- Преподавателю
- Начальные классы
- Класс. Литературное чтение. «Школа России» «Осенние листья» - тема для поэтов А. Толстого, С. Есенина, В. Брюсова, И. Токмаковой
Класс. Литературное чтение. «Школа России» «Осенние листья» - тема для поэтов А. Толстого, С. Есенина, В. Брюсова, И. Токмаковой
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Роговая Л.А. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Учитель Роговая Лариса Анатольевна
2 класс.Литературное чтение. «Школа России»
Урок по теме: «Осенние листья» - тема для поэтов А.Толстого, С.Есенина, В.Брюсова, И.Токмаковой.
Цели: познакомить учащихся с произведениями разных поэтов об осени; учить их понимать, сравнивать и выразительно читать стихи разных поэтов на одну тему; развивать память, речь, мышление;
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; объяснять интересные выражения в лирическом тексте; слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; представлять картину осенней природы.
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Декламировать произведения. Определять эмоциональный характер текста.
Коммуникативные УУД:
задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.
Оборудование: осенние листья, слайдовая презентация по теме урока, проектор, сигн.карточки.
Музыкальный репертуар урока: аудио запись музыки П.И.Чайковского из альбома «Времена года.Октябрь».
Ход урока.
1. Орг. Момент.
Прозвенел уже звонок,
Как же мы начнем урок?
-На уроке мы сидим-
Не шумим и не кричим,
Руку тихо поднимаем,
Если спросят отвечаем.
-Мы «хороший» дружный класс?
«Да»
И все получится у нас!
Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь, поприветствуйте гостей и пошлите им свои замечательные улыбки.
Садитесь.
Перед вами на парте лежат карточки, поднимите карточку которая отображает ваше настроение.
Я желаю вам, чтобы на протяжении всего урока настроение оставалось таким же, как и сейчас.
Отложили карточки в сторону.
-Ребята, а кто сегодня дежурный? (______________)
Помоги пожалуйста проверить готовность класса к уроку………….
РАФАЭЛЬ: Ножки на месте - на месте, руки на месте- на месте,
Локти у края-у края, спинка прямая-прямая.
-Ну, тогда можно начинать.
-
Ребята посмотрите, что написано, что написано на доске.
Прочитайте сначала буквы написанные красным цветом, а затем синим и вы увидите какой сейчас будет урок
Л И Ч Т Е Т Р А Е Т У Н Р Н И О Е Е
- Что написано?
Да, сейчас у нас урок литературного чтения.
А, чему мы, учимся на уроках литер. чтения? (Читать и правильно разговаривать, пересказывать, сочинять стихи, рассказы, ИЗУЧАЕМ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ)
-
Проверка домашнего задания.
-Ребята посмотрите, как украшен наш класс? Что мы видим вокруг? (Листья)А когда такое бывает?(Осенью)
-Дома вы, подготовили загадки, на осеннюю тематику.
-Вы нашли загадки в книгах домашней или школьной библиотеке, в интернете или сочинили их сами.
-Давайте, послушаем их и попытаемся отгадать.
ИСПОЛЬЗУЕМ СИГНАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ
Дети загадывают загадки.
После этого учитель загадывает загадку.
ЛИСТЬЯ ЖЕЛТЫЕ ЛЕТЯТ,
ПАДАЮТ, КРУЖАТЬСЯ,
И ПОД НОГИ ПРОСТО ТАК
КАК КОВЕР ЛОЖАТЬСЯ!
ЧТО ЗА ЖЕЛТЫЙ СНЕГОПАД?
ЭТО ПРОСТО...............................(листопад)
Дети предлагают варианты ответов на загадку.
- Отгадку мы найдем на слайде.
III Определение темы и цели урока
(слайд 2, 1) - Что объединяет все эти изображения? (На них мы видим осенние листья.) Почему вы думаете, что листья осенние? Посмотрите внимательно на изображения.
- Чем они отличаются? (Осенние листья были сфотографированы, нарисованы, использованы для декоративной росписи.)
- Приходилось ли вам любоваться листьями опавших деревьев?
- Кто и как может изобразить осенние листья? (Свои впечатления художник выражает на листе бумаги с помощью кисти и красок, у музыкантов есть ноты и музыкальный инструмент.
-А как писатель и поэт может передать свои мысли и чувства?
При помощи своего инструмента-СЛОВА.
Рассматривают слайд и делают вывод, что фотограф изображает листья на фотографии, художник - на картине, народный художник может выполнить орнамент из листьев на предметах быта).
