Статья ОБ УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К УЧЕНИЮ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКОВ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБ УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА

К УЧЕНИЮ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКОВ


Ф.А. Зулкарнеева

учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ № 22»

г. Салават РБ


В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.

Сухомлинский В.А.


Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребёнка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основная задача федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования должен обеспечивать:

  1. единство образовательного пространства Российской Федерации;
  2. преемственность основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
Структура стандартов включает три группы требований:
  1. к результатам освоения основной образовательной программы;
  2. к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
  3. к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Новые цели школьного образования - воспитание, социально-педагогическая поддержка, развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России. В основе стандарта лежит концепция духовно - нравственного развития, воспитания личности. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является ориентация на результаты образования на основе системно - деятельностного подхода к образованию. Учебный процесс должен ориентироваться на развитие личности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности, и, прежде всего, на основе освоения обобщённых способов учебной деятельности при изучении конкретного учебного материала. Федеральный компонент государственного стандарта определяет качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель начальной школы, призванную обеспечить достижение нескольких основных целей:
  1. развитие личности человека, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
  2. духовно-нравственное и эстетическое воспитание;
  3. освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
  4. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  5. сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Основная закономерность процесса учения - удовлетворение познавательной потребности учащихся. Радость познания развивает творчество учащихся, формирует интерес. Интерес выступает как познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Познавательный интерес начинается с элементарного любопытства. В последующем он может перерасти в любознательность, а на высшей ступени развития - в привычку к систематическому умственному труду. Однако эта привычка может быть сформирована при наличии системы воздействия на ученика всевозможными средствами. Поэтому в процессе организации учения учителю приходится вести особую работу по воспитанию у школьника познавательного интереса. Решающим условием формирования познавательных интересов является активизация учебной деятельности младшего школьника. Готовясь к уроку, тщательно продумываю дидактические, развивающие и воспитательные цели урока, решаю эти задачи в комплексе. Большое внимание на уроках уделяю развитию техники чтения учащихся, обогащению их словарного запаса, используя разнообразные методы активизации мыслительной деятельности учащихся. С первых дней в школе учить детей мыслить вслух и доказывать - один из принципов моих уроков. И учит не только учитель, но и ученик, размышляя вслух и ведя за собой весь класс. Большое внимание уделяю работе детей с дополнительной литературой. В условиях сегодняшнего дня, современный человек должен быть, как никогда ранее, готов к самостоятельной творческой работе. Знание - самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит. Прочные знания - это результат упорного, настойчивого труда. Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться считаю создание условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной деятельности, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знаниям, от неумения к умению, то есть осознание смысла и результата своих усилий. Ведь, как писал В.А.Сухомлинский, «напрасный, безрезультативный труд и для взрослого становится постылым, отупляющим, бессмысленным, а ведь мы имеем дело с детьми». Организуя урок, работая с детьми, стремлюсь так управлять их деятельностью, чтобы каждый почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех в труде - первостепенное условие становления личности человека. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда всё понятно и всё получается. Есть успех - есть и желание учиться. Особенно важно это на первом этапе обучения. Бороться за успех в учении - значит учить детей учиться, помогать поверить в свои возможности, воспитывать организованность, самостоятельность, ответственность, дисциплину труда. Как важно интерес к школе, с которым ребёнок приходит в первый класс, разжечь в неугасимый огонь познания! Вера родителей и учителя в возможности ребёнка - один из важнейших источников его настоящих и будущих успехов. А для того чтобы поддерживать учебную активность всех на уроке, нужно хорошо знать своих учеников, быть внимательным к ним, вовремя заметить усталость, переключить внимание, чтобы сохранить работоспособность. Я работаю на уроке под девизом: «Каждой секундой в труде дорожи!» Каждой минуте урока полную нагрузку. Кто с детства приучен, хорошо трудиться, тому некогда нарушать дисциплину. На уроках русского языка знакомлю с прекрасными образцами устного народного творчества: пословицами и поговорками. Они обогащают язык, придают ему выразительность, точность, меткость и являются добрыми помощниками при изучении нового материала, при закреплении правил. Так же на уроках широко использую загадки. При знакомстве и закреплении словарных слов загадки незаменимы. Прием «комментируемое управление» позволяет сделать учебный труд осмысленным и одновременно обеспечивает обратную связь: дает возможность контролировать учителю уровень знаний и умений обучающихся, вовремя заметить отставание, обеспечить продвижение в овладении умениями и практическими навыками. С самого начала учить детей рассуждать вслух и доказывать свою точку зрения - один из принципов уроков. Учит не только учитель, но и ученик, ведя за собой весь класс. Чтение - это важнейшее условие формирования мыслительных способностей обучающихся. Каждый урок литературного чтения начинаю с динамической паузы, которая развивает артикулярный аппарат обучающихся, расширяет угол зрения при чтении, увеличивает скорость чтения. Для привития интереса к чтению использую скороговорки, чистоговорки, иллюстративный материал. Включить каждого обучающегося в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков возможно через использование опорных схем, сигнальных карточек. Устный счет позволяет развивать навыки счета. Вариантом такой работы может быть использование задач в стихах, задачи-шутки, математические ребусы, игры «Молчанка», «Лабиринт» и пр. На уроках математики часто звучат задания «докажите, сравните, сделайте выводы», которые направлены на активизацию мыслительной деятельности обучающихся, логического мышления. Большое внимание уделяю практической работе с объемными геометрическими материалами, что позволяет обучающимся лучше представить изучаемое понятие. В конце каждого этапа работы делаем выводы, подводим промежуточные итоги, выделяем самые удачные правильные ответы детей. На современном уроке на первый план выходят умение убеждать словом, отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы, поэтому обучение ведет к формированию культуры проведения исследования, она включает в себя правильное оформление и защиту полученных результатов в виде докладов, рефератов, творческих проектов и презентаций. Чем чаще ребенок выступает перед слушателями, будь то одноклассники, родители или члены жюри конкурса, тем увереннее он становится, повышается самооценка и мотивация участника, что положительно сказывается на учебно-познавательной активности. Происходит становление личности, а, следовательно, впоследствии дети легче адаптируются и реализуют себя в жизни. В представлении своих результатов помогают информационные технологии. Применение информационных технологий в учебном процессе позволяет направить интеллектуальный потенциал обучающихся на позитивное развитие. Школьники учатся способам получения информации для решения учебных задач и приобретают навыки работы с компьютером. Использование ИКТ способствует:
  1. повышению качества обучения
  2. эффективной организации познавательной деятельности
  3. формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности
  4. развитию самостоятельности
  5. появлению возможности наглядного и динамичного представления информации с использованием изображения и звука (текстовая, графическая, аудио- и видеоинформация)
  6. появления доступа к информационным ресурсам, обеспечивающим привлечения научной и культурной информации.
Часто информационные средства применяются для демонстрации таблиц, иллюстраций, портретов писателей, презентаций и т.д. На сегодняшний день существует большое количество демонстрационных пособий на компакт-дисках, которые можно заказать в Каталоге образовательных ресурсов сети Интернет. Электронные учебники, энциклопедии, базу данных (БЭС и ДЭ «Кирилла и Мефодия») помогают в структурировании нового на этапе объяснения нового материала. Это вызывает огромный интерес у ребят и повышает познавательную активность. Успех в труде - это основа взаимопонимания между учителем и учениками, между родителями и детьми, между учителем и родителями, а значит, единства действий и воспитательных усилий школы и семьи. Развитие личности ученика предполагает максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в процессе обучения. Активность человека и есть всеобщая форма его существования как индивида, условие реализации себя как личности, создание для этого условий - важнейшая задача на всех ступенях системы непрерывного образования стандартов второго поколения. В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему предоставить для этого возможность. Всё начинается с детства… И от нас, учителей и родителей, зависит, чтобы к каждому ребёнку пришёл успех в учении, а его школьные годы стали ступеньками становления человека и гражданина России!

3


© 2010-2022