Отчёт В 2 по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков по познанию мира в 4 «Б» классе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Костина Татьяна Николаевна Портфолио учителя Отчёт В2

Группа №4 3-го уровня

г. Алматы

Отчёт В 2

по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков

по познанию мира в 4 «Б» классе
Тема: Аул
Цели: Образовательная: Познакомить учащихся с различиями жизни в ауле и в городе. Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям родного края. Развивающая: Развивать представления учащихся о сельской жизни.
Тип урока изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности
Форма организации урока: парная и групповая работа, творческая защита проектов
Для составления урока были использованы семь модулей Программы: 1. Новые подходы в преподавании и обучении. (Групповая работа. Проблемно-диалоговое обучение) 2. Обучение критическому мышлению. 3. Оценивание для обучения и оценивание обучения. 4. Использование ИКТ в преподавании и обучении. 5. Обучение талантливых и одаренных учеников. 6. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников. 7. Управление и лидерство в обучении.
Основные понятия темы: аул, культура, традиции, обряды, мораль. Оборудование урока, наглядность: видеоролик «Традиции», рефлективный экран, листы оценки работы групп, термины с их значением, маркеры, флипчарты.

Ожидаемые результаты:
1. Знать термины: аул, род, культура, традиции, обряды, мораль 2. Понимать исторически сложившиеся культурные особенности жизни аула. 3. Уметь работать в группе, в паре с целью развития диалогической беседы
Роль учителя в мире огромна. На учителе лежит большая ответственность за учащегося, за приобретение им знаний, за формирование личности, компетентной в современном мире и многое другое. «Учитель является стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учащихся, а развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, сверстников, из учебников» (руководство для учителя, стр.110). Целью успешного преподавания является развитие глубокого понимания предмета учениками, обеспечивая использование и применение знаний вне класса. Ответственной работой для учителя является грамотное планирование уроков и эффективное преподавание. В своём отчёте по уроку, хочется рассказать об учениках 4 «Б» класса. Данный классный коллектив начал формироваться в 2009 году. В классе одиннадцать девочек и четырнадцать мальчиков, основной костяк не изменился. Учащиеся класса являются работоспособными. Детям очень нравиться работать над заданием вместе. В классе есть три ученика со специальными нуждами, а так же четыре человека с высоким уровнем способностей. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы. В классе отсутствует ярко выраженный лидер. Любой из учеников в определённой ситуации может им стать, но более часто инициативу берёт на себя Рысбаева Камила. Большинство учеников класса открыты и легки в общении, но есть двое ребят, которые пришли в этом году, они - замкнуты и недоверчивы. Остальные дети легко идут на контакт с педагогами и одноклассниками, вовлекаются в различные виды деятельности. Урок по теме «Аул» в серии последовательных уроков является третьим. Во втором и в третьем классах учащиеся уже познакомились с отдельными обрядами и традициями, поэтому учитывая уже имеющиеся знания, был разработан данный урок. Чтобы настроить учащихся на урок, Манакбаев Елмурат сыграл на домбре кюй Курмангазы «Сары арка». Дети очень внимательно выслушали кюй, так как впервые Елмурат в классе исполнял музыкальное произведение на домбре. Перед тем, как начать работу, ребята записали фамилии и имена в листы оценивания. Чтобы проверить понимание темы прошлого урока, проводилась парная работа учащихся по составлению вопросов «высокого» и «низкого» уровня. Учащиеся дома приготовили вопросы и отвечали на них на уроке. Вопрос на понимание. Володя: «Что такое фермерское хозяйство?» Кристина даёт определение фермерского хозяйства. Вопрос на применение. Лиана: «Какие отрасли животноводства наиболее развиты в фермерском хозяйстве РК?». Вопрос на анализ. Камила: «Все ли отрасли животноводства развиваются одинаково в фермерском хозяйстве?» Учащиеся отвечают на данный вопрос. ВОтчёт В 2 по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков по познанию мира в 4 «Б» классеОтчёт В 2 по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков по познанию мира в 4 «Б» классеопрос на синтез. Диас: «Какие из отраслей фермерского хозяйства - животноводство, птицеводство и растениеводство, приносят наибольшую прибыль в экономику Казахстана?» Учащиеся с трудом ответили на этот вопрос, мне пришлось вместе с ними разобрать его и внести