Экспериментальная программа по курсу «Окружающий мир и развитие речи» 5-6 летних дошкольников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Актуальность


Современные требования программ начального обучения предполагают определенный уровень речевой подготовки. Ребенок, становясь учеником, должен владеть умением составлять полные предложения; воспринимать обращенную к нему речь учителя, выделяя в ней главное и второстепенное значение; пересказывать прочитанный текст; составлять рассказ по картинкам с использованием определений. Программы, рассчитанные на детей старшего дошкольного возраста и реализуемые в подготовительных группах детских садов, не в полной мере формируют эти умения. Возникает необходимость ознакомить детей - будущих первоклассников со звуко-буквенным анализом слов, с понятием «родственные слова», сформировать у них умение построения предложений и пересказа.

Отличительные черты программы


Предлагаемая программа представляет собой интегрированный курс по «Окружающему миру и развитию речи», объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, а главное, все занятия проходят «по настоящему» - в школе, в классе формируя таким образом определенные уже школьные, но еще детские отношения. В данную программу включены занятия по темам «Фрукты», «Овощи», на которых близки и понятны дети читают, рассказывают загадки и пробуют составить свою о любимом фрукте или овоще; придумывают новый рецепт приготовления блюда с ним. По темам «Сад» и «Огород» - составляют рассказ по воспоминаниям те ребята, которые сами вырастили или помогали ухаживать за растениями в саду или огороде. По темам «Домашние и дикие животные» те ребята, у кого дома живут питомцы могут рассказать об их повадках, характере, привычках и особенностях, что эмоционально воспринимается самим ребенком и окружающими его сверстниками. По этим темам подобраны тексты для чтения. По темам «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» подобраны тексты (см. методические рекомендации), на основе которых проводится работа по пропедевтике надежных окончаний. По теме «Зима» - усвоение категории предложного падежа с предлогом. В теме «Весна» дети учатся строить предложения с союзом «потом что». В теме «Лес» ребята образуют относительные прилагательные. Например, «Сорву с дуба дубовый листок». В теме «Игрушки» - знакомятся с глаголами 3-его лица единственного числа прошедшего времени. Например, «Он играл с мишкой. Она играла с куклой». Цели и задачи: В программе выделены образовательная, воспитательная и развивающая цели. Образовательной целью является знакомство со знаково-символической структурой языка; со звуко-буквенным анализом; построением простых и сложных предложений на основе восприятия текста; с полным и кратким пересказом. Воспитательной целью является знакомство с правилами и нормами поведения в школе; формирование навыка правильного поведения на уроке и перемене, умений обращаться и общаться со взрослыми - учителями и одноклассниками; формирование культуры поведения в общественном месте. Развивающая цель предполагает развитие диалогической и монопологической речи детей; познавательного интереса к чтению. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: - ознакомить с буквами русского алфавита; - дать детям понятия «звук, буква; слог, слово, предложение; согласный и гласный звук и буква»; - формировать навыки пересказа текста; -чтение рассказов, стихотворений о школе и формирование у детей представлений о правилах поведения на уроке и перемене; - развитие диалогической и монологической речи в различных школьных ситуациях; - учить ребенка словесно описывать репродукцию картин, музыкальное произведение; - научить выделять отличительные черты образа; - формировать умения классифицировать предметы; - научить ребенка составлять рассказ о происходящем событии.

Принципы При построении данного курса придерживались следующих принципов: Доступность. Изложение нового материала происходит с плавными переходами от одного к другому, с подробным пояснением, соответствие возрастным нормам. Занимательность. Внимание у детей 6 лет неустойчиво, возникают определенные трудности с дисциплиной. Дошкольники впечатлительны и эмоциональны, поэтому требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Это могут быть загадки, шарады, физкультминутки, дидактические игры и т.д. Но игры в школе - прежде всего обучающие, они должны привлекать неустойчивое внимание ребенка к материалу урока, давать новые знания, заставляя его напряженно думать. Поэтому занятия проводятся по сценарию. Наглядность. Муляжи овощей, фруктов; модели транспортных средств. Предметные картинки птиц, растений, одежды и обуви, посуды, продуктов питания, мебели, животных, насекомых. Сюжетные картинки. Репродукции картин И. Шишкина, Левитана. Музыкальные произведения П. Чайковского, Шопена, Э. Грига. Схемы слов, модели предложений.


