Поделитесь с коллегами:
Конспект занятия № 18 по «Букварёнку» Г.Юдина
Тема: Йотированные гласные.
Звуки [ й э ] и их буква «Е». Цели: Развивать логическое мышление, речь, память; используя непроизвольное внимание повторить изученные звуки и буквы. Познакомить с буквой - МАТРЁШКОЙ «Е».
- Оборудование: у каждого ребёнка: индивидуальная доска, мел, тряпочка ; «Букварёнок» Г.Юдина ( с. 88-89 ), тетрадка с буквами и картинками, дневник;
- для экипажей: МАТРЁШКА ( игрушка, в которой две матрёшечки), деревянные кубики с буквами, табло букв с картинками, «Аквариум» с буквами.
Ход занятия:
- Повторение изученных букв.
Соревнование экипажей: чей экипаж не ошибётся и вслед за указкой правильно назовёт все буквы, написанные на доске? - Игра «Узнайте звук».
-Вставайте только мальчики, если ответ начинается со звука[ э]. -Вставайте только девочки, если слово начинается со звуков [йэ ]. Как называется по- другому пища или её приём? ( ЕДА ) Сооружение для хранения зерна? ( ЭЛЕВАТОР) Самая низкая школьная отметка? ( ЕДИНИЦА) Зимой и летом одним цветом? ( ЕЛЬ ) Машина с большим ковшом? ( ЭКСКАВАТОР ) Поездка на природу? ( ЭКСКУРСИЯ ) - Секрет.
- Оказывается, если в начале слова, в конце или в середине слова мы слышим два звука [ йэ ]- пишем букву «е». !!! «Е» как матрёшка спрятала в себе два звука [ й э ]. Показ игрушечной матрёшки, в которой спрятаны 2 матрёшечки. - Загадки.
Продолжить конкурс между мальчиками и девочками поможет сказочный персонаж, чьё имя вы назовёте сами. Послушайте загадку: «Сами, сами едут сани, Вымолвил словечко - Покатилась печка. Прямо из деревни К царю да царевне. И за что, не знаю, Повезло лентяю.» ( Емеля из сказки «По щучьему велению») ( Показ сказочного персонажа.) - Игра «Баскетбол».
а) Емеля предлагает назвать слова, в которых слышатся в начале два звука [йэ] . Кто назовёт слов больше мальчики или девочки? Физкультминутка «Капитаны». б) Кто больше отгадает загадок мальчики или девочки? «Её всегда в лесу найдёшь - Пойдём гулять и встретим: Стоит колючая , как ёж, Зимою в платье летнем». ( ЕЛЬ)
«Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год?» ( ЕЖИХА)
«Вкус у ягоды хорош, Но сорви её поди-ка: Куст в колючках, будто ёж, Вот и назван … ( ЕЖЕВИКА )»
- Беседа.
-Во всех словах отгадках слышатся два звука рядом [йэ] . А писать будем только одну букву. Эта буква спрятала в себе два звука [йэ ]. -Хотите узнать: какая буква спрятала в себе два звука [й ] и [э] ? Откройте "Букварёнок» там, где закладочка ( с. 88-89). ( Родителей заранее попросить положить закладку на эту страницу.) - Вот как пишется буква «Е» большая. Буква «Е» - мама. На что похожа буква «Е»? Обсуждение. ( Сломанная лесенка, грабли, расческа с тремя зубцами…) - Игра «Разведка».
-Кто больше найдёт букв «Е» в рассказе «Букварёнка» на с. 91? Печатание буквы «Е»: а) в воздухе; б) на индивидуальных дощечках; в) на табло картинок и букв; г) в тетрадке для букв и картинок ( в кружочек) СОРЕВНОВАНИЕ: чей экипаж напечатает красивее? Физкультминутка «Море волнуется раз…»
- Чтение рассказа «Букварёнка» с заданием:
кто больше запомнит слов, в которых есть два звука [й э] ? Эта семейка звуков носит одну фамилию и расписывается одной буквой «Е». После чтения соревнование экипажей. - Итог занятия.
- С какой буквой мы познакомились? Чем эта буква интересна? Итог соревнования экипажей. - Домашнее задание.
В тетрадке с буквами и картинками на странице, где в кружочке напечатали букву «Е» - нарисовать или приклеить картинки с предметами на данную букву. ( ЕЛЬ, ЕДИНИЦА…) Дополнение: при письме буквы «Е» можно использовать стишок: «Гребешок с тремя зубцами повернулся вправо с нами.)»