Внеурочная деятельность Азбука нравственного воспитания 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

СОШ № 27

муниципального образования Люберецкий район Московской области



«Утверждаю»

Директор МАОУ СОШ № 27

_______________Долженко Т.Б.

«_______»____________2015 г.




Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Азбука нравственного воспитания»


Для 1 д класса





Составитель: Насибула Екатерина Александровна,

Учитель начальных классов


2015 - 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Развивающее обучение по системе Л. В. Занкова.»

Проблеме духовно-нравственного развития в современном обществе отводится особое значение. И связано это с тем, что в настоящее время потеряны моральные ориентиры, обеспечивающие такие понятия, как совесть, честь, долг. Произошло усиление криминогенной обстановки, наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Данная программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся начального звена направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек.

Актуальность программы определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Данная программа реализует направление духовно-нравственного воспитания и развития младшего школьника, его нравственных чувств и этнического сознания. создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основу данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности. Программа направлена на формирование УУД средствами системно-деятельностного подхода.

Данная программа направлена на воспитание у детей соответствующих ценностей, знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

Программа предназначена для учащихся 1 класса и рассчитана на 33 часа - 1 час в неделю (33 учебные недели).

В ходе реализации программы «Азбука нравственности» будет обеспечено достижение учащимися воспитательных результатов и эффектов 1 и начало 2 уровней.

Будут достигнуты результаты 1 уровня:

- приобретение социальных знаний (нравственные нормы, социально одобряемые и не одобряемые формы поведения в обществе);

-первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие с учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта;

Произойдёт формирование результатов 2 уровня:

- получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

- ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для формирования данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения в дружеской среде, в которой ученик получит первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастут воспитательные эффекты:

- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения будут являться не столько научные знания, сколько знания о нравственных ценностях.

- при формировании второго уровня воспитание будет осуществляться в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности будут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому будут осуществляться последовательно.

Программа «Азбука нравственности» реализуется учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно и желательно привлечение к реализации программы педагогов дополнительного образования, психолога и социального работника.

На занятиях используется яркая наглядность, дополнительная литература, электронные ресурсы.

Данная программа способствует активности младших школьников, его участию в обсуждении жизненных ситуаций, пробуждению у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, его нравственной сущности, к его поступкам.

Уровни воспитательных результатов будут достигнуты при использовании следующих видов внеурочной деятельности: познавательной деятельности, проблемно- ценностной, социально- творческой, игровой, спортивно- оздоровительной, туристско - краеведческой; технологий: личностно - ориентированного обучения, интерактивного обучения, использование ИКТ - технологий;

Цель программы:

- создать условия для воспитания настоящего духовно- богатого, социально- активного гражданина своей Родины;

- воспитать нравственную личность, способную к самопознанию, саморазвитию и самовыражению;

- обеспечить достижение учащимися первого уровня воспитательных результатов;

- начать формирование второго уровня воспитательных результатов;

Задачи программы:

- сформировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах поведения в школе, семье, между поколениями, представителями социальных групп;

- раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;

- создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития, самореализации и развития творческих способностей;

- обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся;

- содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;

- воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству);

- социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство);

- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьёй, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

- традиционные российские религии;

- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

- человечество (мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Основные направления программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся «Азбука нравственности»

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представления о вере, духовной культуре и светской этике.

  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость.

  1. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: уважение к родителям, забота о старших и младших, здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Принципы организации программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности»

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

- нравственного примера педагога - нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;

- социально-педагогического партнёрства - целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;

- индивидуально-личностного развития - педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;

- интерактивности программ духовно-нравственного воспитания - интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную, общественно-полезную;

- социальной востребованности воспитания- соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности программы «Азбука нравственности».