Форма работы Данная программа рассчитана на 28 занятий по 30-35 минут 1 раз в неделю. В основе разделения детей на группы лежат показатели речевого развития ребенка. В 1 группу входят дети, уже освоившиеся технику беглого или плавнослогового чтения. Во 2 группу - умеющие складывать слоги с медленно слоговым чтением. В 3 группу - дети знающие буквы и только начинающие слогосложение. В 4 группу - дети либо не умеющие читать, либо читающие побуквенно, либо совсем не знающие букв. Предусмотрена возможность перехода ребенка из одной группы в другую в процессе занятий, что успешно и осуществляется.


Оборудование и материалы Для проведения уроков необходимы 4 учебных комнаты (класса), раздевалка, 2 туалета, холл (коридор) для проведения перемены. Для проведения занятий: мебель, необходимого размера; доска; подвижные букв на наборном полотне, предметные картинки, сюжетные картинки, звуковые цветные карточки, схемы предложений и слов; тематические картины; демонстрационный материал по окружающему миру; таблицы животных, растений; слоговые таблицы для индивидуальной и групповой работы, таблицы слов.


Ожидаемые результаты и критерии оценки К концу курса обучения дети должны: - владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»; - знать порядок букв и их названия; - различать гласные и согласные звуки; - правильно ставить ударения в знакомых словах; - свободно и осознанно читать трехбуквенные слова, плавно читать по слогам с переходом к чтению целыми словами; - составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов; - уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком в конце (. ! ?); - пересказывать хорошо знакомые тексты; - наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; - познакомится с правилами и нормами социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и др.)



Мониторинг Первоначальный мониторинг. Для формирования групп в начале учебного года учитель на первом родительском собрании просит родителей заполнить заявление и анкету (см. приложение). Обращает внимание на показатели речевого развития ребенка и умение читать, знанием букв русского алфавита и умение составлять предложения, умение рассказывать и пересказывать. Данные заносятся в индивидуальную карту наблюдений за развитием ребенка. Промежуточный мониторинг. После 15 занятий проводят повторную диагностику детей и сравнивают с предыдущими показателями. Результаты обрабатываются, сообщаются родителям. А ребенок может быть перееден в другую группу. На 26-27 занятиях проводится итоговая диагностика по усвоению программы детьми и даются родителям рекомендации с составлением индивидуального плана развития речи и формированием представлений об окружающем мире на летний период для работы с ребенком


























Ожидаемые результаты К концу курса обучения дети должны: - знать порядок букв русского алфавита и их названия; - уметь различать гласные и согласные; -владеть понятиями «звук, буква, слог, слово, предложение; ударение»; - уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком в конце (. ! ?) ; - уметь пересказывать хорошо знакомые тексты; - владеть навыками правильного поведения в школе; - уметь наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать) явления окружающего мира; выделять отличительные черты образа; - владеть диалогической и монологической речью и уметь высказать свое мнение в различной школьной ситуации.

Тематический план

Тема

Кол-во занятий 1. Вводное занятие: Знакомство. Школа.

1

&1. Осень

6

1). Овощи.

1

2). Фрукты.

1

3). Сад-огород.

1

4). Осень.

1

5). Перелетные птицы.

1

6). Лес.

1

&2. «Я и то, что вокруг меня».

14

1. Игрушки.

1

2. Одежда и обувь.

1

3. Посуда.

1

4. Продукты питания.

1

5. Зима.

1

6. Новогодний праздник.

1

7. Зимующие птицы.

1

8. Дом и его части.

1

9. Мебель.

1

10. Транспорт.

1

11. Домашние животные.

