РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Здоровей-ка» (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1

___________ Л.Н.Скопцова

Приказ № ______ от 29.08.201.г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Здоровей-ка»

3 «В» класс

(базовый уровень)


Учитель: Андрееве Екатерина Сергеевна, стаж работы - 18 лет


Срок реализации программы, учебный год: 1 год, 201.-201. уч.г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для начальной школы составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009 г. № 373 и приказа № 1241 от 26.11.2010,дополнение к приказу № 19707 от 04.02.11г;

  • Основной общеобразовательной программы МБОУ Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1;

  • Авторской программы по курсу внеурочной деятельности «Здоровей-ка».

Актуальность данной программы продиктована необходимостью решения проблемы снижения показателей здоровья, как взрослого, так и детского населения нашей страны.

Программа «Здоровей-ка» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 3 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Она составлена на основе нормативных документов системы народного образования: СанПиНа, Закона «Об образовании РФ». Программа направлена на получение младшими школьниками знаний о здоровом образе жизни и рациональном питании, на сохранение и укрепление здоровья.

Актуальность. В нормативных документах, медицинской и педагогической литературе подчеркивается необходимость формирования, укрепления и сохранения здоровья детей. Проблема обеспечения здоровья должна решаться не только медициной, но и школой через внедрение системы знаний о человеке, его здоровье, способах его формирования и сохранения. В настоящее время общество сталкивается с ухудшением здоровья, ослаблением иммунитета детей, что связано с экономическим, социальным неблагополучием многих семей, плохой экологической обстановкой. Показатели состояния здоровья ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим. К окончанию школы незначительные расстройства у части детей переходят в стойкую хроническую патологию. По данным специалистов РАМН менее 5% учащихся младших классов могут считаться абсолютно здоровыми. К старшим классам их численность уменьшается до 3%, одновременно возрастает процент хронической патологии с 45% до 50%. У большинства детей и подростков диагностируется 2-3 и более хронических заболеваний и функциональных отклонений. Для решения этих проблем разработана программа «Здоровей-ка». Концептуальной основой программы являются положения о методах активного формирования здоровья и о воспитании у детей потребности в здоровом образе жизни. Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, в образовательном процессе может обеспечиваться за счет: физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений; организованных подвижных игр на переменах»; спортивного часа, внеклассных спортивных мероприятий и соревнований, дней здоровья; самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

Программа объединяет физкультурное и оздоровительное направление. Предполагается не только получение знаний и навыков, способствующих физическому развитию и укреплению здоровья, но и самопомощи при его нарушении (оздоровительный массаж, элементы точечного массажа, комплексы специальных упражнений, релаксация). Цель программы: формирование внутренней мотивации к здоровому образу жизни, необходимости заботы о своём здоровье и здоровье окружающих. Задачи:

  • пропаганда здорового образа жизни;

  • систематизация знаний по здоровому образу жизни;

  • формировать и выработать у школьников потребность в здоровом образе жизни;

  • формировать умение оказать первую, доврачебную помощь;

  • формировать умение принимать решения в экстремальных ситуациях;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

  • способствовать повышению уровня двигательных действий: освоения техники движений и их координации, направленности на результат при выполнении физических упражнений, выполнении правил подвижных игр;

  • развивать у детей умение выбирать необходимую информацию.

  • Возраст детей

  • Курс внеурочной деятельности «Здоровей-ка» относится к спортивно-оздоровительному направлению. Предлагаемый курс по Программе «Здоровей-ка» предназначен для обучающихся младшего школьного возраста - 9-11 лет. Вести его может педагог дополнительного образования или учитель начальных классов.
  • Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения - 34 часа.

Режим занятий: В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности, курс «Здоровей-ка» изучается в 3 классе: 1час в неделю, всего за год 34 часа.

  • Формы проведения занятий: беседа, обсуждение, игра, тестирование.

Учебно-тематический план

уроков

Наименование разделов и тем

Теоретических

Практических

Я и моё здоровье (12 ч; 1 час в

неделю)

1

Я здоровье берегу - сам себе я помогу!

1

2

Здоровые зубы - здоровый организм.

1

3

Правильное питание.

1

4

Овощи и фрукты - источник витаминов.

1

5

Игра-викторина «Азбука питания».

1

6

«Движение - жизнь».

1

7

Инфекционные заболевания. Прививки от болезни.

1

8

Закаливание.

1

9

Целебная сила трав. Лекарственные растения и их значение для человека.

1

10

Целебная сила трав. Лекарственные растения и их значение для человека.

