Рабочая программа по курсу Предметно-практическая деятельность. Школа III-IV вдов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа курса «Предметно-практическая деятельность» для начальных классов школы III-IV видов»

Автор: тифлопедагог, учитель начальных классов Зайцева Анна Александровна.


Пояснительная записка.


Рабочая программа по курсу Предметно-практическая деятельность. Школа III-IV вдов.Рабочая программа по курсу Предметно-практическая деятельность. Школа III-IV вдов.Рабочая программа по курсу Предметно-практическая деятельность. Школа III-IV вдов.Рабочая программа по курсу Предметно-практическая деятельность. Школа III-IV вдов.Рабочая программа по курсу Предметно-практическая деятельность. Школа III-IV вдов.Человек, потерявший зрение, живёт в мире, который в основном приспособлен для видящего человека. У человека без зрения или с плохим зрением возникает масса самых разных трудностей, причиной которых является недостаток зрительной информации. Слабость системы образования слепых заключается в недостаточной подготовке детей к жизни в обществе зрячих. В связи с этим в школах введены коррекционные занятия, работа которых направлена на компенсацию и коррекцию недостатков, связанных со слепотой и слабовидением (коррекционные занятия по развитию социально-бытовой и пространственной ориентировки, осязания, лечебной физкультуре, ритмике, развитию остаточного зрения и предметно - практической деятельности). Целью занятий курса «Предметно - практическая деятельность» является воспитание духовной культуры, содействие процессу адаптации, ориентации в общество детей с ограниченными возможностями здоровья посредством освоения различных видов технического труда, декоративно - прикладного творчества. В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

  • развивать предметно - практические действия;
  • развивать художественно - творческие способности у детей;
  • воспитывать положительные качества личности учащегося (трудолюбие, настойчивость, усидчивость, аккуратность, самостоятельность, умение работать в коллективе);
  • формировать организационные умения в труде;
  • обучать учащихся способам выполнения различных видов технического труда;
Содержание программы строится с учетом физических и зрительных возможностей детей, интересов, с учетом возрастных и психофизических возможностей. Форма проведения занятий различная и зависит от поставленных задач: индивидуальная, подгрупповая, групповая. На занятиях учащиеся подготавливаются к самостоятельному выполнению определенных трудовых операций без контроля зрения, что дает возможность выработать уверенность в своих силах и способностях к полезной деятельности тотально слепых детей. Занятие творчеством облегчает процесс самораскрытия, самопознания и самоутверждения детей, обеспечивает социальную реабилитацию и адаптацию детей с проблемами зрения. Программа разработана на основе анализа научной общей и специальной психолого-педагогической литературы, программы по трудовому обучению под редакцией Л. И. Плаксиной, В. З. Денискиной, методических рекомендаций по формированию и развитию предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях, автора Л. В. Шаргородской. Программа рассчитана на 3 года обучения (по программе школ IV вида) и 4 года (обучение в классе для детей с ЗПР).
2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 1 час 1 час 1 час 1 час
Работа должна начинаться с диагностики, т. Е с выяснения готовности ребёнка к выполнению предметно-практических действий. В связи с этим обследуется уровень развития мелкой и общей моторики. Программа состоит из следующих блоков, рассматривающих различные виды технического труда:
  • диагностическое обследование;
  • работа с бумагой;
  • работа с различными материалами;
  • работа с конструктором;
  • работа с тканью.
В программе дан примерный перечень блоков по изучению видов технического труда: и распределение учебного времени, которые могут быть изменены и отобраны, в зависимости от состава класса, года обучения, способностей детей для более доступного и прочного усвоения выполнения работ. Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность учащихся. В результате изучения данного курса учащийся независимо от изучаемого блока должен:
  • знать / понимать
    • основные технологические понятия;
    • назначение и технологические свойства материалов;
    • назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений и оборудования;
    • виды, приемы и последователь­ность выполнения технологических операций;
    • влияние раз­личных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
  • уметь
    • рационально организовывать рабочее место;
    • выбирать материалы, инструменты и оборудова­ние для выполнения работ; - выполнять технологические опе­рации с использованием ручных инструментов, приспособлений;
    • соблюдать требования техники безопасности;
    • осуществлять доступными сред­ствами контроль качества изготавливаемого изделия;
    • находить и устранять допущенные дефекты;
    • планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
    • распределять работу при коллективной деятельности;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Данная программа не является окончательной, возможны дополнение её путем разработки блоков с другим содержанием, в зависимости от выделяемых учебных часов и индивидуальных особенностей, обучающихся в классе.















Содержание программы: Первый год обучения (34 часа). Диагностическое обследование. Работа с бумагой: Организация рабочего места на уроке труда. Правила безопасной работы с клеем (ИОТ-059-2010.3), режущими инструментами (ИОТ-059-2010.1). Краткие сведения об изготовлении бумаги. Виды бумаги. Свойства бумаги. Ознакомление с оттенками цветов бумаги. Сочетание цветов. Разметка деталей по трафарету. Способы вырезания бумаги. Способы сгибания и складывание бумаги. Правила составления аппликации: размещение на листе бумаги элементов аппликации. Составление по образцу композиции из геометрических фигур. Технология выполнения обрывной аппликации. Работа с различными материалами: Пластилин. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Правила безопасности при работе с пластилином (ИОТ-059-2010.4). Свойства пластилина. Скатывание кругообразными движениями в ладонях шариков, колбасок, колечек. Технология выполнения аппликации в технике пластилиновой мозаики. Работа с конструктором: Организация рабочего места при работе с конструктором. Правила безопасности при работе с конструктором (ИОТ-059-2010.7). Назначение конструктора, ознакомление с основными деталями и их назначение. Приёмы и правила работы с гаечным ключом и отвёрткой. Крепёжные детали: болт, гайка, шайба. Виды соединения деталей: подвижное, неподвижное. Работа с текстильными материалами: Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Правила безопасности при работе с текстильными материалами (ИОТ-059-2010.6). Краткие сведения об изготовлении текстильных материалов. Виды текстильных материалов. Свойства текстильных материалов (по выбору учителя). Изготовление изделий с использованием ваты. Выполнение панно.





