Рабочая программа по подготовке дошкольников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

МБОУ СОШ№1, г. Реж

на 2014-2015учебный год.

Учитель Гильмутдинова К.З.

по подготовке детей дошкольного возраста к первому классу

по программе «Раз - ступенька, два - ступенька…» (52зан.) образовательной системы «Школа 2100». Комплексной программы развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» Под научной редакцией Р.Н.Бунеева,. изд. 4-е, доп. - М.: Баласс, 2013. Пояснительная записка Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей дошкольников, дается распределение учебных часов по крупным разделам курса. Рабочая программа включает следующие разделы пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; учебно-тематический план; основное содержание; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-методическое обеспечение. Общая характеристика Главное назначение работы с детьми по подготовке к школе - выявить уровень развития у детей устной речи и слухо-речевой памяти, математического мышления, установить уровень готовности ребёнка к школе. Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами: физической готовностью, т.е. состоянием здоровья; интеллектуальной и личностной готовностью. Физическая готовность ребёнка к школе определяется медиками и заносится в медицинскую карту. Личностная готовность характеризуется: ориентировкой ребёнка в окружающем мире, запасом его знаний; отношением к школе; самостоятельности ребёнка; его активности и инициативы; развитие потребности в общении; умение устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми. Интеллектуальная готовность детей к школе включает в себя состояние сенсорного развития, состояние развития образных представлений и ряда психических процессов, умственное и речевое развитие. Цель: Обеспечение равных стартовых возможностей для детей разного уровня подготовки к школе. Развитие речи и простых математических представлений. Ознакомление с окружающим миром. Развитие базовых психических процессов: внимания, памяти, мышления, логики. Подготовка руки к письму. Задачи: Развивать устную и письменную речь; Формировать вычислительные навыки; Развивать память, мышление, внимание, наблюдательность; Пробуждать у детей живой познавательный интерес и образовательную активность. Приёмы и методы: словесные, наглядные, творческие, репродуктивные, проблемные, уроки с использованием ИКТ. Формы: игры и продуктивная деятельность, индивидуальные, групповые. Основные принципы работы: учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста; комплексный подход; систематичность и последовательность; вариативность занятий; наглядность.
Прогнозируемый результат: Уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе; Формирование комфортной образовательной среды. Снижение уровня тревожности и психической защиты у первоклассников; Эмоциональное благополучие ребенка в классе; Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей; Выработка учителем стратегий индивидуального (личностно - ориентированного) подхода к учащимся; Включение родителей в образовательный процесс. Перечень оборудования: 1. Дидактический материал по обучению грамоте и письму. 2. Дидактический материал по математике. 3. Литература по предметам. 4. Компьютер, проектор.

ПЕРВЫЙ БЛОК: Развитие речи с элементами обучения грамоте «По дороге к Азбуке», «Наши прописи» призван обеспечить: развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения: развивать интерес к учебным занятиям: расширение и уточнение представления детей об окружающей среде в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций; развитие фонематического слуха. Занятия по обучению грамоте построены как обучающие навыкам учебного сотрудничества. Материал, которым работают дети: дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, то есть, направлены на развитие познавательных способностей. Много внимания уделяется игровым и занимательным моментам для поддержания интереса к работе. Занятия можно разделить на два этапа: разговорная часть урока и письмо. На занятиях задания разнообразятся, виды деятельности меняются. К детям приходят сказочные персонажи и любимые игрушки и предлагают интересные игры и задания. Например: при изучении буквы «А»- Айболит, «В » - Винни - Пух. Также используются картинки и иллюстрации для пересказов и составления предложений, рассказов. Используются разнообразные таблицы для чтения: слоговые таблицы, схемы слогов, предметные и сюжетные картинки для обучения дошкольников составлению рассказа или как опора для пересказа. Занятия по обучению грамоте и письму проводятся в тетрадях на печатной основе. Цели: развивать у детей готовности к обучению чтению в первом классе; развивать фонематический слух и речевую активность; укреплять мелкую моторику. Задачи: усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке; умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма. Подготовительные занятия не ставят своей целью научить ребенка писать. На них осуществляется этап подготовки детей к письму, укрепление руки, улучшение координации движений, усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке, умение ориентироваться в пространстве листа, строки, снижение психологической нагрузки ребенка. В результате подготовки дошкольников по обучению грамоте и письму дети будут: владеть понятием: «слово», «звук», «буквы», «предложение»; уметь различать звуки речи на слух; уметь составлять простые предложения; пересказывать по серии картин или по наводящим вопросам; конструировать буквы; штриховать по образцу. Метапредметными результатами изучения курса развития речи с элементами обучения грамоте «По дороге к Азбуке», «Наши прописи» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на занятии; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом тетрадей на печатной основе; учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая технология. Познавательные УУД: ориентироваться в тетрадях на печатной основе; находить ответы на вопросы на иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы группы и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты тетрадей и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; договариваться о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.


