- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеурочная деятельность Азбука нравственного воспитания 1 класс
Внеурочная деятельность Азбука нравственного воспитания 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Насибула Е.А. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
СОШ № 27
муниципального образования Люберецкий район Московской области
«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ № 27
_______________Долженко Т.Б.
«_______»____________2015 г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Азбука нравственного воспитания»
Для 1 д класса
Составитель: Насибула Екатерина Александровна,
Учитель начальных классов
2015 - 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Развивающее обучение по системе Л. В. Занкова.»
Проблеме духовно-нравственного развития в современном обществе отводится особое значение. И связано это с тем, что в настоящее время потеряны моральные ориентиры, обеспечивающие такие понятия, как совесть, честь, долг. Произошло усиление криминогенной обстановки, наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Данная программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся начального звена направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек.
Актуальность программы определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Данная программа реализует направление духовно-нравственного воспитания и развития младшего школьника, его нравственных чувств и этнического сознания. создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основу данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности. Программа направлена на формирование УУД средствами системно-деятельностного подхода.
Данная программа направлена на воспитание у детей соответствующих ценностей, знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
Программа предназначена для учащихся 1 класса и рассчитана на 33 часа - 1 час в неделю (33 учебные недели).
В ходе реализации программы «Азбука нравственности» будет обеспечено достижение учащимися воспитательных результатов и эффектов 1 и начало 2 уровней.
Будут достигнуты результаты 1 уровня:
- приобретение социальных знаний (нравственные нормы, социально одобряемые и не одобряемые формы поведения в обществе);
-первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие с учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта;
Произойдёт формирование результатов 2 уровня:
- получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
- ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для формирования данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения в дружеской среде, в которой ученик получит первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастут воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения будут являться не столько научные знания, сколько знания о нравственных ценностях.
- при формировании второго уровня воспитание будет осуществляться в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности будут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому будут осуществляться последовательно.
Программа «Азбука нравственности» реализуется учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно и желательно привлечение к реализации программы педагогов дополнительного образования, психолога и социального работника.
На занятиях используется яркая наглядность, дополнительная литература, электронные ресурсы.
Данная программа способствует активности младших школьников, его участию в обсуждении жизненных ситуаций, пробуждению у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, его нравственной сущности, к его поступкам.
Уровни воспитательных результатов будут достигнуты при использовании следующих видов внеурочной деятельности: познавательной деятельности, проблемно- ценностной, социально- творческой, игровой, спортивно- оздоровительной, туристско - краеведческой; технологий: личностно - ориентированного обучения, интерактивного обучения, использование ИКТ - технологий;
Цель программы:
- создать условия для воспитания настоящего духовно- богатого, социально- активного гражданина своей Родины;
- воспитать нравственную личность, способную к самопознанию, саморазвитию и самовыражению;
- обеспечить достижение учащимися первого уровня воспитательных результатов;
- начать формирование второго уровня воспитательных результатов;
Задачи программы:
- сформировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах поведения в школе, семье, между поколениями, представителями социальных групп;
- раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;
- создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития, самореализации и развития творческих способностей;
- обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся;
- содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;
- воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьёй, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии;
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Основные направления программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся «Азбука нравственности»
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:
-
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
-
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представления о вере, духовной культуре и светской этике.
-
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость.
-
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: уважение к родителям, забота о старших и младших, здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
-
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
-
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Принципы организации программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности»
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:
- нравственного примера педагога - нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
- социально-педагогического партнёрства - целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
- индивидуально-личностного развития - педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
- интерактивности программ духовно-нравственного воспитания - интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную, общественно-полезную;
- социальной востребованности воспитания- соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности программы «Азбука нравственности».
