Общение между учителем и учеником

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.2 Основы педагогического общения

За последние десятилетия проблема общения на междисциплинарном уровне интенсивно изучается, в ней вскрываются все новые аспекты ее влияния на формирование личности, жизнь и деятельность различных коллективов, продуктивность их деятельности, человеческие взаимоотношения.

Для процессов обучения и воспитания в школе общение имеют познавательную ценность: позволяет всматриваться в другого человека и при помощи этого оценивать собственные мотивы, стремления, человеческие качества. Иными словами, общение побуждает и к самопознанию.

В условиях учебной деятельности следует различать общение учителя с учащимися, в котором проявляется стиль деятельности учителя, отношения учащихся к учителю и общение между участниками учебной деятельности, значительной мере определяющее тонус учебной работы, интерес к совместной деятельности, коллективные устремления. Данные специальных исследований и опыт учителей доказывают, что общение в учебно-воспитательном процессе предваряющее деятельность, сопутствующее ей и следующее за деятельностью, является источником сложных взаимоотношений школьников и источником их самопознания саморегуляции. Исследования А.В.Мудрика показало действенное влияние формирование коллектива и личности школьника, на его самопознанию самосознание, самооценку, моральные установки, стиль жизни. Можно утверждать, что общение представляет собой очень важный вид деятельности, ставящий цели и влияющий на изменение окружающей среды. Участники общения выступает в двойной, субъектно-объектной позиции: он одновременно и воздействует на другого человека, и воспринимает в своем сознании его идею суждения, чувства, вырабатывая одновременно и свое к ним отношение.

Эмпирические наблюдения и специальные исследования показывают, что по характеру общения на уроке, по отклику на требования и деятельность

учителя можно судить и о характере отношения школьников к учению, позиции учащихся в учебно-познавательной деятельности.

1.3 0бщения в обучении

Эффективность труда педагога неразрывно связана с искусством общения. В основе педагогического общения лежат такие умения, как умение оценить ситуацию, установить контакт с классом, правильно понять ученика т.д. Все это является составной частью профессионального мастерства обеспечивает успех педагогической деятельности.

Профессиональное общение - это профессиональное общение учителя с учащимися в процессе обучения и воспитания. Оно направлено на создание условий для всестороннего развития личности, позволяет управлять социальными психологическими процессами в коллективе и обеспечивать благоприятный психологический климат.

Педагогическое общение необходимо рассматривать в двух аспектах:

- как коммуникативную деятельность педагога, направленную организацию своих отношений с учащимися;

- как управление общением детей в школьном коллективе.

В профессиональном общении педагога различают три стиля:

- демократический - члены коллектива участвуют в обсуждении задач стоящих перед коллективом, решения принимаются совместно;

- авторитарный - в отношениях руководителя с подчиненными преобладает строгость, жесткие методы руководства, подчиненные выступают лишь в роли исполнителей, не участвующих в принятии решений;

- либеральный - руководитель ограничивается убеждением, уговариванием при этом отсутствует единая линия и должная требовательность. Каждый в работе предоставлен сам себе.

Исследования показывают, что наиболее оптимальным оказывается демократический стиль, при котором повышается творческая активность инициативность членов коллектива и их ответственность за принятые решения.

Педагогическое общение определяется многими факторами

Среди них важнейшими являются:

- индивидуальный стиль общения педагога;

- установка преподавателя на отдельных учеников;

- учет личностных особенностей учащихся;

- уровень развития коллектива;

- наличие умений профессионального общения.

В настоящий момент говорят об интерактивном обучении - обучении, погруженном в процесс общения. Как мы уже упоминали ранее, чтобы процесс обучения был эффективным в нем должны присутствовать все три стороны общения:

- информативная (передача и сохранение информации)

- интерактивная (организация взаимодействия в совместной деятельности)

- перцептивная (восприятие и понимание человека человеком).

На деле же образовательная ситуация сильно деформирована: школьник ориентирован только на получение, сохранение и выдачу информации. Технология традиционного обучения практически не формирует навыков совместной деятельности (взаимодействия). Учебная деятельность построена на связи "Учитель - Ученик ": это касается и индивидуальной и фронтальной работы. К тому же и содержание изучаемого материала, особенно физики, математики и др. точных наук, не способствует развитию эмоционально сферы, не содержит основы для сопереживания.