- Впечатления об увиденных осенних листьях мы можем встретить на фотографиях фотохудожников, картинах художников, прозе и стихах, в произведениях декоративно-прикладного творчества. Сегодня мы увидим, как осенние листья изображают художники. Узнаем, как художник-поэт может изображать листья с помощью слова.
IV Вводная беседа
(слайд 3) - Посмотрим на листья глазами фотохудожника. Листья с каких деревьев привлекли внимание художника-фотографа? (Дети называют-клена, березы, вишни)
- Чем привлекли внимание фотографа листья? (цветом, оттенками, сочетанием цветов)
- Какая погода изображена на фотографиях? Как мы об этом узнаем? (дождливая - по влажным листьям, сухая ясная - по яркому цвету листьев).
- Какое настроение передает художник?
- Что может передать фотохудожник на фотографии, изображая осенние листья? (цвет, тень, форму листьев, настроение)
(слайд 4) - Определите, с каких деревьев эти листья?
(слайды 5) - Посмотрим на осенние листья глазами художника. Чем картина отличается от фотографии? (Ответы детей.)
(слайды 6 - 8) - Что изобразили художники на картинах? (Осенние листья,осень, листопад.)
- Какие краски использовали художники?
- Какое настроение передают картины?
- Что передает художник на картине, изображая листья? (форму, цвет, настроение, впечатление)
- Художник рисует то, что видит с помощью красок, карандашей, гуаши. Художник не может передать изображение точно, как фотограф. Его задача прежде все передать состояние природы, свое впечатление.
(слайд 9 - 10) - А так изобразили осенние листья народные мастера.
- В каких народных промыслах художники изображают осенние листья? (хохломская, жостовская роспись).
- Для чего используются в узоре осенние листья? (для украшения изделия)
- Как вы думаете, почему? (Осенние листья яркие, нарядные, создают праздничное настроение)
-
Художники изображают осенние листья на предметах быта, чтобы сделать их красивыми. Действительно, яркая палитра осенних листьев украсит любое изделие народных мастеров.
ЗАКРЫТЬ ОКНО ПРОЕКТОРА
V Работа над новым материалом
-
Создание эмоционального настроя на предстоящую работу с художественными текстами.
-
Выключить свет.
-
ПРИЛЯЖТЕ на парты, закройте глазки и внимательно послушайте
- А такими увидел осенние листья и листопад писатель Н.И. Сладков.
Учитель читает миниатюру Н.И. Сладкова «Золотой дождь».
ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки - багряными и золотыми. Налились, отяжелели - и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле.
Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет - сорвется лист. Синицы на ветке завозятся - брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит - закружится пестрый смерч. А если тяжелый косач с лету вломится в ветви - хлынет сверкающий водопад. По колено в листьях деревья стоят. Елочки листьями украсились. Папоротники под листьями пригрелись. Грибы под деревьями спрятались. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг.
Шумит золотой дождь.
А ТЕПЕРЬ ПРОСЫПАЕМСЯ,ПОДНИМАЕМ ГОЛОВЫ, САДИМСЯ ПРАВИЛЬНО И ДАВАЙТЕ ОТВЕТИМ НА ВОПРОСЫ ПО ПРОСЛУШАННОМУ ТЕКСТУ.
Вопросы по содержанию прослушанного текста:
- Какое чувство вызывает это описание?(ЗАХВАТЫВАЕТ,ЗАВОРАЖИВАЕТ)
- Какое явление автор называет золотым дождем? Почему писатель листопад сравнивает с дождем, водопадом, с движением воды?
- Какие слова изображают листья как живые существа?(ПОЛЕТЕЛИ ИВОЛГАМИ)
- Какие слова-краски использует Н.И. Сладков, чтобы показать разноцветье осени? БАГРЯННЫЕ, ЗОЛОТЫЕ, ПЕСТРЫЕ.
- Какие слова передают звуки падающих листьев? ШУРШАТ, СКРЕБУТЬСЯ,ЛОПОЧАТ, СВЕРКАЮЩИЕ,ЛЕТЯТ, СКАЧУТ, ПЛЫВУТ
А сейчас сядьте поудобнее и внимательно послушайте аудио запись П.И. Чайковского "Времена года. Октябрь".
Релаксация. Прослушивание аудиозаписи музыки П.И. Чайковского из альбома "Времена года. Октябрь".
ПОСЛУШАЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНО И ПРЕДСТАВЬТЕ ОКТЯБРЬ, ВО ВСЕЙ КРАСЕ.
2. Мотивация учебной деятельности детей: ОТКРЫТЬ ОКНО ПРОЕКТОРА
(слайд 11) - Сейчас мы познакомимся с лирическими произведениями русских поэтов, темой которых является описание осенних листьев, листопада. Узнаем, как поэты изображают в стихах осенние листья. Составим словарь поэтических образов и настроений, палитру и партитуру осенних мотивов.
