Рабочая программа по русскому языку для 1 класса по программе ПНШ

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой, Ю.А. Агаркова и программы по литературному чтению Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской - «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. - Ч.1: 240 с) Проект «Перспективная начальная школа», соотнесённых с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.


Программу обеспечивают:

Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс. Учебник, - М.: Академкнига/Учебник, 2014.

Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. - М.: Академкнига/Учебник, 2014.

Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2014.

Учет психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций:

обязательный учет реальных норм произношения на территории огромной страны касается разных сторон преподавания языка - и практической и теоретической;

учет статистики самых частотных ошибок произношения, связанных, во-первых, с неправильным ударением, а во-вторых, с искажением произношения отдельных звуков;

Это требует организации специальной работы, связанной с неоднократным возвращением к одним и тем же лексическим единицам, упо­требляемым в разном контексте для реального освоения норм правильного произношения и введения в обиход (и включения в корпус УМК) орфоэпического словаря, к которому школьник постоянно отсылается для решения конкретной орфо­эпической задачи.

учет того, что практически каждый ребенок, приходя­щий в начальную школу, - это ребенок со своим набором логопедических проблем, потребовал разработки специаль­ной системы упражнений, цель которой - усиленное формиро­вание фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения.

Учет неврологического образа современного ребенка
вызывает к жизни работу в нескольких направлениях:

изучение всего материала строится на реальных коротких стихотворных, часто шуточных текстах.

система заданий представляет собой пошаговое продвиже­ние в рассмотрении языковой проблемы, а сама проблема склады­вается как система конкретных наблюдений.

неспособность младшего школьника долго удерживать внимание на чем-то одном требует многократного возвращения к уже завоеванным позициям на протяжении всего периода обучения.

Для создания условий выживания в мире информации,
поток которой постоянно возрастает, в УМК продумана сис­тема работы, побуждающая школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею.

Учебно-методический комплект по русскому языку отвечает также тем общим требованиям, которые «Перспективная на­чальная школа» предъявляет к своим учебникам:

структурная организация содержания (внешняя ин­трига, участниками которой являются сквозные для всего ком­плекта «Перспективная начальная школа» герои, оформляет предметное содержание),

методика разворачивания предмет­ного материала (вокруг конкретной проблемы языка или речи, имеющей практический смысл или представляющей научный интерес),

организационные формы работы на уроке (методичес­кий аппарат максимально размещен в самом учебнике, что вклю­чает и организационные формы, нацеливающие школьников рас­пределять работу с соседом по парте, меняться ролями, прове­рять работу друг друга, выполнять работу в малой группе и т. д.).

требования инструментальности и интерактивности. Комплект ориентирован на максимально возможное обеспечение само­стоятельной работы на уроке. Интерактивность обеспечивается тем, что учебники начинают, а научные сотрудники «Академкнига/Учебник» поддерживают со­держательную переписку с учащимися (один раз в конце 1-го клас­са, по 4 раза - в каникулы - начиная со 2-го класса).

Решение проблем развития речи опирается на разведение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет од­но и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуа­тивна - это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные фор­мулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные «жанры» письменной речи, доступные возрасту: от поздрави­тельной открытки и.телеграммы до аннотации и короткой ре­цензии на литературное произведение.

Теоретическими и методическими источниками программы по «Русскому языку» являются идеи, изложенные в научных и научно-методических работах:

М.В. Панова (Фонемный принцип русской орфографии, характеристика современного русского произношения);

П.С. Жедек (Теория и практика обучения морфо­логии, методика изучения морфемного состава слова);

П.С. Же­дек, М.И. Тимченко (Списывание в обучении правописанию);

Е.С. Скобликовой (Синтаксис простого предложения);

В.В. Репкина (Принципы развивающего обучения русскому языку);

Л.В. Занкова (Принципы развивающего обучения, методика организации деятельности наблюдения);

М.С. Соловейчик (Требования к современному уроку русского языка)

Н.И. Жинкина (Развитие речи младших школьников)

УМК по русскому языку системы «Перспективная начальная школа» изучается после комплекта обучения грамоте, разработанного Н.Г. Агарковой.

Раздел 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Кол-во

часов

В том числе

провер.

работ

контр.

работ

1

Алфавит

3

2

Слова-названия

4

1

3

Речь письменная и устная.

4

1

4

Звуки речи. Построение звуковой схемы слова.

