- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру 1 кл. docx
Рабочая программа по окружающему миру 1 кл. docx
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шарафеева Л.И. |
Дата | 03.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №26»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ методическим объединением
Заместитель директора Директор школы учителей
по УР Ситдикова Т.Г. __________Р.Р.Зарипов Протокол № 1
Приказ № 43 от « 28 » августа 2015 г. «28» августа 2015г. от « 28» августа 2015 г. Руководитель МО ____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя начальных классов
первой квалификационной категории
Шарафиевой Г.П.
и учителя начальных классов Шарафеевой Л.И.
по учебному предмету «Окружающий мир»1 класс ( базовый уровень)
Программа рассмотрена на заседании
педагогического совета.
Протокол № 1 от 28 августа 2015 года
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 1 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, учебного плана МБОУ «Лицей №26» и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» 1-4 классы (УМК «Школа России» 2013г.)
Цели:
-формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
-духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи реализации содержания курса являются:
-
формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
-
осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
-
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
-
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме..
Количество часов в неделю по учебному предмету: 2
Количество часов по четвертям:
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Итого
18
14
18
16
66
Национально-региональный компонент:
1. Экскурсия «Наша школа».
2.Экскурсия «Что у нас на школьном дворе?».
3. Беседа «Что мы знаем о нашем окружении»
4.Что такое Родина?- Наш город Казань. Проект «Моя малая Родина»-.Наша республика-Татарстан.
5.Кто такие рыбы?- Рыбы наших водоёмов.
6.Кто такие птицы? Птицы нашего края.
7.Куда текут реки?- Главная река России- Волга
8.Как зимой помочь птицам?- Зимующие птицы Татарстана
9.Где зимуют птицы?- Перелётные птицы нашего края
Содержание:
№
Разделы
Количество часов
1
Подготовка к изучению предмета
6
2
«Что и кто?»
19
3
«Как, откуда и куда?»
11
4
«Где и когда?»
10
5
«Почему и зачем?»
20
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Личностные УУД
-
Ценностно-смысловая ориентация учащихся,
-
Действие смыслообразования,
-
Нравственно-этическое оценивание Коммуникативные ууд
-
Умение выражать свои мысли,
-
Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
-
Управление поведением партнера: контроль, коррекция. Регулятивные ууд
-
Целеполагание,
-
волевая саморегуляция,
-
коррекция,
-
оценка качества и уровня усвоения.
Метапредметные УУД
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признака п возможность существования различных точек зрения и права каждо: с иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою том зрения и оценку событий;
-определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиям отражающими существенные связи и отношения между объекте ми процессами.
Предметные УУД
Первоклассники к концу года должны знать:
-
название нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где живут учащиеся, родного города
-
государственную символику России
-
государственные праздники
-
основные (легко определяемые) свойства воды
-
общие условия, необходимые для жизни живых организмов
-
правила сохранения и укрепления здоровья
-
основные правила поведения в окружающей среде
Уметь
-
различать части растения, отображать их на рисунке (схеме)
-
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения
-
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе
-
оценки воздействия человеку на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране
-
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Литература:
1.Учебник для 1 класса нач.шк.:в 2 ч/А.А. Плешаков- М.:Просвещение,2013год
2 Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса «Окружающий мир» М.:Экзамен,2014год.
3. А.А.Плешаков. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 1 класс» М.: Просвещение, 2014 год.
Компьютерные и информационно - коммуникативные средства:
1.Компьютер.
2.Мультимедийный проектор, экран
3. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 1класс (Диск CD-ROM), авторы А.А.Плешаков и др.
4. school-russia.prosv.ru/
№
Тема урока
Тип урока
Виды контроля
Планируемые результаты освоения материала
Дата проведения по плану
1 четверть-18 часов Подготовка к изучению предмета-6 ч.
1а
1б
1
Задавайте вопросы! Младший школьник и его жизнь в школе. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.
1
Вводный
Текущий Уметь:
- задавать вопросы;
- вступать в учебный диалог;
2
Экскурсия «Наша школа». Режим дня школьника.
1
Урок экскурсия.
Текущий Уметь следовать инструкциям поведения в раздевалке, столовой.
3
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
1
Урок экскурсия.
Текущий Уметь следовать инструкциям поведения в актовом зале и библиотеке.