дополнительные сведения. ПОтчёт В 2 по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков по познанию мира в 4 «Б» классео критериям они оценили работу друг друга и заполнили оценочные листы. На этапе актуализации, проходила работа по заполнению кроссворда учащимися для определения темы урока, тем самым активизировалась деятельность по развитию критического мышления учащихся. Небольшое затруднение возникло, когда дети не смогли ответить на вопрос «Как сказать одним словом: традиции, обряды, обычаи народа - (культура)». Чтобы помочь учащимся в определении этого понятия, мною была оказана помощь и заданы вопросы детям: - Что вам известно об Ауле? Запишите это в первый столбик таблицы «ЗХУ» на карточке № 3. (работа в парах). Ребята быстро справились с этим заданием и несколько человек зачитали свои записи: Тасов Диас: « Жители аулов ходят в национальной одежде, играют на домбре, живут в юртах». Абилова Азиза: « Обряды «Разрезание пут», «свадьба» Ажибеков Ильяр: « Аул - это казахская деревенька, там есть акимат. Выращивают скот, производят мясомолочную продукцию». После того, как учащиеся озвучили тему урока, работа проходила в устной форме, то есть были предложены задания над понятиями урока. Интересно было введено понятие слова «мораль». Репетунова Лена, предположила, что значение этого слова можно соотнести с моралью басен Крылова. «В каждой басне есть мораль, то есть поучение, наверное слово «мораль» означает какое-нибудь правило». Учитель: «Как взаимосвязаны между собой эти слова?» Рысбаева Камила ответила на этот вопрос так: "Жизнь в ауле строится на правилах поведения, на традициях, обычаях, которые возникли очень давно и передаются из поколения в поколение". Квандт Томирис представила свое домашнее задание (опережающее), самостоятельно составленную презентацию по теме урока. Девочка нашла иллюстрации, отображающие быт кочевого населения, убранство юрты, национальные костюмы для людей разного возраста и статуса. Презентацию сопровождала красивая музыка в традиционном стиле. Выступление самой девочки заинтересовало всех учащихся. Даже Берсенёв Игнат, который до этого не желал участвовать в уроке, оживился и задал несколько вопросов по презентации. Следующим этапом урока была групповая форма работы. Формирование групп прошло по методу "мозаики", ребятам нужно было собрать иллюстрации с традиционными костюмами. Этот процесс был очень оживлённым, интересным для ребят, необычным и занял немного больше времени, чем я ожидала, так как учащиеся ещё не совсем умеют быстро работать в такой форме. Итак, сформировались три группы для самостоятельной работы по изучению нового материала и его закреплению в процессе урока. Каждой группе было дано отдельное задание. Для первой группы задание: «Представить доказательства, что аул является источником мудрости, творчества и хранителем традиций казахского народа». Задание для второй группы: «Рассказать, показать, как выглядит аул сегодня», и для третьей группы задание - «Рассказать об обычаях гостеприимства в ауле». Работа закипела. Было видно, что учащиеся очень заинтересовались работой. Находили материал не только в учебниках, но и использовали свои сотовые телефоны, где искали нужную информацию из интернета. Для детей такая форма работы была новой, интересной, так как раньше на уроках не разрешалось использовать телефоны или какую-либо другую технику. Чувствовалась атмосфера конкуренции между группами, потому что каждая команда хотела справиться с заданием первой. Отчёт В 2 по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков по познанию мира в 4 «Б» классеПервая группа принялась сразу читать статью учебника, и выписывать нужную информацию. Рабочий климат в группе поддерживался всеми членами группы на протяжении всей работы над заданием, но когда стали выбирать спикера, который будет защищать работу, выявились два претендента, которые не хотели уступать друг другу. Наблюдая за этим процессом, я увидела, что ребята сами не могут справиться и пришлось вмешаться и оказать помощь в выборе. В итоге был выбран совершенно другой спикер - Статенина Элеонора. ВОтчёт В 2 по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков по познанию мира в 4 «Б» классео второй группе ребята никак не могли разделить обязанности, долго спорили, кто кем будет, потом попросили меня распределить роли и помочь начать работу. Потеряв много времени, ребята активно взялись за работу, но не успели оформить её на флипчарте. Защищать работу вышла вся группа. Они распределили кто, что будет рассказывать. Третья группа показала театрализованный обряд гостеприимства под музыкальное сопровождение на домбре. Камила распределила всем членам группы роли. Каждый