• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Разработка урока по литературному чтению. Жизнь и творчество В. М. Гаршина. Авторская сказка «Лягушка-путешественница» 3 класс

Разработка урока по литературному чтению. Жизнь и творчество В. М. Гаршина. Авторская сказка «Лягушка-путешественница» 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет

Литературное чтение

Класс

3 «А»

Дата

21.10.2015 г.

Тема урока

Жизнь и творчество В.М. Гаршина. Авторская сказка «Лягушка-путешественница»

Целевые установки

Предметные умения

УУД

  • Знают, что такое авторская сказка и чем она отличается от народных сказок

  • Умеют понимать авторскую позицию, высказывать мысли автора

  • Умеют работать с планом произведения

  • Умеют формулировать мораль сказки

Личностные:

  • У учащихся формируется положительное отношение к учению;

  • Учатся осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

Регулятивные:

  • Учатся принимать и сохранять учебную задачу;

  • Учатся контролировать процесс и результаты деятельности.

Познавательные:

  • Учатся анализировать авторские сказки в соответствии с их особенностями;

  • Учатся находить в тексте необходимую информацию

Коммуникативные:

  • Учатся вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками;

  • Учатся высказывать собственное мнение;

  • Учатся осуществлять совместную деятельность в группах с учетом учебно-познавательных задач

Тип урока

Комбинированный

Ресурсы

Учебник «Литературное чтение» 3 класс 1 часть Н.А. Чуракова, ресурсы - Интернет, презентация, дидактические материалы.


п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Мотивационный этап

Здравствуйте!

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,

Возможно, есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

Поручено нам вас сегодня встречать.

Ну, что же, не будем зря время терять.

Приветствуют учителя и гостей

Личностные:

У учащихся формируется положительное отношение к учению;



Сегодня вы почувствует себя в новой или старой роли, а в какой, вы узнаете, отгадав загадку:

«Много он чего видал,

Во многих странах побывал,

Не актер он, не артист,

Всего-навсего …?»

Верно, турист.

А куда туристы ходят?

Молодцы, конечно в путешествия, вот и мы с вами отправимся сегодня в литературное путешествие в страну сказок.

Надеюсь, вы, как самые любознательные путешественники будете моими хорошими помощниками, умными собеседниками и внимательными слушателями.

Внимательно слушают загадку

Турист

В походы, путешествия

Слушают педагога

Настраиваются на урок


Личностные:

У учащихся формируется положительное отношение к учению;

Коммуникативные:

Учатся вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками;

2

Актуализация знаний

А сейчас, так как мы с вами отправляемся в страну сказок, давайте вспомним некоторые из них. В этом нам поможет сказочная викторина, я буду загадывать загадки или называть фразы из сказки, а вы должны определить название сказки:

1. А/с Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Жили они в ветхой землянке...

Ровно тридцать лет и три года.

Верно, это «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

2. Н/с "Высоко сижу, далеко гляжу. Не садись на пенек, не ешь пирожок".

Молодцы, конечно, это Сказка "Маша и медведь"

3 А/с Девочка хорошая по лесу идёт,

Но не знает девочка, что опасность ждёт.

За кустами светится пара злющих глаз,

Кто-то страшный встретится на её пути.

Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти?

Кто же эта девочка? Кто же этот зверь?

На загадку можете отвечать теперь?

Молодцы, это сказка Ш. Перро «Красная Шапочка»

4 А/с Столяр Джузеппе- Сизый Нос полено как-то в дом принёс.

Он начал что-то мастерить, полено стало говорить.

Кто в том полене говорил? Кого Джузеппе мастерил?

Конечно, сказка Л. Толстого «Приключения Буратино».

5 Н/с Назовите сказку, в которой была "молочная река - кисельные берега"?

Молодцы, это Гуси -лебеди

Ребята, а что вы заметили, как самые наблюдательные туристы? Почему на слайде появились книги разных цветов?

Верно, все зависит от вида сказки, а какие виды сказок вы знаете?

Молодцы, вы их сейчас видите на слайде. А чем авторская сказка отличается народной?

Хорошо, тем, что она имеет конкретного автора, неизменный текст и в ней есть авторская позиция. Персонажи сказки описаны более подробно, чем в народной.