21

1

5

«Азбука вежливости». Закрепление пройденного.

4

1

Итого

40

3

1


Темы, обозначенные в учебно-тематическом плане, раскрываются на уроках русского языка в течение всего периода обучения в 1 классе.

Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ

Алфавит - 3 часа

Слова-названия - 4 часа

Речь письменная и устная - 4 часа

Звуки речи. Построение звуковой схемы.- 21 час

Закрепление знаний. «Азбука вежливости» - 4 часа

Раздел 4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ


Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Русский язык» к концу 1-го года обучения
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающиеся научатся:

  • Различать звуки и буквы;
  • Различать буквы и их основные звуковые значения;
  • Различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие твёрдые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твёрдые и только мягкие согласные;
  • Делить слова на слоги, определять ударный слог;
  • Пользоваться способом обозначения твёрдых согласных с помощью гласных первого ряда и способами обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда и мягкого знака;
  • Пользоваться способом обозначения звука [й'] в начале слова;
  • Пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке.

Раздел «Орфоэпия»
Обучающиеся получат возможность научиться:
  • Соблюдать известные орфоэпические нормы речи;
  • Устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.

Раздел «Синтаксис»
Обучающиеся научатся:
  • Различать предложение и слово;
  • Определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии).

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающиеся научатся:
  • Определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения;
  • Писать прописную букву в именах собственных;
  • Делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строки на другую;
  • Писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;
  • Писать словарные слова определённые программой;
  • Писать под диктовку текст объёмом 18-20 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
  • Списывать небольшой текст по правилам списывания;
  • Читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.

Ожидаемые результаты освоения учебной программы по курсу «Русский язык» к концу 1-го года обучения
В области познавательных УУД (общеучебных)
Обучающиеся научатся:
  • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить нужную дидактическую иллюстрацию;
  • получить первоначальные навыки инструментального освоения алфавита: представлять на уровне прикидки, какие знаки и группы знаков находятся в его начале, конце, середине;
  • работать с двумя источниками информации (учебной книгой и "рабочей тетрадью"): сопоставлять условные обозначения учебника и рабочей тетради;

В области коммуникативных УУД
Обучающиеся получат возможность научиться:
В рамках инициативного сотрудничества:
  • работать с соседом по парте (договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом);
  • выполнять работу по цепочке;
В рамках коммуникации как взаимодействия:
  • видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться к одной из них;

В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий)
Обучающиеся получат возможность научиться:
  • понимать, что нужно и можно выполнять работу над ошибками;
  • выполнять работу над ошибками с помощью взрослого.

.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Русский язык 1 класс - 40 часов (4 часа в неделю)

Дата

№ п/п

Тема урока

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Страницы

Учеб.

Тетр.

1

Алфавит 3 ч

Знакомство с новым учебником «Русский язык». Алфавит.

Знать название букв алфавита, их последова-тельность и их основные звуковые значения. Уметь найти букву в алфавитном столбике

Личностные:

-знать основные моральные нормы поведения

-самоконтроль процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения

Познавательные:

-формировать умения поиска начала урока по условным обозначениям; умения читать дидактические иллюстрации с размещёнными внутри словами

Коммуникативные:

-поиск и фиксация информации;

-принимать участие в работе парами и группами

5-7

3

2

Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке.

8-9

4

3

Закрепление знаний об алфавите.

10-13

5

4

Слова- названия 4 ч

Слова предметы. Слова-действия.

Знать признаки изученных частей речи.

Уметь анализи

ровать и кратко характеризо-вать части речи.

Уметь схематически изображать и распознавать предлоги, составлять схемы предложений, записывать предложения, состоящие из четырёх слов.

Личностные:

-положительное отношение к школе и учебной деятельности;

-самоконтроль процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

- понимать выделенные учителем действия в учебном материале

Познавательные:

- понимать знаки, схемы, символы, модели, приведённые в учебнике и учебных пособиях

Коммуникативные:

-понимать и преобразовывать информацию, договариваться и приходить к общему решению

14-15

6-7

5

Слова-признаки.

15-16

8-9

6

Слова-предметы неглавные (дополнительные).

16-17

10-11

7

Слова-помощники. Проверочная работа.

18-20

12-13

8

Речь письменная и устная 4 ч

Устная и письменная речь.