1

12. Дикие животные.

1

13. Дикие и домашние животные.

1

14. Насекомые.

1

&3. «Весна пришла»

5

1. Мамин день.

1

2. Профессии.

1

3. Весна.

1

4. Наш город.

1

5. Хлеб.

1

& 4. В мире книг.

2

1. Русские народные сказки.

1

2. Волшебные сказки.

1

Учебно-тематическое планирование занятий

№ п/п

Тема занятия

Содержание занятия.

Дидактический материал.

1 Вводное занятие. Знакомство. Школа.

  1. Беседа.
  2. Экскурсия по школе.
  3. Лексико-грамматические игры: «Что делает?»



& 1.Осень.

1

Овощи.

  1. Беседа.
  2. Загадки про овощи.
  3. Лексико-грамматические игры: «Назови ласково», «Что приготовим?», «Составь предложение», «Что бы это значило?».
  4. Составление рассказа - описание овоща.

Модели овощей, предметные, сюжетные картинки.

2

Фрукты

  1. Беседа.
  2. Загадки про фрукты.
  3. Лексико-грамматические игры: «Назови ласково», «Что приготовим?», «Составь предложение», «Что бы это значило?».
4. Рассказ - описание фрукта

Модели фруктов, предметные, сюжетные картинки.

3

Сад - огород

  1. Беседа.
  2. Лексико-грамматические игры: «В земле или на земле?», «На дереве или на грядке?», «Чего много в корзинке?».

3. Рассказ - описание с элементами сравнения, «Помидор и яблоко».

См. темы «Фрукты и овощи».

4

Осень. 1.Беседа по картинке с элементами сравнения.

Репродукция картин И Шишкина, Левитана. 2. Загадки.

Предметные и сюжетные картинки, музыкальные фрагменты Чайковского «времена года».

  1. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Что бывает осенью?»,
«К нам пришла осень», «Сад и огород» 4. Стихотворение.


5

Перелетные птицы. 1. Беседа


2. Загадки.


3.Лексико-грамматические игры и упражнения: «Живой - неживой», «Составь предложение», «Каких птиц много на дереве?», «какой птички не стало?», «как улетают птицы?»

Предметные, сюжетные картинки, макет гнезда, чучело птицы. 4.Составление рассказа.

6

Лес. 1. Беседа


2. Стихотворение.

Предметные сюжетные картины, репродукции картины И. Шишкина, фотографии. 3.Лексико-грамматические игры и упражнения: «Соберем гербарий», «Что около?», «Угадай слово», «Что это?», «Кого можно увидеть в лесу?» 4.Пересказ с опорой на картинку.


& 2. «Я и то, что вокруг меня»

1

Игрушки. 1. Беседа.




2.Загадки, стихотворения.




3.Лексико-грамматические игры и упражнения «Из чего сделана игрушка», «С какой игрушкой ты играл?»




4. Рассказ - описание.




5. Стихотворения.


2

Одежда и обувь. 1. Беседа.




2.Лексико-грамматические игры и упражнения: «Какая?», «Что у кого?», «Один - много»

Предметные и сюжетные картинки, иллюстрации одежды и обуви.



3. Скажи наоборот» (подбор антонимов)

3

Посуда 1. Беседа.




2.Лексико-грамматические игры и упражнения : «Что с чем?», «Из чего?», «ИЗ чего сделан предмет?», «Что получилось?»

Предметные и сюжетные картинки, подбор посуды.



3. Сказка (пересказ).


4

Продукты питания. 1.Беседа.




2.Лексико-грамматические игры и упражнения : «Чем угостить друга?», «Что из чего?»

Предметные и сюжетные картинки, модели продуктов питания.



3. Пирог(перечисление продуктов для приготовления).



4. Рассказ по опорным предметным картинкам.

5

Зима. 1. Беседа




2. Стихотворения, загадки.




3.Лексико-грамматические игры и упражнения: «Глее это бывает?», «Хлопни в ладоши».