Внимательно слушают

Отгадывают загадки и отвечают на вопросы викторины:

«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Сказка "Маша и медведь"


сказка Ш. Перро «Красная Шапочка»


сказка Л. Толстого «Приключения Буратино»

Гуси -лебеди

Высказывают собственное мнение

Она имеет конкретного автора, неизменный текст и в ней есть авторская позиция. Персонажи сказки описаны более подробно, чем в народной…

Личностные:

У учащихся формируется положительное отношение к учению;

Регулятивные:

Учатся принимать и сохранять учебную задачу;

Учатся контролировать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные:

Учатся вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками;

Учатся высказывать собственное мнение.


3

Постановка целей и задач

А сейчас, чтобы узнать тему урока отгадаем загадку:

Выпуча глаза сидит,

По-французски говорит,

По блошьи прыгает.

По человечьи плавает.

Верно, это лягушка.

Как вы думаете, почему именно эта загадка поможет в определении темы урока?

Молодцы, тема нашего урока «Жизнь и творчество В.М. Гаршина. «Лягушка-путешественница»», которую вы должны были прочитать дома.

Какие цели вы поставите перед собой на урок?

Хорошо, мы сегодня с вами узнаем о жизни и творчестве В.М. Гаршина и проанализируем его произведение «Лягушка - путешественница». И к концу урока определим, к какому литературному жанру оно относится.

Слушают загадку

Лягушка

Высказывают собственное мнение

узнать о жизни и творчестве В.М. Гаршина и проанализируем его произведение «Лягушка - путешественница»

Личностные:

У учащихся формируется положительное отношение к учению;

Учатся осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

Регулятивные:

Учатся принимать и сохранять учебную задачу;

Коммуникативные:

Учатся высказывать собственное мнение;

4

Изучение нового материала и его закрепление




Словарная работа

Обратите внимание на название данного произведения, как вы думаете, а лягушки бывают путешественницами? И как это может происходить?

Хорошо, но точно на этот вопрос мы сможем ответить только тогда, когда разберем это произведение.

Но прежде чем будем работать с произведением, мы должны узнать о его авторе. И биографию В.М. Гаршина нам представит Терпугов Роман.

Вы внимательно слушаете, после выступления вы должны будете ответить на вопросы.

Молодец! А теперь проверим какие у нас внимательные путешественники:

- Где родился Всеволод Гаршин?

Скажите, какое детство было у Всеволода Михайловича?

Сколько лет прожил писатель?

Какие темы рассматривал он в своих произведениях?

Какое самое знаменитое произведение Всеволода Михайловича?

Молодцы, вижу, что вы многое узнали.

А сейчас узнаем значения некоторых слов, которые встретятся нам в тексте, их представит Полина.

(благополучно, тина, коряга, цеп)

Читают название произведения. Предлагают собственные ответы на вопросы.


Слушают задание и выступление Терпугова Романа.

Отвечают на вопросы

В Санкт-Петербурге

Не счастливое, мать ушла, когда ему было 5 лет

33 года

Справедливость, доброту, сочувствие, милосердие.

«Лягушка-путешественница»

Слушают педагога и работают с непонятными им словами (объясняет Полина)

Личностные:

У учащихся формируется положительное отношение к учению.

Регулятивные:

Учатся контролировать процесс и результаты деятельности.

Познавательные:

Учатся находить в тексте необходимую информацию

Коммуникативные:

Учатся вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками;

Учатся высказывать собственное мнение.


Физминутка

А сейчас давайте немножко отдохнем, а затем продолжим наше путешествие:

Да- присели.

Нет - наклоны вправо, влево.

Правильный ответ - хлопок в ладоши.

1 Жила-была на свете жаба-квакушка (нет)

2 Сидела она в болоте, ловила комаров (да)

3 «Ах, какая сегодня ужасная сухая погода!» (нет)

4 И гуси окружили лягушку (нет)

5 Хорошо на севере! Теперь там тепло! (нет)

6 Пусть две утки возьмут в клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине (да)

7 Нужно только, чтобы вы не квакали, а я не крякала, и все будет превосходно (нет)

8 «Я заехала к вам посмотреть, как вы живете. Я пробуду у вас до весны» (да)

выполняют движения на внимание


5

Обобщение и систематизация знаний и умений

А сейчас, так как вы уже читали произведение, мы выполним задания в группах. Объединитесь по 4 человека.

Вспомните правила работы в группе, распределите роли: лидер, оратор и 2 помощника.

Обратите внимание, сейчас вы получите карточки, на них написано задание, которое поможет нам понять задумку автора. У каждой группы свое задание.

На эту работу у вас 5-7 мин.

1 группа:

Прочитайте отрывок со стр. 70 по 72 до слов «…в знак одобрения»

- О каком времени года идет речь? Нравится ли лягушке погода? Почему ты так думаешь? Как относится героиня к мнению окружающих ее лягушек? Чувство страха или любопытства испытывает лягушка, увидев гостей на болоте?

