Урок по литературному чтению. ««Японская сказка «Настоятель и служка»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10

Тема урока «Японская сказка «Настоятель и служка»

Учитель: Монтримене Татьяна Владимировна.

Класс:2.

Тип урока: урок обучения чтению нового текста.

Цель урока: Работать над формированием типа правильной читательской деятельности.

Задачи урока:

  • Учить детей анализировать литературное произведение; развивать устойчивый познавательный интерес к предмету.

  • Воспитывать в детях любовь к искусству народов мира; доброту, отзывчивость; учить отличать лживые чувства от искренних, жадность от щедрости.

  • Познакомить учащихся с особенностями культуры японского народа.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (предполагаемые ответы)

I.Орг. Момент

II. Речевая разминка

III.Подготовка к первичному восприятию







IV.Работа с текстом до чтения

1.Чтение заголовка и ответы на вопросы

2.Рассматривание иллюстрации

(слайд 6)



3. Чтение ключевых слов


4. Словарно-орфографическая работа


- Здравствуйте! - Улыбка - одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Давайте улыбнёмся друг другу, поделимся хорошим настроением. - Сейчас посмотрите на наших гостей и передайте им своё настроение. Садитесь. - Посмотрите на слайд.

  1. Работа над скороговоркой. (слайд 1)

Хохотушка буква Х

Рассмеялась ха-ха-ха

- Прочитайте скороговорку про себя - Прочитайте вслух в обычном темпе - Будем увеличивать темп (2 раза) - Повернитесь друг к другу и скажите так быстро, как только можете - Кто хочет рассказать скороговорку всему классу? (1-2 человека)

- Какой раздел на уроках литературного чтения вы сейчас изучаете? - С какими сказками уже познакомились? - Кто автор этих сказок? - Нравится ли вам читать сказки? - Кто скажет, чем мы будем заниматься на уроке? (цель) - Сейчас закроем глаза (звучит японская музыка), и попробуем отправиться в путешествие (достаю японскую куклу). - Открываем глаза. Посмотрите, какая гостья у нас появилась! - Кто из вас знает, из какой страны пришла к нам эта кукла? (Если кто-то говорит из Китая,, спрашиваю: «Кто думает по-другому?») - Ребята, а как вы догадались? - (Если дети не говорят об одежде: «Обратите внимание, какая одежда у куклы.») - Кто знает, как она называется? - Она называется кимоно. (слайд 2) - Интересно, что кимоно носят и мужчины и женщины. - Вы верно определили, что кукла из Японии, зовут ее Асура (вывешиваю название имени) и живет она в японской деревне Титоса (Слово вывешиваю на доску) - Повторим слово. (Повторяют 1 раз) - Запомните это слово, оно еще нам встретится. - Что вы знаете о Японии? - Япония - страна, где множество островов (слайд 3). Посмотрите, это - Япония (показываю) - Это - флаг Японии (слайд 4). Он представляет собой белое полотно с большим красным кругом в середине. - На что похож этот круг? - Красный круг на флаге Японии изображает солнце, только здесь изо дня в день жители первыми на всем земном шаре встречают рассвет. Поэтому Японию называют страной восходящего солнца.

- Ребята, как называют народ Японии? (слайд 5)

- Японцы уважают порядок. Как у многих народов культура японцев основана на уважении к старшим, скромности, умении ценить маленькие радости жизни. В знак уважения Японцы кланяются друг другу.

- Мы начали путешествие с улыбки, а теперь встанем и, как настоящие японцы, сделаем поклон друг другу и гостям. Японцы это делают с улыбкой.

- Садитесь, наше путешествие продолжается.

- Кукла Асура очень любит слушать сказки.

- Ребята, мы можем её порадовать?

- Сейчас поработаем с книгой. Откройте учебник на стр.31

- Прочитайте название сказки. (Название сказки вывешиваю на доску)

- Все ли слова в названии вам понятны?

- Кто такой настоятель? Служка?

- Где нам прочитать объяснение этих слов?

- Во всём мире служителей церкви называют по- разному. В Японии говорят - настоятель.

- Жители Японии очень любят рисовать. Японский художник нарисовал иллюстрацию к сказке.

- Как вы думаете, кого он изобразил?

- Хорошо, кто изображён на переднем плане?

- Ребята, приятен ли вам настоятель?

- Каким его изобразил художник?

- Ребята, чем занят служка?

- Посмотрите, как художник изобразил лицо служки (пауза). Что вы можете о нем сказать?