1

11

Игра «Здоровье - бесценный дар».

1


    Посеешь привычку -

    пожнешь характер (8 часов; 1 раз в неделю)

    12

    Компьютер и я.

    1

    13

    Как смогу, сам себе я помогу.

    1

    14

    Добро и зло телевизора.

    1

    15

    Вредные привычки.

    1

    16

    Вредные привычки.

    1

    17

    Полезные привычки.

    1

    18

    Полезные привычки.

    1

    19

    Игра «Мы за здоровый образ жизни!»

    1


      Как себя вести, чтобы не случилось беды.

      (4 часа;1 час внеделю)

      20

      Несчастный случай.

      1

      21

      Опасности в нашем доме.

      1

      22

      Безопасность при любой погоде.

      1

      23

      Что мы знаем про собак и кошек.

      1


        Первая помощь (11 часов; 1час в неделю)

        24

        Домашняя аптечка. Отравления лекарствами.
        1

        25

        Отравления ядовитыми веществами. 1

        26

        Обморожение. Тепловой удар.
        1

        27

        Растяжение связок и вывих костей. 1

        28

        Переломы. 1

        29

        Если ты ушибся или порезался.
        1

        30

        Кровотечения из носа.
        1

        31

        Если в глаз, нос или ухо попало постороннее тело. 1

        32

        Укусы насекомых и змей. 1

        33

        Подготовка проекта «Я и моё здоровье».
        1

        34

        Презентация проектов.
        1

        Итого 17 17 34часа




        Содержание программы учебного курса

        Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

        Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования. И спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.

        Программа включает следующие разделы:

        1. Я и моё здоровье (11 ч)

        Первоначальное понятие "что такое здоровье". Анализ самоощущений больного и здорового человека. Возможности деятельности больного и здорового. Как правильно питаться? Какие продукты наиболее полезны растущему организму? От чего зависит количество потребляемой пищи? Правила ухода за зубами: правила чистки зубов, массаж десен, недопустимость механических повреждений зубов. Закаливание организма как средство укрепления здоровья. Некоторые правила закаливания. Защитные функции организма и как их укрепить. Детские болезни. Опасные инфекционные заболевания. Переносчики инфекции. Вакцины и их введение в организм. Реакции организма на прививки. Лекарственные растения и их значение для человека.

        1. Посеешь привычку - пожнешь характер (8 ч)

        Полезные и вредные привычки. Как "вырастить" хорошую привычку. Техника безопасности при работе с компьютером и просмотре телевизора. Подвижные игры, комплексы зарядки для глаз, физминуток, упражнения на релаксацию.

        1. Как себя вести, чтобы не случилось беды (4 ч)

        Как избежать солнечных ожогов и тепловых ударов. Безопасность при грозе. Сквозняки. Мокрые (переохлажденные) ноги. Как избежать простуды? Как вести себя на улице в гололед? Беспорядок в доме (в комнате) - причина многих травм. Не бегай по мокрому полу. Не прикасайся мокрыми руками к электрическим приборам и проводам. Правила дорожного движения. Не играй на проезжей части дороги, стройке, в местах большого скопления машин и людей. Не лезь в переполненный транспорт. Не прыгай в него на ходу. Не высовывай руку из окна автомобиля и др. транспорта во время движения. Находясь в автомобиле, не дотрагивайся до кнопок и рычагов управления.

        1. Первая помощь (11 ч)

        Первая помощь при отравлении щелочными и кислотными ядами. Первая помощь при отравлениях недоброкачественной пищей. Первая помощь при отравлениях угарным газом и дымом. Что такое тепловой удар? Что происходит в организме при тепловом ударе? Как следует вести себя человеку, получившему тепловой удар? Чем поить и кормить пострадавшего? Как избежать теплового удара (одежда, поведение, питание)? Ожоги различной степени. Первая помощь при ожогах. Что такое отморожение? Как избежать отморожений в морозную погоду? Какие меры принимать при отморожении? Переломы и вывихи костей, растяжения и разрывы связок. Что испытывает человек при травмах? Первая помощь при переломах костей, травмах суставов и связок. Шины и способы их наложения. Перевозка (транспортировка) человека с переломом руки или ноги. Первая помощь при порезах и ссадинах. Ушибы и их последствия. Как остановить кровоизлияние от ушиба и не дать образоваться шишке? Как остановить кровотечение из носа? Инородные тела: пыль, занозы, осколки стекла, насекомые и др. Случаи, когда они попадают человеку в глаз, ухо, нос или горло. Способы извлечения инородных тел из организма. Что может произойти с человеком, если он своевременно не освободится от инородного тела? Опасны ли укусы насекомых. Как и чем следует обрабатывать место укуса насекомых. Укусы змей. Ядовитые и неядовитые змеи. Первая помощь при укусе ядовитой змеи. Что следует предпринять, если укусит собака, укусит или оцарапает кошка.

