• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Рабочая программа по математике (3 класс) Пояснительная записка Рабочая программа по математике разработана на основе следующих нормативных документов, регламентирующих деятельность учителя -предметника: 1. Федерального государственного образовате

Рабочая программа по математике (3 класс) Пояснительная записка Рабочая программа по математике разработана на основе следующих нормативных документов, регламентирующих деятельность учителя -предметника: 1. Федерального государственного образовате

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по математике (3 класс)

Пояснительная записка Рабочая программа по математике разработана на основе следующих нормативных документов, регламентирующих деятельность учителя -предметника:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373);
  2. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №88» Приволжского района г.Казани;
  3. Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №88» Приволжского района г.Казани на 2015-2016 учебный год

  4. Примерной программы по учебным предметам «Начальная школа» в 2-х частях (Москва, «Просвещение», 2014г.)

  5. Авторской программы математика, М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова,УМК «Школа России» /Сборник рабочих программ «Школа России» 1 - 4 классы, М.: Просвещение, 2013г./

  6. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях (приказ №НТ-136/08 от 02.02.2015г.)

Место предмета в базисном учебном плане Программа по математике рассчитана на 140 часов, 4 часа в неделю , 35 учебные недели. Основанием для выбора данной программы послужило то, что программа по курсу «Математика» обеспечивает формирование универсальных учебных действий: познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться». Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Основными целями начального обучения математике являются:

  • Математическое развитие младших школьников.
  • Формирование системы начальных математических знаний.
  • Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования: - формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения); - развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; - развитие пространственного воображения; - развитие математической речи; - формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач; - формирование умения вести поиск информации и работать с ней; - формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности; - развитие познавательных способностей; - воспитание стремления к расширению математических знаний; - формирование критичности мышления; - развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других. Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Содержание программы

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (продолжение) (9 ч) Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании. Обозначение геометрических фигур буквами.

Табличное умножение и деление (54 ч) Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; чётные и нечётные; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на нахождение четвертого пропорционального. Таблица умножения и деления с числами 4,5, 6, 7, 8, 9.Сводная таблица умножения. Умножения числа 1и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деления числа 0, невозможность деления на 0. Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношение между ними. Площадь прямоугольника (квадрата). Текстовые задачи в три действия. Составление плана действий и определение наиболее эффективных способов решения задач. Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружности с помощью циркуля. Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношение между ними.

Внетабличное умножение и деление (29 ч) Умножение суммы на число. Приёмы умножения для случаев вида 23 х 4, 4 х 23. Приемы умножения и деления для случаев вида 20 х 3, 3 х 20, 60 : 3, 80 : 20. Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка деления. Прием деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными вида: a + b, а - b, a ∙ b, c : d (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Решение уравнений на основе связи соотношений между компонентами и результатами умножения и деления. Приемы нахождения частного и остатка. Проверка деления с остатком. Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального.

Числа от 1 до 1000. Нумерация (14ч) Устная и письменная нумерация. Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность трёхзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз. Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трёхзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе. Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10 ч) Приёмы устных вычислений в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания. Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. Решение задач в 1-3 действия на сложение.

Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (12 ч) Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число. Решение задач в 1-3 действия на умножение и деление. Знакомство с калькулятором.

Итоговое повторение (10 ч) Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий. Решение уравнений. Решение задач изученных видов.

Требования к уровню подготовки учащихся К концу 3 класса обучающиеся должны знать:

  • Названия и последовательность чисел до 1000;
  • Названия компонентов и результатов умножения и деления;
  • Таблицу умножения однозначных числе и соответствующие случаи деления;
  • Правила порядка выполнения действий в выражениях в 2- 3 действия.
  • Обучающиеся должны уметь:
  • читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000;
  • выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;
  • выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000;
  • выполнять проверку вычислений;
  • вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);
  • решать задачи в 1-3 действия;
  • находить периметр многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата).

Числа и величины Учащийся научится:

  • образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
  • сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
  • устанавливать закономерность - правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
  • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
  • читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
  • читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
  • классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
  • самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.

Арифметические действия Учащийся научится:

  • выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
  • выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
  • выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000;
  • вычислять значение числового выражения, содержащего 2 - 3 действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
  • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
  • вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
  • решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.

Работа с текстом Учащийся научится:

  • анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
  • составлять план решения задачи в 2 - 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
  • преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
  • составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
  • решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
  • сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
  • дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
  • находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
  • решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
  • решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры Учащийся научится:

  • обозначать геометрические фигуры буквами;
  • различать круг и окружность;
  • чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;
Учащийся получит возможность научиться:
  • различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
  • изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
  • читать план участка (комнаты, сада и др.).

Геометрические величины Учащийся научится:

  • измерять длину отрезка;
  • вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
  • выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними;
Учащийся получит возможность научиться:
  • выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
  • вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.

Работа с информацией Учащийся научится:

  • анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
  • устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
  • самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
  • выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
  • читать несложные готовые таблицы;
  • понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.

Планируемые результаты Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты - Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. - Целостное восприятие окружающего мира. - Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. - Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. - Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. - Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. Метапредметные результаты - Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. - Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. - Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. - Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. - Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. - Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением. - Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. - Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. - Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. - Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика». - Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. - Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика». Предметные результаты

- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

- Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

Критерии оценивания Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.). Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.

Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются условные вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. За такую работу выставляется отметка:

"5" - работа выполнена без ошибок;

"4" - одна ошибка и 1-2 недочета; 2 ошибки или 4 недочета;

"3" - 2 -3 ошибки и 1 -2 недочета;3 - 5 ошибок или 8 недочетов;

"2" - 5 и более ошибок.

Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся выбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока. Ученику выставляется отметка:

"5" - работа выполнена без ошибок;

"4" - 1 -2 ошибки;

"3" - 3 -4 ошибки. Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания по геометрии и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий по геометрии, а затем выводится итоговая отметка за всю работу:

"5" - работа выполнена без ошибок;

"4" - 1 ошибка или 1 -3 недочета, при этом ошибок не должно быть в задаче;

"3" - 2-3 ошибки или 3 -4 недочета, при этом ход решения задачи должен быть верным; "2" - 5 и более ошибок.

График контрольных работ, практических работ, лабораторных работ;

Вид контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Математический диктант

1

2

1

Проверочные работы

-

1

4

Самостоятельные работы

2

2

4

Контрольные работы

3

1

2

2

Тест

2

1

1

2

Практические работы

2

1

4

Проект

-

-

1

Всего уроков

35

28

40

37 Форма годовой промежуточной аттестации - контрольная работа.

Учебно - методическое оснащение

Программа

Примерная основная программа образовательного учреждения. Стандарт второго поколения ФГОС

Учебник

Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учеб. для 3кл. нач. шк. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2013.

Дидактические средства для учащихся

М.И. М Моро, С.И. Волкова. Тетрадь по математике для 3 класса начальной школы. - М.: Просвещение, 2015.

Методическая литература

1. Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по математике: 3 класс: к учебнику М.И. Моро и др. «Математика. 3 класс. В двух частях». - М.: ВАКО, 2012 г

Материалы для проведения проверочных работ

1. тетрадь проверочных работ. Математика 3 класс. Т.Н.Ситникова. - М.: ВАКО, 2015.

Электронное приложение к учебнику Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика.







© 2010-2022