Первый вариант обычно ложится на плечи одного учителя и как показывает, практика не приносит ощутимых результатов в общем культурном фоне школы. Второй путь предполагает ежедневную работу всего педагогического коллектива, включая и членов школьной администрации. Но эта работа приносит гораздо больше результатов, т.к. у учащихся вырабатывается активная позиция по отношению к обучению.

Какие же методы и приемы организации учебного диалога используются в интерактивном обучении.

Общение между учителем и учеником

Их можно подразделить на вербальные и невербальные. К невербальным относят:

1) Визуальные: выражение лица (заинтересованное, равнодушное и т.д.), поза и движения (располагающие к общению, угрожающие и пр.). Контакт глаз (взгляд на собеседника, избегание прямого взгляда и т.п.);

2) Акустические: интонация (громкость, тембр, темп речи, высота звука) речевые паузы;

3) Тактильные: расстояние (далекое - близкое, т.е. способствующее или препятствующее контакту), прикосновения (одобряющие - агрессивные ) пр.

Среди вербальных приемов интерактивного обучения выделяют:

1) Умение задавать вопросы с "открытым концом" (т.е. такие, которые заранее ориентированы не на единый - " правильный " - ответ, а высказывание различных точек зрения по проблеме);

2) Определение учителем собственной позиции не как определяющей взаимодействии, но как нейтральной, что дает возможность учащимся

время занятия высказывать и "правильные" и "неправильные" точки зрения без боязни, что их одернут, остановят и т.д.;

3) Готовность к анализу и самоанализу занятия, помогающих пониманию, что как и почему происходило на занятии; где взаимодействие "зависало", с чем это было связано, как этого избежать в дальнейшем и т.д.;

4) Ведение заметок, способствующих отслеживанию течения занятия, его кульминации, результативности...

Все это необходимо учитывать. Обычно учитель в классе вынужден стоять, таким образом, возвышаясь над учащимися, которые воспринимают эти ситуацию по-разному: одни - спокойно, другие - как угрожающую. Часто можно увидеть как ученик, к которому учитель наклонился помочь замыкается, отмалчивается, в итоге взаимодействие не состоялось. А могло бы быть иначе, если бы учитель начал общение с учащимся, зрительно находясь с ним на одном уровне (присел к нему за парту).

Далее, классная аудитория достаточно большая, поэтому учитель повышает голос, чтобы его услышали все ученики. Но если у ребенка ведущим является аудиальный канал восприятия, то содержание материала он понимает значительно хуже. Психологи отмечают, что низкая тональность, спокойные интонации оказываются более действенными, в то время как напряженный резкий голос вызывает отчуждение. На неприятную жизненную ситуации можно повлиять: в той или иной мере уйти от конфликта, ответить насмешки и т.д. Но для школьника ситуация обучения является обязательной: он вынужден вступать в совместную деятельность (с педагогом, другими учащимися) вне зависимости от того, нравится ему это или нет. К тому же, ecли учитель не удовлетворен результатами учебного взаимодействия, он может высказать свое мнение (отметка, оценка, устное порицание и т.д.). Учащийся же в силу детерминированности ситуации оказывается только в "страдательной" роли. Вот поэтому успех учебного взаимодействия зависит именно от педагога от его умения создать условия для интерактивного процесса получения освоения знаний.

1.4 Методы интерактивного обучения

А теперь рассмотрим, такие же методы относятся к интерактивному обучению, способствуют вовлечению ученика в активный процесс получения переработки знаний.

Общение между учителем и учеником

К ним относятся работа в группах, учебная дискуссия, учебный диалог игровое моделирование, "круглый стол", "заседание экспертной группы "дебаты", "судебное заседание", "сократические диалоги", "мозговой штурм"... Мы рассмотрим лишь некоторые из них.

Работа в группах или так называемый " Междусобойчик ".

Класс разбивается на микрогруппы по 4 человека. Каждая группа находит свое особое место в аудитории.

1этап. Индивидуальная работа. Педагог предлагает задание (достаточно большое по объему): изучить и составить конспект 3-4 параграфов учебника продумать вопросы к дискуссии по актуальной теме и т.д. На подготовку выполнение данного задания дается 15-20 минут. Важно, чтобы к концу контрольного времени каждый член группы имел свой вариант выполненного задания.