        Требования к уровню подготовки учащихся (планируемые результаты)

        В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся, формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

        Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» является формирование следующих умений:

        • определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

        • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

        Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

        Регулятивные УУД:

        • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

        • проговаривать последовательность действий на уроке;

        • учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала);

        • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений учебных успехов).

        Познавательные УУД:

        • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре);

        • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книгу, журнал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

        • перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса;

        • преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью (предметных, рисунков, схематических рисунков) (средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учителя, ориентированные на линии развития средствами предмета).

        Коммуникативные УУД:

        • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

        • слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);

        • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

        • учиться выполнять различные роли в группе: лидера, исполнителя, критика (средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

        В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» обучающиеся должны знать:

        • основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

        • особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;

        • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

        • основы рационального питания;

        • правила оказания первой помощи;

        • способы сохранения и укрепление здоровья;

        • основы развития познавательной сферы;

        • свои права и права других людей;

        • соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;

        • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

        • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

        • знания о "полезных" и "вредных" продуктах, значение режима питания.

        Уметь:

        • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

        • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

        • различать "полезные" и "вредные" продукты;

        • использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;

        • определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;

        • заботиться о своем здоровье;

        • находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;

        • применять коммуникативные и презентационные навыки;

        • использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;

        • оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;

        • находить выход из стрессовых ситуаций;

        • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

        • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

        • отвечать за свои поступки;

        • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

        В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

        Средства контроля (оценка достижений планируемых результатов)

        Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». А так же составление проекта, который может выполняться индивидуально и группой учащихся, отчёта о работе, который может быть представлен рефератом, буклетом, стенгазетой, альбомом.

        Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.

        Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

        Учебно-методические средства обучения


        1. Крутецкая В.А. Правила здоровья и оказание первой помощи. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011. - 64 с.: ил. - (Серия «Начальная школа»).

        2. Обухова Л.А., Лемискина Н.А. Шеола докторов Природы или 135 уроков здоровья (1-4 классы). Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: ВАКО, 2005, 208 с. - (Мастерская учителя).

        3. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий (Начальная школа)- 2005. - № 11. - 75-78с.

        4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: (1-4 классы ) В.И. Ковалько. - М. : Вако, 2004. - 124 c.

        5. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2007 г. - 105 с. (Мастерская учителя).

        6. Невдахина З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ под ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. - 134 с.

        7. Патрикеев А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - (Мозаика детского отдыха).

        8. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения Синягина Н.Ю., И.В. Кузнецова. - М.: Владос, 2003. - 112 с.

        9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. - 268 с.

        10. Степанова О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. ( Начальная школа, №1) - 2003, с.57.

        11. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. - М.: 1991. - 120 с.

        Календарно-тематическое планирование

        Уроков

        Наименование разделов и тем

        Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий по теме (разделу)

        Плановые сроки прохождения темы

        Фактические сроки (и/или коррекция)

        1. Я и моё здоровье (12 ч; 1 час в неделю)

        01.09 - 21.11

        1

        Я здоровье берегу - сам себе я помогу!

        Учащиеся уточнят понятие "что такое здоровье". Проанализируют самоощущения больного и здорового человека; возможности деятельности больного и здорового. Научатся правильно питаться. Узнают, какие продукты наиболее полезны растущему организму, о рациональном питании. От чего зависит количество потребляемой пищи? Выведут правила ухода за зубами: правила чистки зубов, массаж десен, недопустимость механических повреждений зубов; правила закаливания организма как средства укрепления здоровья. Защитные функции организма и как их укрепить. Рассмотрят детские болезни; опасные инфекционные заболевания. Узнают, какие есть меры борьбы с заболеваниями; реакции организма на прививки. Смогут узнавать лекарственные растения. Изготовят альбом этих растений.

        01.09 - 05.09

        2

        Здоровые зубы - здоровый организм.

        08.09 - 12.09

        3

        Правильное питание.

        15.09 - 19.09

        4

        Овощи и фрукты - источник витаминов.

        22.09 - 26.09

        5

        Игра-викторина «Азбука питания».

        29.09 - 03.10

        6

        «Движение - жизнь».

        06.10 - 10.10

        7

        Инфекционные заболевания. Прививки от болезни.

