Рабочая программа кружка Занимательная математика

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание


  1. Целевой раздел……………………………………………………………………………………………………………2

1.1.Пояснительная записка….………………………………………………………………………………………...2

1.1.1.Принципы……………………………………………………………………………………………………..….2

1.1.2.Цели и задачи…………………………………………………………………………………………………..…5

1.1.3.Сроки реализации программы……………………………………………………………………………………6

1.1.4.Общая характеристика курса……………………………………………………………………………………6

1.1.5. Место курса в учебном плане……………………………………………………………………………………….7

2.Содержательный раздел…………………………………………………………………………………………………7

2.1.Содержание учебного предмета……………………………………………………………………………………7

2.2. Подходы к формированию УУД…………………………………………………………………………………….10

2.3. Тематическое планирование………………………………………………………………………………………….12

3.Организационный раздел………………………………………………………………………………………………..13

3.1.Учебно- методическое обеспечение …………………………………………………………………………………13

3.2.Критерии оценивания…………………………………………………………………………………………………14

3.3. Календарно- тематическое планирование. ………………………………………………………………………….16

4.Приложение…………………………………………………………………………………………………………………..20



1.Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка Программа кружка «Занимательная математика» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

«…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….

Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»

(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.: Просвещение, 2011. с.6.).

Составитель программы Ретюнская Д.А., учитель математики, информатики и ИКТ. Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС). Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются: 1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией. 5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А. 1.1.1.Принципы.

1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2.Научность
Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы - возможно усвоение за 34 занятия.
7.Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.


1.1.2.Цель и задачи программы:

Цель:
-развивать математический образ мышления
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.



1.1.3.Сроки реализации

дополнительной образовательной программы


Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения, 68 учебных часа.

1.1.4.Общая характеристика курса.


Занятия учебных групп проводятся: 2 занятия в неделю по 45 минут. Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;
  • творческие мастерские;
  • тематические праздники, конкурсы, выставки;
  • семейные гостиные.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: - индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей); - фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы); - групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы); - коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:

-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.



1.1.5.Место курса в учебном плане.


В соответствии с новым Базисным учебным планом курс «Занимательная математика» изучается в 3 классе. На изучение курса отводится 68 часов, 2 часа в неделю.


2.Содержательный раздел.

2.1. Содержание курса.


  1. Математика - царица наук.- 1 час
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом. 2. Как люди научились считать.- 2 часа Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов. 3. Интересные приемы устного счёта.- 2 часа Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений. 4. Решение занимательных задач в стихах. - 2 часа Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение» 5. Упражнения с числами. - 2 часа Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий. 6. Учимся отгадывать ребусы.- 2 часа Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций. 7. Числа-великаны. Коллективный счёт. - 2 часа Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов. 8. Упражнения с числами.- 2 часа Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий. 9. Решение ребусов и логических задач.- 2 часа Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне. 10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.- 2 часа Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными. 11. Загадки- смекалки. - 2 часа Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений. 12. Игра «Знай свой разряд». - 2 часа Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов. 13. Обратные задачи.- 2 часа Решение обратных задач, используя круговую схему. 14. Практикум «Подумай и реши».- 2 часа Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. 15. Задачи с изменением вопроса. - 2 часа Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач. 16. Проектная деятельность «Газета любознательных». - 2 часа Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты. 17. Решение нестандартных задач. - 2 часа Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. 18. Решение олимпиадных задач. - 2 часа Решение задач повышенной сложности. 19. Решение задач международной игры «Кенгуру». - 2 часа Решение задач международной игры «Кенгуру». 20. Математические горки. - 2 часа Формирование числовых и пространственных представлений у детей. Закрепление знаний о классах и разрядах. 21. Наглядная алгебра. - 2 часа Включение в активный словарь детей алгебраических терминов. 22. Решение логических задач. - 2 часа Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. 23. Игра «У кого какая цифра». - 2 часа Закрепление знаний нумерации чисел. 24. Знакомьтесь: Архимед!-2 часа Исторические сведения: - кто такой Архимед - открытия Архимеда - вклад в науку 25. Задачи с многовариантными решениями. -3 часа Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. 26. Знакомьтесь: Пифагор! - 2 часа Исторические сведения: - кто такой Пифагор - открытия Пифагор - вклад в науку 27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 2 часа Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов. 28. Задачи с многовариантными решениями.- 3 часа Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. 29. Математический КВН. - 2 часа Систематизация знаний по изученным разделам. 30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 2 часа Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов 31. Задачи с многовариантными решениями.- 2 часа Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. 32. Математический КВН.- 2 часа Систематизация знаний по изученным разделам. 33-34. Круглый стол «Подведем итоги». - 2 часа Систематизация знаний по изученным разделам.



2.2. Подходы к формированию УУД.


Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

  • простое наблюдение,
  • проведение математических игр,
  • опросники,
  • анкетирование
  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД). Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,
  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
  • участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
  • активность,
  • аккуратность,
  • творческий подход к знаниям,
  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений. - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - судить о противоположных явлениях; - давать определения тем или иным понятиям; - определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; - выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии. - создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. - осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями. Проверка результатов проходит в форме:
  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • опросников,
  • тестирования,
  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.