СЕГОДНЯ МЫ ПОЗНАКОМИМСЯ С РУССКИМИ ПОЭТАМИ -А.ТОЛСТЫМ, И. ТОКМАКОВОЙ,С. ЕСЕНИНЫМ, В.БРЮСОВЫМ
ОТКРЫЛИ УЧЕБНИКИ НА СТРАНИЦЕ 72ой - 73ей
3. Работа по учебнику (Родная речь. Учеб. 2 кл. В 2 ч. Ч. 1 / [сост. Л.Ф. Климанова и др.] - М. Просвещение, 2010. С. 72 - 75):
Работа над стихотворением А. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»
1. Знакомство со стихотворением: чтение учителем стихотворения наизусть.
2. Проверка первичного восприятия: беседа
- Что слушали?
- Какие картины вы представляли, слушая стихотворение?
- Какие чувства испытали?
3. Чтение учащимися стихотворения про себя
4. Работа над содержанием стихотворения.
(слайд 12) - Обсудите в паре следующие вопросы:
1. Какую картину наблюдал поэт в осеннем саду?
2. Какой изображена рябина?
ПОКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ СИГНАЛЬНЫМИ КАРТОЧКАМИ.
(слайд 13) - Найдите и прочитайте строки стихотворения, которые соответствуют данным изображениям. ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ
Проверка задания (слайд14). СЛОВАРЬ ОБРАЗОВ, СЛОВАРЬ НАСТРОЕНИЙ
- С помощью каких слов поэт описывает осенние листья и деревья в саду?
- Какие краски возьмем, чтобы нарисовать осенний сад таким, каким его увидел поэт?
- Какими словами вы выразите настроение этого стихотворения?
5. Упражнение в выразительном чтении стихотворения.
Исполнительское задание: передайте при чтении настроение стихотворения, тишину и покой.
СТР. 73 Работа над стихотворением С. Есенина «Закружилась листва золотая…»
1. Знакомство со стихотворением: дети читают стихотворение самостоятельно вполголоса.
2. Проверка первичного восприятия: беседа
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какую картину вы себе представили?
- Что связывает эти два стихотворения?
3. Повторное чтение стихотворение:
(слайд 15): - Сделайте подписи к каждой фотографии. Используйте для этого строчки стихотворения. (Дети читают стихотворение, подбирая заголовки к фотографиям).
4. Работа над содержанием стихотворения.
(слайд 16) - Обсудите вопросы к стихотворению в паре:
1. С чем сравнивает поэт золотую листву?
ПОКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ СИГНАЛЬНЫМИ КАРТОЧКАМИ.
(слайд 17) - Заполните странички словаря образов и настроения.
- Какими цветами вы дополните нашу осеннюю палитру?
- Что передали поэты в своем стихотворении? (цвет осенних листьев, свои впечатления) Какие средства они использовали для этого? (образные выражения)
5. Упражнение в выразительном чтении стихотворения.
Исполнительское задание: прочитайте стихи С. Есенина, рисуя в воображении осенние картины, которые он увидел. Постарайтесь передать при чтении восторг поэта.
ЧТЕНИЕ С ВЫРАЖЕНИЕМ. 1 УЧЕНИК, ПО РЯДАМ, ВЕСЬ КЛАСС.
Физминутка (ВИДЕОУРОКИ.РУ)
РЕБЯТА, КТО-ТО СТУЧИТ В ДВЕРЬ....
КТО ЭТО?
СТР 74 Работа над стихотворением В. Брюсова «Сухие листья»:
СТИХОТВОР. НА СД 1. Знакомство со стихотворением: стихотворение читает подготовленный ученик или учитель.
2. Работа над содержанием стихотворения:
(Работа в группе по вопросам слайда 18)
С помощью каких слов описана осень в стихотворении?
Как изображает поэт картины осени?
С помощью чего ему удалось оживить эти картины в нашем воображении?
Какие звуки передают шуршание осенних листьев?
Проверка работы: (слайд 19)
- Чем это стихотворение отличается от других стихотворений, прочитанных на уроке? (в нем поэт с помощью слов передает звуки, которые он услышат шорох листьев)
- Составьте музыкальную партитуру осенних звуков. В каких словах мы слышим звуки [c], [ш]?
- Какими словами можно дополнить словарь настроений?
- Какими красками дополним осеннюю палитру? Вспомните, какого цвета сухие листья.
СТР 75 3. Упражнение в выразительном чтении стихотворения.
Исполнительское задание: прочитайте стихотворение Ирины Токмаковой так, чтобы все услышали шуршание листьев и почувствовали состояние покоя и тишины.
