Урок литературного чтения для 2 класса по теме «Л. Н. Толстой «Прыжок»»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения

Л.Н. Толстой «Прыжок»

2 класс. УМК «Перспективная начальная школа»

Автор: Черевко Ирина Михайловна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 7, г. Ноябрьск, ЯНАО


Задачи урока:

  • раскрыть психологический характер конфликта;
  • совершенствовать умение анализировать поступки лите­ратурных персонажей и видеть их мотивы;
  • развивать воссоздающее и творческое воображение.
Оборудование: выставка книг Л. Толстого.



Ход урока

I. Организационный момент.

Только что звонок раздался,

Впереди нас ждут дела.

Тихо сели, спинки ровно,

Ведь работать нам пора.

II. Актуализация знаний. Постановка целей урока. Вот новый день и новый час, Урок литературы новый. Но старый друг у нас в гостях - Мудрейший человек и мастер слова. (Зачитывается текст учебника с. 160 и представляется выставка книг рассказов Л. Толстого).

- Что вы видите на обложках книг?

- Ежик и Медвежонок предлагают прочитать эти произведения.

Нам автор два произведенья написал,

Чтоб каждый вдумчиво их прочитал.

Читая, должны мы героев понять,

Через поступки характер узнать

И замысел автора разгадать. Эпиграф урока:

«В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя».

Л.Н Толстой. - Каждый писатель лишь тогда писатель, когда он донёс до читательского сердца то, что его самого волнует до глубины души. У писателей для этого есть свои методы и средства. И они самые различные. Сегодня мы с вами поучимся постигать тайны художественного произведения. А для этого мы должны уметь, во-первых, внимательно слушать текст, во-вторых, уметь вчитываться в текст произведения, и, наконец, уметь рассуждать с опорой на текст. Давайте обратимся к высказыванию М.И. Цветаевой. (Дети читают высказывание и объясняют, как они понимают слова).

«А что есть чтение - как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за
строчками, за пределами слов».
М.И. Цветаева - Мы сегодня постараемся разобраться в том, что осталось за строчками, за пределами слов. А ещё мы поучимся находить в тексте слова, которые помогают понять эмоциональное состояние героев, их поступки, а также помогают раскрыть суть рассказа, его идею. - Сформулируйте цель урока. - Откройте учебник на с. 161 и прочитайте название первого произведения. - Что означает слово «прыжок»? (Быстрое перемещение тела с отталкиванием от какой-либо точки опоры). - Прыжки могут совершать и люди, и животные. Возможно, это был необычный прыжок. Но мы пока не знаем куда был совершен прыжок и не знаем его причину. - А как вы думаете, легко ли совершить прыжок? (Не всегда, ведь прыжки бывают разные.) - Прочитаем рассказ Л. Толстого «Прыжок» и узнаем, какой смысл вложил автор в слово-название, о чем он хотел нам рассказать. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация).

- А кого можно назвать хорошим читателем?

- Как вы считаете, легко ли быть хорошим читателем? Что для этого надо делать?

III. Работа по теме урока. В качестве подготовки к первичному восприятию текста предлагается рассматривание иллюстрации, на которой изображено парусное судно. Нужно обратить внимание детей на конст­рукцию и размер мачты для того, чтобы уже при первом чтении ими был воспринят весь трагизм создавшейся ситуации, ког­да мальчик мог сорваться с огромной высоты. Рекомендуется сказать ребятам о том, что в XIX веке корабли совершали такое кругосветное путешествие в течение нескольких месяцев. 1. Выразительное чтение рассказа учителем. После чтения делается не­большая пауза, а затем обмен читательскими впечатлениями: - Ка­кие эпизоды оказались наиболее напряженными? Для того чтобы активизировать исследовательское мышле­ние детей, задается проблемный вопрос: - Из-за чего мальчик совершил прыжок? (В ходе предварительного об­суждения ребята высказывают свои предположения: из-за обе­зьянки, из-за шляпы, из-за угрозы отца и т. д. Неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать текст). 2. Последующее комментированное чтение рассказа и беседа строятся на основе следующих вопросов. - Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода и что корабль возвращался из круго­светного путешествия? (Эти детали помогают понять настрое­ние людей на палубе: люди психологически и физически ус­тали от многомесячного путешествия, им хочется новых впе­чатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обе­зьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе и, наверное, мальчик и не полез бы на мачту). - Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое? (Он сын капитана, ему 12 лет). - Почему эти сведения важны для автора, а, например, не имя героя, которое мы так и не узнали? (Сын капитана - значит, его все знают на корабле, и он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, дискредитировать его своим смешным положением. 12 лет - начало переходного возраста, пора становления самосознания и самоутверждения в обществе. Это возраст, когда болезненно воспринимаются любые оценки (тем более насмешливого ха­рактера) со стороны окружающих). - Почему мальчик полез за обезьянкой? (Возможные варианты ответов):

  • ему было жалко потерянной шляпы;
  • он хотел посоревноваться с обезьянкой в силе и ловкости;
  • ему стало стыдно и обидно из-за смеха матросов.

