Конспект открытого урока по литературе И. А. Крылов Ворона и Лисица

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе



Тема: И.А. Крылов «Ворона и Лисица». Цели: учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль в произведении; отработать навыки выразительного чтения; развивать интеллект, умение делать выводы; пробуждать добрые чувства; воспитывать высокие моральные качества. Оборудование: портрет И.А. Крылова, книги с баснями для выставки, рисунки с изображением вороны и лисицы; иллюстрации к басне, медальки «Молодец!», текст басни для выразит. чтения.

Ход урока. 1. Орг. момент.
2. Введение в тему урока. - Вспомните, что такое басня? - Правильно, басня - это краткий иносказательный рассказ поучительного характера. Действующими лицами в басне выступают животные, предметы, которые обладают человеческими качествами. Обычно они умеют говорить. - Кто первым начал писать басни? - Эзоп. - Как называется приём, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей? (Иносказание.) Вывешивается табличка ИНОСКАЗАНИЕ. - Иносказание придумал Эзоп, живший около 3 тысяч лет назад в Древней Греции. Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми, обладающими властью. Он рассказывал истории, которые якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идёт о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что он высмеивает неприглядные поступки определённого человека. До сих пор иносказательную речь называют эзоповым языком. На доске вывешиваются слова БАСНОПИСЕЦ ЭЗОП. - Читая басни, мы с вами учимся понимать эзопов язык. В каждой стране есть свои баснописцы. В России лучшим баснописцем считается Иван Андреевич Крылов, с творчеством которого мы начнём знакомиться на этом уроке.
3. Работа по теме. 1. - Посмотрите на портрет Крылова. Что вы можете сказать об этом человеке? - Иван Андреевич Крылов жил очень давно. 31 год он прожил в восемнадцатом веке, а 44 года - в девятнадцатом. Умер он в 75 лет. - В каком возрасте изображён Крылов на портрете? (Дедушкой). - Каким вам представляется баснописец? (Добрый, умный, спокойный.) - Крылов был бедным человеком. В детстве ему не пришлось даже учиться в школе. Но он очень-очень хотел учиться и стал заниматься сам. Иван Андреевич стал таким образованным, что все удивлялись его познаниям. Более двухсот басен было создано им. Многие художники делали к ним иллюстрации. В вашем учебнике представлены иллюстрации великого русского художника Валентина Серова. Рассмотрите эти иллюстрации в Картинной галерее учебника. - К каким басням Крылова нарисованы иллюстрации? (Дети перечисляют)
- Иван Андреевич Крылов - великий русский поэт-баснописец. Он учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни. - Познакомиться с новой басней Крылова - значит, узнать что-то новое и важное о себе и людях. Сегодня мы познакомимся с басней «Ворона и Лисица».
Показ рисунков с изображением вороны и лисы. - Что вы знаете об этих животных? - А вот что рассказал о них И.А. Крылов, вы узнаете сейчас сами.
2. Инсценировка басни «Ворона и Лисица». - Поделитесь своими мыслями после инсценировки басни. - Какие слова были вам непонятны?
Выписать на доску слова: Вещунья - предсказательница. В народных преданиях ворон и ворона - вещие птицы, могут предсказать будущее.
- Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? (Тщеславных людей.)
3. Беседа по содержанию прочитанного. - Вам уже приходилось читать басню с подобным сюжетом, но другого автора? (Это басня Эзопа «Ворона и Лисица») Ещё раз вспомните её, прочитав. - А можно ли прочитать по ролям басню Эзопа? (Нет, так как в басне нет живого разговора) - В чём сходство и различие этих двух басен? (Сюжет практически один и тот же, но одна басня написана прозой, а другая - стихами. У Эзопа действует Ворон, а у Крылова - Ворона. Ворон держит кусок мяса, а Ворона - сыр. У Крылова прямая речь Лисицы очень выразительна. У Эзопа - Лисица ещё и философствует, она становится в позицию автора, читает Ворону мораль.) - Что такое мораль? (назидание, поучение, присутствующее в басне.) На доску вывешивается слово МОРАЛЬ. - В басне Крылова отсутствует мораль? Где же она? (Мораль басни помещается в самом начале басни.)
- Чем интересна эта мораль? Показывает ли себя автор строгим судьей человеческих недостатков? (Нет. Он не выносит людям никакого приговора, не отделяет себя от других людей.) - Какая из басен вам нравится больше и почему?
4. Физкультминутка «Буги-вуги».
5. Выразительное чтение басни. - Посмотрите внимательно на листок с басней. Что вы видите? (Чёрточки, стрелки.) - Как вы думаете, для чего они? (Показывают как правильно выразительно читать басню, с какой интонацией.) - Чтобы правильно прочитать басню, надо соблюдать логические ударения, повышая и понижая голос во время чтения, делать паузы, останавливаясь на знаках препинания. Но самое главное правило при чтении - не спешить, чётко проговаривать слова. На доске вывешиваются слова ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ, ПАУЗА Выразительное чтение басни учителем (не до конца). - Сейчас мы попробуем сами расставить логические ударения в оставшейся части басни. Выразительное чтение учителем, разбор.
- Кто желает теперь прочитать эту басню вслух? (Несколько уч-ся читают басню.)
6. Итог урока. - С каким писателем мы сегодня познакомились? Что запомнили о его жизни? - Как вы думаете, для чего и зачем написана басня? - Перечислите признаки басни. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение басни (на следующем уроке мы устроим конкурс чтецов). Начать учить эту басню.

© 2010-2022