Глагол как часть речи

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Глагол как часть речиТема: Глагол как часть речи. Цели: -: познакомить учащихся с грамматическими признаками глаголов - формирование навыков коллективной работы; Задачи: повторить и обобщить знания учащихся о глаголе, как самостоятельной части речи, ее грамматических признаках; - развивать навыки нахождения глаголов в тексте, - активизировать учебно - познавательную деятельность учащихся

- формирование умения выделять глагол среди других частей речи

- создание условий для коммуникативных умений. \

- способствовать развитию познавательного интереса к данной теме.

- владеть навыками совместной деятельности (в паре).

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы, приемы: поисковый, репродуктивный, игровой, наглядный

Ход урока.

Ход урока.

1.Орг. момент

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

-Дети, вам тепло? (Да!)

В нашем классе светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Уже закончился урок? (Нет!)-

Только начался урок? (Да!)

А хотите вы учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!

2. Актуализация знаний. Ребята, раз вы хотите учиться, тогда откройте тетради и запишите число.

-Посмотрите на доску. Здесь записаны слова

Б…седа, зап…дный, п…рог , п…бедить, св…ркать, п..нал, д..журный,

1 вариант -Запишите имена существительные , вставьте букву. Объясните .

2 вариант -Запишите имена прилагательные.

-Проверим по цепочке, вставляя букву у доски

-Как определили имена сущ.? Прил.? ( правило)

3. Определение темы

- Ребята, скажите, а вы любите ходить в гости? Сегодня предлагаю кое-кого навестить. А кого, вам предстоит угадать. Послушайте внимательно.

Я страшное дело какой деловой:

В любые дела ухожу с головой.

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю.

Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,

И на стадионе голы забиваю.

Укроп поливаю, кусты подстригаю

И чисто-пречисто весь двор подметаю.

Дорожки песком я в саду посыпаю,

А после работы в тени отдыхаю.

(Такое неожиданное начало дает возможность нейтрализовать воспоминания о прошлых неудачах)

- Скажите, вы догадались к какой «деловой « части речи мы отправляемся в гости?

-Посмотрите на ребус. Прочитав слово, вы точно определите тему урока.

, Глагол как часть речиГлагол как часть речи

- А теперь возвратимся к словарным словам.

-Какие слова не вошли в группы? ( победить, сверкать)Что это за слова? Сегодня мы продолжим изучение раздела «Морфология» и начнём расширять свои знания о глаголе.- Что вы уже знаете о глаголе? - Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер.

ГЛАГОЛ- часть речи, вопросы, обозначает действия предмета, в предложении -сказуемое. изменяется по временам, лицам и числам, в прошедшем времени по родам. -А на какие вопросы мы сегодня должны ответить, чтобы правильно отличать глаголы от других частей речи?

  • На какие вопросы отвечают?

  • Что обозначают?
  • Чем являются в предложении?
Работа по книге. Устно Ответить на эти вопросы нам поможет упр.348 Стр 136 (Глаголы потерялись. Найдите подходящий по смыслу глагол.

5.Самостоятельно. Составить из слов белое, покрывало, всю, землю, покрывало, загадку

Отгадайте.(снег) Укажите части речи. - Что интересного заметили? (два одинаковых слова) - Подчеркните главные члены, подлежащее и сказуемое. - Но может чем- то они отличаются? ( вопросами) - Какой можем сделать вывод? ( Чтобы определить часть речи, необходимо выделить главные члены и задать вопрос) Работа у доски. Обратите внимание на парте лежит листок с текстом. Чудесен лес зимой! Белый пушистый снег на ветках деревьев. Смолистые шишки вершины елей. На сугробах узоры заячьих и лисьих следов. Вот через дорогу белка. - Прочитайте ,внимательно, текст. - Полностью понятен смысл текста? - Что удивило? - Вы согласитесь, что в тексте нет действий, он неживой? Оживите картину, добавив в каждое предложение действие. Один ученик работает у доски. Объяснить орфограммы.

(проверка текстов: Чудесен лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветках деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. На сугробах видны узоры лисьих следов. Вот бежит через дорогу белка. ) 7. Физминутка. «Неделька»
В понедельник я купался, А во вторник рисовал. В среду долго умывался, А в четверг в футбол играл. В пятницу я прыгал, бегал, Очень долго танцевал. А в субботу, в воскресенье целый день я отдыхал.
(выполняются движения в соответствии с текстом) Ребята, назовите действия, которые мы с вами выполняли. Что вы можете сказать о них? А теперь я загадаю загадки. Вы должны отгадать и назвать к отгадке те действия, которое оно выполняло. Отгадайте загадки.

