Особенности конструирования урока обучения грамоте на основе системно-деятельностного подхода

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности конструирования урока обучения грамоте на основе системно-деятельностного подхода
Слайд 1 В настоящее время произошли коренные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в начальной школе не только привело к пересмотру сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство. «Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», - отмечено в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа". В связи с этим особую актуальность приобретает проблема овладения в процессе обучения не только системой знаний, умений и навыков, но и учебными действиями по их приобретению и применению. Слайд 2 В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, что предполагает: - наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); - выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; - выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; - формирование у школьников умения контролировать свои действия - как после их завершения, так и по ходу; - включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. Слайд 3 Изменение роли ученика влечёт за собой изменение роли учителя. Учителю необходимо создать на уроке такие условия, при которых способности каждого ученика могли бы проявиться как можно полнее. Слайд 4 Нами освоена модель урока обучения грамоте на основе системно-деятельностного подхода, которая включает в себя следующую последовательность шагов: 1. Организационный момент. 2. Настрой на работу (повторение норм взаимоотношений - сотрудничества). 3. Демонстрация детьми владения старым способом (ситуация успеха). 4. Ситуация интеллектуального конфликта: «знаю - не знаю», «умею - не умею». 5. Постановка учебной задачи. 6. Решение учебной задачи (с помощью моделирования, создания проекта, составления и применения алгоритмов, диалога, парной работы и т.д.) 7. Рефлексия. В первом классе, с первых дней обучения, мы вводим следующие нормы взаимоотношений, способствующих развитию умения сотрудничать: слушаем друг друга, помогаем друг другу, уважаем друг друга. Придерживаясь этих норм, первоклассники учатся учиться, впитывая знания не только из учебника и слова учителя, но и слушая других детей. При демонстрации детьми владения старым способом важно выслушать не только правильные ответы, но и неправильные, и на основе этого создать ситуацию "интеллектуального конфликта", проблемную ситуацию. Учебную задачу первоклассники ставят сами и решают ее под руководством учителя, при этом учитель не указывает конкретные пути решения. Слайд 5 Особое внимание на уроках обучения грамоте уделяем моделированию, которое начинается на первых уроках: мы выбираем предложения и делим на слова. Так постепенно происходит психологическое слияние слова произнесённого и слова написанного, но написанного ещё без букв. Ребёнок учится считать слова в предложении не только на слух, но и по схеме, где каждая чёрточка обозначает слово, интервалы между чёрточками указывают на паузы. По мере освоения действия моделирования предлагаю детям следующие задания для развития анализа структуры предложения: Слайд 6

  • Придумать предложение с определённым количеством слов по заданным схемам.
  • Придумать предложение к заданной схеме с определенным словом.
  • Определить место слова в предложении (какое по счету указанное слово).
  • Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении (2, 3, 4, 5).
  • Увеличить количество слов в предложении.
  • Определить границы предложения в тексте.
  • Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нем.
  • Составить предложение из слов, данных в беспорядке (например: грядке, на, огурцы, растут).
  • Составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображен один и тот же предмет в различных ситуациях (мяч лежит на полке, на мяч села муха, мальчик играет мячом).
  • Дети придумывают предложения по картинкам. Затем называют предложение, в котором слово находится первым в предложении, затем предложение, в котором это слово на втором месте, далее - на третьем месте.
Следующий этап - составление звуковых моделей слов: дети делают звукобуквенный анализ слова, знакомятся на уроке с новыми звуками и буквами. На слайде схема слова и рисунки. Как вы думаете, что мы должны сделать? (Предположения детей) Да, вы правы, нам нужно подобрать картинки названия, которых состоят из 3-х звуков. (ответы детей) Необходимость владения методикой моделирования в начальной школе связана с необходимостью решения психологических и педагогических задач. Когда ученики строят различные модели изучаемых явлений, этот метод выступает в роли учебного средства и способа обобщения учебного материала, помогает детям «учиться активно», формирует универсальные учебные действия. Слайд 7 Образно представить слоговую структуру слова помогают игры с моделями, например, «Доктор Айболит». Цель игры: найти слова с одинаковыми схемами. К доктору Айболиту пришли лечиться звери: крокодил, слон, лиса, корова, белка. (демонстрация слайда картинки). Давайте поможем ему подлечить больных зверей и выпишем каждому из них лекарство. Но это лекарство поможет только в том случае, если схема подойдёт к схеме названия самого животного. (На слайде названия лекарств: таблетки, мазь, очки, капли, порошки). Ученики с удовольствием лечат крокодила порошками, корову - таблетками, белку - каплями, лисе прописывают очки, слону - мазь. Слайд 8 С помощью следующих заданий можно проверить уровень освоения изученной темы, а также потренироваться в постановке ударения. Какая схема подходит слову? Слайд №9 Кроме широкого применения моделирования, используем на уроках индивидуальные и групповые мини-проекты, например, групповой проект «Дом, в котором живут гласные» имел целью в процессе практико-ориентированной творческой деятельности сформировать у первоклассников образы гласных букв А, О, У, Э, Ы. Проект реализуется в 3 этапа: I. Проектировочный этап 1) Определение проблемы проекта:
  • для детей - с помощью образов букв создать интерьер для домика гласных;
  • для учителя - сформировать образ букв А, О, У, Э, Ы через практическую творческую деятельность детей.
2) Составление плана-схемы проекта. 3) Обсуждение проекта с родителями. 4) Сбор информации, литературы, дополнительного материала. II. Практический этап 1) Поиск предметов окружающей обстановки, схожих с образом гласных букв. 2) Подбор дву- и четверостиший о гласных буквах, отражающих описание зрительного образа букв. 3) Проектирование пространственного расположения мебели в комнате, доме. 4) Изображение предметов обихода с помощью гласных букв. 5) Прорисовывание букв в предметах обстановки дома, комнаты. 6) Подготовка устной презентации проекта, распределение ролей. 7) Презентация проекта на групповом занятии в присутствии родителей, классных руководителей. III. Этап оценки эффективности проекта 1) Рефлексия. 2) Подведение итогов, анализ результата. Слайд №10 Кроме того, первоклассники выполняли индивидуальные проекты. Проектная деятельность предоставила детям возможность увидеть практическое применение добытых ими знаний. После завершения работы над проектами проводится рефлексия: каждая группа защищает свой проект, анализируют работу каждого, остальные задают вопросы и оценивают проект. В ходе рефлексии учащиеся строят предположения, проводят наблюдения, фиксируют факты, сравнивают, обобщают, доказывают, делают выводы. Это вершина урока, ученики заряжены на активный поиск. Слайд №11 В процессе творческой работы над проектами дети испытывают глубокое удовлетворение от сделанного. Многие дети, неуспешные в учебной деятельности, получают возможность реализовать свои возможности в проектной деятельности, что очень важно для самоутверждения личности. Так, на уроках обучения грамоте, первоклассники учатся самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, моделировать, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, учатся умению учиться, что является основой деятельностного подхода в обучении. Слайд №12 Таким образом, последовательная реализация системно - деятельностного подхода повышает эффективность образования по показателям:
  • придание результатам образования социально - и личностно - значимого характера;
  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Литература:
  • Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.
  • Волина В.В. Занимательное азбуковедение. - М: Просвещение, 1991.
  • Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. - 2005. - №9.
  • Методическое пособие «Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами УМК «Перспектива» ( в помощь учителю). - М.: ОАО «Издательство «Просвещение», 2010
  • Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. - М.: ВИТА, 2010.

© 2010-2022