• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Технологическая карта урока по музыке на тему Музыкальные портреты. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. ( 1 класс)

Технологическая карта урока по музыке на тему Музыкальные портреты. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. ( 1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

13

Технологическая карта урока

Учитель: Ферганова Оксана Анатольевна

Предмет: музыка

Класс: 1 А

Тип урока: изучение нового материала

Тема: Музыкальные портреты. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.

Цель: формирование представления о выразительных возможностях музыки в создании образа человека.

Задачи:

  • научить устанавливать связи художественных образов ( поэтических, живописных, музыкальных ) с жизненными впечатлениями детей; научить видеть интонационные связи музыки с движением, пластикой; научить находить сходства и различия музыкальной и разговорной речи;

  • развивать логические умения сравнения, анализа, умения построения рассуждений;

  • воспитание готовности эмоционально откликаться, распознавать и анализировать выразительные и изобразительные интонации.

УУД:

Личностные: развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности;

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Познавательные: узнавать, называть и определять героев музыкального произведения;

Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания.

Планируемые результаты: научатся: проводить интонационно-образный анализ на примере музыки С. Прокофьева «Болтунья», «Баба Яга», передавать разговор-диалог героев, настроение пьес.

Ресурсы урока: презентация к уроку; фонохрестоматия: П. Чайковский, пьеса «Баба-яга» из «Детского альбома», Леопольд Моцарт «Менуэт», Сергей Прокофьев вокальная миниатюра «Болтунья»; стихотворение Агнии Барто «Болтунья»; демонстрационный набор картинок «Музыкальные инструменты» для двигательной физкультминутки.

Ход урока

Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационный момент


Учитель настраивает детей на работу. Высказывает пожелания детям об их удачной работе на уроке.

Подготовка класса к работе. Хоровое чтение стихотворения:

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Регулятивные:

- настрой на урок.

Личностные :

- формирование эмоциональной отзывчивости.

2.Актуализация знаний.

Мотивация учебной деятельности.

Выявляет уровень знаний.

Представьте, что в класс по очереди входят незнакомцы. Их портреты рисует музыка. Сможете ли вы узнать, кто они - обычные люди, наши современники, или персонажи сказок?

Звучит пьеса «Баба-яга» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Как звучала музыка?

О ком она рассказала?

Какой характер у этого незнакомца?

Записывает на доске наиболее удачные названия, придуманные детьми, близкие к образу зла.

Раскрывает тайну замысла композитора и объявляет название, которое он дал своему произведению.

Слушают музыку.

Выбирают те определения, которые наиболее полно отражают характер музыки.

Придумывают названия для этой пьесы.

Личностные:

Мотивируются на активную деятельность,

Заинтересовываются.

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Коммуникативные:

Учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Регулятивные :

умение слушать и анализировать характер музыкального произведения;

3.Определение темы урока и

постановка учебной задачи.

Показывает портрет Бабы-яги и портреты людей ( презентация, слайд 2 -3 )

Что общего между этими иллюстрациями?

Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

Попробуйте сформулировать тему урока.

Корректирует предложенную обучающимися тему урока.

Рассматривают портреты, находят общее.

Формулируют тему урока, пытаются определить его цели и задачи.

Познавательные : самостоятельное выделение темы и целей урока;

Коммуникативные :

умение слушать и размышлять.

Личностные :

формирование интереса к музыкальным занятиям.

4.Двигательная физкультминутка.


Демонстрирует картинки из набора «Музыкальные инструменты»

«Музыканты»: движениями рук дети копируют игру на различных инструментах.

5.Формирование новых знаний.


Предлагает послушать произведение «Менуэт» Леопольда Моцарта, отца великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта.

Старинная эта музыка или современная?

Подсказала ли вам музыка, сколько людей исполняет этот танец?

Предлагает после первичного прослушивания «Менуэта» послушать две мелодии - две самостоятельные мелодии - верхний голос и нижний голос.

Какая из этих мелодий характеризует танцующую женщину, а какая - мужчину? Почему?

Какие черты характера присущи танцующим?

Переговариваются ли они во время танца или молчат?

Какие музыкальные интонации подтверждают это?

О чём их беседа?

Чем заканчивается танец - согласием или конфликтом, ссорой?

Слушают музыку ( наверняка услышат танцевальные интонации ритмы ).

Анализируют пьесу. Сравнивают две мелодии.

Личностные:

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства.

Коммуникативные:

Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение.

Регулятивные:

умение слушать и анализировать характер музыкального произведения.

Познавательные:

знакомство с новым музыкальным произведением.

6.Физкультминутка.


Предлагает детям выразительными пластичными движениями исполнить среднюю часть пьесы «Менуэт».

Слушают музыку и выполняют движения.

7.Формирование новых знаний

( продолжение ).


Объявляет название произведения.

Коротко рассказывает о жанре менуэта.

Менуэт - старинный французский танец. Произошёл от народного хорового танца. В 17 веке при короле Людовике XVII стал придворным танцем. В России менуэт появился в начале 18 века, его танцевали при дворе Петра I.

Читает стихотворение Агнии Барто «Болтунья»:

Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
"Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.

Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок".

Ну, я выбрала по фото...
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Я теперь до старости
В нашем классе староста.
А чего мне хочется?
Стать, ребята, летчицей.

Поднимусь на стратостате...
Что такое это, кстати?
Может, это стратостат,
Когда старосты летят?

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

У меня еще нагрузки
По-немецки и по-русски.

Нам задание дано -
Чтенье и грамматика.
Я сижу, гляжу в окно
И вдруг там вижу мальчика.

Он говорит: "Иди сюда,
Я тебе ирису дам".
А я говорю: "У меня нагрузки
По-немецки и по-русски".

А он говорит: "Иди сюда,
Я тебе ирису дам".

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Почему стихотворение так называется?

Призывает детей к размышлению о сходстве и различии музыки и разговорной речи.

Рассказывает о том, что композиторы в своих произведениях стремятся приблизить музыку к интонации разговорной речи.

Предлагает послушать миниатюру Сергея Прокофьева «Болтунья».

Предлагает сравнить интонации стихотворения и музыки.

Предлагает поразмышлять над тем, каково отношение авторов этих произведений - поэта и композитора - к их главной героине.

Подводит к мысли о том, что именно интонационные особенности музыки нам характер героини.

Слушают рассказ учителя.

Высказывают свои чувства об этом произведении.



Слушают стихотворение.













Отвечают на вопросы учителя.



Слушают миниатюру «Болтунья».

Высказывают своё мнение.

Предметные:

Знакомятся с новым термином «менуэт».

Коммуникативные :

умение выслушивать мнения товарищей и высказывать собственные суждения.

Личностные :

распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;







Коммуникативные :

умение слушать и размышлять.

Регулятивные:

умение проводить сравнительный анализ стихотворного и музыкального текста.

8.Рефлексия.


Организует рефлексию по типу «три волшебных вопроса»:

Я узнал…

Мне понравилось…

Ярче всего запомнилось….

Осуществляют самооценку собственной деятельности

Личностные:

Удовлетворённость, эмоциональный отклик; осуществляют самооценку собственной деятельности.

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью


© 2010-2022