Например: снег - лежит, падает, кружится, тает, радует, переливается. Во дворе замерзли лужи, Целый день поземка кружит, Стали белыми дома. Это к нам пришла... (Зима)
Кто-то тучу, как перину, Разорвал наполовину Вниз посыпались пушинки - Серебристые... (снежинки)
Наши окна - как картинки. Кто художник-невидимка? На стекле букеты роз Нам нарисовал... (мороз)
Змейкой вьются по земле, Воют жалостно в трубе, Засыпают снегом ели. Это - зимние... (метели)
Много снега во дворе - Вот забава детворе! Ходим по снегу. На ножки Все надели мы... (сапожки)
Мы его слепили ловко. Глазки есть и нос-морковка. Чуть тепло - заплачет вмиг И растает... (снеговик)
- Молодцы, ребята! Я вижу, что работать вместе вам нравится. А теперь предлагаю поработать в парах. Работа по карточкам. ( в парах)

КАРТОЧКА № 1
К данным именам существительным запиши как можно больше подходящих по смыслу глаголов.
Образец: Вода капала, бежала, текла, лилась, струилась, замёрзла.
1) Солнце палило,…….
2) Ветер дул,……..
3) Река вилась,……
4) Трава выросла,……..

КАРТОЧКА № 2
Образуй от данных имён существительных глаголы. Напиши.
Рассказ, разговор, крик, бег, свет, зелень, посадка.
С любым из записанных глаголов составь и запиши предложение.

КАРТОЧКА № 3
Выделенные имена существительные замени однокоренными глаголами.
Образец: Погрузка багажа - (что делать?) грузить багаж.
1) Доставка почты - (что сделать?)….
2) Посадка деревьев - (что сделать?)…
3) Побелка квартиры - (что сделать?)….

КАРТОЧКА № 4
Спиши, подчеркни глаголы.
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли.
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли. Проверка. Устно. Ребята, а вы любите мечтать? - Кто может раскрыть нам свою мечту? - Мы сейчас прочитаем стихотворение о мальчике Пете на стр 138 упр 351. - Как вы считаете, почему у Пети такие мечты? Найдите глаголы, задайте к ним вопрос. Запомните написание выделенного словарного слова.

Коллективная работа. ( учитель диктует)

Образуй от данных имён прилагательных глаголы и существительные Напиши.
Светлый, грустный, молчаливый, жёлтый, синий, весёлый, сторожевой.
Образец: светлый - светлеет, свет. Письмо под диктовку. Найти лишнее слово. Докажи.

Поёт, дремлет, ветер, играет. Придёт, топор, сядет, роет. Большой, долбит, плавает, ныряет. Убирает, зарядка, рисует, обедает.
10. Физминутка.
Сидя выпрямили спинки. И следите все за мной. Покачали головой, Руку правую подняли Ею дружно помахали Две руки теперь скрепили А теперь разъединили Повторяем 10 раз 1,2.3, Ускоряем мой показ Молодцы! Не поленились Аплодисменты получились.
- Эти аплодисменты вам, за хорошую работу на уроке. 12. Рефлексия Назовите только глаголы. Таракан живёт за печкой. То- то тёплое местечко. Ученик учил уроки. У него в чернилах щёки. Дятел жил в дупле пустом. Дуб долбил он долотом. 13. Итог урока : Назовите о какой части речи мы говорили на уроке? - Что обозначает глагол? - На какие вопросы отвечает? - Каким членом бывает в предложении? - Назовите, при помощи глаголов, что мы делали на уроке? 14. Домашнее задание: Запишите 10 глаголов . Составить и записать 5 предложений. Указать части речи.










Самоанализ урока русского языка по теме : Глагол как часть речи.


Данный урок является 1 уроком в разделе « Глагол».

Тип урока: урок открытие новых знаний.

Методы, приемы: поисковый, репродуктивный, игровой, наглядный

Цели урока достигнуты благодаря использованию различных форм работы на уроке, методов обучения, взаимосвязи элементов урока, а также учета учебных и психологических особенностей учащихся:

-Достаточная сформированность мыслительной деятельности,

-Умение концентрировать внимание

-Средний и высокий уровень памяти учащихся (зрительной и слуховой) и др.

Содержание урока соответствовало теме и целям. Использованы фронтальная, индивидуальная и групповая формы работы, сочетание которых способствовало эффективной организации учебной деятельности.

На уроке применялись различные методы обучения: наглядные, практические, поисковые, словесно-репродуктивные, игровые. Работа проходила в сотрудничестве с учителем.

Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.

На уроке целесообразно использованы наглядные пособия, дидактический материал, создание ситуации успеха, формированию интереса к изучению материала темы.

С целью развития познавательных процессов учащихся были использованы различные приемы, работа с интерактивными тренажерами, исследовательская работа и конкурсы способствовали развитию мышления, памяти, внимания, развитию речи, воображения.

Активность учащихся была достаточно высокой, этому способствовали игровые и элементы занимательности.

Проведение урока в форме игры дало возможность детям чувствовать себя уверенно, раскованно, не позволило вызвать у учащихся умственное напряжение, напряжение глаз. Таким образом был учтен здоровьесберегающий компонент.

Темп урока оптимален. Плотность урока достаточная. Атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся.

Считаю, что урок достиг целей, результативен, так как учащиеся активно, с интересом и правильно выполняли задания. Задачи урока реализованы в полном объеме.

Учитель: Швайцер Н.М.



Учитель: Швайцер Н.М.





















12января 2015г




© 2010-2022