- Попробуйте догадаться, кто будет героями сказки.

- Посмотрите на стенд.

- Прочитаем слова вслух (указкой показываю слова)

Скупой настоятель

Мёд

Банка с ядом

Съел

Служка обманывает

Остался без мёда

- Как вы думаете, где мы можем встретить эти слова?

- Попробуйте с помощью слов догадаться, о чем будет сказка

- Хорошо, а вот правы вы или нет, мы узнаем после того, как прочитаем сказку.

- Ребята, посмотрите внимательно, все ли карточки со словами мы разобрали?

- Известно ли вам слово «черепки»

- Как мы можем проверить наше предположение?

- (Где мы можем узнать значение непонятных нам слов?)

- Еще значение неизвестных слов мы можем прочитать в толковом словаре.

- Я сделала закладку, давайте прочитаем в словаре значение слова «черепок»

- Верно, посмотрите на рисунок. Это - черепки, то есть осколки (рисунок вывешиваю на доску)

- В тексте вам встретится слово - божница. Повторите новое слово.

- Где мы можем прочитать значение этого слова?

- Обратимся к толковому словарю.

- Верно, посмотрите на рисунок божницы (рисунок вывешиваю на доску)


Работают по заданию

- Сказки

- …

- Народ

- Нравится

- Прочитаем новую сказку

- Да

- Кукла из Японии

- …, японская одежда

- …

Повторяют 1 раз

- …

- …

- Японцы

Кланяются

Открывают учебник

- Японская сказка «Настоятель и служка»

- В сноске внизу страницы

- Настоятель - священник в храме (церкви)

- Служка - мальчик, прислуживающий в храме

- Настоятель и служка

- На переднем плане мы видим настоятеля

-Настоятель нам неприятен,

художник изобразил его злым, жадным

- Он прислуживает настоятелю, кланяется ему в знак уважения

- Служка хитрый, улыбающийся. Мальчик как будто что-то выжидает.

Предположения

- Героями сказки будут

Настоятель и служка.


- Эти слова мы можем встретить в тексте

- Предположения детей

- Нет

- Предположения детей

- …

По словарю читает один ученик «Черепок - обломок разбитого глиняного, фарфорового изделия»

- В толковом словаре

По словарю читает один ученик: «Божница - полка с иконами»

V.Первичное восприятие

VI.Эмоционально-оценочная беседа

VII Литературный анализ, вторичный синтез













VIII Итог урока




VIII.Рефлексия



IX Задание на дом


- А сейчас самое интересное, прочитаем эту удивительную сказку. Слушайте внимательно, я начну читать, а вы продолжите.

- Что понравилось вам в сказке больше всего?

- (звучит японская музыка) Сейчас закройте глаза, вспомните наши предположения о содержании сказки.

- Правильно ли мы предположили, о чём будет сказка?

- (Изменилось ли ваше мнение после того, как мы прочитали сказку?)

- А как же было на самом деле?

- Есть ли в тексте описание настоятеля? (Найдите и прочитайте).

(Если дети читают лишнее предложение, спрашиваю: «Все ли строки описывают настоятеля?»)

- Найдите строки, в которых описывается характер служки?

- А каким вы его себе представляете?

- Что сделал служка, когда настоятель уехал на целый день? (Своими словами)

- Как он поступил после возвращения настоятеля? (Своими словами)

- Как вы думаете, хорошо ли поступил служка?

- А ты как думаешь?

- (Наши мнения разделились.)

- Можно ли служку считать положительным героем?

- Как вы думаете, встречаются ли в жизни такие люди, как служка?

- Почему настоятель ничего не сказал служке, ведь он понял, что служка обманывает?

- Подумайте, каким должен быть служитель церкви, в чём заключается его работа?

- А каким был настоятель в этой сказке?

- Где он спрятал мёд?

- Я согласна, мёд для этого героя оказался важнее всего.

- Вы все молодцы! Сейчас прочитаем сказку по ролям

Чтение по ролям.

Автор (читают 2 ученика по очереди), Настоятель, Служка

- Все герои молодцы, справились с заданием

- (звучит японская музыка) Молодцы! Но на этом наше путешествие не заканчивается.

- Ребята первого ряда подойдите к первой парте

- Ребята второго ряда подойдите ко второй парте

- Ребята третьего ряда подойдите к третьей парте

- Посмотрите на парты, у каждой группы есть задание от куклы Асуры.

