Самостоятельная работа и развитие самоконтроля

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самостоятельная работа и развитие самоконтроля. Самостоятельная деятельность формулируется различными средствами, из которых наиболее распространенными является самостоятельная работа. Многие ученые, педагоги, психологи определяют самостоятельную работу' как специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся. Причем внешней формой самостоятельной работы выступает задание, а внутренним содержанием - учебная задача. Наиболее актуальным такой взгляд на самостоятельную работу становится в условиях развивающего обучения, т.к. самостоятельная деятельность - необходимое условие формирования учебной деятельности. Таким образом, в условиях развивающего обучения в начальных классах происходит увеличение роли самостоятельной работы как средства организации и управления самостоятельной деятельностью младшего школьника. Это требует от учителя определенных знаний о самостоятельной работе и способах ее реализации в учебном процессе. Самостоятельная работа должна присутствовать на каждом уроке 15 - 20 минут , хорошо, если она носит разноуровневый характер;

  • предусматривает помощь учителя;

  • проверка осуществляется сразу же на уроке;

  • оценка «2» за данный вид работы не ставится;

  • может быть раздроблена и использоваться на разных этапах урока.

Методика проведения самостоятельной работы.

  1. Выясните, подготовлена ли она:

а) устными упражнениями; б) выполненным домашним заданием; в) выполненным аналогичным заданием на уроке.
  1. Определите цель работы:

а) закрепление знаний; б) углубление знаний; в) проверка домашнего задания; г) подготовка к объяснению нового материала.
  1. Определи содержание знаний:

а) по образцу (на уроке первичного усвоения знаний); б) по сходной ситуации (на закреплении); в) в измененной ситуации (на повторении).

-1-

  1. Определите время, необходимое доя выполнения каждому ученику (слабому ученику окажите помощь, сильному дайте дополнительное задание).
  2. Определите форму осуществления самоконтроля:

а) по готовому решению;

б) по устному ответу;

в) взаимопроверка (проверяющий ученик не зачеркивает, а только указывает на ошибку).

  1. Определите, какая помощь будет оказана:
  1. памятка-алгоритм;

  2. помогающие карточки;

  3. включение в работу консультанта.

  1. Определите, какие средства будут использованы при проверке:
  1. индивидуальные доски:

  2. «крылья» доски;

  3. экранные средства;

  4. самостоятельная работа у доски не очень «сильных» учеников с последующей сверкой их решения с решением в тетрадях.

В. Начиная работу, сообщите детям:
  1. время, отпущенное на задания;

  2. цель задания;

  3. в какой форме оно должно быть выполнено;

  4. как оформить результат;

  5. какая будет оказана помощь (не только «слабому» ученику, но и «сильному» т.к. его затруднение может быть вызвано такой причиной, как недомогание.

9.Продумайте действия учителя на уроке и после самостоятельной работы: а) сообщите критерий оценок;
  1. организуйте проверку;
в) подведите итог.

Виды самостоятельных работ.

  1. По дидактической цели:

а) Для повторения опорных знаний и подготовки к восприятию нового материала;

-2-

б) Для изучения нового материала;

в) Для систематизации знаний;

г) Дня закрепления знаний и умений путем выполнения тренировочных упражнений:

д) Для закрепления знаний путем применения их в новой ситуации;

е) Проверочные, контролирующие.

  1. По характеру познавательной деятельности.

а) Копирующего характера, выполняемые по образцу;

б) Частично-поискового характера;

в) Исследовательского характера.

  1. По формам организации учебной деятельности учащихся.

а) Фронтальные;

б) Групповые (по дифференцированным заданиям),

в) Парные (по вариантам, дифференцированные);

г) Индивидуально-дифференцированные.

  1. По источнику знаний.

  1. С учебником, справочником или другими печатными пособиями.

  2. По составлению плана, конспекта лекций, на основании прочитанного или услышанного.

  3. По составлению схем, плана после или во время работы с экранными пособиями.

  4. С Раздаточным материалом.

  5. По выполнению опытов.

  6. С моделями.

  7. По устному и письменному решению расчетных и качественных задач.

  8. По написанию диктанта.

  9. По экспериментальному решению задач.

10)По подготовке рефератов, докладов, творческих, графических работ.

В ходе самостоятельных работ создастся деловая, демократичная и доброжелательная обстановка. Учащиеся должны иметь возможность предметного общения друг с другом и преподавателем.

Система самостоятельных работ может позволить достаточно эффективно решать проблемы личностного развития учащихся

© 2010-2022