- Преподавателю
- Начальные классы
- Самостоятельная работа и развитие самоконтроля
Самостоятельная работа и развитие самоконтроля
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лавочникова Г.Н. |
Дата | 20.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Самостоятельная работа и развитие самоконтроля. Самостоятельная деятельность формулируется различными средствами, из которых наиболее распространенными является самостоятельная работа. Многие ученые, педагоги, психологи определяют самостоятельную работу' как специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся. Причем внешней формой самостоятельной работы выступает задание, а внутренним содержанием - учебная задача. Наиболее актуальным такой взгляд на самостоятельную работу становится в условиях развивающего обучения, т.к. самостоятельная деятельность - необходимое условие формирования учебной деятельности. Таким образом, в условиях развивающего обучения в начальных классах происходит увеличение роли самостоятельной работы как средства организации и управления самостоятельной деятельностью младшего школьника. Это требует от учителя определенных знаний о самостоятельной работе и способах ее реализации в учебном процессе. Самостоятельная работа должна присутствовать на каждом уроке 15 - 20 минут , хорошо, если она носит разноуровневый характер;
-
предусматривает помощь учителя;
-
проверка осуществляется сразу же на уроке;
-
оценка «2» за данный вид работы не ставится;
-
может быть раздроблена и использоваться на разных этапах урока.
Методика проведения самостоятельной работы.
-
Выясните, подготовлена ли она:
-
Определите цель работы:
-
Определи содержание знаний:
-1-
- Определите время, необходимое доя выполнения каждому ученику (слабому ученику окажите помощь, сильному дайте дополнительное задание).
- Определите форму осуществления самоконтроля:
а) по готовому решению;
б) по устному ответу;
в) взаимопроверка (проверяющий ученик не зачеркивает, а только указывает на ошибку).
- Определите, какая помощь будет оказана:
-
памятка-алгоритм;
-
помогающие карточки;
-
включение в работу консультанта.
- Определите, какие средства будут использованы при проверке:
-
индивидуальные доски:
-
«крылья» доски;
-
экранные средства;
-
самостоятельная работа у доски не очень «сильных» учеников с последующей сверкой их решения с решением в тетрадях.
-
время, отпущенное на задания;
-
цель задания;
-
в какой форме оно должно быть выполнено;
-
как оформить результат;
-
какая будет оказана помощь (не только «слабому» ученику, но и «сильному» т.к. его затруднение может быть вызвано такой причиной, как недомогание.
- организуйте проверку;
Виды самостоятельных работ.
- По дидактической цели:
а) Для повторения опорных знаний и подготовки к восприятию нового материала;
-2-
б) Для изучения нового материала;
в) Для систематизации знаний;
г) Дня закрепления знаний и умений путем выполнения тренировочных упражнений:
д) Для закрепления знаний путем применения их в новой ситуации;
е) Проверочные, контролирующие.
-
По характеру познавательной деятельности.
а) Копирующего характера, выполняемые по образцу;
б) Частично-поискового характера;
в) Исследовательского характера.
-
По формам организации учебной деятельности учащихся.
а) Фронтальные;
б) Групповые (по дифференцированным заданиям),
в) Парные (по вариантам, дифференцированные);
г) Индивидуально-дифференцированные.
-
По источнику знаний.
-
С учебником, справочником или другими печатными пособиями.
-
По составлению плана, конспекта лекций, на основании прочитанного или услышанного.
-
По составлению схем, плана после или во время работы с экранными пособиями.
-
С Раздаточным материалом.
-
По выполнению опытов.
-
С моделями.
-
По устному и письменному решению расчетных и качественных задач.
-
По написанию диктанта.
-
По экспериментальному решению задач.
10)По подготовке рефератов, докладов, творческих, графических работ.
В ходе самостоятельных работ создастся деловая, демократичная и доброжелательная обстановка. Учащиеся должны иметь возможность предметного общения друг с другом и преподавателем.
Система самостоятельных работ может позволить достаточно эффективно решать проблемы личностного развития учащихся