Конспект урока

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19,

п. Пироговский

Тема: «Знакомство с понятием «Сложные слова»

ЦЕЛИ:

1. Повторить знания изученных орфограмм, умение подбирать слова на заданные орфограммы, находить и исправить ошибки. Ввести понятие сложные слова.

2. Формировать умение нахождения двух корней в сложных словах, подбора однокоренных слов.

3. Воспитывать любовь к Родине и природе.

1. Орг. момент.

Нужно человеку в жизни

Знание языка.

Жизнь без грамоты

Совсем нелегка.

- Ребята, сегодня наши друзья пришли к нам на урок.

2. Актуализация знаний.

- В одном государстве жили не тужили орфограммы. Орфограммы-гласные и орфограммы-согласные часто собирались вместе, а порой в одном слове собирались все вместе и ждали, чтобы вы ребята о них вспомнили и не допустили ошибки в написании слов. А иногда, наши орфограммы любили пошалить. И вот, что от них оставалось. (На доске вывешены таблички - безударные, удвоенные, непроизносимые)

2.1. Названия орфограмм. - Вспомните полные названия орфограмм. (ответы детей)

2.2. Минутка чистописания. - Ребята, первым к нам пришел на урок Буратино. Напомните Буратино, какие гласные могут стать для нас опасными? (ответы детей - о,а,и,е) Запишите, пожалуйста, на следующей строке соединение из 4-х гласных букв.

2.3. Теперь назовите слова с безударной гласной в корне, чтобы Буратино знал как их писать и проверять А теперь запишем по два слова на данные орфограммы.

3. Словарная работа.

Орфограммы веселились, и ошибки появились.

Вы их быстро все найдите, правильно слова спишите. Наш друг Старик Хотабыч что-то перепутал и записал вот так слова. Найдите и исправьте ошибки.

3.1. На доске записаны слова по одному ученику у доски

сарока, вароне (перо), ворабьи, мухалофка.

- Ребята, запишите пожалуйста, правильно слова, подчеркните в них орфограммы, поставьте ударение и выделите корень. Проверка задания коллективная.

4. Постановка проблемного вопроса.. - Какое слово вызвало у вас затруднение?

Мухоловка. Почему? Что с этим словом не так? Сколько слов в нем соединилось? (два) Какие корни вы увидели? (муха и лов)

- Ребята, посмотрите на записанные слова, кого они обозначают? Как вы думаете, что может обозначать слово мухоловка?

Мухоловка - маленькая птичка, очень похожая на сороку. Хотя и назвали ее мухоловка, на самом деле питается она исключительно гусеницами и пауками. И встретить мухоловку можно в наших парках и лесу.

- Сегодня мы познакомимся еще с одной очень интересной птичкой.

4.1. Работа с книгой. - Откройте учебники на стр. 87 найдите упр. № 122.

Внимательно прочитайте текст Ирины Голуб. Чтение текста учеником. О ком текст? Почему она называется? Как это объясняет автор, прочитайте. Как образовано название птички? Сколько в нем корней?

- Давайте запишем название в тетрадь и выделим в нем корни. Какие корни в данном слове? А теперь подберем по два однокоренных слова к каждому из корней. Запись в тетрадях: горихвостка, горит, хвост, горящий хвостатый - Выделите корень в словах.

Ребята, а вы знаете, что горихвостка встречается в наших лесах и парках. Давайте прочитаем об этом в учебниках про краеведению. Откройте учебники на стр. 159 и прочтем, что же интересного написано здесь об этой птичке.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вы хорошо поработали, но настало время отдохнуть и мы с вами отправляемся на виртуальную прогулку в лес. Закрываем глазки, опускаем головки на ручки и послушаем прекрасное пение птиц.

Ну-ка, пташки, просыпайтесь, крылышками встрепенитесь, выпрямите свои спинки. С новыми силами дальше отправляемся в мир знаний.

4.2. А вот как Евгений Ильин описывает горихвостку. Упр. 123. стр. 88.

Отличаются ли данные тексты между собой? Чем ? (научный текст, поэзия стих) А чем они похожи? Текст-описание. Найдите в тексе строки сравнения запишем их. (будто спичка) а в тексте упр. 122 (как будто огонек).

4.3. Словарное слово Будто. Что обозначает это слово? (сравнительный союз, который помогает на при сравнении предметов). Какие опасные места в нем есть? (Буква д и о) Запишем с новой строки.

Будто, поставим ударение, разделим на слоги, запишем схему, выделим ошибкоопасные буквы. И еще одно словарное словосочетание сегодня мы запишем как будто. Пропишите строчку новых словарных слов будто как будто и подчеркните орфограммы.

5. Первичное проговаривание и закрепление нового материала.

5.1. Название слов- Ребята, а какие вы можете назвать слова в которых, два корня? (ответы детей)

Молодцы, правильно назвали слова. Скажите, а как можно назвать эти слова?

(предположения детей) Что сделали со словами? (сложили два корня) и они стали какими - не простыми, а … Правильно сложными, но не только поэтому еще и потому, что нужно знать - как правильно написать слово с двумя корнями.

Ну что же давайте проверим свои гипотезы. На стр.89 прочитаем правило.

5.2 Работа с книгой. Упр. 124 По вариантам, с взаимопроверкой.

6. Подведение итогов

- О каких словах вы сегодня узнали?

- Почему они так называются?

- Что нового вы еще узнали на уроке?

- Почему необходимо оберегать горихвостку?

- Ребята, а кто не понял, что такое сложные слова, кому было трудно на сегодняшнем уроке?

-Но вот, по моему, нашим друзьям не все было ясно.

Буратино сказал, что сложные слова это все длинные слова, Старик Хотабыч - все непонятные слова. А наш Афанасий, что слова, имеющие два корня, называются сложными. Кто же их них прав?

7. Оценивание и д./задание Д./мат. С.45 упр. 83


© 2010-2022