Диалогическое социокультурное пространство профильного учебного заведения

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Материал творческого отчёта

областной экспериментальной площадки

« Школа будущего» на тему:

« Диалогическое социокультурное пространство

Профильного учебного заведения «

Азбука доброты
научно - поисковая тема: « Пути формирования представления о позитивном диалоговом взаимодействии обучающихся начальной школы »

Подготовила
учитель начальных классов
Лунёва Яна Ивановна 1.

Научно - поисковая тема :
Пути формирования представления о позитивном диалоговом взаимодействии школьника начальной школы.

Цель исследований:
Познакомить участников студии с особенностями организации диалогового взаимодействия и формирования позитивных моральных качеств школьников средствами современного урока в начальной школе.

Руководитель студии: Лунева Яна Ивановна, учитель начальных классов Горловского лицея « Лидер », специалист высшей категории, старший учитель.

Участники студии: ученики 3-В класса, приглашенные.

Форма проведения: Презентация опыта.

Дидактическое обеспечение: рассказ Сухомлинского «Старый Пес», портрет В. Сухомлинского, выставка книг писателя, детские рисунки, раздаточный материал.



2.

I. МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .

Слово руководителя студии :
Добрый день, уважаемые гости и участники студии. Мы рады видеть здесь тех, кого беспокоит проблема формирования личностных качеств младших школьников. Успешность решения этой проблемы зависит от успешного взаимодействия всех, кто рядом с ребенком. Как указано многими известными педагогами: «Нравственные нормы закладываются не путем нравоучений, а в активной нравственной практике».

II .Презентация теоретического аспекта опыта.
Слово руководителя студии:
Учебное заведение - это кладезь духовной жизни. Миссия педагога - наставника юных душ заключается в том, чтобы во время учебы во всей красе раскрывалось богатство интеллектуальной, эмоциональной, моральной сфер духовной жизни личности.
Ребенок, приходя в школу, стремится быть успешным, хочет, чтобы его хвалили, обращали на него внимание. С первого класса ребенку нравится не только слушать объяснения учителя (не всегда теоретический материал бывает интересным и понятным ), но и активно действовать на уроке: решать какие-то проблемы, отвечать на вопросы, брать интервью, что-то придумывать и фантазировать.
Поэтому я стараюсь проводить свои уроки так, чтобы дети были в постоянной деятельности. Я думаю, что там, где «кипит» работа, будет успех в обучении и результат.
В своей работе я стараюсь осваивать новые методы работы, педагогические технологии, которые необходимы мне, чтобы самой учиться творить, развиваться, а не стоять на месте.
Педагогические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов в учебной и воспитательной деятельности учителя
и ребёнка.
Суть интерактивного обучения ( по определению А.В. Стребной , А.О.Соценко и других исследователей ) :

3.

- Создание комфортных условий;

- Производительность;
- К учебному процессу вовлекается весь класс;
- Формирование выводов;

- Создание определенного результата;

- Каждый ученик имеет индивидуальный вклад;

- Дети обмениваются знаниями, идеями;

- Развивается познавательная деятельность.

Интерактивное обучение позволяет решить несколько задач:

- Развивать коммуникативные умения и навыки;

- Устанавливать эмоциональный контакт между участниками процесса;

- Воспитывать умение работать в команде, прислушиваться к мнению каждого.

Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение проблем на основе анализа учебной ситуации.

Интерактивное взаимодействие включает доминирование одного участника учебного процесса над другими, одного мнения над другим. Ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения.

Издавна проблемой развития ребенка занимались В. Сухомлинский, Ш. Амонашвили, Е. Ильин, С. Лысенкова и другие выдающиеся педагоги.

В своей работе я применяю их методику. Чтобы работа давала положительные результаты, заставляла детей мыслить, их, прежде всего, надо поразить, удивить, заинтересовать и заинтриговать.
Интерактивное обучение меняет обычные формы работы на диалоговые.
4.
Умению строить интересный диалог нужно учить.
Диалог - столкновение разных точек зрения. Задача учителя -научить детей, не боясь, высказывать свою точку зрения, но не обижая никого.

