Интегрированное занятие Органы чувств-наши верные помощники

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ «ОРГАНЫ ЧУВСТВ - НАШИ ВЕРНЫЕ ПОМОЩНИКИ».


Образовательная область: Здоровье

Раздел: Валеология

Цель:

- формировать у детей представление о значимости органов чувств для жизнедеятельности человека.

Задачи:

Сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира при помощи органов чувств;

Помочь понять детям, почему мы называем органы чувств нашими добрыми помощниками

-работать над совершенствованием навыков постановки опытов и экспериментирования;

Продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия;

- учить делать выводы на основе наблюдений, экспериментирования;
- развивать быстроту мышления, творческое воображение;
-развивать зрительное, музыкально-слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное восприятие, память, мышление; развивать активную речь детей.

- воспитывать потребность быть здоровыми, желание соблюдать правила личной гигиены, заботиться о своем организме.

Предварительная работа:

Беседа об органах чувств у животных и человека;

Беседа по теме «Зрение», «Органы слуха», «Органы вкуса».

Чтение художественной литературы К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», А. Барто «Очки», «Игра в слова».

Сюжетно-ролевая игра «Больница»;
Разучивание комплекса упражнений для глаз;

Разучивание дидактических и подвижных игр;

Рассматривание познавательных рисунков;


Материалы и пособия:

-картинки с изображением органов чувств

- картинки для игры «Какой предмет спрятался?»;

- баночки с запахами лимона, лука, чеснока, свежего огурца.

- грецкий орех;

- аудиозаписи для слухового восприятия;

- тактильные дощечки для определения материала;

- мелко нарезанные овощи и фрукты, продукты для игры «Узнай на вкус».

Билингвальный компонент:

Глаз - көз, ухо- құлақ, нос- мұрын , пальцы- саусақ, рот- ауыз. .



Ход урока.

Воспитатель. Сегодня нас с вами предстоит очень сложная и серьезная работа. Нам необходимо изучить и исследовать несколько предметов. Но у нас нет никаких инструментов. Как и при помощи чего это можно сделать? (если дети затрудняются, воспитатель помогает при помощи наводящих вопросов.)

Какие органы чувств вы знаете? (Ответы детей). Молодцы, правильно .

Почему их называют помощниками? (Ответы детей)

А теперь пора приступить к нашей работе. Для начала помассируем орешками наши ладошки и пальчики. Это непростой орех, а орешек знания.

Орешек знанья твердый,

Но всё же, мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его поможет

Желание наше «Хочу все знать».

Воспитатель. Сегодня нам орешек поможет узнать все о наших помощниках, о наших органах чувств.

.

Показывает детям очки. Какой орган чувств я имела в виду? (Глаза). Б.к.

Как по-другому можно их назвать? (Орган зрения).

Для чего нужны глаза, что мы замечаем глазами? (Глаза помогают видеть все вокруг, различают цвет, форму, размер предметов). Выставляет на доске карточки-схемы, обозначающие цвет, размер, форму.

Что нужно делать, чтобы глаза лучше видели и не уставали? (Нужно делать гимнастику для глаз).

Гимнастика для глаз "Белка"
Белка дятла поджидала,- (Резко перемещать взгляд вправо - влево)
Гостя вкусно угощала:
- Ну-ка, дятел, посмотри! - (Перемещать взгляд вверх - вниз).
Вот орехи: раз, два, три! -
Пообедал дятел с белкой - (Помигать глазами)
И пошел играть в горелки - (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)
Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя!

Игра «Какой предмет спрятался?»

(Цель: различить контуры 4-5 предметов, наложенных друг на друга)

В: Глаза способны защитить себя, но если о них плохо заботиться, с ними могут случиться разные неприятности. Нам необходимо самим заботится о своем зрении, и беречь глаза.

Дидактическая игра «Что полезно, а что вредно для глаз»

Воспитатель предлагает детям взять по одной карточке внимательно рассмотреть, подумать и решить, что для глаз вредно - положить к грустной рожице, а полезное - к смешной рожице. Объясняют свой выбор.

В: Правильно разложили карточки. Теперь я думаю, что вы будете самостоятельно заботиться о своем зрении.

Воспитатель: Следующий орган чувств отгадать будет несложно. (Показывает детям фонендоскоп). Чем мы слышим и слушаем? (ушками) Б.к. Какой это орган? (Орган слуха).

В: Чтобы уши были здоровы и хорошо слышали, есть правила, которые нужно выполнять.

Кто знает, что нельзя делать? (ответы детей).

Массаж ушных раковин: Дети проговаривают чистоговорку.

1. Растирание ушей ладонями рук жу-жу-жу - я летаю и жужжу.
«Согреем ушки».