4 Экскурсия «Что у нас на школьном дворе?». Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
1
Урок экскурсия.
Текущий Уметь следовать правилам поведения в школьном дворе.
5
Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения». Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах.
1
Урок экскурсия.
Текущий Уметь соблюдать правила дорожного движения.
6 Беседа «Что мы знаем о нашем окружении» Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.
1
Комбинированный
Текущий Уметь рассказывать о себе, о семье, о соблюдении режима дня.
«Что и кто?» (19 ч)
7. Что такое Родина? Наша родина-Россия. Государственные границы России. Государственный флаг России, значение цветов флага. Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Москва- столица России . Президент Российской Федерации - глава государства.
1
Комбинированный
Текущий
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- работать с контурной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;
- сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;
- рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства.
8.
Что мы знаем о народах России? Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Их обычаи. Названия разных народов. Что мы знаем о Москве? Красная площадь и Кремль , Большой театр, стадион Лужники, московское метро- главные достопримечательности Москвы.
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов;
-
работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках;
-
обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;
-
рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве;
-
узнавать достопримечательности столицы.
9.
Проект «Моя малая Родина».
Наш город Казань. Домашний адрес. Главные достопримечательности Казани. Народы Татарстана. Их обычаи. Занятия людей.
1
Текущий Уметь:
-
фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;
-
находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;
-
интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;
-
составлять устный рассказ;
-
выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды).
10
Что у нас над головой? Звёзды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
1
Комбинированный
Текущий Уметь:
-
наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём ;
- моделировать форму Солнца;
- работать в паре: моделировать форму созвездий.
11.
Что у нас под ногами? Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам;
-
практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя;
-
различать гранит, кремень, известняк.
12.
Что общего у разных растений? Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
-- практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть;
-
работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку.
13.
Что растёт на подоконнике? Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам;
-
практическая работа: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя;
-
различать изученные растения;
-
приводить примеры комнатных растений;
-
рассказывать об особенностях любимого растения.
14. Что растёт на клумбе? Дикорастущие и культурные растения.
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам;
-
практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя;
-
работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку;
-
рассказывать о любимом цветке.
15. Что это за листья. Деревья, кустарники, травы. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях;
-
узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях;
-
сравнивать и группировать листья по различным признакам;
- • практическая работа в группе: определять деревья
по листьям.
16. Что такое хвоинки? Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
1
.
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
различать лиственные и хвойные деревья;
-
практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя;
-
сравнивать ель и сосну;
-
описывать дерево по плану.
17.
Кто такие насекомые? Насекомые, их отличия. Животные, их разнообразие.
у
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых;
-
работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа- определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых;
-
сочинять и рассказывать сказочные истории 1 по рисункам
18.
Кто такие рыбы? Рыбы, их отличия.
Рыбы наших водоёмов.
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
-
моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги;
-
работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку;
-
описывать рыбу по плану;
-
приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя.
2 четверть- 14часов
19.
Кто такие птицы? Птицы и их отличия. Птицы нашего края.
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
рассматривать иллюстрации учебника, извлекать
из них нужную информацию;
-
практическая работа: исследовать строение пера
птицы;
работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;
-
описывать птицу по плану;
-
сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.
20.
Кто такие звери? Дикие и домашние животные. Звери, их отличия.
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
-
практическая работа: исследовать строение шерсти зверей;
-
работать в паре: узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;
-
устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни.
21. Что окружает нас дома? Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Номера телефонов экстренной помощи.
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
характеризовать назначение бытовых предметов;
-
находить на рисунке предметы определённых групп;
-
работать в паре: группировать предметы домашнего обихода; проводить взаимопроверку;
-
приводить примеры предметов разных групп.
22.
Что умеет компьютер? Интернет.
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
определять составные части компьютера;
-
характеризовать назначение частей компьютера;
-
сравнивать стационарный компьютер и ноутбук;
-
работать в паре: рассказывать (по рисунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни;
-
моделировать устройство компьютера;
-
соблюдать правила безопасного обращения с компьютером.
23. Что вокруг нас может быть опасным? Правила безопасного поведения на дорогах, Номера телефонов экстренной помощи.