Фото, иллюстрации, репродукции картин, предметные и сюжетные картинки.



4. Рассказ по сюжетной картинке.


6

Новогодний праздник. 1. Беседа.




2.Стихотворения, загадки.

Украшения для Новогоднего праздника, иллюстрации, предметные картинки.



3. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Составь предложение», «Исправь ошибку».



4. Составление рассказа по опорным предметным картинкам.

7

Зимующие птицы. 1. Беседа.




2. Стихотворения, загадки.




3. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Живой и неживой», «Каких птиц много на дереве?», «Какой птички не стало?»

Иллюстрации, изображения птиц.



4. Пересказ по вопросам.


8

Дом и его части. 1. Беседа.




2. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Какой - какая», «Что есть в доме».

Предметные картинки, иллюстрации, фото.



3. Сказка. Пересказ.


9

Мебель. 1. Беседа.




2.Лексико-грамматические игры и упражнения: «Один - много», «Чего не бывает?», «куда спрятались игрушки?»

Предметные и сюжетные картинки, фото, иллюстрации.



3. Рассказ - описание.


10

Транспорт. 1. Беседа.




2. Загадки.




3.Лексико-грамматические игры и упражнения: «Скажи наоборот», «Скажи правильно».

Иллюстрации, модели транспорта.



4. Заучивание наизусть.



5. Рассказ по воспоминаниям.


11

Домашние животные. 1.Беседа.




2.Стихотворения, загадки.




3. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Назови детеныша ласково», «Кто кем был?».

Предметные картинки, иллюстрации, модели животных.



4. Рассказ по опорным предметным картинкам.

12

Дикие животные. 1. Беседа.




2. Стихотворения, загадки.




3. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Что у кого?», «Кто кем будет?», «Угадай и повтори».

Иллюстрации, фото, предметные картинки, звуки диких животных.



4. Рассказ по опорным предметным картинкам.


13

Дикие и домашние животные. 1. Беседа.




2. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Вопросы, ответы», «Назови членов семьи», «Чей домик?».

Предметные и сюжетные картинки, иллюстрации, книги о животных.



3. Рассказ-сравнение.


14

Насекомые. 1. Беседа.




2. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Четвертый лишний», «Куда спрятались насекомые?», «Назови ласково».

Предметные картинки, фото, иллюстрации, модели насекомых.



3. Составление рассказа по опорным предметным картинкам.



& 3. «Весна пришла».

1

Мамин день. 1. Беседа.




2.Лексико- грамматические игры и упражнения: «Кто , что делает?», «Кому это нужно?», «Скажи 2-3 слова», «Исправь ошибку».

Предметные, сюжетные картинки, фото, иллюстрации.



3.Стихотворения, поздравления.


2

Профессии. 1. Беседа.




2.Лексико- грамматические игры и упражнения: «Кто , что делает?», «Кому это нужно?», «Скажи 2-3 слова», «Исправь ошибку».

Фото, иллюстрации; предметы костюма.



3.Маяковский- «Кем быть?».




4. Рассказ - повесть.


3

Весна. 1. Беседа.




2. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Почему?», «Чего не бывает весной?»

Фото, иллюстрации, репродукции картинок; музыкальные отрывки Чайковского.



3. Составить рассказ о весне по вопросам учителя.


4

Наш город. 1. Беседа.




2. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Где ты живешь?», «Что лишнее?» и т.д.

Фото, иллюстрации, открытки, предметные картинки.



3. Рассказ по опорным предметным картинкам.


5

Хлеб. 1.Беседа.




2. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Назови ласково», «Составь предложения», «чем угостишь?».

Сюжетные картинки, хлебные изделия, фланелеграф, опорные картинки.



3. Драматизация сказки «Колобок».



& 4. В мире книг.

1


Русские народные сказки. 1.Беседа.


2

Волшебные сказки. 2. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Узнай сказки», «Доскажи словечко», др.

Книги, иллюстрации, предметы костюма, маски. 3. Драматизация сказки.









© 2010-2022