Подхожу к группам

- Кто прочитает пословицу?

- Кто объяснит?

- Первая группа, вам слово

- Вторая группа

- Третья группа





- Как вы думаете, какая пословица больше всех подходит к сказке «Настоятель и служка»?

- Почему?

Первая пословица не подходит к сказке, потому что мы не можем назвать настоятеля вежливым человеком

- Третья пословица тоже не подходит, потому что настоятель и служка обманывали друг друга, а настоящие друзья всегда говорят правду друг другу и ничего не жалеют

- Вторая команда сделайте шаг вперед, остальные могут сесть на свои места. Спасибо!

- Прочитаем пословицу еще раз.

- Молодцы.

- К сожалению, наше путешествие подходит к концу.

- Что мы делали сегодня на уроке?

- (Какую сказку прочитали?)

- Кто автор этой сказки?

- Народ никогда не рассказывает сказки просто так, для чего же народ рассказал нам эту сказку?



- Бывают ли такие ситуации в нашей жизни?

- Хочется ли вам еще прочитать сказки о настоятеле и служке?

- Как вы думаете, что вы будете читать на следующем уроке?

(слайд 7) Звучит японская музыка

-У вас на партах есть три человечка.

- Определите как вам работалось на уроке.

- Если вам работалось легко, с удовольствием, возьмите первого человечка (показываю), если было трудно, но интересно, возьмите второго человечка (показываю), если было трудно, возьмите третьего человечка (показываю).

- Сейчас подойдите к доске и прикрепите того человечка, которого вы выбрали

- Можно сделать вывод, что вам всем урок понравился.

(если есть трудно, но интересно, спросить, что было трудно)

- И я вам могу сказать, что мне очень понравилось с вами работать, вы молодцы, отлично работали на уроке, были активны. Я тоже прикреплю первого человечка (прикрепляю).

- В конце нашего путешествия мы с куклой Асурой дарим вам закладки.

Дома вам нужно будет подобрать свою пословицу, которая подходит к сказке «Настоятель и служка» и записать её на закладке.

(слайд 8)

- Сейчас посмотрите на экран, посмотрите друг на друга, на гостей и поделитесь своей улыбкой!

- На этом наш урок закончен, встали, всем спасибо!

- …

- Настоятель пожадничал мёда для своего служки, а служка мёд украл, разбил чашку и обманул настоятеля

- «Скупой и жадный настоятель. Он никогда не давал своему служке ничего сладкого, а съедал все сам».

- «Служка очень любил мёд»

- Служка хитрый…

- Он без разрешения съел мёд настоятеля. Разбил его любимую чашку.

- Он его обманул. Сказал, что мыл любимую чашку настоятеля, вдруг пробежал кот и толкнул его, служка уронил чашку и она разбилась. То есть служка обманул настоятеля.

- Служка поступил плохо.

- Служка поступил хорошо, потому что проучил своего хозяина

- Служку нельзя считать положительным героем, потому что он украл мёд и обманул своего настоятеля

- Настоятель не хотел признаваться, что он врун, что он сам обманул служку

- Настоятель должен совершать хорошие поступки, чтобы помогать людям.

- Он был жадным человеком.

- В божнице


1 группа.

Прочитайте пословицу. Подумайте.

Как вы её понимаете?

Доброе слово и кошке приятно.

2 группа.

Прочитайте пословицу. Подумайте.

Как вы её понимаете?

Жадность - всякому горю начало

3 группа.

Прочитайте пословицу. Подумайте.

Как вы её понимаете?

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Дети выходят, пословицу «растягивают», читают, объясняют

1. Доброе слово и кошке приятно

- Приятное, вежливое слово приятно слышать и людям, и животным.

2.Жадность - всякому горю начало

- Если человек жадный, если он жадничает по отношению к другим людям, то и в ответ он получает то же самое

- К сказке подходит вторая пословица, потому что настоятель пожадничал для служки меда, поэтому остался и без мёда, и без своей любимой чашки


- Сегодня на уроке мы читали, рассказывали, познакомились с новой страной, с японской сказкой «Настоятель и служка»

- Автор сказки - народ

- Мы не должны жадничать, потому что если мы жадничаем, то и в ответ от других людей мы получаем то же самое

Чтобы мы усвоили, что жадность - это плохое качество и до добра не доведет.

- Да, если мы жадничаем, обманываем, то и в ответ получаем то же самое

- …

- Мы прочитаем еще одну японскую сказку


© 2010-2022