-
Игровая ( игра с ролевым акцентом, игра с деловым акцентом);
-
Познавательная ( беседы, интеллектуальные игры, исследовательские проекты, конференции);
-
Проблемно-ценностное общение ( этические беседы, дискуссии);
-
Досуговое общение (культпоходы, концерты, театральные инсценировки);
-
Художественное творчество (выставки, фестивали искусств в классе и школе);
-
Социальное творчество (акции, коллективно-творческие дела, социально-образовательные проекты);
-
Трудовая деятельность (трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры);
-
Спортивно-оздоровительная деятельность (участие в спортивных мероприятиях класса и школы, беседы о ЗОЖ);
-
Туристско- краеведческая деятельность (образовательные экскурсии, туристские походы по родному краю, посещение краеведческого музея).
Планируемые результаты программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности»
Реализация программы «Азбука нравственности» будет способствовать:
- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему социуму;
- развитию этических и нравственных норм поведения в социуме;
В результате прохождения программы «Азбука нравственности» к концу 1 класса обучающиеся должны знать:
1. Заповеди поведения.
2. Правила вежливости.
3.Отличия понятий «этика» и «этикет».
Уметь:
-
Верить в свои силы и возможности, уметь признавать такое право за другими;
-
Вести себя достойно и культурно в общественных местах;
-
Поддержать разговор при общении со сверстниками, членами семьи;
-
Заботиться о животных, птицах;
-
Организовывать труд и отдых дома;
-
Соблюдать порядок на рабочем месте;
-
Жить по составленному режиму дня.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия.
- ориентация в нравственном поведении как собственных поступков, так и поступков своих товарищей;
- знания основных моральных норм и стремление к их выполнению;
- развитие этических норм: вины, совести как регуляторов морального поведения;
- понимание чувств других людей, воспитание чувства сопереживания им;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы, чувства;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечения благополучия;
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- сотрудничать с учителем при знакомстве с новой темой;
- адекватно воспринимать обоснованную критику учителя, товарищей, родителей, других людей;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- корректировать действия после его завершения, исправлять ошибки для создания более совершенного результата;
Познавательные учебные действия.
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи с использованием дополнительной литературы, включая электронные носители;
- составлять сообщения в устной и письменной форме;
- анализировать объекты изучения с существенными и несущественными признаками.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалоговой речью;
- адекватно реагировать на различные точки зрения среди товарищей, в том числе с не совпадающими с его собственными;
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;
- уметь формировать свою позицию и точку зрения;
- приходить к общему решению задач в совместной деятельности среди одноклассников.
Результативность реализации программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности»
Обобщённый результат реализации программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности» фиксируется в портрете ученика, закончившего 1 класс:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- любящий свой край, свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение;
- выполняющий правила здорового образа жизни для себя и окружающих;.
Воспитательный результат от реализации программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности»
- непосредственное духовно - нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в программе курса;
- влияние приобретённых духовно - нравственных качеств на процесс развития личности ребёнка.
Задачи:
-
Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственного поведения в социуме.
-
Научить приёмам и правилам ведения диалога, дискуссии, уважать себя, своего собеседника, родителей, заповедям нравственности.
-
Воспитывать у учащихся стремление стать культурным, организованным, вежливым, коммуникабельным, опрятным человеком.
Содержание программы.
1 класс - 33 часа.
Раздел 1: Я стал учеником. (5 часов). Правила поведения в школе: на уроке, на перемене, в столовой. Правила вежливости при обращении к товарищам, девочкам, учителю, взрослым. Правила общения в классном коллективе.
Раздел 2: О доброте душевной. (11 часов). Понятия: «Добро» и «Зло» - что это такое? Настрой на добрые дела. Забота о поколении бабушек и дедушек - им нужно наше тепло. Правила бескорыстной дружбы. Воспитание чувства заботы о «братьях наших меньших».
Раздел3: Труд развивает человека. (9 часов). Воспитание трудолюбия. Отрицание вредных привычек или как от них избавиться. Помощь маме в домашних делах. Как различить, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Правила общения по телефону.
Раздел 4: Правила аккуратности (3 часа). Правильно распределяй своё время - многое успеешь. Культура внешнего вида. Забота о своих вещах.
Раздел5: Правила поведения на улице и в общественных местах (2 часа). Научись уважать окружающих тебя людей. Правила культурного диалога.
Раздел 6: Этика и этикет (3 часа). Учись видеть красоту окружающего тебя мира. Доброта вокруг нас. Правила этикета.
Учебно-тематический план
№
Число
Тема занятия
I ПОЛУГОДИЕ
1 ЧЕТВЕРТЬ
Я стал учеником - 5 часов.
1.
01-04.09.2015
Я стал школьником.
2.
07-11.09.2015
Наш класс-наш дом.
3.
14-18.09.2015
Поговорим о вежливости. Игра-конкурс «Буратино и Мальвина».
4.
21-25.09.2015
Город дружных ребят «Дружно в школе живет детвора, вместе работа и вместе игра».
5.
28-02.10.2016
Приятное общение в кругу друзей.
О доброте душевной - 11 часов.
6.
05-09.10.2016
Игра «Давай дружить»
7.
12-16.10.2015
Добро и зло. Герои сказок. Нарисуй добро.
8.
19-23.10.2015
Как стать прилежным и старательным.
9.
26-30.10.2015
Твое тепло согреет бабушкину душу. Праздник ко Дню пожилого человека. Рисунки к празднику.
2 ЧЕТВЕРТЬ
10.
09-13.11.2015
«Ежели вы вежливы»-прогулка по городу Вежливости. Макет города.
11.
16-20.11.2015
Добрые дела на все времена.
12.
23-27.11.2015
Ты и твои друзья. «Бескорыстная дружба».
13.
30-04.12.2015
Операция «Помоги другу».
14.
07-11.12.2015
Помни о других - ты не один живешь на свете.
15.
14-18.12.2015
Диспут « Мы в ответе за тех, кого приручили».
16.
21-25.12.2015
Операция «Покорми птиц».
II ПОЛУГОДИЕ
3 ЧЕТВЕРТЬ
17.
13-15.01.2016
Дискуссия «Вредные привычки. Скажи им нет».
18.
18-22.01.2016
Трудовые дела в классе и дома.
19.
25-29.01.2016
Что значит быть дисциплинированным.
20.
01-05.02.2016
Диалог о привычках плохих и хороших.
21.
08-12.02.2016
Мамины помощники, папины друзья.
22.
15-19.02.2016
Как я соблюдаю режим дня.
23.
29-04.03.2016
« У меня зазвонил телефон…» Правила общения по телефону.
24.
09-11.03.2016
Деловые игры «Если ты талантлив в труде - научи товарища».
25.
14-18.03.2016
Диспут «Что такое хорошо и что такое плохо».
Правила аккуратности - 3 часа.
26.
21-25.03.2016
Культура внешнего вида.
4 ЧЕТВЕРТЬ
27.
04-08.04.2016
Каждой вещи - свое место.
28.
11-15.04.2016
Если научишься ценить время - многое успеешь.
Правила поведения на улице и в обществе - 2 часа.
29.
18-22.04.2016
Задачи не на сложение, а на уважение. Культура общения. Приветствия.
30.
25-29.04.2016
Задачи не на сложение, а на уважение. Культура общения. Приветствия.
Этика и этикет - 3 часа.
31.
03-06.05.2016
Красота вокруг нас .Научись ее видеть и создавать.
32.
10-13.05.2016
Встречи с добрыми людьми.
33.
16-20.05.2016
Конкурсная программа « Дружба начинается с улыбки».
Научно - методическое обеспечение программы внеурочной деятельности
«Азбука нравственности».
-
А. Г. Асмолов, Г. В. Бумеранская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», пособие для учителя. М; Просвещение, 2009г.
-
Закон РФ «Об образовании».
-
Интернет - ресурсы
-
Мультимедийный фонд
-
Э. Козлов «Азбука нравственности», ж-л «Воспитание школьника», 2007 г. № 1-9.
-
Концепция духовно - нравственного развития и воспитания гражданина России. М; Просвещение, 2011 г.
-
Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).М; Просвещение, 2009 г.
-
Примерная программа внеурочной деятельности обучающихся начального образования.
-
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ( стандарт второго поколения).
-
В. Г. Черемисина «Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста», Кемерово, КРИПКиПРО, 2010 г
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического объединения ….. от_________2015 года №____ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ _________2015 год