отнёсся ответственно к поручению. Группа, презентуя свою работу, показала слаженность, умение уважать мнение друг друга, оказывать помощь друг другу. Все свои презентации проектов учащиеся выполняли творчески, принимали активное участие в обсуждении работы, в процессе задавали друг другу вопросы и сами отвечали на них. Я увидела, что дети стали мыслить по-другому, что-то изменилось в их понимании и поведении. И самое главное, я поняла, что изменилась сама, и изменилось моё отношение к детям. Эта работа способствовала развитию критического мышления учащихся и моего мышления. Затем каждая группа оценила друг друга, посредством техники формативного оценивания «две звезды и желание». Ребята объективно отметили положительные стороны каждой работы. Не только отметили, но и высказали очень конструктивные предложения по улучшению презентации второй группы. Саербаева Русалина: «Вам нужно выполнять правило № 3 «уметь договариваться» (правила работы в группе, разработанные учащимися). Бешов Артём: «Во время защиты работы Эля употребляла в речи новые слова, и при показе обряда «гостеприимства» были использованы новые слова, а вторая группа кроме слова «аул» никаких других слов не говорила». После анализа работ учащимися, в опрос подключилась я сама. Отчёт В 2 по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков по познанию мира в 4 «Б» классе- А теперь вернёмся к карточке №3 «таблица ЗХУ». Заполните вторую колонку «Узнал». Несколько ребят зачитали свои записи. - Аул - хранитель традиций. Очень гостеприимные люди. Затем ребята заполнили колонку «Хочу узнать» и так же зачитали: - Из какого материала сделана юрта; - Попробовать самому собрать юрту; - Как готовить барана; и многое другое. В конце урока была проведена рефлексия в виде синквейна к слову «Аул». Ученики с удовольствием работали над составлением синквейна, затем по желанию зачитали. Эта работа по составлению синквейна развивает мышление учащихся с учётом их возрастных особенностей. Было очень интересно. Приведу пример составления синквейна ученика Манакбаева Елмурата: посёлок небольшой, далёкий развивается, процветает, радует мне нравится жить в ауле моё детство
После чтения своего синквейна Елмурат предложил всем классом съездить на экскурсию в «настоящий» аул. Дети обрадовались этой идее и «загорелись» для её осуществления. Домашнее задание дано дифференцированно. Для более талантливых детей дано дополнительное задание, приготовить информацию из раздела «очевидное - невероятное о культурной жизни Казахстана». Учащиеся могут выполнить это задание в виде кластера на флипчарте или в виде презентации с показом на интерактивной доске. Выбор выполнения остаётся за учащимися. На последнем этапе урока ребята оценили свою работу по критериям, заполнили экран уровня комфортности работы в группах. Хочется отметить, что работа учеников на уроке была очень активной, познавательной. Равнодушных на уроке не было.
Размышляя над проведённым уроком, я поняла, что удалось создать благоприятные условия для самообучения учащихся в группах. Равнодушным не остался ни один ребёнок. Все хотели поучаствовать. Даже Эля, обычно с не особым энтузиазмом участвующая в уроке, сегодня пыталась быть активной и блестяще защитила работу группы. Так же применение стратегий критического мышления позволили активизировать мыслительные процессы и возбудить интерес к изучению новой темы. Учились работать в группе, работать с информацией.
Использование семи модулей программы в уроке позволило рационально решить задачи, поставленные вначале урока, так как ученики смогли проанализировать объёмный по содержанию материал за один урок. Также хотелось бы сказать об оценивании на уроке. Учащиеся знают, что можно оценивать работу и себя в работе формативно, но и суммативное оценивание также важно в учёбе. Мне самой удалось разобраться над этими понятиями оценивания, но предстоит ещё поработать, перечитать литературу и развивать навык оценивания обучения и для обучения. Вместе с тем хочется отметить и неудачные моменты урока. Это нехватка времени на уроке, затянулось формирование групп, я не учла, что ребятам потребуется больше времени для того, чтобы собрать иллюстрации. Также при работе в группах ребята не сразу сориентировались, что нужно делать, потребовалось дополнительное разъяснение заданий. При планировании следующих уроков мне необходимо тщательно продумывать формулировки заданий, а так же не перегружать урок заданиями, чтобы соблюдать регламент. Необходимо учитывать и возрастные особенности учащихся при планировании уроков и составлении заданий. И конечно, успешного преподавания и обучения не будет без интеграции всех семи модулей Программы.

7



© 2010-2022