  1. Игровая ( игра с ролевым акцентом, игра с деловым акцентом);

  2. Познавательная ( беседы, интеллектуальные игры, исследовательские проекты, конференции);

  3. Проблемно-ценностное общение ( этические беседы, дискуссии);

  4. Досуговое общение (культпоходы, концерты, театральные инсценировки);

  5. Художественное творчество (выставки, фестивали искусств в классе и школе);

  6. Социальное творчество (акции, коллективно-творческие дела, социально-образовательные проекты);

  7. Трудовая деятельность (трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры);

  8. Спортивно-оздоровительная деятельность (участие в спортивных мероприятиях класса и школы, беседы о ЗОЖ);

  9. Туристско- краеведческая деятельность (образовательные экскурсии, туристские походы по родному краю, посещение краеведческого музея).

Планируемые результаты программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности»

Реализация программы «Азбука нравственности» будет способствовать:

- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему социуму;

- развитию этических и нравственных норм поведения в социуме;

В результате прохождения программы «Азбука нравственности» к концу 1 класса обучающиеся должны знать:

1. Заповеди поведения.

2. Правила вежливости.

3.Отличия понятий «этика» и «этикет».

Уметь:

  1. Верить в свои силы и возможности, уметь признавать такое право за другими;

  2. Вести себя достойно и культурно в общественных местах;

  3. Поддержать разговор при общении со сверстниками, членами семьи;

  4. Заботиться о животных, птицах;

  5. Организовывать труд и отдых дома;

  6. Соблюдать порядок на рабочем месте;

  7. Жить по составленному режиму дня.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:

Личностные универсальные учебные действия.

- ориентация в нравственном поведении как собственных поступков, так и поступков своих товарищей;

- знания основных моральных норм и стремление к их выполнению;

- развитие этических норм: вины, совести как регуляторов морального поведения;

- понимание чувств других людей, воспитание чувства сопереживания им;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы, чувства;

- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечения благополучия;

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- сотрудничать с учителем при знакомстве с новой темой;

- адекватно воспринимать обоснованную критику учителя, товарищей, родителей, других людей;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- корректировать действия после его завершения, исправлять ошибки для создания более совершенного результата;

Познавательные учебные действия.

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи с использованием дополнительной литературы, включая электронные носители;

- составлять сообщения в устной и письменной форме;

- анализировать объекты изучения с существенными и несущественными признаками.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалоговой речью;

- адекватно реагировать на различные точки зрения среди товарищей, в том числе с не совпадающими с его собственными;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;

- уметь формировать свою позицию и точку зрения;

- приходить к общему решению задач в совместной деятельности среди одноклассников.

Результативность реализации программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности»

Обобщённый результат реализации программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности» фиксируется в портрете ученика, закончившего 1 класс:

- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

- любящий свой край, свою Родину;

-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение;

- выполняющий правила здорового образа жизни для себя и окружающих;.

Воспитательный результат от реализации программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности»

- непосредственное духовно - нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в программе курса;

- влияние приобретённых духовно - нравственных качеств на процесс развития личности ребёнка.

Задачи:

  1. Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственного поведения в социуме.

  2. Научить приёмам и правилам ведения диалога, дискуссии, уважать себя, своего собеседника, родителей, заповедям нравственности.

  3. Воспитывать у учащихся стремление стать культурным, организованным, вежливым, коммуникабельным, опрятным человеком.

Содержание программы.

1 класс - 33 часа.

Раздел 1: Я стал учеником. (5 часов). Правила поведения в школе: на уроке, на перемене, в столовой. Правила вежливости при обращении к товарищам, девочкам, учителю, взрослым. Правила общения в классном коллективе.

Раздел 2: О доброте душевной. (11 часов). Понятия: «Добро» и «Зло» - что это такое? Настрой на добрые дела. Забота о поколении бабушек и дедушек - им нужно наше тепло. Правила бескорыстной дружбы. Воспитание чувства заботы о «братьях наших меньших».

Раздел3: Труд развивает человека. (9 часов). Воспитание трудолюбия. Отрицание вредных привычек или как от них избавиться. Помощь маме в домашних делах. Как различить, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Правила общения по телефону.

Раздел 4: Правила аккуратности (3 часа). Правильно распределяй своё время - многое успеешь. Культура внешнего вида. Забота о своих вещах.

Раздел5: Правила поведения на улице и в общественных местах (2 часа). Научись уважать окружающих тебя людей. Правила культурного диалога.

Раздел 6: Этика и этикет (3 часа). Учись видеть красоту окружающего тебя мира. Доброта вокруг нас. Правила этикета.

Учебно-тематический план

Число

Тема занятия

I ПОЛУГОДИЕ

1 ЧЕТВЕРТЬ

Я стал учеником - 5 часов.

1.

01-04.09.2015

Я стал школьником.

2.

07-11.09.2015

Наш класс-наш дом.

3.

14-18.09.2015

Поговорим о вежливости. Игра-конкурс «Буратино и Мальвина».

4.

21-25.09.2015

Город дружных ребят «Дружно в школе живет детвора, вместе работа и вместе игра».

5.

28-02.10.2016

Приятное общение в кругу друзей.

О доброте душевной - 11 часов.

6.

05-09.10.2016

Игра «Давай дружить»

7.

12-16.10.2015

Добро и зло. Герои сказок. Нарисуй добро.

8.

19-23.10.2015

Как стать прилежным и старательным.

9.

26-30.10.2015

Твое тепло согреет бабушкину душу. Праздник ко Дню пожилого человека. Рисунки к празднику.

2 ЧЕТВЕРТЬ

10.

09-13.11.2015

«Ежели вы вежливы»-прогулка по городу Вежливости. Макет города.

11.

16-20.11.2015

Добрые дела на все времена.

12.

23-27.11.2015

Ты и твои друзья. «Бескорыстная дружба».

13.

30-04.12.2015

Операция «Помоги другу».

14.

07-11.12.2015

Помни о других - ты не один живешь на свете.

15.

14-18.12.2015

Диспут « Мы в ответе за тех, кого приручили».

16.

21-25.12.2015

Операция «Покорми птиц».

II ПОЛУГОДИЕ

3 ЧЕТВЕРТЬ

17.

13-15.01.2016

Дискуссия «Вредные привычки. Скажи им нет».

18.

18-22.01.2016

Трудовые дела в классе и дома.

19.

25-29.01.2016

Что значит быть дисциплинированным.

20.

01-05.02.2016

Диалог о привычках плохих и хороших.

21.

08-12.02.2016

Мамины помощники, папины друзья.

22.

15-19.02.2016

Как я соблюдаю режим дня.

23.

29-04.03.2016

« У меня зазвонил телефон…» Правила общения по телефону.

24.

09-11.03.2016

Деловые игры «Если ты талантлив в труде - научи товарища».

25.

14-18.03.2016

Диспут «Что такое хорошо и что такое плохо».

Правила аккуратности - 3 часа.

26.

21-25.03.2016

Культура внешнего вида.

4 ЧЕТВЕРТЬ

27.

04-08.04.2016

Каждой вещи - свое место.

28.

11-15.04.2016

Если научишься ценить время - многое успеешь.

Правила поведения на улице и в обществе - 2 часа.

29.

18-22.04.2016

Задачи не на сложение, а на уважение. Культура общения. Приветствия.

30.

25-29.04.2016

Задачи не на сложение, а на уважение. Культура общения. Приветствия.

Этика и этикет - 3 часа.

31.

03-06.05.2016

Красота вокруг нас .Научись ее видеть и создавать.

32.

10-13.05.2016

Встречи с добрыми людьми.

33.

16-20.05.2016

Конкурсная программа « Дружба начинается с улыбки».

Научно - методическое обеспечение программы внеурочной деятельности

«Азбука нравственности».

  1. А. Г. Асмолов, Г. В. Бумеранская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», пособие для учителя. М; Просвещение, 2009г.

  2. Закон РФ «Об образовании».

  3. Интернет - ресурсы

  4. Мультимедийный фонд

  5. Э. Козлов «Азбука нравственности», ж-л «Воспитание школьника», 2007 г. № 1-9.

  6. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания гражданина России. М; Просвещение, 2011 г.

  7. Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).М; Просвещение, 2009 г.

  8. Примерная программа внеурочной деятельности обучающихся начального образования.

  9. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ( стандарт второго поколения).

  10. В. Г. Черемисина «Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста», Кемерово, КРИПКиПРО, 2010 г



СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического объединения ….. от_________2015 года №____ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ _________2015 год



© 2010-2022