I
Комбинированный
Текущий
-
Уметь: выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода;
-
характеризовать опасность бытовых предметов;
-
работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку;
-
моделировать устройство светофора;
-
оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге;
сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника.
24.
На что похожа наша планета? Земля - планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли.
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
выдвигать предположения и доказывать их;
-
использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
-
работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли;
-
моделировать форму Земли.
25.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
-
обсуждать выступления учащихся.
26
Презентация проекта «Моя малая Родина». Родной край - частица России. Основные достопримечательности Казани ; музеи, театры, спортивные комплексы .
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
обсуждать выступления учащихся.
Как, откуда и куда? (11ч)
27.
Как живёт семья? Проект «Моя семья». Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Имена и фамилии членов семьи. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи.
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника;
-
называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;
-
рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;
оценивать значение семьи для человека и общества.
В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:
-
- отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий.
28. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
прослеживать по рисунку-схеме путь воды;
-
обсуждать необходимость экономии воды;
-
выяснять опасность употребления загрязнённой воды;
-
практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку.
29. Откуда в наш дом приходит электричество? Значение труда в жизни человека и общества.
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество;
-
запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами;
-
анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии.
30. Как путешествует письмо? Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
наблюдать за работой почты и рассказывать о ней;
-
работать в паре: строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма, проводить взаимопроверку;
-
различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку.
31.
Куда текут реки? Водоёмы и их разнообразие. Водоёмы нашего края. Главная река России- Волга.
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
- прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море;
-
различать пресную и морскую воду;
сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.
32.
Откуда берутся снег и лёд?). Примеры явлений природы: снегопад,
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов;
- наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках.
3 четверть-18ч
33.
Как живут растения? Условия, необходимые для жизни растений (свет, воздух, вода, тепло).
1
Комбинированный
Уметь:
-
наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях;
-
прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения;
-
формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений;
-
практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями.
34.
Как живут животные? Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;
-
работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку;
-
практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка.
35.
Как зимой помочь птицам?- Зимующие птицы Татарстана.
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе;
-
обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;
- - практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм; - запомнить правила подкормки птиц.
36. Откуда берётся и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь? Профессии людей.
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации;
- обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора;
-
сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.
37.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
-
обсуждать выступления учащихся.
«Где и когда? » (10ч)
38.
Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа» Культура общения. Уважение к чужому мнению.
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы;
-
работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе;
-
рассказывать о своём учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения;
-
фотографировать наиболее интересные со-бытия в классе, здание школы, классную комнату и т. д.
-
коллективно составлять рассказ о школе и классе;
-
презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами).
39.
Когда придёт суббота? Смена дня и ночи.
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
- анализировать ил пои рации учебника, различать прошлое, настоящее и буду щее работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль;
-
называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым;
сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.
40.
Когда наступит лето? Времена года, их особенности (на основе наблюдений).
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года;
-
называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым;
-
работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;
-
наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради.
41.
Где живут белые медведи? Географическая карта. Океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль;
-
рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;
-
приводить примеры животных холодных районов;
-
устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями,
42.
Где живут слоны? Материки и их названия, расположение на глобусе и карте.
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самопроверку;
- работать в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации;
-
приводить примеры животных жарких районов;
устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.
43.
Где зимуют птицы? Перелётные птицы нашего края.
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самопроверку;
- работать в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации;
-
приводить примеры животных жарких районов;
-
устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.
44.
Когда появилась одежда? Предметы, созданные человеком.
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку;
-
отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов;
-
работать в паре: различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев.
45.
Когда изобрели велосипед? Правила безопасного поведения на дороге. Первая помощь при лёгких травмах.
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
сравнивать старинные и современные велосипеды;
-
работать в паре: извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда,
осуществлять самопроверку;
обсуждать роль велосипеда в нашей жизни;
- запомнить правила безопасной езды на велосипеде.
46
Когда мы станем взрослыми? Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека.
1
Комбинированный
Текущий
-
определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем;
-
работать в паре: сравнивать рисунки учебника, формулировать выводы в соответствии с заданием;
рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков.
47
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа».
