнички остаются зелеными под

снегом. Читают стихотво-рения русских поэтов о красоте зимней природы.

Ознакомить со способами определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам.

текущий

38

Зимние праздники в России, и других странах

1

Узнают историю о том, с какого времени в России начали праздновать Новый год зимой. Разыгрывают сценку колядования.

Знать особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России;

текущий

39

Зимние праздники народов

1

Знакомятся со старым Новым годом

Познакомить с зимними праздники народов России.

текущий

40

Растения в домашней аптечке

1

Самостоятельная работа: определить, какое растение было использовано для приготовления лекарства и указать, какая часть растения

Знать несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения;

текущий

41

Зимняя жизнь птиц и зверей

1

Повторяют, какие птицы улетают зимой на юг, какие птицы остаются зимовать и как они называются, какие звери зимой впадают в спячку, а какие бодрствуют, но делают запасы.

Познакомить с образом жизни и питания зимующих птиц; о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку.

текущий

42

Невидимые нити в зимнем лесу

1

Отвечают на вопросы

рубрики «Вспомним»

Познакомить о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу.

тестирование

43

В феврале зима с весной встречается впервой

1

Слушают прогноз погоды в стихотворной форме, определяют, к какому зимнему месяцу подходит такой прогноз. Вспоминают место февраля среди зимних месяцев, выполняют задания.

Познакомить, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года.

текущий

44

Зимний труд

1

Рассуждают, какие дела необходимо сделать зимой. Узнают, что рассказывает о старинной зимней работе. Обсуждают, какие работы необходимы улицам города и села. Сравнивают свои ответы с текстом учеб-

ника.

Знать особенности ухода зимой за растениями и животными; понимать необходимость поддерживать порядок на улице.

Фронтальная беседа по вопросам

45

Будь здоров!

1

Рассказывают, как укреплять здоровье зимой, при какой зимней погоде можно построить снежную крепость и слепить снеговика, как нужно одеваться в сильные морозы и при ветре, где можно кататься на коньках, лыжах и санках, играть в хоккей.

Выполнять правила здорового образа жизни в зимний период; знать и уметь объяснить товарищу правила 2-3 народных игр, подходящих для зимы.

Фронтальная беседа по вопросам

46

Будь здоров!

(подвижные игры на свежем воздухе)

1

Рассказывают, как укреплять здоровье зимой, при какой зимней погоде можно построить снежную крепость и слепить снеговика, как нужно одеваться в сильные морозы и при ветре, где можно кататься на коньках, лыжах и санках, играть в хоккей.

Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период. Уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой..

текущий

47

Охрана природы зимой

1

Рассуждают о том, что значит творить, надо ли любить и охранять своё творение. Рассказывают, что знают о Красной книге, каких представителях Красной книги России, какие меры охраны животных для них можно предложить

Познакомить с правилами охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, лесу знать особенности жизни зимой 2-3 диких животных.

Фронтальная беседа по вопросам


Весна и лето (21 ч.)


48

Весенние месяцы

1

Работа в группе: придумать весеннюю закличку.

Уметь находить признаки весенних явлений природы в старинных названиях весенних месяцев; понять причины потепления весной; знать дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления.

текущий

49

Образ весны в культуре народов России

1

Отвечают на вопросы рубрики «Проверим себя»

Фронтальная беседа по вопросам

50

Весна - утро года

1

Изучают день весеннего равноденствия. Проводят наблюдения за погодой за окном класса. Рассуждают, чем похожи утро и весна, что происходит в природе утром, что происходит в природе весной

Уметь изготовить игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору).

текущий

51

Звездное небо весной.

1

Повторение материала о созвездиях, изученных ранее.

Познакомить с положением весной созвездий Большая Медведица, Малая Медведица.

текущий

52

Весенняя прогулка Старинные детские игры весной.

1

экскурсия

Познакомить с раннецветущими растениями

Фронтальная беседа по вопросам

53

Весеннее пробуждение растений

1

Осваивают технологию поиска информации: находят в атласе-определителе сведения о гусином луке. Закрепляется материал о травянистых раннецветущих

растениях

Познакомить с причинами, по которым раннецветущие растения зацветают первыми.

текущий

54

Чудесные цветники весной

1

Работа в группе: составление проекта

Знать названия культурных растений весенних цветников, научиться находить их в атласе-определителе.

текущий

55

Весна в мире насекомых

1

Изучается внешний вид наиболее распространенных гусениц. На примере комаров прослеживают единую экосистему природы.

Познакомить с пользой пчел, ос, шмелей и муравьев; понимать взаимосвязь насекомых и птиц.

текущий

56

Весна в мире птиц и зверей

1

Беседуют о зимующих и перелетных птицах. Обсуждают вопроса об отношении людей к птицам

Знать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей.

57

Невидимые нити в весеннем лесу

1

Обобщается материал всего урока посредством ответов детей на вопросы рубрик «Подумаем!» и «Проверим себя»

Познакомить о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; учить приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу.

Фронтальная беседа по вопросамтестирование

58

Весенний труд

1

Отгадывают загадки о весеннем труде. Вспоминают, какие весенние работы приходилось детям наблюдать или выполнять самим.

Уметь объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит»,

«Кто спит весною, плачет зимою».

Фронтальная беседа по вопросам

59

Старинные весенние праздники. Пасха.

1

Рассказывают, какой пасхальный обряд изображен на картине, рассказывают как проходит праздник в селе.

Познакомить с весенними праздниками, с образом берёзы в культуре разных народов.

Фронтальная беседа по вопросам

60

Образ берёзы в культуре разных народов

1

Выполняют задания в рабочей тетради. Инсценируют.

Фронтальная беседа по вопросам

61

Будь здоров!

1

Работа в паре. Знакомятся с правилами татарской игры «Бой по следу».

Знать правила здорового образа жизни в весенний период.

текущий

62

Будь здоров!

(подвижные игры на свежем воздухе)

1

Устанавливают правила, играют в подвижные игры.

Знать правила во время прогулки в парке, лесу.

Фронтальная беседа по вопросам

63

Охрана природы весной

1

Рассказывают о правилах

охраны природы весной по рисункам

Учить находить признаки летних явлений природы в старинных названиях летних месяцев.

текущий

64

По страницам Красной книги России

1

Экскурсия в библиотеку

Познакомить с Красной книгой России

текущий

65

Лето красное

Региональный компонент

1

Рассматривают репродукции картин, слушают рассказ о художнике и пробуют определить, о ком идёт речь. Узнают, как назывались три летних месяца у древних римлян

Познакомить с цветущими растениями нашего края.

Фронтальная беседа по вопросам

66

Летние праздники и труд

1

Работа в группах

Познакомить с летними праздниками в России

Фронтальная беседа по вопросам

67

Откуда этот хлебушко?

1

Работа в группах

текущий

68

Экскурсия в лес

1

Экскурсия. Беседа по содержанию экскурсии, обмен впечатлениями.

Фронтальная беседа по вопросам

69

Урок-экология. Лекарственные растения Актаныша

1

Знакомство с лекарственными растениями Актанышского района.

Беседа об охране природы родного края

70

Урок-обобщения. Задание на лето.

1

Повторить все изученного во 2 классе. Задание на лето

Учить находить признаки летних явлений природы в старинных названиях летних месяцев.

Познакомить с летними праздниками в России

Учебно-методическое обеспечение для педагога:

  • Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». Москва, «ВАКО», 2004 год.
  • Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. Изучаем «Окружающий мир с увлечением». Дидактический материал, викторины, конкурсы. Москва, ООО «5 за знания», 2007 год.
  • М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова, Е. В. Мартинкова, Ю. В. Саркисян. Уроки по окружающему миру. 2 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2009 год.
  • «Перспектива»: Программы для начальной школы. - М.: Просвещение, 2009 год.
  • Н.А.Шевердина. Олимпиады для начальной школы. Ростов-на-Дону, ООО «Феникс», 2007 год.

для учащихся:
  • А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в двух частях, Москва, «Просвещение», 2009 год.
  • А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Учебник в двух частях «Окружающий мир», Москва, «Просвещение», 2009 год.
Педагогические условия и средства реализации стандарта: Формы: урок.Типы уроков:
  • - урок изучение нового материала;
  • - урок совершенствования знаний, умений и навыков;
  • -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
  • -комбинированный урок;
  • -урок контроля умений и навыков.
Виды уроков:
  • урок - сообщение новых знаний
  • урок-закрепление знаний
  • урок-повторение знаний
  • урок - игра
  • проверка знаний
Учебное оборудование:
  • техические средства ( проектор, компьютер, магнитофон)
  • учебные (столы, доска)
  • Собственно учебные средства:
  • наглядные пособия (таблицы, учебные картины, портреты писателей, схемы ,плакаты , таблички с терминами).
Методы обучения: Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
  1. Словесные, наглядные, практические.
  2. Индуктивные, дедуктивные.
  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
  4. Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
  1. Устного контроля и самоконтроля.
Педагогические технологии и принципы обучения: Традиционные технологии: - Объяснительно - иллюстративные технологии обучения (Я.А. Коменского) Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса: -Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак и др.); -Гуманно - личностная технология Ш.А. Амонашвили.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: -Игровые технологии. Технологии развивающего обучения: -Система развивающего обучения Л.В. Занкова; - Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова. Принципы обучения:
  • Принцип научности обучения
  • Связи теории с практикой
  • Системности
  • Принцип сознательности и активности в обучении
  • Индивидуальный подход в условиях коллективной работы
  • Принцип наглядности
  • Доступность обучения
  • Принцип прочности усвоения знаний
Формы подведения итогов:
  • Индивидуальный и фронтальный опрос
  • Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам
  • Работа в паре, в группе
  • Написание отзывов на прочитанное произведение
  • Диктанты (контрольные, словарные, объяснительные, свободные)
  • Срезовые работы (тесты)
Творческие работы (сочинения, изложения)


9


© 2010-2022