Работа над стихотворением И. Токмаковой «Опустел скворечник…»:
1. Знакомство со стихотворением: дети самостоятельно читают стихотворение, делятся своими впечатлениями о прочитанном.
2. Работа над содержанием стихотворения: работа проводится фронтально по вопросам на доске (слайд 20):
1. Какое явление осени описывает поэт? Какое образное выражение используется для обозначения листопада? Как вы его понимаете?
2. С кем сравнивает поэт листья?
3. Чем похожи листья и птицы?
4. Какое настроение создает это стихотворение?
5. Дополните словарь настроений и образов.
3. Выразительное чтение стихотворения:
Исполнительское задание: передайте при чтении настроение стихотворения, покажите как медленно кружатся, летят листья с деревьев.
Физминутка (Приложение 1) САМИ УЧАЩИЕСЯ
Солнце спит, и небо спит,
(сложенные ладони прижать к левой щеке,к правой щеке.)
Даже ветер не шумит.
(качать поднятыми вверх руками.)
Рано утром солнце встало,
(Встать из-за парт-поднять руки вверх, потянуться)
Всем лучи свои послало.
(Расставить руки в стороны и пошевелить пальчиками)
Вдруг повеял ветерок,
(Качать разведенными в стороны руками.)
Небо тучей заволок
(Закрыть лицо руками.)
И деревья раскачал.
(Наклоны влево и вправо)
Дождь по крышам застучал,
(Постучать пальчиками по парте.)
Барабанит дождь по крышам,
(Щелкаем пальцами.)
Солнце клонится все ниже.
(Наклоняемся к парте.)
Вот и спряталось за тучи,
(Сели за парты)
Ни один не виден лучик.
VI Обобщение по теме урока (НА ДОСКЕ НАДПИСИ)
1. Составление словаря образов и настроений, палитры и партитуры осени:
- Как изображается осень в стихотворениях А. Толстого, С. Есенина, В. Брюсова, И. Токмаковой?
(слайд 21) Коллективное составление словаря образов и настроений, палитры и партитуры осени (используются слайды 14, 17, 19).
-
Давайте подумаем, для чего можно использовать этот материал? (нарисовать картину на тему «Осень», используя цвета из осенней палитры; для выразительного чтения, правильно определив настроение стихотворения; для сочинения своих рассказов и стихотворений об осени).
ВСЕ ВМЕСТЕ РАБОТАЕМ
2. Сочинение детьми рассказа-миниатюры на тему «Осень»:
- Придумайте свой рассказ или сочините маленькое стихотворение на тему «Осень», иллюстрируйте его.
Опорные вопросы для составления рассказа-миниатюры (слайд 22):
-
Где происходит событие? (в парке, в лесу, в саду, на пруду)
-
Какое настроение будет передано в рассказе? (грусть, покой, восторг, печаль, радость)
-
Передайте в рассказе цвет листьев, состояние деревьев. (деревья красуются, вянущие рябины, листья как солнышки - багряные и золотые, пожелтелые листья, золотая листва)
-
Как ведут себя осенние листья? (по ветру летят, кружат, на деревьях не сидят, прыгают, скачут, плывут, полетели, запрыгали, понеслись; листья словно бабочек легкая стая)
-
Какие звуки можно услышать в осеннем парке? (листья шуршат, скребутся, лопочут, шепчут, говорят)
VII Подведение итогов урока: беседа по вопросам:
- С какими произведениями познакомились?
- Кто их автор?
- О чём они?
- Чему учились?
-
Что нового узнали?
Перед вами на парте лежат карточки,
ПОКАЖИТЕ СМАЙЛИК, КОТОРЫЙ ОТОБРАЖАЕТ ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К МАТЕРИАЛУ УРОКА.
ОЦЕНКА УЧАЩИХСЯ
(РАЗДАТЬ ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ-ОЦЕНКИ ПРОКОМ-ТЬ)
VIII Домашнее задание: (слайд 23) ЗАДАНИЕ НА ВЫБОР РЕБЕНКА
Задание предлагается на выбор ребенка:
Нарисуй, какой ты представляешь осень. Используй цветовую палитру, которую составили на уроке.
Создай свой осенний узор для украшения изделий народных мастеров, нарисуй его.
Подготовься к конкурсу стихов на тему «Золотая осень». Используй лирические стихотворения, которые читали на уроках литературного чтения или из других источников. Передай настроение стихотворения.
РЕЗЕРВ:
поэтическая минутка
сочинить стихотворение
Осень золотая!
Как ты хороша!
….....................Красные листочки, желтая трава.)