Физкультминутка. 3. Уяснение мотива поступка героя. Заполнение предлагаемой таблицы (см. приложение). Работа с ней требует вни­мательного перечитывания основной части рассказа. В завер­шении данной работы идет обсуждение ключевого вопроса: - Связано ли поведение мальчика с поведением матросов? (Чи­татели должны прийти к выводу, что поведение мальчика связано с поведением матросов напрямую: мальчик полез за обезьян­кой, чтобы избежать насмешек матросов, подчиненных его отца). - Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезь­янке? Можно ли ее назвать главным героем рассказа? (Обезь­янка - не главный герой, она стала лишь поводом для начала основного конфликта, развернувшегося между мальчиком и людьми на палубе, поэтому о ней в конце рассказа ничего не говорится). 4. Обобщение представления о главном герое. - Каким предстает мальчик в этом рассказе? Для этого предлагается работа с тестовым заданием: «Какие слова подходят для характеристики героя рассказа. Вы­берите те, которые считаете главными, объясните свой выбор». (Текст задания написан на доске и распечатан для каждого уче­ника). Смелость, желание испытать себя, мальчишеский задор, стремление отстоять свое достоинство, упрямство, желание покрасоваться, глупость, желание доказать, что он сын капитана. (Желательно, чтобы обучающиеся осознали психологический конфликт рассказа (противостояние веселящейся толпы, «на­рода» и подростка, стремящегося по-мальчишески отстоять свое, как он считает, оскорбленное достоинство) и выбрали следую­щие ключевые слова: стремление отстоять свое достоинство, мальчишеский задор, желание доказать, что он сын капитана). Однако мы не должны жестко настаивать на этом мнении, давая возможность читателям доказывать свою точку зрения. - Похож ли мальчик на отца-капитана? (Перечитывание эпизодов, связанных с поведением отца, и анализ качеств ка­питана: бесстрашие, умение принимать решения в трудную минуту, ответственность, воля и одновременно - эмоциональ­ность, нежелание доверить свои переживания толпе, «народу» для того, чтобы не рисковать своим авторитетом). Под руководством учителя дети приходят к выводу, что своим поведением мальчик копирует отца, его бесстрашие и решитель­ность, однако в поведении героя автор усилил ребячий задор и детскую бесшабашность, непонимание грани между истинной отвагой и бездумным риском, столь свойственное этому воз­расту. В продолжение работы по анализу образа героя мо­жно предложить творческое задание: - Пофантазируем, как мо­жет повести себя маленький герой, если корабль встре­тится с пиратами или попадет в бурю? (Это задание направ­лено на развитие творческого воображения обучающихся, а также на осмысление ими таких качеств героя, как отвага, смелость, бесстрашие, упрямство, воля).

IV. Рефлексия. (Можно использовать приём «Синквейн»). - Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? Ка­кой смысл вкладывает в слово «прыжок» Л. Толстой? (Это поступок, который совершил мальчик, услышав приказ отца; он спас свою жизнь и избавил от горя отца.) - Какова идея произведения? Зачем автор рассказал нам эту историю? (Он учит нас тому, что страх преодолеть нелегко, иногда надо очень быстро принимать решения, ведь от этого может зависеть жизнь, учит не совершать необдуманных поступков, учит управлять собой, своими эмоциями.) - Рассказ слушали Маша, Миша, Мальвина и Аленушка. Сравните их высказывания. Кто мог сказать такие слова?

«Я осуждаю и мальчика, и матросов. Это люди...»

«Хорошо, что мама мальчика...»

«Мне всех жалко...»

«Сын капитана просто...»

- Чья точка зрения вам ближе? Объясните свое мнение. - Опираясь на поступки героев, мы дали их характеристики. Прочитайте пословицы, объясните их значение и выберите те, которые подходят к нашему тексту.

Будь храбр по уму и сердцу.

Гордится отец, что сын - храбрец.

Кому потеха, а мне не до смеха. - А сейчас сами оцените свою работу на уроке: Отлично работал и многое понял - белый парус. Хорошо работал - голубой парус. Остались ещё вопросы и к автору, и к себе - жёлтый парус.

V. Домашнее задание. Предлагается творчес­кий пересказ основных событий рассказа: представьте, что вы находились на корабле и видели все, что произошло с мальчиком. Перескажите эту историю от лица: главного ге­роя, кого-нибудь из матросов или даже самого капитана.

Вот опять звенит звонок

Пора заканчивать урок.

Вам спасибо, молодцы!

Все вы были мудрецы.







ПРИЛОЖЕНИЕ

к уроку литературного чтения Л.Н. Толстой «Прыжок»

2 класс. УМК «Перспективная начальная школа»


  • Выпиши в два столбика слова, характеризующие поведение людей на палубе и поведение мальчика.

Все засмеялись.

Сам не знал, смеяться ему или _____________________


Матросы громче стали смеяться.

А мальчик ______________________________________


Все смотрели и смеялись тому, что ______________________________________

______________________________________

______________________________________

Мальчик очень раззадорился. Он ______________________________________

______________________________________

______________________________________


Все замерли от ________________________

______________________________________

Он пустил верёвку и ____________________

______________________________________


Вдруг в народе кто-то __________________

_____________________________________

Мальчик от этого крика _________________

______________________________________



  • Подумай, связано ли поведение мальчика с поведением матросов?

  • Что побудило его полезть за обезьянкой?


4


© 2010-2022