Учителя начальной школы вводят понятие «Диалог» с первого класса. На каждом предмете можно увидеть работу над диалогом. Наибольший результат дают такие уроки как Чтение и Я и Украина. Обучение детей диалогической речи с первого класса поможет детям выразительно читать тексты, читать по ролям, развивать связную речь. Дети систематически упражняются в воспроизведении диалогов из сказок, разыгрывании фрагментов произведений детской литературы, инсценировки жизненных ситуаций, составление диалогов по данному началу и серией рисунков, составление вопросов и ответов на них, составление диалогов по плану и рисункам, по прочитанным текстам, составление оцениваемых диалогов, интервью, инсценировки и другие.
Условиями успешного обучения диалога являются:
- Определенное развитие устной речи;
- Читательский кругозор;
- Наличие у учащихся соответствующих знаний о тексте вообще и диалога в частности;
- Наличие мотивации обучения;
- Владение учителем методами и приемами формирования умений в области диалогической речи.
Во время проведения диалогической речи рекомендуется рассадить учеников парами так, чтобы дети работали в группах, как того требует содержание и цель диалога.
Правила работы в группах:
- Уметь и говорить и слушать;
- Говорить четко по теме, понятно;
- Уметь задавать вопросы;
- Критикуем идеи, а не личности;
- Учиться воспринимать мнение других, как своё, или находить аргументы, чтобы отстоять свое мнение.
Особого внимания требует подготовка спикеров групп.
Презентация групп происходит по-разному (вопросы, план, таблица, свободное выражение ...)
5.
Особый этап диалогового обучения - рефлексия:
- Что помогло группе выполнить задание ?
- Кто чувствовал дискомфорт и почем у ? -- Всем давали высказаться или нет?
- Что мешает в работе?
- Кому нужна была помощь?
- Чему научились в совместной работе?
Для активного взаимодействия всех участников учебного процесса я использую такие методы интерактивного обучения:
- Мозговой штурм;
- Дискуссия;
- Ток шоу;
- Карусель;
- Ролевая игра;
- Проектная деятельность;
- Работа в группах (парах)
- Решение ситуативных задач;
- Интервью;
- Инсценировка и другие.
Учу детей дискутировать, начиная свое высказывание словами: «По моему мнению ...», «Я считаю ...», «Я убежден ...», «А я думаю иначе ...» и др.
Занятия с использованием интерактивных технологий проходят интересно, продуктивно, снимают закомплексованность у учащихся. Происходит развитие творческих способностей учащихся, познавательных интересов, растет эффективность уроков чтения. А все это помогает детям формировать характер, мировоззрение, логическую и связную речь, выявлять и реализовывать индивидуальные возможности.
|||. ПРЕЗЕНТАЦИЯ практического аспекта ОПЫТА.
Задача для участников студии:
Предлагаю фрагмент урока с использованием диалогической речи на уроке Чтения в 3-м классе по теме: Рассказ В. Сухомлинского «Старый пес».
После просмотра мы сможем обменяться мнениями.

6.


Тема: В. Сухомлинский «Старый Пес».
Цель: Способствовать усвоению идеи рассказа: только добром мы воспитываем добро.
Задача:
- Привлекать детей к размышлению по проблеме дружбы человека и животного;
- Формировать умения выражать собственные оценки о поступках героев и обосновывать мысли;
- Учить детей диалогической речи;
- Пополнять словарный запас и учить связному высказыванию;
- Развивать умение слушать и понимать своих товарищей, толерантность, работать в группах и парах;
- Воспитывать любовь к природе: растениям, животным.
Оборудование: портрет В. Сухомлинского, выставка книг писателя, детские рисунки, рисунок собачки у будки, сердечки, раздаточный материал.

Интерактивные методы и приемы, используемые при демонстрации фрагмента:
- Работа в парах, группах;
- Предвидение;
- Решение проблемных вопросов;
- Различные точки зрения;
- Диалог.

I . Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя:
- Дети, мы продолжаем изучать творчество выдающегося человека В. Сухомлинского.
- Творчество В. Сухомлинского - это окошко, через которое человек познает мир и самого себя. Поэтому сегодня я вам желаю работать так, чтобы это окошко ежедневно становилось большим и через него мы узнавали не только мир, но и самих себя.
- Сейчас на уроке я предлагаю вам воображаемое путешествие к доброте, свету, щедрому сердцу и состраданию.
- К нам приехал гость. Отгадайте, кто он?
Работа над загадкой:
7.
Я чуткий, я пристальный,
Людям друг я верный.
В дождь и в снег, в град и в туман,
Защищает дом ... (собака).
(на доске рисунок собаки у будки) Вот он, наш герой.
Ситуативное моделирование на основе проблемного вопроса.
- Дети, а как вы думаете, почему он такой грустный?
II . Работа над темой урока.
1. Метод «Предсказание».
- Чтобы узнать, что произошло с собачкой, мы познакомимся с рассказом В. Сухомлинского «Старый Пес».
(К тексту на доске написаны опорные слова)
верный друг прости меня
постарел маленький щенок
не узнал живи здесь
- Подумайте и обсудите в парах вопрос: «О чем пойдет речь в рассказе?»
(после обсуждения прослушиваем 2-3 ответа)
2. Сейчас мы сможем установить, оправдались ли наши ожидания, познакомившись с рассказом В. Сухомлинского «Старый Пес».
Выразительное чтение рассказа В. Сухомлинского «Старый Пес». (Не до конца)


Старый Пес (В. Сухомлинский)