2этап.

Работа в парах. Предположим, что каждый член группы имеет условное обозначение: четыре человека - четыре буквенных знака: А,Б,В,Г. Во втором этапе каждый участник выбирает себе партнера: напр., А-Г, В-Б Задание по содержанию остается прежним. Но цель данного этапа заключается

в нахождении общего решения между групповыми парами. Важно, чтобы найденное решение выражало общее мнение двух участников. Время -10 мин.

3этап.

Продолжение работы в парах. В четверках снова меняются пары. Содержание прежнее. Представители предыдущих пар сообщают новым партнерам свой путь решения и вновь ищут возможность обновления проблемы. Время - 10 мин. Таким образом, каждый участник группы имеют возможность выслушать чужое мнение, предложить свое понимание проблемы, поучиться отстаивать найденное решение.

4этап.

Принятие группового решения. Каждая четверка собирается вместе. Поскольку все члены уже осведомлены о возможных способах решения, цель данного этапа заключается в выработке общих положений, при этом большое внимание уделяется не только содержательной части, но и форме исполнения (группы могут предложить решение в виде конспекта, рисунка, схемы, стихов...). Время на поиск - 10 мин.

Эта форма работы помимо активного усвоения информации позволяет выработать навыки совместной деятельности. Особенно она помогает застенчивым детям, благотворно влияет на самооценку школьников. Но как и у всякого метода и у него есть свои недостатки. И один из них это замыкание одной микрогруппы, поэтому когда "Междусобойчики" будут освоены, можно переходить к следующей форме взаимодействия - "Мозаика". Смысл этой методики заключается в поиске совместного решения не столько для одной микрогруппы, сколько для выработки общего мнения целого коллектива. Содержание (проблема, тема и т.д.) аналогично в предыдущей методикой. Однако суть заключается в поиске решения проблемы не внутри, но и за пределами микрогруппы.

1 этап. Внутри круга. Название говорит само за себя: прежде всего проблема решается внутри микрогруппы из 4 человек. Каждый участник к концу обсуждения (время - 15-20 минут) должен иметь общий для данной группы план решений.

2 этап. В людях. Вновь название подсказывает дальнейшие действия. Первоначальные группы временно распадаются, но появляются новые, сформированные по принципу "буквенного единства": А-А-А-А и т.д. Каждый из участников новой группы привносит свой путь решения проблемы знакомится с вариантами других групп. Выбирается общее или лучшее решение.

3 этап. Поиск нового решения. Восстанавливаются и объединяются первоначальные группы. Но участники приходят с обогащенным видением проблемы и пониманием многозначности ее решений. В таком совместном поиске находится более объективное решение по сравнению с работой одной изолированной группы. Время 15-20 минут.

При таком взаимодействии решение каждой отдельной группы оказывается приближенным к единому решению всего коллектива.

И еще одна форма работы, о которой хотелось бы поговорить, это "Дебаты". Класс делится на три подгруппы. Выбирается тема для обсуждения например "Агрессия: это хорошо или плохо". Первая группа будет доказывать, что "Силой можно добиться всего", вторая группа - "Силой ничего не добьешься", а третья - выступает в роли экспертов (в роли эксперта так же может выступать и сам учитель), пока первая и вторая группа готовят эксперты вырабатывают систему оценок. В течение 15-20 минут игроки первой и второй групп обсуждают проблему. Затем в каждой группе выбираются три спикера и таймбрейкер. Первый спикер излагает аргументы своей команды второй спикер (второй спикер должен быть наиболее умным и умеющий быстро мыслить) противоположной команды выкладывает свои контраргументы, затем выступает первый спикер второй команды и второй спикер первой. В третьи спикеры выбираются учащиеся наиболее эмоциональные, артистичные, которые при помощи своего обаяния пытаются привлечь на свою сторону экспертов, т.е. они должны так изложить свои позицию, чтобы "поразить" экспертов и заставить их дать дополнительное очки.

Первому и второму спикеру для выступления дается 1,5 минуты, третьим спикерам по 3 минуты. За временем следят таймбрейкеры.

На первых порах учитель должен подходить к каждой команде помогать в выработке аргументов.

