Поделитесь с коллегами:
Урок по познанию мира во 2 классе
Тема: «Растительный мир нуждается в защите человека» Цель: знать способы защиты растений. Задачи: - уметь определять факторы, влияющие на жизнь растений; называть действия людей по защите растений; - формировать коммуникативные умения учащихся (включение в беседу, умение слушать и слышать друг друга, умение формулировать и задавать вопрос). - воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход урока.
- Психологический настрой.
- Проверка домашнего задания по теме: «Сколько лет живут растения»
а) Выставка рисунков учащихся и их защита. б) заполнить таблицу (у доски) и доказать: Виды растений Однолетние Двулетние Многолетние Морковь Шиповник Ландыш Картофель Капуста Клен Петрушка Свекла Пшеница Сирень - Работа над новым материалом.
Составление карты ассоциаций к слову «Защита» подведение итогов. - Сегодня на уроке понадобится ваше внимание и поддержка. Если мы закроем глаза, то ничего не увидим… Ничего и раньше не было, кроме тьмы… и было так до тех пор, пока не появился большой сверкающий голубой шар. Это Земля… Жизнь начинается, мир ослепительно переливается. И так важно, чтобы это продолжалось вечно. - Итак, жизнь продолжается и урок продолжается. - Дети, как вы думаете, растения - важная часть природы? Почему? - Вот сегодня на уроке мы и поведем речь о том, что растениям необходима защита человека. Прочитайте пословицу, объясните ее значение и соотнесите с темой нашего урока. «Земля хоть и кормит, но и сама есть просит». Заполните в таблице 1 и 2 столбик, а 3 столбик заполним в конце урока
Знаю Хочу знать Узнал
- Выразительное чтение стихотворения.
Задание: внимательно послушайте и перечислите этапы работы. Как мальчик заботился о растениях? Я посадил цветы. Лишь пришла весны пора, Я у нашего двора Посадил цветы. Тороплю - считаю дни, Пусть быстрей растут они - Милые цветы. Воду ведрами таскаю, Каждый вечер поливаю Я свои цветы. Не даю их рвать ребятам, От собак, от коз бодатых Берегу цветы. Наконец, в траве зеленой Распускаются бутоны - Краше в мире нет. Не цветы, а загляденье! Завтра маме в день рожденья Подарю букет. - Что делал мальчик, чтобы вырастить цветы для мамы?
- Что бы могло произойти, если бы мальчик не охранял свои растения?
- Как вы думаете, какой стала бы земля, если бы все дети посадили для своих мам цветы и охраняли их?
- Садили ли вы что-нибудь для своей мамы?
- Чтение текста в учебнике. Обсуждение прочитанного.
- Физминутка.
- Загадка.
Тонкий стебель у дорожки, На конце его - сережки. На земле лежат листки - Маленькие лопушки. Нам они - как лучший друг, Лечат ранки ног и рук. - Как называются растения, которые исцеляют человека, помогают ему сохранять здоровье? - Вам было задано на дом, подготовить сообщение о лекарственных растениях. Защита сообщений. - Научно- исследовательская работа.
Знакомство с Красной книгой. - Разделите эти фотографии на две группы (животные и растения). - Но что-то их объединяет? - Давайте будем путешествовать по страницам Красной книги. Почему эту книгой называют Красной? Большое место в ней занимают растения. Почему люди рвут цветы? - Красная книга - книга необычная. Она имеет цветные странички. Как вы думаете, зачем? На красных листах книги помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения. На желтых - уязвимые виды, которые очень быстро исчезают, и поэтому им грозит «переселение» на страницы красного цвета. На белых - сведения о редких видах. На серых - сведения о малоизученных и редких видах. На зеленых - сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности. Черными страницами стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды. - Вы дома приготовили выступление о растении, занесенном в Красную книгу, на альбомном листе и красиво его оформили. Мы все листочки подошьем, и у нас получится своя Красная книга (Выступление учащихся). - Я вас хочу познакомить с некоторыми цветами, занесенными в Красную книгу. Ландыш. По древнерусской легенде морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, он же отдал свое сердце земной девушке Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли прекрасные и нежные ландыши - символ чистой и беззаветной любви и грусти. Лилия (кувшинка). Греческая легенда повествует о прекрасной нимфе, полюбившей юного Геракла. Герой не ответил на чувства нимфы, и она погибла от горя и тоски, превратившись в водяную лилию (кувшинку). Латинское название кувшинки означает «Нимфа снежно-белая». Подснежник. Богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белое платье. Но снег тоже захотел принять участие в карнавале, хотя карнавальной одежды ему не полагалось. Тогда он стал просить цветы поделиться с ним костюмом. Все цветы боялись холода и не согласились, и только подснежник укрыл его своим хитоном. Вместе кружились они в хороводе цветов и прониклись друг к другу такой симпатией, что неразлучны по сей день. Купальница. Одна русалка так полюбила пастуха, что не захотела с ним расстаться. Она стала выбираться из воды и незаметно следовать за пастухом. Волосы ее выгорели от солнца и стали золотыми. Но пастух ничего не замечал. В последний раз она сидела неподалеку от него у ночного костра, пытаясь обратить на себя внимание шепотом, грустной песней и бледной улыбкой, но когда пастух поднялся, чтобы подойти к ней, русалка вдруг растаяла в лучах утреннего солнца, превратившись в цветок купальницы. - Вот такие прекрасные легенды были сложены в давние времена. Будет очень жаль, если цветы останутся только в легендах. - А что мы с вами можем сделать для охраны природы? Давайте выведем некоторые правила и эмблемы охраны и защиты природы. Работаем в парах. - Не ломай ветки деревьев и кустарников;
- Не рви много цветов на лугу и в лесу;
- Не мусори в лесу, у реки;
- Принимай участие в посадке растений.
(если учащиеся назвали другие правила, то их дописать на доске) - Обобщение изученного.
- А сейчас давайте закрепим знания по разделу: «Растительный мир».
Тест. 1. В нашей стране произрастают: А) 6000 видов растений В) 25000 видов растений Б) 40 видов растений Г) 600 видов растений 2. Каждому растению необходима: А) длинная корневая система В) влажная почва Б) суша и жаркий климат Г) определенная среда 3. Растительное сообщество - это: А) распределение тела и влаги В) десятки видов растений Б) условия, необходимые для Г) много света, плодородная почва, Совместного произрастания умеренное тепло 4. Культурные растения: А) выращиваются человеком В) вырастают самостоятельно Б) обходятся без посторонней помощи Г) прекращают свое существование 5. Редкие и исчезающие растения занесены: А) в Конституцию В) в учебник «Познание мира» Б) в Закон о языках Г) в Красную книгу 6. Количество видов растений уменьшается в результате: А) смены времен года В) большого строительства Б) бесхозяйственной деятельности Г) изучения и познания природы человека - Итог урока.
- Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. И мне хотелось бы закончить наш урок вот этим стихотворением: Коль суждено дышать нам воздухом одним, Давайте-ка мы все объединимся, Давайте нашу землю вместе сохраним, Тогда и сами на земле мы сохранимся! - Домашнее задание. Прочитать текст в учебнике на странице 132-134 и подготовить эмблему по защите природы.
- Рефлексия. Наш урок закончился. У вас есть схема оценивания работы на уроке. Оцените свою активность во время урока (высокая,средняя, низкая).
- Молодцы!