        13.10 - 17.10

        8

        Закаливание.

        20.10 - 24.10

        9

        Целебная сила трав. Лекарственные растения и их значение для человека.

        27.10 - 31.10

        10

        Целебная сила трав. Лекарственные растения и их значение для человека.

        10.11 - 14.11

        11

        Игра «Здоровье - бесценный дар».

        17.11 - 21.11


        1. Посеешь привычку - пожнешь характер (8 часов; 1 раз в неделю)

        24.11 - 30.01

        12

        Компьютер и я.

        Уточнят и расширят знания и представления о факторах укрепляющих здоровье, о полезных и вредных привычках человека. Выведут правила техники безопасности при работе с компьютером и просмотре телевизора. Разучат новые подвижные игры, комплексы зарядки для глаз, физминутки, упражнения на релаксацию. Узнают, чем вреден алкоголь и табак, какие последствия они вызывают.

        24.11 - 28.11

        13

        Как смогу, сам себе я помогу.

        01.12 - 05.12

        14

        Добро и зло телевизора.

        08.12 - 12.12

        15

        Вредные привычки.

        15.12 - 19.12

        16

        Вредные привычки.

        22.12 - 26.12

        17

        Полезные привычки.

        12.01 - 16.01

        18

        Полезные привычки.

        19.01 - 23.01

        19

        Игра «Мы за здоровый образ жизни!»

        26.01 - 30.01


        1. Как себя вести, чтобы не случилось беды.

        02.02 - 27.02

        20

        Несчастный случай.

        Учащиеся будут делать предварительный отбор источников информации;

        добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книгу, журнал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса. В данном разделе учащиеся узнают, как избежать солнечных ожогов и тепловых ударов; как обезопасить себя во время грозы; как вести себя на улице в гололед. Беспорядок в доме (в комнате) - причина многих травм. Выведут правила безопасности на улице, в транспорте, на воде, на природе, в быту.

        02.02 - 06.02

        21

        Опасности в нашем доме.

        09.02 - 13.02

        22

        Безопасность при любой погоде.

        16.02 - 20.02

        23

        Что мы знаем про собак и кошек.

        23.02 - 27.02


        1. Первая помощь (11 часов; 1час в неделю)

        02.03 - 22.05

        24

        Домашняя аптечка. Отравления лекарствами.

        Учащиеся проведут исследование, чем опасны мухи, комары, блохи, клещи и другие насекомые; как бороться с ними; как избежать укусов комаров и других насекомых; как защититься от клещей. Как и чем следует обрабатывать место укуса насекомых. Познакомятся с ядовитыми и неядовитыми змеями; первой помощью при укусе ядовитой змеи. Узнают, как оказывать первую помощь при отравлении щелочными и кислотными ядами; при отравлениях недоброкачественной пищей; отравлениях угарным газом и дымом. Подберут и проанализируют информацию о тепловом ударе и обморожении, сделают выводы и оформят памятку. Научатся обрабатывать и накладывать повязки, шины на раны, переломы и вывихи костей, растяжения и разрывы связок. Узнают о перевозке (транспортировке) человека с переломом руки или ноги.

        02.03 - 06.03

        25

        Отравления ядовитыми веществами.

        09.03 - 13.03

        26

        Обморожение. Тепловой удар.

        16.03 - 20.03

        27

        Растяжение связок и вывих костей.

        30.03 - 03.04

        28

        Переломы.

        06.04 - 10.04

        29

        Если ты ушибся или порезался.

        13.04 - 17.04

        30

        Кровотечения из носа.

        20.04 - 24.04

        31

        Если в глаз, нос или ухо попало постороннее тело.

        27.04 - 01.05

        32

        Укусы насекомых и змей.

        04.05 - 08.05

        33

        Подготовка проекта «Я и моё здоровье».

        11.05 - 15.05

        34

        Презентация проектов.

        18.05 - 22.05



















        Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


        Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи. В соответствии с содержанием программы, в классе желательно иметь: - таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.); - плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков; репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.); - портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.); - модели дорожных знаков, транспортных средств, часов; - модель торса человека с внутренними органами; - муляжи грибов, фруктов и овощей; - макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности); - разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул; - коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв; - гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов; - предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края); - живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).

        РАССМОТРЕНО

        СОГЛАСОВАНО

        на заседании Методического совета школы

        Заместитель директора по УВР

        Протокол №1

        _________И.Н. Зиновьева

        от «29» августа 201. г.

        «29» августа 201. г.






        © 2010-2022