Подобные занятия, позволяют учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями. Они создают потенциально, более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную, позволяют «сжимать» время, и являются психологически привлекательными для учащихся.

1.5 Планирование педагогического общения и подготовка к нему

Педагогическое общение-система ограниченного социально­психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.

Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений воспитателя и детей, обеспечивающий успешность обучения и воспитания.

Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать, ученикам обрести уверенность в общении качестве полноправных партнеров учителя. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение - не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Общий язык с детьми это не язык команд, а язык доверия.

Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.

В системе профессионального педагогического общения взаимодействуют вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты, мимика).

Особенностью речи учителя является ее направленность, обращенность ученикам. Наблюдательный педагог всегда строит свою речь на предвидении возможной реакции на нее своих воспитанников. Он может заранее

представить, как отреагирует на его слова скептик, в какой мере затронет речь легко ранимого ученика, какую оценку она найдет, во взгляде такое предвидение поможет педагогу более рационально организовать свою речь, скорректировать ее при общении.

Устная речь учителя, как правило, речь импровизированная. В этом тоже заключается ее особенность. Учитель-профессионал говорит всегда без непосредственной опоры на текст учебника или конспект урока. Ученики, слушая его, как бы присутствуют в момент сиюминутного рождения слов, выражений. Создается впечатление, что учитель публично мыслит, впервые для себя вместе с учениками открывает истину.

Импровизированная речь- понятие неоднозначное. В одних случаях это речь, заранее подготовленная, придуманная, но умело преподнесенная учителем как «сиюминутная». Это не дословный пересказ, а действительно свободное изложение, создаваемое в момент произношения, но с учетом предварительной подготовки.

В других случаях речь учителя - импровизация в прямом смысле этого слова, речь неподготовленная, рождающаяся, когда условия требуют немедленной реакции учителя. Именно здесь проявляется общая и педагогическая культура учителя, его опыт взаимоотношений с учениками.

1.6 Техника речи

Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связаны со сложным процессом учебного слушания. Поэтому ясно, что процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя. Дети особенно чутки к речевым данным педагога Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь вызывает скуку.

Сегодня разработана система упражнений по технике речи, которая представляет собой комплекс навыков в речевом дыхании, голосообразовании и дикции, который позволяет учителю донести до учеников все богатство своего слова. Рассмотрим, что надо учитывать педагогу при общении.

Дыхание.

В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична, дыхание не вызывает трудностей. Но на уроке, особенно когда учителю приходится говорить длительное время, нетренированное дыхание дает о себе знать: может участиться пульс, покраснеть лицо, появиться одышка.

Различают четыре типа дыхания в зависимости от того, какие мышцы принимают участие в дыхательном процессе.

Верхнее дыхание совершается мышцами, поднимающими и опускающими плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это слабое, поверхностное дыхание, активно работает, лишь верхушки легких

Грудное дыхание осуществляется межреберными мышцами. Изменяется поперечный объем грудной клетки. Диафрагма малоподвижна, поэтому вдох недостаточно энергичен.

Диафрагмальное дыхание осуществляется за счет изменения объема грудной клетки, вследствие сокращения диафрагмы

Диафрагмально-реберное дыхание осуществляется за счет

изменения объема в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Именно это дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевого дыхания.

В чем же отличие речевого (фонационного) дыхания от обычного? Вдох выдох обычного дыхания осуществляется через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность обычного дыхания - вдох, выдох, пауза. Для речи его не хватает. Речь и чтение требуют большого количества воздуха, экономного его расходования и своевременного его возобновления. В речевом дыхании выдох длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха - пауза для укрепления брюшного пресса, а затем длинный звуковой выдох. Его организация имеет большое значение для постановки речевого дыхания и голоса, их развития и совершенствования. Существуют специальные упражнения, развивающие и укрепляющие диафрагму, брюшные и межреберные мышцы.

Что бы речь учителя была более выразительной он должен умело владеть голосом, дикцией, ритмикой.

Голос.

Каковы же особенности голоса педагога? Прежде всего, это сила звука. Сила зависит от активности работы органов речевого аппарата. Чем больше давление выдыхаемого воздуха через голосовую щель, тем больше сила звука Важное условие слышимости голоса - полетность. Этим термином специалисты определяют способность посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость.

