- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока «Что мы знаем о звуках и буквах?»
Конспект урока «Что мы знаем о звуках и буквах?»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бушуева Д.Л. |
Дата | 30.05.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока русского языка
Ф.И.О. учителя: Бушуева Дина Леонидовна
Класс: 1 Предмет: Русский язык
Тема урока: Что мы знаем о звуках и буквах.
Цель: обобщение и систематизация знаний о звуках и буквах.
Задачи:
Образовательные:
-
закрепление умения различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, делить слово на слоги, пользоваться алфавитом;
-
формирование орфографической зоркости.
-
развитие речи, внимания; воображения;
- формирование интереса и позитивного отношения к предмету «Русский язык» через использование компьютерных технологий.
- воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи; доброты.
Предметная программа и её автор: УМК «Школа 2100», Бунеева Е.В., Бунеев Р,Н.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: учебная презентация Power Point «Буквы и звуки» (Приложение);
Необходимое аппаратное и программное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, проигрыватель.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся Формирование УУД ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов) Ι. Мотивация
II.Актуализация знаний. Повторение
III. Развитие умений .
IV.Формулирование темы и цели урока
V. Повторяем то, что знаем.
VI. Проверочная работа.
VII. Обобщение
VIII. Подведение итогов.
Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их на работу.
Как называется наш урок? А чем мы занимаемся на уроках русского языка? А где мы живем?
Молодцы.
А какой язык ещё мы с вами изучаем?
С какого этапа мы начинаем урок? Для чего повторяем?
А теперь откройте тетради на стр.6 Выполнение заданий в «Рабочей тетради».
Чистописание. 1. - Рассмотрите героя-гостя урока на с. 6 тетради. - Как вы думаете, кем теперь хочет стать Незнайка? Что у него в руках? 2. Напишите «перья», «ручки» на первой строке. - Какую форму они имеют? 3. Какую букву мы сегодня будем писать? Догадайтесь и скажите хором.
Букву нам кузнец ковал, Получился лишь овал.
- Расскажите и покажите на доске, как пишется буква о, если дальше следует нижнее соединение; верхнее соединение. - Напишите по образцу. - Какие из сочетаний являются словами?
4. - Прочитайте слова.
- Поставьте в них знаки ударения. - Подчеркните буквы безударных гласных. - Что объединяет первые три слова? Запишите слова, обращая внимание на правильное соединение буквы о с другими буквами. Сравните написанное с образцом.
- Подчеркните зелёным цветом слова, в которых совпадает количество букв гласных и согласных звуков. 5. Самоконтроль. - Теперь вы поняли, кем захотел стать Незнайка?
Наш Незнайка изменился: Писать красиво научился. А как дела твои, дружок? (Спрячь буквы худшие в кружок.) Сколько их? Не удивляйся И писать всегда старайся.
Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну, где живут звуки и буквы. Ещё раз вспомним то, что мы узнали о них с помощью «Азбуки». Задание первое: «Построй мостик в волшебную страну». Слайд 4 Если мы хотим попасть в волшебную страну, нам надо построить мостик, состоящий из букв алфавита. Чтобы мостик был крепкий, необходимо вставить недостающие буквы. Подумайте, каких букв не хватает? Запишите их в тетрадь. Давайте проверим, правильно ли мы вставили буквы? /На экране появляются буквы г, ж, м, у, ш, ю/ Сколько букв в нашем алфавите? Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторую в то время называли «вита». Из этих двух названий «альфа» и «вита» получилось слово «алфавит». А слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. /По щелчку на экране появляется кириллица/ Буква А называлась тогда «аз», а буква Б - «буки». Из этих названий «аз» и «буки» и получилось русское слово «азбука». Так и живут у нас слова-близнецы: русское «азбука» и греческое «алфавит». А обозначают они одно и то же: все буквы, расположенные в установленном порядке. Каждая буква имеет своё постоянное место и название. (По Бетеньковой, Фонину, 2002, с. 13 -14) Сколько в русском языке гласных букв? Назовите гласные I (II) ряда. Какую роль они выполняют?
А сколько гласных звуков? Какие гласные буквы особые, «хитрые»? Почему мы их так называем?
Чем буквы отличаются от звуков? Молодцы, ребята! С заданием справились, мостик построили.
/Мостик появляется по щелчку мыши/ И теперь по этому мостику мы с вами сможем попасть в сказочную страну. «В волшебной стране» Слайд 5 И вот мы с вами оказались в волшебной стране, где живут наши друзья - звуки и буквы. /На слайде день автоматически сменяется ночью/ Ребята, что случилось? Почему день внезапно сменился ночью? Как вы думаете, чьих это рук дело? Действительно, злая колдунья наслала злые чары на волшебную страну, на которую опустилась ночь. И жители этой страны нуждаются в помощи. Вы хотите им помочь? Чтобы помочь буквам, мы должны отправиться к домику колдуньи, а по пути выполнить задания, которые она для нас приготовила. Сказочные герои прислали нам в помощь три предмета: фонарик, волшебную лампу и колобок. /По щелчку на экране появляются эти предметы/ Работа в тетради Задание второе: «Волшебная лампа». Слайд 6 Давайте попробуем воспользоваться первым волшебным предметом - лампой. Как в сказках используют волшебную лампу? Давайте потрём ладошки. Представьте, что в ваших руках лампа. /По щелчку из лампы появляется джин/ И вот джин из лампы помог узнать первое задание: Запишите в алфавитном порядке слова: Дюймовочка, Айболит, Снегурочка, Незнайка. На какие «опасные места» в словах обратите внимание?
Почему эти герои получили такие имена? Подчеркните «опасные места», поставьте ударение, разделите слова на слоги. Как узнать, сколько в слове слогов?
Задание третье: «Посвети фонариком». Слайд 7 Теперь перед нами фонарик, но сначала его надо включить. Для этого давайте все дружно хлопнем в ладоши. /По щелчку фонарик «зажигается»/ Вот лучик фонарика высветил нам следующее задание: Определите, в каком слове звуков меньше, чем букв? Почему?
Что общего у этих слов? Сделайте звуко-буквенный анализ слова «ведьма». Запишите в тетрадь.
Физминутка. Слайд 8 Итак, мы с вами оказались на лесной поляне. Отправляемся в путь!
Задание четвёртое «По кочкам через болото» Слайд 9 Ребята, перед нами лесное болото. Будьте внимательны! Чтобы выбраться, мы должны двигаться только по кочкам. Подумайте, какие буквы пропущены в словах. Запишите слова, подчеркните «опасные места». Объясните, почему вставили именно эти буквы. Передайте тетрадь своему соседу. Проверьте, нет ли у него ошибок. Ведь только помогая друг другу, мы сможем преодолеть все препятствия. Электронная физминутка для глаз. Слайд 10 А теперь настало время использовать и колобка. Следите за ним внимательно, он укажет нам дорогу к дому колдуньи. Задание пятое «Одолей дракона». Слайд 11 Смотрите, ребята, дорогу к дому колдуньи нам преграждает дракон. Скажите, в русских сказках он относится к силам добра или зла? Кто же чаще всего побеждает дракона в сказках? Да, богатыри побеждают силой и хитростью, а вы сможете его победить умом и знаниями. Для этого выполните задание колдуньи: Найдите, в каких словах спрятался звук [й']? (Змея, страус, паук, енот.) Задание шестое «Собери букет для колдуньи». Вот, наконец, мы встретились с колдуньей. Давайте соберём волшебный букет для неё, который превратит злую колдунью в добрую фею. Найдите и запишите слова-названия цветов, которые состоят из двух слогов (розы, ромашки, клевер, тюльпаны, васильки, маки) Давайте проверим, правильно ли мы собрали букет? /По щелчку лишние слова исчезают, следующий щелчок -собирается букет, колдунья превращается в фею/
- По какому признаку объединены буквы в тетради на зелёной полосе? - Запишите, какие звуки обозначают буквы гласных. - Что мы сейчас делали?
- Какие умения формировали?
Слайд 11 Итак, добро восторжествовало. В стране звуков и букв снова сияет солнце. Понравилось ли вам наше путешествие? А какое задание вам показалось самым интересным? Какое задание вы выполнили с лёгкостью? А какое показалось самым трудным? Дайте самооценку своей деятельности на уроке по 5 бальной системе. Я знаю, что в русском алфавите 33 буквы. Я знаю, что звуки делятся на гласные и согласные. Я знаю, что в русском языке 3 звука всегда мягкие . Я знаю, что в русском языке 3 звука всегда твёрдые. Я знаю, что ь знак и ъ знак не обозначают звуков.
Приветствуют учителя, настраиваются на урок. -Долгожданный дан звонок Начинается урок. -В школу мы пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, Работаем старательно.
Урок русского языка. Учим буквы, звуки, грамотно писать и говорить. В России, поэтому каждый гражданин своей Родины должен любить,знать и уважать свой язык.
Татарский язык. Мы живём в республике Татарстан.
С повторения. Мне это пригодиться в дальнейшем.
Незнайка хочет стать писателем. Письмо «перья», «ручки». Овальную, вытянутую. Букву о.
Письмо по образцу
Слова он, оно, око. Объясняют их лексическое значение Колокол, золото, потолок, сом. Постановка ударений и подчёркивание гласных букв в словах. Количество слогов, все гласные - о, в словах есть сочетание оло.
Сравнение написанного по образцу. Колокол, потолок.
Проверка по эталону. Лучшим учеником.
Ученики «превращают» в цветные шарики буквы, которые не получились
г,ж,м,у,ш,ю.
Письмо в тетради.
Проверяют по эталону.
33 буквы в русском алфавите.
10 гласных букв.
а, о, у, э, ы-делают согласными звуки твёрдыми.
я, ё, ю, е, и -смягчают согласные звуки.
6 гласных звуков.
я,ё,е,ю.
Они обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной или после разделительных ь и ъ знаков.
Буквы мы пишем.
Звуки мы слышим,произносим.
Нечистой силы.
Хотим.
нужно её потереть
Письмо слов в алфавитном порядке. Айболит, Дюймовочка, Незнайка. Снегурочка.
Объяснение.
Подчёркивание ,постановка ударений и деление слов на слоги.
Сколько в слове гласных,
столько и слогов . Это знает каждый из учеников.
Ведьма, потому что мягкий знак не обозначает звука.
Обозначают одно и то же - сказочный персонаж.
Письмо слова «ведьма» и его звуко-буквенный анализ.
Под музыку делают физминутку.(приложение)
Письмо слов.
Подчёркивают сочетания слов чу-щу,ча-ща,жи-ши. Проговаривают правило.
Взаимопроверка.
Электронная физминутка для глаз.
Змея, енот.
Самостоятельная работа
Розы,клевер,маки. Проверка по эталону
Буквы,которые обозначают два звука. Запись: [й'а], [й'о], [й'э], [й'у].
Умение работать с информацией.
Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность, особенности объектов;
4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам; 6) ориентироваться на развороте учебника; 7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в паре.
Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание.
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)