Второй год обучения (34 часа). Диагностическое обследование. Работа с бумагой: Организация рабочего места на уроке труда. Правила безопасной работы с клеем, режущими инструментами. Разметка деталей по шаблону. Условные обозначения на схемах (на примере схем для оригами). Приемы чтения схем для оригами. Разработка и изготовление изделий в технике оригами из заготовок прямоугольной и квадратной формы сгибанием. Выполнение коллективной работы. Технология выполнения многослойной аппликации. Работа с различными материалами: Крупы. Организация рабочего места при работе с крупами. Правила безопасности при работе с крупами. Виды круп. Изготовление поделок с использованием круп. Изготовление поделок с использованием промышленных материалов (пробок, пластиковых бутылок и т. д.). Работа с конструктором: Организация рабочего места при работе с конструктором. Правила безопасности при работе с конструктором. Понятие о деталях и сборочных единицах. Соединение деталей. Приёмы сборки соединений. Демонстрация модели. Анализ объекта по вопросам учителя. Совместное поэтапное выполнение модели. Работа с текстильными материалами: Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Правила безопасности при работе с текстильными материалами. Общие сведения о назначении и видах ткани. Изготовление изделий с использованием с использование ткани. Аппликация и коллаж из ткани.













Третий год обучения (34 часа). Диагностическое обследование. Работа с бумагой: Организация рабочего места на уроке труда. Правила безопасной работы с клеем, режущими инструментами. Картон, виды картона. Свойства картона. Декоративный картон, его применение. Инструкционная карта. Чтение инструкционной карты. Выполнение изделий по инструкционной карте. Технология выполнения объемной аппликации. Работа с различными материалами: Проволока. Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Правила безопасности при работе с проволокой. Виды и свойства проволоки. Приёмы работы с проволокой (сгибание, сращивание, откусывание кусочков заданной длины). Изготовление изделий из проволоки. Глина. Свойства глины. Приёмы работы с глиной. Изготовление простых поделок из глины. Работа с конструктором: Организация рабочего места при работе с конструктором. Правила безопасности при работе с конструктором. Анализ объекта по готовому образцу. Выполнение моделей по готовому образцу. Работа с текстильными материалами: Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Правила безопасности при работе с текстильными материалами. Нитки. Виды и свойства ниток (цвет, толщина, разрезаются, обрываются, скручиваются, сплетаются), их назначение. Правила и приемы скручивания ниток из двух прядей. Изготовление стилизованных фигурок с использованием ниток.

















Четвёртый год обучения (34 часа). Диагностическое обследование. Работа с бумагой: Организация рабочего места на уроке труда. Правила безопасной работы с клеем, режущими инструментами. Технология выполнения сюжетной аппликации. Работа с различными материалами: Организация рабочего места при работе с природными материалами. Правила безопасности при работе с природными материалами. Виды и свойства с природных материалов. Приёмы работы с соломой. Изготовление куклы-оберега из соломы. Штампование. Технология выполнения работ методом штампования. Работа с конструктором: Организация рабочего места при работе с конструктором. Правила безопасности при работе с конструктором. Технический рисунок. Чтение технических рисунков. Анализ объекта по техническому рисунку. Выполнение моделей по техническому рисунку. Работа с текстильными материалами: Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Правила безопасности при работе с текстильными материалами. Плетение ниток в три и четыре пряди. Технология изготовления изделий: скручиванием и плетением ниток в три и четыре пряди; из кисточек, помпонов. Изготовление игрушек на основе кисточек и помпонов.



















Методическое обеспечение:
  1. Вибьен П. Поделки из глины- М.; Росмэн-Пресс, 2008;
  2. Геронимус Т. Маленький мастер- М.; Просвещение, 2001г;
  3. Гришина Н. И., Анистратова А. А. Поделки из пластилина - Спб.: Оникс, 2010;
  4. Загранда Б. К. Поделки из солёного текста- М.: Арт, 2001;
  5. Кузьмина М.А. Азбука плетения - М.: Легпромбытиздат,1992;
  6. Курганова Ю. Поделки из проволоки-М.: Айрис-Пресс, 2008;
  7. Проснякова Т. Н. Технология 1-4 класс- М.: Росмэн, 2009;
  8. Рукоделие: Популярная энциклопедия/ Гл. ред. Андреева И.А. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999;
  9. Румянцева Е. Простые поделки из пластилина-М.: Айрис-Пресс, 2010;
  10. Рэй Гибсон Поделки - М.: «Росмэн», 2002;
  11. Смирнова Т. В. Дом в обычном переулке-М.: Аргос, 2009;
  12. Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях/Л. В. Шаргородская. -М.: Теревинф, 2006.



© 2010-2022