Существенное значение имеет гибкость, подвижность голоса, умение легко его изменять. Подвижность голоса, прежде всего, касается его изменения по высоте. Высота - тональный уровень голоса. Человеческий голос может свободно изменяться по высоте в пределах двух октав, хотя в обычной жизни мы обходимся тремя-пятью нотами. Диапазон - объем голоса. Границы его

определяются самым высоким и самым низким тоном. Сужение

диапазона ведет к появлению монотонности. Однообразие звучания притупляет восприятие, усыпляет. Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной окраски. Тембр - окраска звука, яркость, а так же его мягкость, теплота, индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствует основной тон и ряд обертонов, т.е. дополнительных звуков, более высокой, чем в основном тоне, частоты. Чем больше этих дополнительных тонов, тем ярче, красочнее звуковая палитра человеческого голоса.

Все эти свойства голоса вырабатываются специальными упражнениями. Воспитание голоса - процесс индивидуальный и трудоемкий. Он требует строгой индивидуальной методики и контроля со стороны опытных специалистов.

Дикция.

Для учителя четкость произношения - профессиональная необходимость способствующая правильному восприятию учениками речи педагога. Дикция- ясность и четкость в произношении слов, слогов, звуков. Она зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата, который включает губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, голосовые связки.

Если недостатки в речи органического происхождения, то помогут не учебно-тренировочные упражнения, а медицинское вмешательство.

Совершенствование дикции связано, прежде всего, с отработкой артикуляции-движения органов речи. Этому служит специальная гимнастика, которая включает упражнения для разминки речевого аппарата и упражнения для правильной отработки каждого звука. Естественно, быстро исчезнуть неправильные навыки не смогу. Нужен труд, терпение, регулярная тренировка

Ритмика.

Скорость в целом и длительность звучания отдельных слов, а так же пауза в сочетании с ритмической организованностью, размерностью речи составляют ее темпоритм. Это очень важный элемент речи, так как интонация и паузы сам по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателя. Скорость речи зависит от индивидуальных качеств учителя,

содержания его речи и ситуации общения. Трудную часть материала

учитель излагает замедленным темпом, дальше можно говорить быстрее. Обязательно замедляется речь, когда нужно сформулировать тот или иной вывод - определение, правило, принцип, закон. Следует учитывать и степень возбуждения: чем более возбужден ученик, тем медленнее и тише следует говорить учителю.

Для достижения выразительности звучания следует мастерски пользоваться логическими и психологическими паузами. Без логических пауз, речь безграмотна, без психологических - безжизненна. Паузы, темп и мелодика речи в совокупности составляют интонацию. Монотонная речь вызывает скуку понижение внимания и интереса.

создавать условия для его самоутверждения в глазах

сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.

Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо.

Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно, истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги, становиться на их точку зрения.

Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя - важный показатель мастерства общения учителя. Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд. Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений. Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам. Если педагог будет следовать этим советам, то избежит многих проблем и трудностей в общении.

1.7 Средства повышения коммуникативности педагога

Для учителя важны следующие коммуникативные умения:

• Владеть «чтением по лицу» (социальной перцепцией).

• Понимать личность ученика, его психическое состояние.

• «Подавать себя» в общении с учащимися.

• Оптимально строить свою речь в психологическом плане речевого общения, речевого и неречевого контакта с учащимися

В самостоятельной работе педагога по повышению комм;

способностей можно выделить несколько направлений: сам( развитие умений выразительной речи; развитие общих псих< особенностей личности, создающих предпосылки для успей речевыми навыками и умениями. В результате многочислен: исследований и экспериментов психологи и педагоги совету развития коммуникативных способностей следующее:

Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение детям - выражение общественных требований.

Учитель не должен, открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны воспринимать как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога- залог прочных контактов с воспитанниками. Адекватная оценка собственной личности. Познание себя собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.

Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.

Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопризентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо.

Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно, истолковать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и приятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги, - становиться на их точку зрения.

Увеличение речевой деятельности учеников за счет умышления речевой деятельности учителя - важный показатель мастерства общения учителя. Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд. Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений. Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам. Если педагог будет следовать этим советам, то избежит многих проблем и трудностей в общении.


© 2010-2022