2.3. Тематическое планирование. № Название темы Количество часов. 1. Математика - царица наук. 1 час 2 Как люди научились считать. 2 часа 3 Интересные приёмы устного счёта. 2 часа 4 Решение занимательных задач. 2 часа 5 Упражнения с числами. 2 часа 6 Учимся отгадывать ребусы. 2 часа 7 Числа-великаны. Коллективный счёт. 2 часа 8 Упражнения с числами. 2 часа 9 Решение ребусов и логических задач 2 часа 10 Решение ребусов и логических задач. 2 часа 11 Задачи-смекалки. 2 часа 12 Игра «Знай свой ряд». 2 часа 13 Обратные задачи 2 часа 14 Практикум «Подумай и реши» 2 часа 15 Задачи с изменением вопроса. Проектная деятельность «Газета любознательных» 2 часа 17 Решение обратных задач. 2 часа 18 Решение задач международной игры «Кенгуру» 2 часа 19 Математические горки. 2 часа 20 Наглядная алгебра. 2 часа 21 Решение математических задач. 2 часа 22 Игра «У кого какая цифра» 2 часа 23 Знакомьтесь: Архимед! 2 часа 24 Задачи с многовариантным решением. 3 часа 25 Знакомьтесь: Пифагор! 2 часа 26 Учимся комбинировать варианты знаковых систем. 2 часа 27 Задачи с многовариантным решением. 3часа 28 Математический КВН. 2 часа 29 Круглый стол «Подведём итоги» 1 часа 30 Круглый стол «Подведём итоги»
  1. часа

3.Организацоинный раздел. 3.1. Учебно-методическое обеспечение.
Результат реализации программы «Занимательная математика» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования. Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников. Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов, интерактивная доска, проектор, ноутбук. Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника. На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза. Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.

Список литературы

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 - 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 - 11 лет. С. - Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 - 4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 - 4 классы. М., 2004
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал


3.2. Критерии оценивания.



Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • опросников,
  • тестирования,
  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.


Итоговый контроль осуществляется в формах: - тестирование; - практические работы; - творческие работы учащихся; - контрольные задания. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.


3.3. Календарно-тематическое планирование.

Наименование тем курса

Всего часов

Дата

В том числе

Виды деятельности

Форма контроля лекция П/ р С/ р

1. Вводное занятие «Математика - царица наук» 1 1

Определение интересов, склонностей учащихся.

2-3. Как люди научились считать. 2 1
1 выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» конкурс на лучшую презентацию 4-5. Интересные приемы устного счёта. 2 1 1
устный счёт математический диктант

6-7. Решение занимательных задач в стихах. 2
2
работа в группах: инсценирование загадок, решение задач тестирование

8-9. Упражнения с числами 2 1
1 работа с алгоритмами тестирование

10-11. Учимся отгадывать ребусы. 2 1
1 составление математических ребусов конкурс на лучший математический ребус

12-13. Числа-великаны. Коллективный счёт. 2 1
1 решение теста -кроссворда проверочный тест

14-15. Упражнения с числами 2
2
работа с алгоритмом контрольный тест

16-17. Решение ребусов и логических задач.


2 1
1 самостоятельная работа мини-олимпиада

18-19. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. 2 1 1
составление схем, диаграмм тестирование

20-21. Загадки- смекалки. 2 1
1 составление загадок, требующих математического решения конкурс на лучшую загадку-смекалку

22-23. Игра «Знай свой разряд». 2 1
1 работа с таблицей разрядов Тест

24-25. Обратные задачи.


2
1 1 работа в группах «Найди пару» познавательная игра «Где твоя пара?»

26-27. Практикум «Подумай и реши». 2
1 1 самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами Тестирование 28-29. Задачи с изменением вопроса. 2
1 1 инсценирования задач конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

30-31. «Газета любознательных». 2
1 1 проектная деятельность конкурс на лучшую математическую газету 32-33. Решение нестандартных задач. 2
1 1 решение задач на установление причинно-следственных отношений Тестирование

34-35. Решение олимпиадных задач. 2
1 1 решение заданий повышенной трудности школьная олимпиада

36-37. Решение задач международной игры «Кенгуру» 2
1 1 решение заданий повышенной трудности школьная олимпиада

38-39. Школьная олимпиада 2
1 1 решение заданий повышенной трудности школьная олимпиада

40-41. Игра «Работа над ошибками» 2 1
1 работа над ошибками олимпиадных заданий Тестирование

42-43. Математические горки. 2 1
1 решение задач на преобразование неравенств конкурс на лучший «Решебник»

44-45. Наглядная алгебра. 2
1 1 работа в группах: инсценирование Тестирование 46-47. Решение логических задач. 2
1 1 схематическое изображение задач Тестирование

48-49.Игра «У кого какая цифра» 2
1 1 творческая работа Тестирование

50-51.Знакомьтесь: Архимед! 2 1
1 работа с энциклопедиями и справочной литературой создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации 52-53. Задачи с многовариантными решениями. 2 1
1 работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

54-55. Знакомьтесь: Пифагор! 2 1
1 работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» викторина

56-57.Задачи с многовариантными решениями. 2
1 1 Работа в парах по решению задач школьная олимпиада

58-59. Учимся комбинировать элементы знаковых систем. 2 1
1 составление знаковых систем Тест

60,61,62. Задачи с многовариантными решениями. 3 1 1 1 индивидуальная работа Тестирование

63-64.Математический КВН 2
1 1 работа в группах школьная олимпиада

65-66. Круглый стол «Подведем итоги» 2
1 1 коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе Анкетирование









ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Задания на развитие внимания К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур. Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания). В конце каждого занятия ученики получают домашнее задание. В зависимости от сложности изучаемой темы домашние задания носит индивидуальный характер. Проверка домашнего задания оценивается с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.

21


© 2010-2022