Учебно-тематический план


разделы № п/п Тема занятия К-во занятий Наша речь. 1 Для чего мы говорим? Слово, предложение. 2 2 Описание картинки. Текст.
2 В мире звуков и букв. 3 Для чего нужны звуки? Что такое буквы? Диалог. 2 4 Гласные звуки и буквы. Графическая речь. Печатание букв. 2 5 Согласные звуки и буквы. Особые обязанности звуков. Печатание букв. 2 6 Слоги. Слияния. Звуковой анализ слов. Штриховка. 2 7 Деление слов на слоги. Ударение. Звуковой анализ слов. 2 8 Алфавит. 8 Чудеса в стране слов. 9 Слова противоположные по смыслу. Слова близкие по смыслу. 2 10 Родственные слова. 2

Итого: 26зан.

ВТОРОЙ БЛОК:


Развитие логического мышления с использованием математического материала «Раз - ступенька, два - ступенька» призван: дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления; развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию; развивать наглядно - образную, словесно-логическую и эмоциональную память; внимание, наблюдательность, логическое мышление; развивать способность к обобщению и абстракции, развивать пространственные представления; изучить натуральные числа от 1 до 10 на системе практических занятий с
использованием наглядности; раскрыть смысл арифметических действий (сложения и вычитания) на основе элементарных практических действий, научить ориентироваться в тетради, аккуратно и систематически вести записи. Конкретное предметное содержания отобрано таким образом, чтобы подготовить детей к овладению простейшими умственными операциями. Научить устанавливать сходства и различия в предметах и в математических объектах. Выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих или не обладающих заданным свойством. Давать точный ответ на поставленный преподавателем вопрос. Подготовить к восприятию наиболее важных в начальном обучении понятий (число, отношение, величина и др.). Формирование математических представлений производится на основе широкого использования дошкольного опыта ребенка. В связи с этим, например, порядок ознакомления с натуральными числами, несколько отличается от традиционного. Так, сначала дети учатся называть числа по порядку от 1 до 10, узнавать знакомые цифры, пересчитывать предметы. Проводится подготовка к усвоению в дальнейшем понятия величины: дошкольники знакомятся с примерами наиболее распространенных в практике величин - длина, масса, время. Линия логического развития детей начинается уже на самых первых занятиях математикой, когда они выполняют простейшие действие классификации (например, разложить предметы или фигуры по цвету, по размерам, по форме). На доступных примерах разъясняется смысл таких «логических» слов, как «любой», «каждый», «все», «какой-нибудь» и т.д. Большое значение для математического развития ребенка имеет линия геометрической пропедевтики. На занятиях дети познакомятся с некоторыми геометрическими фигурами, их названиями и изображениями. Цели: создание благоприятных условий для интеллектуального развития ребёнка. Задачи: подготовить детей к овладению простейшими умственными операциями; устанавливать сходства и различия в предметах и в математических объектах; выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством; давать точный ответ на поставленный вопрос; подготовить к восприятию наиболее важных в начальном обучении понятий ( число, отношение, величина и др.). Планируемые результаты: выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством; показывать и называть предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета; предмет, расположенный между данными предметами; сравнивать предметы по размерам, по длине, по массе, используя практические способы; определять, в каком из двух множеств больше или меньше предметов, или во множествах элементов поровну; называть числа в пpямом и в обратном порядке от 1 до 10; сравнивать числа, характеризуя результат сравнения словами «больше», «меньше»; пересчитывать элементы данного конечного множества; читать любое число от 1 до 10; называть и различать геометрические фигуpы: шар, куб, круг, квадрат, треугольник. Метапредметными результатами изучения курса логического мышления с использованием математического материала «Раз - ступенька, два - ступенька» являются формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя; Учиться планировать учебную деятельность; Высказывать свою версию; Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (тетрадь на печатной основе, простейшие приборы и инструменты). Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний; Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи; Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; Средством формирования этих достижений служит учебный материал и задания в тетрадях, нацеленные на 1-ю линию развития - умение объяснять мир. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); Слушать и понимать речь других; Вступать в беседу на занятии и в жизни; Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в парах и малых группах.


Учебно-тематический план


разделы № п/п Тема занятия К-во занятий Общие понятия 1 Выявление математических представлений у детей. Геометрические фигуры.
3 Признаки предметов. Отношения. 2 Классификация предметов по цвету, форме, размеру. 3 3 Сравнение предметов по расположению, материалу, назначению.
3 4 Пространственные и временные представления детей. 3 Числа от 1 до 10. 5 Счёт предметов. Порядковые числительные. 3 6 Сравнение количества предметов. «Один», и «много». 3 7 Соотнесение цифры и числа. Нумерация первого десятка (прямой и обратный счёт) 3 8 Состав чисел. Развитие логического мышления. 3 Действия с числами. 9 Развитие умения решать простые задачи. 3 10 Прием сложения по представлению числового ряда. 3 11 Формирование навыков сложения и вычитания. 3 12 Обобщение и систематизация знаний детей. 3

Итого: 26зан.




© 2010-2022