2. Потягивание ушных раковин в Жи-жи-жи - мне цветок покажи

стороны, вверх, вниз.

3. Складывание пополам сверху - Же-же-же - Василек растет в меже.
вниз, снизу-вверх и прижимание

ушных раковин к голове.

4. Почёсывание козелки уха.

5. Мизинцами пощекотать в ухе. Жу-жу-жу - про цветы всем расскажу.

В: Ребята, а уши нужны только людям? О чем ушки могут предупредить животных?

Дидактическая игра «Чьи это уши?»
В: А сейчас я предлагаю вам разобраться вот в этих картинках. Что-то художник не дорисовал. Посмотрите внимательно, я что-то не пойму?

Д: Не хватает ушей у зверей.

В: Найдите их и присоедините. Будьте внимательны, не перепутайте!

В: Вы молодцы! Правильно справились с заданием.

Проделаем такой опыт. (Фонограмма тихо).

1) Возьмём бумажную воронку и подставим её к уху.

2) Как можно усилить голос или звук? Сложить руку рупором или опять эту же воронку и произнести "мама". Почему голос слышно лучше? Звук не рассеивается по всей площади.

3) Проведём ещё такой эксперимент, как звук доходит до нашего уха.

А) Возьмём расчёску, натянем - она загудела.

Б) Если капнуть из леечки в таз, то услышали "кап".

В) Если ударить по металлофону, другой звук.

Звук может быть сильнее или слабее, но он должен бежать по чему- нибудь: по воздуху или воде.

Сейчас проверим, хорошо ли слышат ваши уши.

Игра «Угадай музыкальный инструмент», «Угадай мелодию».

Физкультурная минутка:

Есть в большом лесу избушка - наклоны с поворотом вокруг себя.

Стоит задом наперед.

В той избушке есть старушка - приседания с хлопками

Бабушка Яга живет.

Нос крючком - показ руками вперед себя

Глаза большие, - круговые вращения руками в стороны.

Словно искорки горят - сжимать и разжимать пальцы в кулак

Уши старые, глухие, - наклоны вправо влево с выставлением ладоней возле ушей.

Но подслушать всё хотят.

А под печкою кузнечики куют-куют-куют - удары кулачками по кругу перед собой.

Словно песенку веселую поют-поют-поют

Хлоп - туда, хлоп - сюда - хлопки вправо, влево

Нет особого труда - прыжки на месте.

Воспитатель показывает детям флакон капель для носа.

Ребята, что это у меня в руках? Для чего они нужны? (нос) Б.к. Какой это орган чувств? Какую роль играет нос в жизни человека?

Конечно, нос нужен, чтобы чувствовать запахи. Если пахнет булочками, мы можем определить, где мы находимся? А если лекарством?

Дидактическая игра "Узнай по запаху".

На небольшом подносе на тарелочках лежат ароматизированные предметы (овощи, фрукты). Воспитатель завязывает одному ребенку глаза и подносит к носу тарелочки. Ребенок должен определить по запаху, что лежит в тарелочке.

В: Молодцы, ребята! Хорошие у вас носики! Все отгадали!

После выполнения задания педагог совместно с детьми делает вывод о том, для чего нужен нос.

Проводится дыхательное упражнение "Аромат цветов".

Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!».

В: Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)
В: А определить продукты на вкус нам помогает…? Правильно язычок. Б.к. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными).
Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.
В: Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.
Выполняется артикуляционная гимнастика:
"Улыбка" Губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести длительно звук И.
"Бублик" Округлить губы, удерживать под счет до десяти.
"Покусывание кончика языка"
"Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо.
"Лошадка" Поцокать языком.
"Подуть на кончик языка"
Молодцы. А сейчас давайте проверим, стали ли наши язычки чувствительней?

Дидактическая игра "Узнай на вкус".
Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, капусту.

Воспитатель показывает детям варежку. Что и от чего она защищает? (руки) Чем покрыты наши руки и все тело? (кожей) Б.к.

Как иначе называют этот орган? (Орган осязания).

Для чего нужна кожа? (Защищает наше тело от перегревания и от переохлаждения, от микробов, от ударов, от ожогов).

Какую поверхность чувствует кожа?

Игра «Прочувствуй поверхность предметов руками».

(Цель: узнавать предметы на ощупь, кратко описать поверхности предмета)

Найдите карточки, отображающие уход и заботу за органом осязания.

Итак, ребята, мы убедились, как важны и что действительно являются помощниками наши органы чувств.

Я хочу поиграть с вами в игру "Какой орган узнает об этом?"

Яркий - глаза - красный

Ароматный - нос - запах

Сладкий - рот - кислый

Стучит - уши - музыка

Больно - кожа - горячо

Молодцы, ребята, вы хорошо закрепили какой орган за что отвечает.

Наше путешествие закончено.


© 2010-2022