Восстановите ход событий произведения по картинкам, которые лежат у вас на парте.

2 группа:

Прочитайте отрывок со стр. 72 от слов «Госпожи утки» до стр. 73 «… только способна лягушка»

- Найдите отрывок о том, как утки объясняют что такой «юг».

- Что не делают лягушки осенью и почему?

Восстановите ход событий произведения по картинкам, которые лежат у вас на парте.

3 группа:

Прочитайте отрывок со стр. 73 от слов «Я придумала…» до стр. 74 «…все видела и радовалась и гордилась»

- Что придумала лягушка?

- Найдите предложение о том, как утки несли лягушку.

Восстановите ход событий произведения по картинкам, которые лежат у вас на парте.

4 группа:

Прочитайте отрывок со стр.74 от слов «Вот как я превосходно придумала…» до 75 стр.

- Найдите предложения, в котором хвалят лягушку.

- Какие чувства испытывает лягушка в полете: страх, любопытство, благодарность уткам, гордость за себя?

- Что попросила лягушка у уток? Зачем?

Восстановите ход событий произведения по картинкам, которые лежат у вас на парте.

5 группа:

Прочитайте отрывок со стр. 76 по стр. 77.

- Что произошло? Почему лягушка упала вниз?

- Найдите в тексте, что сказала лягушка своим слушательницам.

- Какая черта характера не дала исполниться мечте лягушки: трусость, любознательность, хвастливость?

Восстановите ход событий произведения по картинкам, которые лежат у вас на парте.

6 группа:

Сформулируйте мораль к этому произведению.

Восстановите ход событий произведения по картинкам, которые лежат у вас на парте.

Итак, время вышло, выступаем, а все остальные внимательно слушают, задают вопросы и проверяют.

Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием

Готовятся к работе в группах, распределяют роли в группе, вспоминают правила работы в группе.


Внимательно читают задания на карточках

Выполняют работу в группах








Представляют результаты работы в группах и отвечают на имеющиеся вопросы.

Личностные:

У учащихся формируется положительное отношение к учению;

Учатся осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

Регулятивные:

Учатся принимать и сохранять учебную задачу;

Учатся контролировать процесс и результаты деятельности.

Познавательные:

Учатся анализировать авторские сказки в соответствии с их особенностями;

Учатся находить в тексте необходимую информацию

Коммуникативные:

Учатся вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками;

Учатся высказывать собственное мнение;

Учатся осуществлять совместную деятельность в группах с учетом учебно-познавательных задач

6







7

Рефлексия







Д/з

А сейчас, так как наш урок подходит к концу, предлагаю вам небольшой тест на проверку того, какими вы сегодня были путешественниками.

1. Назовите главного персонажа сказки:

А) утка

Б) человек

В) лягушка

2. Как вы можете описать характер Лягушки-путешественницы?

А) вредная

Б) хвастливая

В) скромная

3. О чём произведение Гаршина «Лягушка-путешественница»?

А) о дружбе

Б) о волшебстве

В) о приключении животных

4. Почему не состоялось путешествие лягушки?

А) прутик, за который держалась лягушка, оказался непрочным

Б) лягушки не умеют летать

В) из-за хвастовства и зазнайства лягушки.

Поменяйтесь ответами с соседом по парте и проверьте друг друга, правильные ответы отображены на слайде.

Проверили, хорошо, у кого все ответы верные, поднимите руки, молодцы.

У кого одна ошибка? Хорошо.

Ребята, мы с вами поработали над произведением «Лягушка-путешественница», так к какому литературному жанру оно принадлежит? Докажите?

Верно, это сказка потому, что в ней есть завязка «Жила-была..», счастливый конец, говорящие персонажи и т.п.

А сейчас скажите, что мы с вами сегодня повторили?

Что нового узнали?

Всех ли целей достигли?

Молодцы.

Пересказ сказки.

Слушают учителя.

Выполняют тест

В

Б

В

В

Взаимопроверка

Поднимают руки те, у кого все ответы верные.

Поднимают руки те, у кого одна ошибка

Это сказка, есть завязка, говорящие персонажи и т.д.

Высказывают собственное мнение.

Личностные:

У учащихся формируется положительное отношение к учению;

Учатся осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

Регулятивные:

Учатся принимать и сохранять учебную задачу;

Учатся контролировать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные:

Учатся вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками;

Учатся высказывать собственное мнение.


© 2010-2022