Знать типы предложений по цели высказывания и по эмоцио-нальной окраске. Уметь определять характер предложения по цели выска-зывания как в устной, так и в письменной речи.

Личностные:

-ориентация на учёт чужой точки зрения, оказание интеллектуальной помощи сквозным героям учебника;

-самоконтроль процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

- вырабатывать умение выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме

Познавательные:

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

-анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков

Коммуникативные:

- применять и представлять информацию;

- допускать существование различных точек зрения

21-22

14

9

Упражнения в распознавании устной и письменной речи.

23-26

15-16

10

Обобщение знаний учащихся об устной и письменной речи.

26-27

17

11

Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек. Проверочная работа.

28-29

18

12

Звуки речи. Построение звуковой схемы 25 ч

Маша и Миша знакомятся со звуковым столбиком.

Уметь раз-личать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие сог-ласные; мягкие и твёрдые сог-ласные; пар-ные звонкие-глухие сог-ласные; только твёрдые и только мягкие согласные.

Знать способ обозначения звука [ й ] в начале слова (с помощью букв е, ё, ю, я).

Уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую.

Знать способ обозначения твёрдых со-ласных с по-мощью гласных пер-вого ряда (а, о, у, э, ы) и спо-собы обоз-начения мяг-ких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю. ё).

Уметь писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением

Знать значение мягкого знака на конце слов.

Уметь различать произношение и написание слов.

Личностные:

-контроль процесса и результатов деятельности;

- ориентация младшего школьника на помощь героям-животным с помощью решения интеллектуальных задач

Регулятивные:

- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

Познавательные:

- проводить сравнение и классификацию изученных фактов языка по заданным критериям;

- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков

Коммуникативные:

- оценка достоверности получаемой информации, договариваться, приходить к общему решению

31

63-64

13

Звонкие и глухие парные согласные.

29-30

20-23

14

Дети учатся различать согласные звуки

32-34

63-64

15

Звук й». Буква й.

35-36

23

16

Звук й». Буква й. Правила переноса слов.

37-40

17

Твердые и мягкие согласные звуки.

41-43

18

Упражнение в различении твердых и мягких согласных звуков.

43-44

27

19

Написание слов с мягкими и твердыми согласными. Повторение правил переноса.

45-46

28

20

Различение твердых и мягких согласных. Обозначение на письме гласных звуков.

47-48

21

Двойная роль (работа) букв е, ё, ю, я.

49-52

29

22

Распознавание мягких и твердых согласных на слух, обозначение их с помощью букв гласных.

53-54

29

23

Упражнение в распознавании гласных звуков, определение роли букв гласных.

55-56

30

24

Слова с сочетаниями жи-ши, же-ше.

56-59

34-35

25

Слова с сочетаниями ци, цы, це.

60-62

26

Слова с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, це.

62-63

27

Сочетания чу-щу, ча-ща.

64-66

37

28

Сочетания чу-щу, ча-ща. Правила переноса слов.

66-68

29

Мягкий знак на конце слов.

68-69

30

Разделительные твердый и мягкий знаки.

70-72

38

31

Упражнение в написании слов с разделительными твердым и мягким знаками.

73-74

39

32

Повторение по теме «Предложение». Проверочная работа

74-75

33

Звонкие и глухие согласные на конце слов.

76-78

40

34

Звонкие и глухие согласные на конце слов.

79-80

41

35

Способы проверки слов с парными согласными на конце слова.

81-82

42

36

Написание слов с парными согласными на конце слов. Проверочная работа

83-84

43-44

37

Закрепление знаний 4 ч

Закрепление знаний учащихся о предложении. Словарный диктант

Знать типы предложений по цели высказывания и по эмоцио-нальной окраске. Уметь определять характер предложения по цели выска-зывания как в устной, так и в письменной речи. Овла-дение нормами русского рече-вого этикета в ситуациях повседневного общения.

Личностные:

-контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности;

- представление о причинах успехов в учёбе;

Регулятивные:

-осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

-адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами

Познавательные:

-обобщать, выделять ряд объектов по заданному признаку;

-рассуждать в форме связи простых суждений об объекте, свойствах и связях

Коммуникативные:

- адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач

85-86

45

38

Обобщение знаний о предложении. Схемы предложений

86-87

46-47

39

Итоговая комплексная контрольная работа.

87-89

40

Оформление писем и анкет.

90-94

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса по программе ПНШ


© 2010-2022