1
Комбинированный
Текущий
-
- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся. сравнивать жизнь взрослого и ребёнка;
«Почему и зачем?» (20 ч)
48
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Смена дня и ночи на Земле.
1
Комбинированный
Текущий
Уметь: - сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца;
- использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездие Льва.
49.
Почему Луна бывает разной?
1
Комбинированный
i
Текущий
Уметь:
- анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны;
-- моделировать из пластилина форм\ Л иы;
- рассказывать с помощью рис то ь \ чебнике об изучении Луны учёными, осуществлять самопроверку
50. Почему идёт дождь и дует ветер? Наблюдение за погодой своего края. Примеры явлений природы: ветер, дождь, гроза.
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
наблюдать за дождями и ветром;
-
работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра; осуществлять самопроверку;
-
сочинять и рассказывать сказку по рисунку.
4 четверть-16 ч
51 «Где и когда?» Обобщение по теме
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
наблюдать за дождями и ветром;
-
работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра; осуществлять самопроверку;
сочинять и рассказывать сказку по рисунку.
52. Почему звенит звонок? Гигиена органов слуха.
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира;
-
практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков;
-
обсуждать, почему и как следует беречь уши;
-
высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопроверку;
-
сочинять и рассказывать сказку по рисунку.
53. Почему радуга разноцветная? . Примеры явлений природы
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;
-
запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма;
-
высказывать предположения о причинах
возникновения радуги, осуществлять самопроверку;
-
работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помоги но цветных полосок, осуществлять взаимопроверку;
с очинят ь и сказочную историю по рисунку.
54.
Почему мы любим кошек и собак? Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку);
-
обсуждать наше отношение к домашним питомцам;
-
рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой;
-
практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением;
-
участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца.
55.
Проект «Мои домашние
питомцы». Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений;
-
фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях;
-
составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх;
-
презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов).
56.
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Правила поведения в природе. Человек-часть природы.
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку;
-
рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном;
- устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на
-
основе информации учебника.; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
-
определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса;
-
объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину;
работать в паре: устанавливать причинно- следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку.
57.
Зачем мы спим ночью? Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня.
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека;
-
работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну, использовать для выполнения задания цветные фишки, осуществлять взаимопроверку;
-
оценивать правильность своей подготовки ко сну;
-
рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»;
-
определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе.
58.
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к питанию, формулировать режим питания, сопоставлять его с эталоном;
основе информации учебника.; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
-
объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему нужно правильно питаться;
-
работать в паре: устанавливать причинно- следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку.
59. Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук,
-
отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение;
-
рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки;
-
запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные;
-
формулировать основные правила гигиены.
60. Зачем нам телефон и телевизор? Средства массовой информации: радио, телевидение.
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
различать средства связи и средства массовой информации;
-
рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов;
-
объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов;
-
обсуждать назначение Интернета;
-
моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.
61. Зачем нужны автомобили? Общественный транспорт. Транспорт города или села. Правила пользования транспортом.
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
классифицировать автомобили и объяснять их назначение;
-
использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания;
-
сочинять и рассказывать сказочную историю по
рисунку.
62. Зачем нужны поезда? Наземный транспорт. Правила пользования транспортом.
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
классифицировать поезда в зависимости от их назначения;
-
работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль; - использовать информацию учебника для выполнения задания, сравнивать старинные и современные поезда.
63.
Итоговая контрольная работа (тест).
1
Контрольный
Текущий
Уметь:
-
определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе.
-
находить в тексте ответы на вопросы;
-
приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой.
-
сравнивать рисунки учебника, формулировать выводы в соответствии с заданием;
-
рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков.
64.
Зачем строят корабли и самолёты? Воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом Почему в автомобиле, поезде, на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках;
-
обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте;
-
работать в группе: знакомиться с правилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге, спасательными средствами на корабле и в самолёте; рассказывать о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае.
65.
Зачем люди
осваивают
космос? Звёзды и планеты.
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника;
-
работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника, осуществлять Самопроверку;
-
участвовать в ролевой игре «Полёт в космос».
66.
Почему мы часто слышим слово «экология»? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.
1
Комбинированный
Текущий
Уметь:
-
находить в тексте учебника ответы на вопросы;
-
приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой.