- Преподавателю
- Начальные классы
- Особенности конструирования урока обучения грамоте на основе системно-деятельностного подхода
Особенности конструирования урока обучения грамоте на основе системно-деятельностного подхода
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Князева Н.А. |
Дата | 21.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Особенности конструирования урока обучения грамоте на основе системно-деятельностного подхода
Слайд 1 В настоящее время произошли коренные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в начальной школе не только привело к пересмотру сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство. «Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», - отмечено в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа". В связи с этим особую актуальность приобретает проблема овладения в процессе обучения не только системой знаний, умений и навыков, но и учебными действиями по их приобретению и применению. Слайд 2 В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, что предполагает: - наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); - выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; - выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; - формирование у школьников умения контролировать свои действия - как после их завершения, так и по ходу; - включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. Слайд 3 Изменение роли ученика влечёт за собой изменение роли учителя. Учителю необходимо создать на уроке такие условия, при которых способности каждого ученика могли бы проявиться как можно полнее. Слайд 4 Нами освоена модель урока обучения грамоте на основе системно-деятельностного подхода, которая включает в себя следующую последовательность шагов: 1. Организационный момент. 2. Настрой на работу (повторение норм взаимоотношений - сотрудничества). 3. Демонстрация детьми владения старым способом (ситуация успеха). 4. Ситуация интеллектуального конфликта: «знаю - не знаю», «умею - не умею». 5. Постановка учебной задачи. 6. Решение учебной задачи (с помощью моделирования, создания проекта, составления и применения алгоритмов, диалога, парной работы и т.д.) 7. Рефлексия. В первом классе, с первых дней обучения, мы вводим следующие нормы взаимоотношений, способствующих развитию умения сотрудничать: слушаем друг друга, помогаем друг другу, уважаем друг друга. Придерживаясь этих норм, первоклассники учатся учиться, впитывая знания не только из учебника и слова учителя, но и слушая других детей. При демонстрации детьми владения старым способом важно выслушать не только правильные ответы, но и неправильные, и на основе этого создать ситуацию "интеллектуального конфликта", проблемную ситуацию. Учебную задачу первоклассники ставят сами и решают ее под руководством учителя, при этом учитель не указывает конкретные пути решения. Слайд 5 Особое внимание на уроках обучения грамоте уделяем моделированию, которое начинается на первых уроках: мы выбираем предложения и делим на слова. Так постепенно происходит психологическое слияние слова произнесённого и слова написанного, но написанного ещё без букв. Ребёнок учится считать слова в предложении не только на слух, но и по схеме, где каждая чёрточка обозначает слово, интервалы между чёрточками указывают на паузы. По мере освоения действия моделирования предлагаю детям следующие задания для развития анализа структуры предложения: Слайд 6
- Придумать предложение с определённым количеством слов по заданным схемам.
- Придумать предложение к заданной схеме с определенным словом.
- Определить место слова в предложении (какое по счету указанное слово).
- Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении (2, 3, 4, 5).
- Увеличить количество слов в предложении.
- Определить границы предложения в тексте.
- Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нем.
- Составить предложение из слов, данных в беспорядке (например: грядке, на, огурцы, растут).
- Составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображен один и тот же предмет в различных ситуациях (мяч лежит на полке, на мяч села муха, мальчик играет мячом).
- Дети придумывают предложения по картинкам. Затем называют предложение, в котором слово находится первым в предложении, затем предложение, в котором это слово на втором месте, далее - на третьем месте.
- для детей - с помощью образов букв создать интерьер для домика гласных;
- для учителя - сформировать образ букв А, О, У, Э, Ы через практическую творческую деятельность детей.
- придание результатам образования социально - и личностно - значимого характера;
- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
- возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Литература:
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение. - М: Просвещение, 1991.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. - 2005. - №9.
- Методическое пособие «Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами УМК «Перспектива» ( в помощь учителю). - М.: ОАО «Издательство «Просвещение», 2010
- Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. - М.: ВИТА, 2010.