Был у Человека верный друг - пес. Много лет сторожил он добро своего хозяина. Прошли годы, Пес состарился, стал плохо видеть. И как-то раз летним днем ​​он не узнал хозяина. Когда тот вернулся с поля, пёс выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился:
- Ты уже не узнаешь меня?
Пес виновато крутил хвостом. Он уткнулся носом в ногу хозяина и нежно заскулил. Ему хотелось сказать:
- Прости меня! Я сам не знаю, как это случилось, что я не узнал тебя.
Через несколько дней Человек принес откуда-то маленького щенка и поставил рядом с будкой пса еще одну, маленькую будку.
- Живи здесь, - сказал щенку.
Старый Пес спросил Человека:
- Зачем тебе еще один пес?
3. Эвристическая беседа по прослушанному рассказу:
- Какая тема рассказа?
- Кто главные герои?
8.
- Какие отношения между главными героями?
- Как вы думаете, были ли они друзьями или нет?
- Чего Пес однажды не узнал своего хозяина?
- Как в рассказе показано, что собака доверял своему хозяину?
- Какие чувства передал автор?
4. Словарная работа. --- -_ Подберите синонимы к словам: хозяин, пес, друг, добро, залаял.
5. Интонирование предложений. Подберите интонации к предложениям, передав необходимые эмоции.
- Ты уже не узнаешь меня?
- Ему хотелось сказать: «Прости меня»!
6. Чтение по ролям, передавая голосом настроение главных героев.
7. Работа в группах.
Проблемный вопрос для обсуждения: «Всегда ли человек для собаки друг?»
Инструкция к работе в группе. Обсудите вопрос: «Всегда человек для собаки друг? От чего зависят их отношения? »- В группе. Подготовьте одно высказывание по этой теме и аргументируйте его. Защита учащимися своих мыслей.
Возникают два мнения:
Да Нет
человек ухаживает за собакой жестоко обращается

кормит,лечит не кормит,не лечит

строит тёплую будку выгоняет на холод
Вывод: Связи между человеком и животным бывают положительные и отрицательные.


III. Подведение итогов работы.
1. Прогнозирование завершения.
Работа над составлением диалога по данному началу на основе работы в группах.
- Дети, как вы считаете, закончил автор свой рассказ?
Автор предлагает поразмышлять над концовкой рассказа и составить диалог:
«Что сказал Человек своему старому псу?»
Презентация ученических диалогов. (Спикер группы выбирает, кто будет отчитываться).

2. Нарушение читательского ожидания.
А теперь послушайте, какой финал выбрал автор. (Учитель дочитывает до конца рассказа):
- Чтобы тебе не было скучно, - сказал Человек и ласково потрепал старого
9.
Пса по спине. Затем Человек обернулся, тихо вздохнул и ушел. Пес не мог вздыхать, он тоскливо заскулил. С одного его глаза на землю скатилась слеза. А на травке кувыркался, играя, щенок.

Беседа по прослушанному отрывку.
- Оправдались ваши предсказания или нет?
- Так зачем еще одна будка с собачкой?
- Почему пес жалобно заскулил ? - Какими чертами характера обладал хозяин?
3. Составление «Куста» «Сердце Человека»:

IV. Подведение итогов работы СТУДИИ.

..

1. Проблемный вопрос:
- Зачем В. Сухомлинский написал этот рассказ?
- О чем он хотел, чтобы мы задумались?
Помни, от того, как ребенок относится к растениям и животным, зависит его отношение к людям. Напишите на сердечках, которые лежат у вас на партах, свои пожелания одноклассникам (пишут и передают друг другу) .
Вот такое у нас получилось большое сердце. Я вам желаю всем иметь такое сердце, чтобы вы заботились не только о себе, но и о тех, кто вас окружает.
10.
2. Обсуждение просмотренного фрагмента урока.

V. Рефлексия.

Создание «ассоциативного куста урока».

Словарь терминов :


Активные методы и формы обучения- это группа педагогических технологий , которые достигают высокого уровня объективной активной деятельности учащихся.

Интерактивное обучение - это обучение, погруженное в общение, диалоговое обучение, что относится к педагогическим технологиям на основе эффективности управления и организации учебного процесса. (Стребна А. В., Соценко А. А. - Х., 2005. 176 с.)

Интерактивные технологии - это такие технологии, где основной подход - диалоговое обучение, в ходе которого меняется взаимодействие учителя и ученика. Это один из элементов коммуникативных технологий с хорошо организованным обратной связью субъектов и объектов обучения. (Пометун О., Пироженко Л. Интерактивные технологии обучения: теория, практика, опыт. - К.- 2002. 135 с .

11.

Литература


1. Варзацкая Л. Интерактивные методы обучения. Дивослов. - 2005.-№2 - с. 5-19.

2. Сухина А.В. , Дьяченко Л.М. Диалогическое вещание 1 - 4 классы. Сборник. 2005. Издательство «Харьков» - 95 с.

3. Стребная А.В., Соценко А.А. Интерактивные методы обучения в практике работы начальной школы. 2005 - 174 с.

4. Коченгина М.В. Готовимся к урокам связной речи 1-4 классы. - Х. Веста: Издательство «Ранок», 2008 г.- 144 с.

5. Пономарева К. Формирование речевой компетентности учащихся 3-4 классов. Начальная школа .- 2007-№ 10.- с. 11-15.

6. Побирченко Н. Интерактивное обучение в системе новых образовательных технологий. Начальная школа. - 2004г. - №10. - С.8-10.

7. Крамаренко С. Интерактивные техники обучения как средство развития творческого потенциала учащихся. Открытый урок. - 2002г. - №5,6.

8. Сухомлинский В.А. Рассказы в пяти томах. Киев, 1979-1980.





© 2010-2022